Что делать, если ребенок плачет при виде чужих
Лучшим лекарством от страхов выступит время. Все дети разные и поэтому для каждого нужно индивидуальное время на то, чтобы привыкнуть к внешности и голосу незнакомца. Некоторым деткам достаточно будет нескольких часов, в то время как другим понадобится несколько встреч с данным незнакомцем. Причем промежутки между встречами не должны сильно затягиваться. Женщина может заранее обзвонить гостей и предупредить о непростом темпераменте крохи. Так, приехавшие родственники будут предупреждены о страхах и не будут навязывать свое общение малышу, брать его на руки и прочее. В дальнейшем, когда тот попривыкнет, то сам потянется к новым интересным знакомым.
Мама может выбрать тактильную тактику общения с крохой при чужих, а именно, взять его на руки, приобнять, приветствуются поглаживания по голове и спинке. Это успокоит малыша и придаст ему уверенности. Мама тщательно должна следить за своей мимикой и жестами при общении с незнакомыми людьми (улыбаться, говорить ровным и спокойным тоном). Это покажет ребенку, что опасности данные люди не представляют. Мама может сама ненавязчиво познакомить своего ребенка с другими детками
Но делать это стоит с осторожностью и ни в коем случае не давить на кроху. Мама должна постараться донести до чада, что новые знакомства несут в себе много нового и интересного
Когда приступы страха у ребенка граничат с истерикой и паникой, то обязательно нужно идти ему на встречу. Психологи советуют не отдавать рано такого малыша в ясли и не оставлять без подготовки с няней.
Когда ребенок боится большого скопления народа, то на некоторое время стоит ограничить посещения людных мест. Но это не означает, что их нужно полностью исключить из детского восприятия. Нужно начинать с малого, водить кроху в те места, где в первую очередь интересно будет ему, а не взрослым. Не нужно при этом забывать про объятия, подбадривания и обязательно стоит сказать малышу, что ему не нужно так стесняться окружающих, ведь все они заняты своим делом.
Мама может взять кроху на руки и во время прогулки попробовать познакомится с другими мамами и их малышами. Как правило, на руках у мамы ребенку будет комфортно и он не почувствует страха перед чужими. В дальнейшем у него отложится, что другие дети не несут угрозу и с ними можно дружить и весело проводить время.
Несомненно, что у ребенка застенчивость может быть чертой характера, но если страхи перетекают в постоянные истерики, то родителям стоит обратиться за помощью к психологу. Иногда гипертрофированные формы страха могут быть патологиями в деятельности нервной системы.
Для профилактики детских страхов психологи рекомендуют проводить родителям как можно больше времени, играя с чадом. К этому не относится то время, когда мама занимается хозяйством, а малыш топчется поблизости в кроватке или манеже. Нужно развивать кроху, читать ему книжки, играть, рисовать, лепить поделки.
Было подмечено, что в семьях с мягкими мамами и очень подвижными отцами, дети менее тревожны и подвержены страхам. Идеальным вариантом будет когда мама и папа обязанности воспитания крохи будут воспринимать совместно и с большой ответственностью, а не скидывать его друг на друга как обузу.
Сказкотерапия
Для устранения страхов хорошо подходит способ сказкотерапии. Ведь нравоучения мало чем помогут, тогда как наглядный сказочный пример настроит малыша на нужный лад. Ребенок сможет взглянуть на свои страхи со стороны и освободится от них.
Есть замечательная сказка про слоненка, который очень хотел найти друзей, но стеснялся подойти к кому-либо. Но в итоге он все же преодолел свои страхи, подружился с остальными и они весело проводили время. Такая сказка поможет ребенку стать более уверенным и покажет ему, что вовсе не страшно подходить к другим деткам для знакомств и игр.
Страхи, в основе которых лежат особенности личности ребенка и общего его самочувствия.
Возбудимые, ранимые, чуткие и впечатлительные дети, а также те, кто ослаблен физически, — все они легче поддаются вышеперечисленным страхам, поэтому родителям крайне важно это учитывать. Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха
Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт
Именно здесь лежит ответ на вопрос, почему в одинаковой ситуации один ребенок не боится, а другой — просто трясется от страха. Здесь сложились воедино такие пазлы, как личность ребенка, его темперамент, устойчивость и сила нервной системы, имеющийся у него багаж знаний и прошлый опыт.
Общение или затворничество: что лучше для пугливого ребенка?
Практика показывает, что нелюдимыми могут долго оставаться те девочки и мальчики, в чьих домах не бывает гостей, и кто сам не бывает в обществе. Дети все время проводят наедине с мамой, поэтому появление других людей вызывает стресс. Они поздно начинают дружить, не умеют вести себя со сверстниками, избегают взрослых.
Те же семьи, которые постоянно ходят в гости, принимают друзей и родственников в своих домах, чаще всего растят малышей, открытых к общению, играм и дружбе. Такие дети легко могут завести разговор сами, принести и показать игрушки, поделки и задать взрослым интересующие вопросы.
Если ваша семья относится к первому типу, не нужно впадать в крайности и с завтрашнего дня наполнять дом приглашенными незнакомцами. Выходить в общество следует постепенно.
Увеличьте время прогулки с малышом, разговаривайте сами с ребятами на детской площадке, знакомьтесь с их мамами. Не отказывайтесь от приглашений, если вас с ребенком позовут в гости.
Настраивайте детей на позитив: поиграете в интересную игру, сможете обменяться игрушками и научитесь рисовать на песке. Поощряйте общение и дружбу, зовите к себе домой, если имеете возможность принимать гостей.
Страхи, основанные на травматическом опыте ребенка или невротические страхи.
Они являются наиболее сильными, трудно искоренимыми. Если не оказать такому ребенку вовремя помощь, ситуация может осложниться вплоть до распада личности.
Так, переживший какую-то трагедию или насилие, ребенок пронесет это воспоминание через всю жизнь. Если этот момент совпал по времени с каким-то возрастным страхом, или ребенок сам по себе очень ранимый, или нет доверия родителям, действие страха усиливается.
В этом случае может искажаться восприятие себя как цельной самодостаточной личности, проявляться не свойственные ребенку различные стереотипы поведения (моторные, вокальные тики, энкопрез, энурез и др.).
В более тяжелых случаях, когда страх превышает возможности организма, ребенок может утратить связь с реальностью.
Как родителям отличить настоящий страх от попыток манипуляции взрослыми?
Есть дети, которые симулируют страхи в надежде избежать чего-то или кого-то. Здесь можно понять по поведению ребенка. Страх сам по себе — это достаточно сильная эмоция, тело ребенка хорошо отражает его чувства: оно зажато, скованно, у него заметен «стеклянный взгляд», онемение (словно парализовало страхом) либо же можно наблюдать бегство от источника опасности, пронзительный крик, беспорядочные хватательные движения.
Симулирующий страх ребенок себя выдает непроизвольными, порой лишними, движениями. Например, говоря неправду, он отводит глаза, прячет руки или прикрывает ими рот. Эмоции страха неяркие, подчеркивается причина: «Я боюсь…, и я хочу/не хочу…»
Тем не менее, когда ребенок говорит, что он чего-то боится, первое, что нужно сделать — это поверить ему и поддержать его, помочь ему справиться со своей эмоцией. И понаблюдать за его поведением, чтобы установить причину. Потом уже делать выводы о мнимом или реальном страхе.
Чтобы ребенка не одолевали страхи — окружите его безусловной любовью, обеспечьте ему безопасность и защищенность как физическую, так и психологическую. О последней многие родители почему-то забывают…
Лишь уверенный в себе малыш, доверяющий родителям, способен преодолеть любые страхи!
Дорогие родители, пожалуйста, поделитесь в комментарии, помогла ли вам статья про детские страхи? С какими страхами ребенка вы уже сталкивались? Что делали для их преодоления?
Проявление боязни чужих людей
Каждый ребёнок — индивидуальная личность, поэтому и этапы развития малыши проходят по-разному. Ближе к году, месяцев с 7–8 у детей происходит большой скачок в психоэмоциональном плане. Именно в этом возрасте у ребёнка появляется настороженность к другим людям, помимо мамы и тех, кого он видит регулярно. Психологи объясняют, что ребёнок очень зависим от родителей, особенно от мамы. Он знает её голос, как она выглядит, умеет различить по запаху. Далее в списке родных людей стоит папа.
Бабушек и дедушек, друзей семьи, крестных и других людей, которых ребёнок видит довольно часто, он не воспринимает как угрозу и спокойно относится к их присутствию. Но стоит сделать перерыв — он забудет их и в следующую встречу может отказаться идти на контакт.
Медики объясняют родителям, что страх к чужим людям — самый первый, который испытывают младенцы. У каждого ребёнка он может проявляться в разном возрасте, но начинать опасаться других взрослых дети начинают с семи — одиннадцати месяцев. Такая ситуация может продолжаться до двухлетнего возраста.
Таблица: причины появления страха в разном возрасте
Возраст ребёнка | Почему малыш начинает бояться |
7 месяцев — 2 года | Страх обусловлен тем, что малыш боится потерять маму. В этом возрасте только с ней он чувствует себя в безопасности. Сейчас младенец воспринимает мать не только как источник получения пищи, но и как защиту, успокоение, комфорт. Как только женщины долго нет рядом, ребёнок может не просто плакать, но и истерить, ведь он не понимает, что мама скоро вернётся. Объяснения в этом возрасте не помогут, действенным может быть только мамино присутствие. Поэтому ребёнок воспринимает любого взрослого, которого не знает и не видел ранее как потенциальную угрозу. В подсознании крохи чужой мужчина или женщина может забрать его у матери, или самого родного человека у малыша. По мере взросления дети перерастают этот страх и начинается этап социализации. |
2 — 4 года | Если до двух лет боязнь чужих людей медики считают нормой, то проявление страха старше этого возраста — уже проблемой, которую необходимо решать. Малыши могут относиться с настороженностью к посторонним, но не должны закатывать истерики при виде незнакомца. Если у ребёнка вызывает ужас один вид взрослого человека — это повод обратиться к неврологу и психологу. Медики объясняют, что страх может сохраняться на подсознательном уровне, например, в раннем детстве были случаи, когда кто-то сильно обидел ребёнка или причинил ему физический вред. Поэтому подсознание на интуитивном уровне старается защититься от пережитых негативных эмоций. Если родители вовремя не будут помогать малышу справиться с этой ситуацией, она может перерасти в фобию и вызывать определённые сложности во взрослой жизни. |
старше 4 лет | Ребёнок старше четырёх лет — уже сформировавшаяся личность с развитой способностью анализировать и делать определённые выводы. Поэтому дети не должны истерить и плакать при виде чужого человека. Они могут не захотеть общаться с незнакомцем, но ведут себя адекватно в любой ситуации. Если малыш панически боится людей в этом возрасте, это может быть связано с психологическими травмами в прошлом или настоящем. Часто причиной является физическое насилие, тогда срабатывает инстинкт самосохранения и мальчик или девочка проявляют страх ко всем людям, которые теоретически могут причинить им вред. В данной ситуации помочь может только психолог или психиатр. |
По мнению специалистов, дети чаще боятся мужчин, ведь женщины напоминают им маму. Особенно пугают крох мужчины с бородой и усами, они выглядят более устрашающе. Некоторые малыши некомфортно себя чувствуют в местах большого скопления людей: у них начинается паника и истерика. Это связано с тем, что дети инстинктивно чувствуют опасность, например, что люди заберут их от мамы.
Чтобы избежать истерик в кабинете врача, родители должны подготовить кроху к приёму: терпеливо объяснять процесс проведения процедуры или осмотра и не кричать на ребёнка
Почему ребенок не слушается: объяснение на примере распространенных ситуаций
Для начала стоит разобрать ситуацию, при которой ребенок в 3-4 года не слушается маму, но робеет и ведет себя спокойно перед папой. Она является распространенной и трудно разрешаемой, поскольку требует изменения поведения всех членов семьи. По сути, дети, которые так себя ведут, не хотят слушаться никого из родителей, но папу они боятся. Потому что он строже и непреклонен в своих требованиях.
Причины непослушания могут быть самые разные
При возникновении такой ситуации родителям следует поговорить и найти баланс, при котором они оба смогут вести себя примерно одинаково. В здоровой семье малыш должен уважать и отца, и мать. Излишняя мягкость со стороны родительницы (как и строгость отца) приведет к формированию неправильного восприятия семьи.
Игры со спичками
Если ребенок проявляет небезопасное поведение (выбегает на дорогу, трогает горячие предметы, подходит к уличной собаке), то это в первую очередь говорит о том, что он не осознает факта опасности своих действий
При этом малыш наблюдает реакцию со стороны родителей (повышенное внимание, беспокойство), и она его устраивает. Соответственно, в такой ситуации мама с папой должны объяснить, почему то или иное действие является небезопасным и к чему оно приводит
Например: собака может укусить, а горячий предмет – обжечь
Важно донести до ребенка информацию в понятной для него форме
Истерики на публику
Опять же, малыш не осознает того, что он ведет себя неправильно и некультурно, но он видит реакцию окружающих и пытается с ее помощью добиться желаемого от родителей. Нужно объяснить ребенку, что все люди в обществе должны соблюдать определенные правила. Также следует пояснить, почему нельзя совершать то или иное действие. Например, громкий разговор в кинотеатре мешает другим людям насладиться фильмом, из-за чего они уходят с сеанса расстроенные. Нужно сказать ребенку, что, если он будет шуметь в кинотеатре, родители не смогут брать его с собой.
Выполнения запретов надо добиться обязательно
Капризы или “мам, ну купи”
Ребенок старается добиться желаемого единственным доступным и понятным для него методом – истерикой или некой формой попрошайничества. Сначала он может вести себя вежливо, потом агрессивно или плаксиво. Эта модель поведения свойственна капризным детям, поэтому ее необходимо искоренять. Можно, допустим, просто вывести ребенка из магазина и поговорить с ним дома. Также хорошим вариантом является доступное объяснение того, почему в конкретный момент родители не в состоянии чего-то купить или сделать. Ребенку необходимо понимать, что все блага и вещи достаются не просто так, а вследствие прикладывания больших усилий.
Внутренний протест
Мама сказала ребенку, что сегодня он пойдет в садик в желтой рубашке, а он принципиально надел синюю. Или, например, вместо осенней обуви – летнюю. В этой ситуации малыш пытался продемонстрировать свою самостоятельность. В этом возрасте все дети поступают противоположно родительским требованиям. Маме с папой необходимо проявить понимание и предоставить право выбора хотя бы в незначительных моментах (как раз таких, как выбор гардероба). Это поможет ребенку быстрее удовлетворить желание показать собственное “я”.
Непослушание – это борьба за самоутверждение
Что такое детские страхи?
Конечно, важно определить, что же такое детские страхи? Детские капризы и выдумки? Попытка обратить на себя внимание взрослых? А может это повод для серьезного беспокойства? Где же граница нормы и патологии, безобидных возрастных страхов и психопатий?
По началу, необходимо понять самим родителям, что тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и удивление, радость и грусть. Некоторые страхи с возрастом исчезнут. Но если они болезненны для малыша, сохраняются длительное время, то заслуживают особого внимания, а часто и требуется помощь профессионального психолога.
Какой должна быть реакция на истерики, непослушание?
Как правило, малыши 3-4 лет сталкиваются с агрессией со стороны родителей, когда не слушаются, закатывают истерики, дерутся. Такая реакция объяснима тем, что мама с папой не понимают, как вести себя. Некоторые родители склоняются к физическому наказанию или начинают кричать в ответ. Другие ставят ребенка в угол, бесконечно лишают его то игрушек, то мультиков. Но подобная череда наказаний редко приводит к ожидаемому результату.
.
Если ребенок в возрасте четырех лет не слушается вообще, родители усиливают наказания и увеличивают время их действия. С точки зрения психологии правильно поступать противоположным образом. С чадом необходимо постоянно говорить, увеличивая время разговора, добавляя понятные и нейтральные примеры.
Пример в духе:
не будет понятен 3-4-летнему ребенку. Поэтому родитель должен четко обозначить границы и правила поведения для конкретных ситуаций. Если малыш кричит в магазине, просит купить игрушку, то ему нужно сказать: “сейчас у меня нет денег на эту вещь, но, если ты перестанешь себя так вести, мы купим ее, как только появится возможность”. Можно поставить конкретное условие, допустим: “я куплю тебе игрушку, если ты в течение недели будешь заправлять кровать и убирать вещи в своей комнате”.
Нарушение запрета нельзя оставлять без внимания
Пример правильной конструкции просьбы со стороны родителей: “ты (обращение к ребенку) ведешь себя спокойно в магазине, идешь рядом с нами (с родителями), а взамен мы покупаем тебе что-нибудь (начиная от конфеты и заканчивая игрушкой), если есть деньги”
Еще один пример: “ты убираешь в комнате игрушки (важно добавлять конкретику), после чего смотришь мультики на протяжении энного количества времени”
Пример неправильного поведения в ответ на непослушание: “малыш начинает буянить и плакать, мама злится и применяет к нему физическое наказание при посторонних людях” или “ребенок отказывается убирать игрушки, за что раз за разом отправляется в угол”.
Советы на тему того, как успокоить капризного ребенка
Примерно с 3-4-летнего возраста ребенок перестает слушаться и начинает капризничать. Зачастую своим поведением он тревожит не только маму с папой, но и незнакомых людей
Поэтому для родителей важно уметь корректировать настроение своего чада, независимо от ситуации
Эффективные способы, помогающие успокоить ребенка:
Переключение внимания. Быстрый и действенный способ, который применим в любой ситуации. Например, ребенок капризничает в общественном транспорте
Как отвлечь его внимание? Достать смартфон и показать ему фотографии птиц, героев мультсериалов, необычных животных. Это действие нужно сопровождать завлекающей речью: “хочешь, я покажу тебе слона с огромными ушами?” или “давай я включу тебе видео со смешными котятами”
Действовать нужно ситуативно.
Режим собеседника. Иногда стоит только поговорить с малышом и постараться объяснить ему, почему он испытывает те или иные ощущения
При этом нужно вести себя нежно и осторожно, не повышая голоса. Плохое поведение, обусловленное недостатком внимания, легко корректируется помощи этого способа.
Игнорирование
Если ребенок упорно капризничает, то есть смысл в том, чтобы начать его игнорировать
При этом важно наблюдать за его реакцией, за поведением и состоянием, не показывая своей заинтересованности. Метод игнорирования лучше всего использовать наедине с ребенком
Малыш может не успокаиваться долгое время и доставлять дискомфорт окружающим.
Это экспресс-способы успокоить ребенка, не дать ему устроить переполох и закатить грандиозную истерику. Как правило, когда ребенок уже находится на “взводе”, более мягкие или, напротив, жесткие методы перестают работать. Например, если шлепнуть малыша или припугнуть его запретом на последующий просмотр мультиков, то он, вероятно, разозлится еще сильнее.
Страхи, обусловленные становлением и развитием психики, или возрастные страхи, присущие каждому из нас.
Они возникают в определенные периоды, периодически повторяются и, если обстановка в семье благоприятная, со временем бесследно проходят.
Например, в 0-2 мес. новорожденные и младенцы обладают повышенной сензитивностью, боятся резких звуков, резкого перемещения в пространстве.
В 3-6 мес. малыши могут испугаться редко приходящих родственников, их усов, бороды, очков (особенно если кроха их не видел у папы), больших предметов, высоты.
В 7-8 месяцев ребенок сильно тревожится, если мамы нет рядом, отказывается идти на ручки к другим. Если в это время и до 2 лет малыш НЕ переживал острую разлуку с мамой, госпитализацию, болезненное лечение — страх проходит.
Обусловлено тем, что у малыша изначально идет осознание своей неразрывной симбиотической связи с мамой. И оказаться без нее — значит, потерять часть себя, даже погибнуть. Психологическое отделение (сепарация) у ребенка наступает между 1 и 2 годами: он понимает, что мама существует отдельно от него, но она никуда не исчезает. Наступает первый этап взросления, кроха начинает спокойно отпускать маму от себя.
Мамы часто жалуются:
В таких случаях форсировать расставание не рекомендуется, чтобы не усилить беспокойство. Спокойный малыш гораздо быстрее будет готов проводить маму, чем тот, который на этом уже обжегся и получил отрицательные эмоции.
А что делать, если кроха уже боится, а маме нужно периодически отлучаться?
В 2 года многие дети продолжают оставаться чувствительными к громким и неожиданным звукам, к боли, высоте, одиночеству. Они начинают бояться темноты, как спутника одиночества.
Причину новых страхов — темноты и одиночества можно связать с завершающим этапом сепарации. У кого-то этот процесс проходит незаметно (ребенок сам справляется, опираясь на доверие родителям и чувствуя себя безопасно), а у кого-то всплесками (то боится, то нет) и постепенно проходит.
Если нет предыдущего положительного опыта, двухлетка может испугаться животных, даже если перед ним просто дружелюбная собака, отказаться ехать в транспорте. Расширение взаимодействия с окружающим миром на фоне ощущения безопасности помогает таким детям преодолевать испуг и получать новый положительный опыт.
В 3 года у ребенка возникает страх оказаться отверженным, получить наказание в семье (и в садике, если он начал его посещать). Во время пребывания в новой группе может возникнуть страх перед сверстниками, особенно, когда есть сопутствующие проблемы (невнятная речь, гиперактивность, физический недостаток и др.). В такой период на фоне усиления этих страхов могут вылезти сопутствующие проблемы (заикание, энурез, тики).
С 3 до 5 лет многие дети боятся Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ. Они продолжают бояться боли, неожиданных звуков, воды, транспорта, одиночества, темноты и замкнутого пространства, особенно если в семье напряженная обстановка и дети не могут психологически чувствовать себя в безопасности.
В 6 лет иногда появляется страх смерти как своей, так и родителей.
В 7-8 лет прежние страхи постепенно рассеиваются, но появляются новые, обусловленные школьным социумом: боязнь опоздать, оказаться изгоем в классе, получить плохую оценку или выговор от учителя и родителей, подвергнуться насмешкам от одноклассников.
В подростковом возрасте (10-12, 12-16 лет) страхи чаще связаны с идентификацией себя как личности, оценкой своей привлекательности, значимости в глазах сверстников, своих возможностей проявить себя в каком-то деле.
В этом периоде родители хотя и отходят на второй план, но подросток продолжает остро нуждаться в их поддержке, даже если не признается в этом. Если нет понимания в семье — страхи усиливаются (вспомним значимость чувства безопасности).
Подросток ощущает себя никчемным, бессильным или невостребованным — так возрастает личностная тревога, приводящая либо к отгораживанию себя от мира, либо к девиантному (отклоняющемуся от нормы) поведению, цель которой чаще всего — доказать себе, а потом и остальным, что ты крут, ничего и никого не боишься. Все это — защитный механизм, позволяющий ощутить свою мнимую безопасность.
Почему дети в год, два и старше боятся сверстников и не хотят играть с ними
Психологи объясняют, что восприятие окружающего мира у детей и взрослых кардинально отличается. Мужчины и женщины знают, чего можно ожидать от других людей, а вот ребёнок часто бывает не готов к реальности. Дело в том, что в домашней обстановке кроха всегда окружён заботой, нежностью и любовью. Для своей семьи он целый мир, который оберегают и защищают мама и папа. Поэтому в процессе социализации малыш ждёт такого же отношения к себе и от других членов общества, и не только от старших по возрасту, но и от сверстников.
Причины появления страха у маленьких мальчиков и девочек
Гиперопека со стороны близких. Конечно, взрослые должны заботиться о своих отпрысках, поддерживать и помогать им. Но некоторые мамы и папы не оставляют места для самостоятельности, а создают неестественные условия, где всё вращается вокруг их сына или дочери: по первому требованию исполняются малейшие желания, согласно строгим критериям выбираются достойные друзья для игр. Бывают случаи, когда малышу вообще не позволяют приближаться к другим детям. Всем этим родители оказывают своему чаду плохую услугу, ведь учиться жить и контактировать с ровесниками всё равно придётся
А когда в двухлетнем или трёхлетнем возрасте приходит время для посещения детского сада и адаптации в социуме, тепличный ребёнок оказывается неподготовленным к тому, что внимание уделяется не только ему, но и в равной мере другим. Он не может правильно выстроить своё поведение, а сверстники не станут мириться с тем, кто хочет, чтобы всё было только по его плану
Поэтому кроха и близко не желает подходить к ровесникам, а предпочитают оставаться в уютном мире, который создали для него в семье.
Непонимание ситуации. Часто причиной проявления страха становится незнание того, как вести себя с другими малышами. Например, в процессе игры у крохи забрали игрушку. Он начинает плакать, ведь вещь его, и она ему нужна. Но вот как вернуть её обратно он просто не понимает. Или другая ситуация: ребёнок подходит к детям, но на этом его знания заканчиваются. Он всего лишь стоит и смотрит на то, как играют другие, а через время уходит, потому что его не принимают в группу.
Особенности характера. Стеснительность и застенчивость часто являются преградами на пути к общению между детьми. В каждой группе есть явные лидеры и те, кто стоит в стороне. Многое зависит от индивидуальных качеств развивающейся личности, поэтому некоторым ребятам нужно не несколько дней, а недель (иногда даже месяц) для адаптации. Ребёнок привыкнет, освоится и постепенно начнёт общаться с ровесниками.
Доктор Комаровский считает, что многие проблемы у маленьких членов общества возникают из-за неправильного воспитания и модели поведения, которую прививают им родители. Поэтому знаменитый педиатр настаивает: необходимо приучать детей к определённому режиму, показывать, что главные в семье именно мама и папа, их нужно слушаться, и это обязательно.
Признаки, которые должны насторожить родителей
Прежде чем принимать решение и думать, как помочь крохе, родители должны оценить ситуацию и определиться с причинами, по которым ребёнок может бояться играть с другими детьми. Часто взрослые просто не замечают, или не хотят замечать, что у их чада есть проблемы с общением и социализацией. Специалисты разъясняют некоторые признаки, которые должны насторожить мам и пап:
- малыш с удовольствием играет на площадке только в том случае, когда там нет других детей;
- отчётливо видно, что кроха постоянно держится на расстоянии от ровесников, даже когда они находятся рядом;
- ребёнок делает робкие попытки подойти к другим ребятам, но сразу же возвращается обратно на свой наблюдательный пункт. Как только сверстник пытается пойти на контакт, малыш убегает и прячется за родителей.
Мамина опека
Если малыш стал неконтактным, то причина может крыться в чрезмерной опеке матери, бабушки или няни. Когда он проводит с ними все свое время, чувствует, что ему больше никто не нужен, и мама, в свою очередь, поддерживает это ощущение, ведь ей так хочется защитить чадо и понимать, что она ему жизненно необходима.
Действительно, между матерью и ее ребенком существует симбиотическая связь, ведь они ощущают себя одним организмом, как во время беременности. Но со временем чрезмерная опека может и навредить, ведь птенца необходимо понемногу отпускать из гнезда и из-под теплого крыла, где он не может остаться на всю жизнь.
Довольно часто, если круг общения родителей довольно узок, то есть к вам нечасто приходят гости, да и вы мало с кем общаетесь, вы начнете замечать, что покладистый и смирный киндер, попадая в детский коллектив, резко стал драться, хотя до этого за ним этого никто не замечал. Просто малыш не знает, как общаться со сверстниками, и выбрал такую линию поведения.
Именно поэтому чаще выводите ребенка в свет, старайтесь постоянно гулять в новых местах, не обязательно многолюдных. Приглашайте домой детей, ведь на своей территории ребенок будет чувствовать себя увереннее.
Дайте ребенку больше свободы – пусть самостоятельно выберет, какие игрушки брать в песочницу и на какую площадку пойти.
Воспитание ребенка на собственном примере
Что делать, если ребенок не слушается – советы
Лучший метод воспитания – собственный пример. В возрасте 3-4 лет дети склонны к подражанию близким людям, преимущественно родителям. Поэтому большую часть поведения они “подсматривают” у мамы с папой. Соответственно, если вы хотите, чтобы ваш ребенок выкидывал мусор в урну – сами не позволяйте себе кидать фантики на асфальт. Желаете добиться нежности и доверительного уровня общения – покажите это в своих отношениях с супругом или супругой. Это работает неизменно и практически для всех детей. Проводите больше времени с малышом, учите его, учитесь вместе с ним и пытайтесь показать, как нужно делать. Пустые запреты никогда не дадут нужного эффекта.
Причины возникновения страха у детей.
Давайте проанализируем причины возникновения страха:
— Конкретный случай, который напугал ребенка (стал свидетелем аварии, напугала собака, застрял в лифте).
— Внушенные страхи, источник этих страхов взрослые, которые предупреждают ребенка об опасностях, часто слишком настойчиво или эмоционально: «чужой дядя тебя заберет», «не беги — под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!».
— Воображение ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте, представляет картину бушующего пожара в квартире и т.д. Такие фантазии часто питают телевизионные новости передачи и многие современные мультфильмы.
— Семейные ссоры. Ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся, часто дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, это повышает тревожность малыша и ведет к серьезным глубоким страхам-
— Отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или его запугивают сверстники разными историями, а взрослые наказаниями, у малыша могут появиться социальные страхи.