Механизм возникновения

Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.

Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.

Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.

В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.

Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.

Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.

Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:

  • тонической;
  • клонической;
  • смешанной.

Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.

Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.

При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.

Среди особенностей характера заик выделяют:

  • робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
  • слабоволие;
  • высокая впечатлительность;
  • смущение при посторонних;
  • чрезмерное фантазирование.

Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.

Лечение дальнозоркости у детей

Для терапии дальнозоркости доктора рекомендуют тренировки зрительных органов с некоторым чередованием нагрузки один и второй глаз.

Специалисты прогнозируют положительный эффект при лечении следующими способами:

  • Попеременные занятия рисованием и чтением.
  • Стимуляция двигательной функции. Наиважнейший этап терапии. В достаточной степени насыщенная кислородом кровь, обеспечивает необходимый тканевый обмен в органах, обеспечивая их развитие.
  • Прием дополнительных препаратов, ускоряющих процессы метаболизма тканей. Однако подобные препараты чаще являются биологически активными добавками, а вовсе не лекарственными средствами, поэтому уповать только на их действие не следует.
  • Микрохирургия. Детям, которым еще нет и трех лет, подобные вмешательства противопоказаны, поскольку в этот период происходит активное развитие зрительных органов.
  • Лазерная терапия. Специалисты прибегают к лазерной хирурги только после достижения пациентом 18-летнего возраста.
  • Сеансы вакуумного массажа и электростимуляции.
  • Аутотренинги.

Нужно ли носить очки ребенку?

Зрение детей, не достигших 3 лет, при дальнозоркости, как правило, не нуждается в коррекции. В таком раннем возрасте носить линзы либо очки даже опасно. Болезнь с течением времени может пройти сама, поэтому многие специалисты утверждают, что слабая дальнозоркость у детей – норма, и очки тут будут только мешаться.

Но бывают и исключения, когда болезнь уже на ранних этапах возрастного развития человека проявляет себя слишком сильно, и патология достигает высокой степени.

Детям более старшего возраста при необходимости прописывают ношение очков при условии, что за их выбор ответственен исключительно врач – подробнее про выбор очков написано тут. Замена очков контактными линзами возможна только для подростков, способных правильно их использовать.

Витаминотерапия

Родители должны давать витамины при дальнозоркости у ребенка, желательно в натуральной форме. Требуется обеспечивать детский рацион полезными микроэлементами и витаминами, поэтому меню ребенка должно быть обогащено:

  • Персиками и бананами.
  • Абрикосами и черносливом.
  • Грецкими орехами, изюмом и курагой.
  • Капустой, морковью, томатами и горохом.

Эти продукты богаты калием. Необходимо употребление витаминов С и А (содержатся в шиповнике, цитрусовых, кабачках). Очень полезна для здоровья глаз лесная черника, ее прием способствует улучшению зрения и снижению утомляемости.

Профилактика детской дальнозоркости

Для предупреждения дальнозоркости необходима организация профилактических мероприятий.

Сегодня разработано множество процедур, подбираемых индивидуально. Для совсем маленьких детей профилактика проводится в игровой форме.

Общие меры по профилактике выглядят следующим образом:

  • Ультразвуковая, лазерная и магнитная терапия – улучшает функции глазного аппарата, устраняет спазмы и дискомфортные ощущения.
  • Правильная организация отдыха и труда.
  • Контроль времени, проводимого ребенком у компьютера и телевизора.
  • Рациональное применение освещения (естественного и искусственного).

При признаках дальнозоркости у ребенка паниковать не стоит, но и упускать время ни к чему.

Своевременная диагностика и лечение дальнозоркости помогут ребенку быстро и эффективно нормализовать отклонения в работе зрительных функций, и тогда он сможет полноценно жить и развиваться.

Последствия запора

Медленно продвигаясь по кишечнику, кал постепенно разлагается. В процессе гниения выделяется аммиак. Накапливаясь в организме, он становится причиной усталости, раздражительности, нарушения сна ребенка. Из-за постоянной интоксикации снижается умственная активность, ухудшаются память и концентрация внимания. Страдает нервная система, замедляется обмен веществ.

Регулярные запоры чреваты выпадением слизистой прямой кишки. Нередко из-за затрудненной дефекации возникают трещины прямой кишки, а на поверхности кала появляется алая кровь. Болезненная дефекация приводит к развитию страхов перед процессом.

Последствия запоров у детей могут быть самыми грозными – от невозможности самостоятельной дефекации (без клизмы или слабительных) до крайней формы последствий запора – энкопреза, потенциальной причины инвалидизации ребенка.

Лечение

Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.

При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.

Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов

Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.

При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.

Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.

В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.

Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.

Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.

От родителей требуется соблюдения некоторых правил:

  • поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
  • создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
  • с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
  • контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
  • проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
  • осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.

Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.

Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.

Лечение запоров у детей

Прежде чем давать ребенку слабительные средства или делать клизмы, попробуйте
воспользоваться следующими простыми рекомендациями.

– Увеличьте количество потребляемой ребенком жидкости до 1,5-2 л в день. Утром натощак давайте ребенку
стакан прохладной воды с 1 ч.л. меда.

– Давайте ребенку больше фруктов и овощей, содержащих целлюлозу (капуста, морковь, кабачки), гемицеллюлозу (бобовые)
, пектин (яблоки, сливы, черная и красная смородина, свекла).

Читайте еще

– Натощак утром выпить 1/4–1,5 стакана минеральной воды с небольшим количеством газа («Ессентуки 4»,
«Ессентуки 17», «Славяновская», «Донат Mg»),

– Измените образ жизни ребенка, увеличьте физическую нагрузку (лечебная физкультура, занятия спортом, прогулки, подвижные игры и др.).

– Формируйте условный рефлекс на дефекацию у ребенка в одно и то же время. Оптимальным временем для дефекации является время после завтрака, когда максимально выражен желудочно-кишечный рефлекс. Поэтому ребенка утром надо будить с учетом времени на неторопливое посещение туалета после завтрака.

В большинстве случаев применение только этих рекомендаций нормализует моторику толстой кишки ребенка.

Если соблюдение этих рекомендаций не дало желаемого эффекта, приступают к более активным мерам.

– Из питания детей надо исключить манную кашу, рис, слизистые супы, кофе, крепкий чай, шоколад, какао, гранаты, чернику, груши, белый хлеб, пироги, блины, печенье, макароны.

– В питание детей необходимо ввести продукты, раздражающие кишечник. Это- черный хлеб, капуста, помидоры, огурцы,
морковь, свекла, кабачки, шпинат, бобовые, апельсины, инжир, финики, орехи, яблоки, чернослив, дыни, персики, тыква, виноград. Умеренно раздражают кишечник свежий кефир, лимонад, квас, мед, сливочное масло, растительные жиры, шпроты.

– Целесообразно добавлять детям в первые или вторые блюда отруби («Фибромед» и др.) по 1-3 чайные ложки (дозу подбирают индивидуально до получения оптимального эффекта).

– При составлении рациона питания необходимо учитывать «кислые» и «щелочные» свойства продуктов. Их соотношение должно быть примерно равным.«Кислыми» продуктами являются поставщики кислот: мясо, рыба, сыр, творог, бобовые — и «пожиратели щелочей» (щелочные вещества тратятся для их расщепления): сахар, шоколад, мороженое, конфеты, булка, макароны, кондитерские изделия, жиры, растительные масла.
«Щелочными» продуктами являются картофель, молоко, сливки, овощи, фрукты, зелень, цельные злаки, яичный желток, орехи.
Сливочное масло и растительные масла холодного прессования нейтральны.

Лучшим завтраком являются мюсли из сырого зерна с молоком и фруктами, ломтик хлеба из зерна грубого помола с маслом, травяной или некрепкий черный чай.

Какие рекомендации бывают?

  • Самое главное, не показывать ребенку, что вы расстроены из-за этой проблемы! Дети очень хорошо улавливают эмоциональный фон родителей и испытывают беспокойство, видя взволнованное лицо мамы. Сохраняем спокойствие и формируем чувство безопасности у малыша.
  • Если малыш не воспринимает горшок, можно попробовать купить новый горшок вместе, чтобы малыш участвовал в выборе.
  • если ребенок испытывает сложности при посещении туалета в детском саду, обязательно надо предупредить воспитателей об имеющейся проблеме. Воспитатель, зная о проблеме ребенка, поможет ему уединиться, чтобы сходить в туалет.
  • ребятам 6-8 лет можно рассказать о строении человеческого тела, о выделительной системе. Но только не пугать страшными последствиями! А объяснить, что при удержании отходов могут начать выделяться вредные  вещества и нарушать работу других органов.
  • с 4-5 летнего возраста хорошо работают терапевтические сказки. Можно пользоваться готовыми сказками из интернета, или  вместе с психологом составить свою собственную сказку, где главный герой такой же мальчик или девочка, как наш малыш и обязательно с хорошим концом!
  • с детками 2-3 лет уже можно применять ролевые игры с игрушками и  используя игрушечные предметы туалетной комнаты, которые очень похожи на настоящие. Таким образом мы проецируем ситуацию на кукол, зайчиков и пр.
  • не надо лишний раз тревожить ребенка и спрашивать часто, хочет он в туалет или нет. Соблюдаем тактичность. — в игре лепите с ребятами всевозможные колбаски-какашки, пусть они будут разного цвета, делайте их полосатыми, веселыми, придумывайте, фантазируйте, покажите малышу, что какать не обязательно сложный процесс. Пусть зайчик на унитазе покакает веселой колбаской. И малыш увидит, что вы тоже не напряжены и не ждете от него конкретного результата.

ПСИХОЛОГ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ:

  • Не ставит диагноз. Хотя и задает вопросы про беременность, роды, развитие, заболевания. Все эти подсказки помогают специалисту лучше понять физиологические особенности ребенка.
  • Не определяет состояние ребенка по фото, видео, только из рассказа родителей, характеристики учителя и т.п.
  • Контакт с ребенком, беседа с родителями, сбор информации о жизни ребенка, его семье, о развитии, детском коллективе, где ребенок находится, – все имеет значение. А еще — определенным образом ведет беседу, наблюдает за игрой, поведением ребенка во время встречи. Это требует знаний и опыта. И не так уж легко и просто, как может показаться на первый взгляд.
  • Не проводит лечение с использованием лекарств. Этим занимается только врач, к которому вас отправит психолог в случаях сложных нарушений.

Когда обратиться к врачу

Опытный педиатр, детский эндокринолог Сапунова Светлана Валерьевна, заведующая педиатрическим отделением клиники НИАРМЕДИК, предупреждает: «Запор у детей – важный повод обратиться к врачу. Ведь помимо того, что запор оказывает негативное влияние на здоровье ребенка, он еще может быть симптомом другого, более серьезного заболевания».

К сожалению, запор у детей – явление достаточно распространенное. Неправы родители, которые считают запор небольшой проблемой и на протяжении долгого времени пытаются сами справиться с затрудненной дефекацией.

Детские гастроэнтерологи сети клиник НИАРМЕДИК проводят комплексное лечение заболеваний ЖКТ у детей. Мамам с детьми удобно добираться – медучреждения НИАРМЕДИК расположены не только в деловом центре, но и во многих спальных районах столицы. Многие родители предпочитают воспользоваться медицинскими программами для детей. Годовое обслуживание в НИАРМЕДИК – это постоянный контроль личного педиатра, консультации профильных специалистов, лабораторные и аппаратные исследования, вакцинация, физиотерапия и массаж.

Родители должны понимать, что проблему с затрудненной дефекацией надо пресекать на начальных стадиях заболевания. Запор не должен быть привычным явлением, с течением времени он может приобрести хроническое течение.

*Названия смесей приведены в качестве информационного упоминания.

Причины запоров

Проблема может появиться в любом возрасте, в том числе и у новорожденных детей. Выделяют четыре критических периода возможного появления запора у детей:

  • введение прикорма у грудничков;
  • отучение от памперсов, привыкание к горшку (в полтора-два года);
  • закрепление рефлекса на опорожнение кишечника (два-три года);
  • период социализации ребенка (детский сад, школа, оздоровительный лагерь).

В большинстве случаев запоры у детей носят функциональный характер (связаны с нарушением регуляции ЖКТ – желудочно-кишечного тракта). У детей раннего возраста причинами функциональных запоров являются нарушения эндокринной и нервной регуляции моторики кишечника, перенесенные ранее кишечные инфекции.

Еще одна частая причина детских запоров – употребление высококалорийных продуктов при явном дефиците грубых волокон (овощей, фруктов). Если ребенок пьет недостаточно жидкости, это также может вызвать запор – каловые массы затвердевают и с трудом проходят по кишечнику.

Среди психологических причин – стресс, конфликты со взрослыми и сверстниками, депрессии, подавление позыва на дефекацию.

Причиной органических запоров являются пороки развития толстого кишечника, но к счастью, у детей данные заболевания наблюдаются очень редко.

Оптимальное время для начала приучения к горшку

Речь идет не о возрасте, а именно о периоде развития. Приучение к горшочку, по сути является перестройкой безусловного рефлекса (неконтролируемого процесса) в условный. И дитя должно быть готово к такой перемене.

Таким образом, по мнению специалистов, есть три главных фактора, основываясь на соответствие которых можно начать высаживать отпрыска на горшок:

  1. Своевременное развитие и отсутствие патологий органов, непосредственно задействованных в процессе мочеиспускания и дефекации (мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, прямая кишка, мышцы брюшного пресса).
  2. Психологическая и физическая активность. Отпрыск должен быть достаточно развит физически, обладать навыками первичной речи и уметь ходить. Очевидно, что, если ребенок не сможет сообщить взрослым о том, что хочет писать, и своими силами добраться до пункта назначения, приучить его ходить на детский горшочек без присмотра будет непросто.
  3. Готовность папы и мамы пройти этот сложный путь вместе со своим карапузом. Приучение к туалету — длительное мероприятие, требующие постоянного контроля со стороны взрослых, внимательного и заботливого отношения к своему чаду.Как показывает практика, начинать приобщать ребенка к горшку желательно в возрасте от полутора до двух лет. Именно в этот период малыш обладает всеми нужными умениями, понимает свои физиологические потребности и психологически готов совершать необходимые для этого процесса действия.

Распространенное заблуждение: многим родителям удается научить свое чадо ходить на горшочек в возрасте до года методом присаживания и выработки рефлекса на звуковое общение, а именно фразами типа «пи-пи» и «ка-ка». Способ действенный, но имеет кратковременный характер, и после переформирования мироощущения дитя в возрасте двух лет, приобретенное умение утратит свою стойкость и потребует переучивания другими методами.

В любом случае детей, которые полностью не овладели навыком самостоятельного хождения в туалет к четырем годам практически нет — именно этот возраст считается максимумом среди практикующих педиатров и является отклонением скорее физического и психологического характера, чем упущением папы и мамы.

 Что важно проверить перед началом обучения?

Прежде, чем приступать к обучению ребенка вставать во время ночного сна на горшок родителям стоит задать себе следующие вопросы:

  • Ребенку больше 2-х лет?
  • Ребенок здоров?
  • Ребенок умеет что-то делать сам без помощи мамы? Например, есть ложкой, сообщать о своих потребностях, нуждах?
  • Ребенок сможет потом уснуть сам ночью, проснувшись  в туалет?

Если Хотя бы на один из этих вопросов вы ответили отрицательно, это значит, что на данный момент малыш не совсем готов к тому, чтобы самостоятельно справляться с горшком ночью.

   Что могут сделать родители, чтобы potty training прошел легко?

Помнить, про возрастные ограничения. Если малышу больше меньше 2-х лет, но при этом он уже достаточно самостоятелен и уже многое умеет и может что-то делать без помощи родителей, то можно начинать приучение к горшку

Но важно помнить и то, что от малыша значительно младше 2-х лет еще не следует ожидать высокой степени самоорганизации в силу физического развития и недостаточной зрелости нервной системы.

Если малыш не здоров, ему важна и нужна помощь родителей. Родителям важно понимать, что приучение к пробуждению на горшок не только воспитательный психологический процесс, но также и процесс, во многом зависящий от физиологии

В случае некоторых заболеваний следует проявить терпение и не настаивать на быстром результате.

Помогать малышу развивать его самостоятельность. После достижения малышом возраста 1 года поощрение родителями самостоятельных действий ребенка – это одна из основных форм стимуляции его развития и укрепление привязанности. Развитие малыша во многом зависит от среды, в которой он растет: насколько среда безопасна, как много там есть возможностей для проб и ошибок, насколько родители готовы поддерживать малыша в его начинаниях (первых шагах, падениях, первых словах и желаниях).

  1. Последний, но совсем немаловажный пункт – это умение малыша заснуть самостоятельно. Приобретенный навык самостоятельного засыпания поможет малышу и в обучении просыпаться на горшок. Умея самостоятельно заснуть, ему будет легче и проснуться самостоятельно, чувствуя свои потребности.

Провоцирующие факторы заикания

Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.

К провоцирующим факторам относят:

  • острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
  • хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
  • ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
  • переучивание леворуких деток;
  • изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
  • такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
  • ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).

В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.

Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.

Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.

Причины заикания

В научном кругу не существует единого мнения по поводу причин заикания. Различные специалисты в разные эпохи придерживались своих гипотез в этом вопросе. В 16 веке испанский лингвист выдвинул такую точку зрения: дефект происходит от того, что уже повзрослевший малыш сосет молоко из груди матери. Чтобы излечить недуг, целесообразно отлучать ребенка от груди, заставляя есть самостоятельно.

В 19 веке ученый Лагузен выдвинул предположение, что логоклонию вызывают чувства стыда, гнева, испуг, страх.

И.А. Сикорский впервые указал на возникновение дефекта в раннем детском возрасте в момент развития речи.

Современная наука разделяет причины, вызывающие логоклонию, на предрасполагающие и провоцирующие.

Предрасполагающие факторы создают внушительную группу. Среди них:

Возрастные особенностиПоловые особенностиПоражение ЦНС

  • патологическое течение беременности – инфекции, гипоксия плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • недоношенность;
  • инфекционные заболевания, перенесенные в детском возрасте – менингит, энцефалит;
  •  корь, коклюш, тиф, рахит, глистные инвазии, эндокринные нарушения;
  • ЛОР-заболевания
  • травмы ГМ – ушибы, ЧМТ.

Наследственность Особенности речевого развития