Как научить ребенка защищать свои границы

Ребенок познает границы и учится быть автономным от пяти до семи лет. Границы тела, границы себя, свои возможности и страхи. «Что чужое, а что мое». Только осознавая все это, он начинает понимать, что такое опасность: «Идти с незнакомым человеком нельзя, потому что это опасно для МЕНЯ. Для МОЕГО здоровья. Мама не сможет мне сейчас помочь, ее нет рядом, я должен позаботиться о себе сам».

Есть список элементарных навыков самообслуживания и самоконтроля, которым должен овладеть ребенок до первого класса школы:

  • приготовить простое блюдо;
  • оказывать себе элементарную медицинскую помощь (помазать порез зеленкой, заклеить пластырем);
  • самостоятельно помыться;
  • следить за своим расписанием и планировать день;
  • самостоятельно встать и собраться в школу.

Разговоры про безопасность должны идти от того, что ребенок должен максимально многому научиться именно в этот период (пять — семь лет). Например, умение правильно переходить дорогу, это тоже про безопасность, которая связана с навыком — развитием глазомера. Развитие глазомера происходит, например, в процессе игры в мяч или бадминтон, где нужно уметь оценивать расстояние от себя до движущегося предмета.

Над чем и как стоит «поработать» с ребенком дошкольного возраста особенно внимательно:

1 Над границами тела. Чтобы ребенок быстрее познавал себя, стоит не просто заставлять его выполнять простые задачи, но и обсуждать действия на каждом этапе. Например, он начинает самостоятельно мыться. Первое время вы все же ему немного помогаете и при этом комментируете: «Вот это спина, вот это руки, вот, смотри, на волосах остался шампунь». Так он учится инспектировать собственное тело.

Опытные психологи о воспитании детей

Получайте новые статьи раз в неделю:

на эл. почту

2 Над самостоятельными перемещениями. Впервые доверить ребенку сходить в ближайший магазин можно начиная лет с шести. Ходить в школу одному и возвращаться домой, если школа находится рядом, ребенок может с первого класса (шесть-семь лет). Если дорога до места требует перехода через участок оживленного движения автомобилей — лет с восьми.

3 Над ответственностью и управлением временем. Знание ребенком распорядка собственной жизни — расписания — способствует принятию ответственности за все, что с ним происходит. Знает ли ваш малыш во сколько и когда у него тот или иной кружок? Может ли вовремя начать собираться? Отдает ли себе отчет, что это его занятия, а не мамины и бабушкины дела? Повесьте расписание жизни ребенка над его кроватью, научите его следить за временем и планировать день.

4 Над взаимодействием с окружающими. Позвольте ребенку самому решать, какой формат общения с окружающими для него комфортный. Например, если он не любит, когда его часто обнимают и «сюсюкают» с ним, прислушайтесь к этому и не заставляйте его терпеть то, что ему неприятно. Если он медленно адаптируется в новом коллективе, дайте ему столько времени, сколько нужно, а не подгоняйте замечаниями «Ну что ты такой стеснительный, вон все дети уже играют! Иди и играй (дружи) с этим мальчиком (девочкой) прямо сейчас». Вы же сами не бежите навстречу всем незнакомцам с распростертыми объятиями тут же общаться и дружить.

Все «потеряшки» неси в школу

Детям с 9–10 лет свойственен героизм. Они хотят быть нужными. Поэтому, найдя потерянный кошелек, начинают звонить по визитке, чтобы вернуть вещь владельцу, увидев собаку с адресным ошейником — ведут ее по указанному адресу, а если потерявшийся малыш просит их провести его домой, они с энтузиазмом отправляются в чужой двор или даже район. Задача родителей рассказать, что этого делать нельзя. Желание помочь похвально, но решив действовать самостоятельно, ребенок подвергает свою жизнь опасности, ведь вместо благодарности за возвращение «потеряшки», там ребенка может ждать «засада».

Чтобы обезопасить себя, но при этом не остаться безучастным к чужой беде, ребенок должен позвонить родителям и рассказать о том, что приключилось. После этого, если родители разрешат, вся помощь должна проходить через школу. Учителя в ответственности за ребенка за час до уроков и в течение часа после. Поэтому если перед или после школы ребенок нашел какую-то вещь или встретил потерявшуюся собачку или маленького ребенка — нужно отправиться в школу, где классный руководитель решит, что делать. В  другое время — следует сразу же обратиться в полицию.

  • Наш эксперт:
  • Марта Юдина, детский и семейный психолог

Не бойтесь вести разговор в своем направлении

Как правильно общаться с новыми людьми? Так, как вам этого хочется: можете слушать собеседника, а можете сами вести разговор. Если с первым вариантом всё просто, то как быть со вторым? Что значит вести разговор и как делать это эффективно?

Поговорим об этом.

Вам интересно слушать людей, которые увлечённо рассказывают о чём-либо? Наверняка да. Обычно мы заражаемся тем энтузиазмом и энергией, которую излучают эти люди, разговаривая на свои любимые темы. Даже если изначально тема не была нам слишком интересна.

Поэтому если вы хотите захватить инициативу в разговоре и вести его в свою сторону – смело делайте это. Ненавязчиво переведите беседу в то русло, которое вам интересно, и увлечённо рассказывайте об этом.

Поиграйте

Инсценируйте встречу ребенка с незнакомцем. Один из родителей может играть роль незнакомца, который что-то дружелюбно предлагает крохе. Ребенок должен сразу отойти и подбежать к другому родителю, рассказав ему о встрече с «чужаком». Разнообразьте игру различными «приманками». Пусть ваш «незнакомец» будет добрым, беспомощным или, наоборот, грозным, требующим, чтобы ребенок подчинился и пошел с ним.

1Агрессивный взрослый Опасно, если чужой человек начинает уводить ребенка силой. В таком случае ребенку понадобятся силы и смелость, чтобы громко кричать. Главное — делать это правильно! Просто слезы и крики не помогут. Окружающие могут не понять, что происходит, и подумать, что перед ними обычная картина, когда родитель пытается усмирить капризного малыша.

Научите ребенка  Если кто-то схватил за руку, то нужно отбиваться и кричать, что ты этого человека не знаешь. Например, так: «Помогите! Это не мой папа!»

Поиграйте  Выберите любую игру, в которой присутствует захват. Пусть взрослый догоняет и ловит ребенка, а тот должен громко звать на помощь

Здесь важно помочь ребенку не стесняться громко кричать

2Знакомые «незнакомцы» К сожалению, около 80 % случаев насилия по отношению к детям совершают знакомые им люди. Поэтому иногда знакомые даже опасней чужаков. Ребенок должен знать, кто имеет право забрать его из детского сада, занятий в клубе или из школы. Обязательно уточните в учреждениях, которые посещает ребенок, как действуют воспитатели, если за ребенком пришел кто-то, кого они не знают или кого они не ожидали, или составьте список тех, кому можно забирать вашего ребенка, и договоритесь, что вам сразу позвонят, если за чадом придет кто-то другой.

Научите ребенка  Если ты встретил знакомых людей (друзей, соседей, тренера, знакомых твоей семьи) и они тебя куда-то зовут, то всегда сначала нужно рассказать об этом родителям и идти только с их разрешения! Если кто-то из знакомых взрослых делает что-то неприятное, что тебя смущает, трогает за части тела, которые закрываются нижним бельем, заставляет хранить от родителей секреты — обязательно расскажи нам, мы защитим тебя и прекратим это.
Конечно, чтобы объяснить такие вещи ребенку, понадобится не просто одноразовая беседа. Необходимы истории, примеры, которые не напугают его, но помогут реагировать правильно. Хорошо вместе с родителями посетить специальные занятия, где малыш в компании с другими детьми сможет научиться правильно действовать.

Поиграйте  Попробуйте с ребенком вспомнить сказки, в которых знакомые или малознакомые персонажи поступили с героем нехорошо. Например, Лиса Алиса и Кот Базилио, которые подружились с Буратино, только чтобы получить золотые монетки, мачеха Гензеля и Гретель, которая бросила их в лесу… Только обязательно напомните ребенку, что большинство людей хорошие, но встречаются и плохие. Поэтому всегда нужно говорить родителям или опекающему взрослому, если кто-то зовет с собой.

3.Потерялся! Какими бы внимательными ни были родители, это может произойти: вы оборачиваетесь и видите, что ребенка рядом нет, хотя только что он был рядом! Немного спокойнее тем родителям, которые знают, что их малыш умеет правильно себя вести в таких ситуациях.

Научите ребенка  Если ты понял, что потерялся, то сделай две вещи: первое — остановись; второе — громко зови того, кого потерял. Никуда не уходи и жди родителей на месте. Если кто-то предложит пойти поискать твоих близких или скажет, что он знает, где они, — не соглашайся уходить с другим человеком. Скажи: «Я буду ждать родителей здесь!»

Поиграйте  Пусть ребенок играет роль «потеряшки», остановится и громко зовет вас. Подойдите к нему в роли незнакомца и предложите поискать родителей, пойти подождать их в кафе, где есть вкусное мороженое. Ребенок должен отказываться. Игра поможет крохе запомнить алгоритм действий. Попробуйте поменяться ролями, чтобы ребенок стал «незнакомцем» и пытался позвать с собой «потеряшку». Так малыш поймет, что есть люди с разными мотивами, и вы сможете ему продемонстрировать правильную модель поведения.

Fotolia

7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев

 7 правил, которые должен усвоить ваш ребенок, чтобы защитить себя от незнакомцев

Сотни незнакомцев вы и ваш ребенок встречаете ежедневно на улице, в торговых центрах, поликлиниках, кафе и т.д. На вид обыкновенные и даже очень приятные люди могут на поверку оказаться преступниками. В наше время частыми стали случаи, когда детей похищают прямо из под носа родителей, как только малыши теряются из виду. Причем происшествия, когда детей забирают силой, встречаются реже, чем когда они сами идут за чужаком. Дети очень доверчивы по своей сути, они легко ведутся на уговоры, заманчивые предложения, а стоит незнакомцу сообщить, что он друг родителей, так и вовсе согласны последовать за преступником.

Насколько бы вы не были бдительными родителями, постоянно следить за чадом невозможно.

Поэтому так важно рассказать ребенку, как относиться к незнакомым, что делать, если тебя уводят, уговаривают и просят о чем-либо.  1

Кто такой незнакомый человек

 1. Кто такой незнакомый человек

Подобные темы для разговора уже можно поднимать, когда вашему крохе исполнилось три года, даже в таком нежном возрасте дети способны воспринимать  данную информацию.

Подробно расскажите ребенку, кто же такой незнакомец. Зачастую, в представлении детей человек, желающий тебе зла, некрасив, обладает суровой подозрительной внешностью. Этот стереотип малыши берут из сказок и мультфильмов, и действительно, какой сказочный злодей представляется обычным человеком.

Вы должны объяснить ребенку, что незнакомец, это любой человек, которого малыш не знает. Если чужой дядя или тетя говорят, что ребенок просто забыл его, то это все равно незнакомый человек.

Научите ваше чадо, ни при каких условиях не садиться в машины, не идти за чужаками и не помогать им, а еще лучше вообще не разговаривать без вашего присутствия, а сразу скрыться из виду.

Нормальным взрослым людям ничего не нужно от маленьких детей, и они сами не станут приставать с расспросами без присутствия родителей малыша.

Не стоит слишком запугивать ребенка, чтобы он не шарахался в сторону от каждого человека на улице.

Петькины уши. Как научиться слышать других

Сказка помогает детям обсудить необходимость умения слушать другого человека. Особенно полезна тем, кто чаще всего сконцентрирован только на своем мнении.

В одном классе как-то раз заспорили ребята, все ли люди умеют слышать. Больше всех горячился Петька:

— Конечно все, — говорил он. — Ведь у всех людей есть уши.

Большинство ребят так же думало. Некоторые даже уши свои потрогали. А Петька на радостях, что почти все с ним согласились, даже на Ваниных ушах как на гармошке поиграл.

А Лена с Вовой немного посовещались и потом свое мнение высказали.

— Уши здесь ни при чем. Слышать других — значит учитывать мнение другого, его желания и интересы, — сказали они.

— Вот ты сейчас Ваниными ушами играешь, а может быть, ему неприятно, — добавил Вова.

— Это Ваниным ушам может быть неприятно, а не Ване, — отшутился Петька.

А Ванины уши услышали это и на Петьку рассердились. Пошептались они немного с Петькиными ушами и попросили их вставить себе специальные затычки, чтобы Петька через них слова слышал, а мнения и желания других не понимал.

Петька, конечно, заметил, что уши между собой переговариваются. Но не придал значения. Ведь следующим уроком была любимая им физкультура. Мальчики на этом уроке должны были играть в футбол против девочек.

— Ой, мы их разделаем, — радовался Петька.

Переоделись ребята в форму, в зал выбежали, размялись немного. Нужно капитанов в командах мальчиков и девочек выбирать. А Петька в футбол хорошо играл, и очень ему хотелось быть капитаном.

Не услышал он сквозь свои затычки, что многие хотят быть капитанами. И стал громко кричать:

— Я! Я!

И только когда Толик нагнулся к нему и в самое ухо сказал:

— Капитан умеет слышать других.

Понял Петька, что его не выберут, и загрустил. Даже играть ему расхотелось. Сел он на лавочку около окошка и уснул.

Приснилось ему, что гуляет он по солнечной улице. Вокруг него много людей с огромными как бананы ушами. Чтобы они вниз не тянули, некоторые их бантиками связывали.

— Наверное, это девочки, — подумал Петька.

А другие под кепки-бейсболки уши засовывали.

— Верно, пацаны, — решил Петька.

Увидели ушастые люди Петьку, схватили и потащили к Главному.

— Виданное ли это дело, человек с такими маленькими ушами. Казнить его! — кричали люди.

— Не надо, — завизжал Петька. — У меня прекрасные уши. Но куда я попал?

— В страну, где все люди умеют слышать друг друга, уважать желания других. Вот поэтому мы и отрастили такие большие уши, — ласково ответил Петьке Главный.

— От размера ушей это не зависит, — расхрабрился Петька. Чего ему терять, если все равно казнить собираются? — В моей стране слышать других все ребята умеют в нашем классе.

— И ты? — спросил его Главный.

Хотел Петька соврать, да не стал:

— Нет, как раз я не умею. Иначе бы в футбол с ребятами играл, а не с вами сидел.

— Ну, это дело поправимое, — сказал Главный. — У нас в стране есть великие Ушные мастера. Сейчас позовем такого.

Тут подошел к Петьке маленький человечек с ушами в баранки завязанными.

— Доктор Чистые Ушки, — представился он. Заглянул он Петьке в одно ухо, затычку вынул, потом из другого.

— Но этого маловато, — сказал он. — Не знаю, как вам помочь.

— Я сам знаю, — ответил Петька. — Я теперь буду ушами слушать по очереди. Сначала одним ухом — других. А потом другим — себя.

Вдруг правому уху так больно стало.

— Ой-ой, — заорал Петька и проснулся.

А к нему уже Вова бежит.

— Извини, — говорит. — Я нечаянно тебе по уху попал.

— Вот и отлично, — сказал Петька. — Зато меня там не казнили.

Удивился Вова, но ничего не сказал. А Петька отряхнулся и побежал к ребятам.

— Если кто устал, могу заменить, — сказал он. Потом почесал оба уха по очереди и широко улыбнулся.

Что обсудить с ребенком:

  1. Что значит “слышать” других, почему для этого не нужны большие уши?
  2. Почему Петьке стало тяжело, когда он перестал слышать других?
  3. У тебя есть друзья, которые умеют слышать других?
  4. А ты сам умеешь это делать?

Кодовое слово, как у секретных агентов

Придумайте вместе с ребенком секретные слова на момент опасностей. Это не должны быть странные малоупотребляемые слова, коды должны хорошо вписываться в обычную речь.

Пусть одни кодовые слова ребенок знает на случай, если его уже забрали, и он отвечает на ваш звонок. А также на случай, например, если кто-то предлагает его проводить к маме. Если человек не может назвать код, пусть малыш сразу бежит и зовет на помощь.

Объясните малышу, как важно всегда быть на связи с родителями, чтобы при малейшей опасности позвонить им. Пусть в его привычку войдет сообщать вам о своих передвижениях, намерениях и планах

Формирование навыков безопасного поведения у детей

При встрече с подозрительным незнакомцем на улице алгоритм действий ребенка может быть следующим:

Первый шаг: оценить ситуацию

Детям стоит уяснить, что каждый стоящий перед ними незнакомец – человек потенциально опасный

Неважно, кто это – девочка, мальчик, дедушка или пожилая женщина – если ребенок не знает его (или его не знают родители), то перед ним незнакомый человек а, значит, относиться к нему стоит соответствующе. Прочитайте статью по детской безопасности, в которой эксперт портала «Я-родитель» разъясняет родителям, кого их чаду можно считать «своим», а кого – «чужим»

Второй шаг: отойти на безопасное расстояние

Научите ребенка держаться на безопасной дистанции от незнакомого человека. Для этого отмерьте дома на полу расстояние два метра и предложите чаду запомнить его. Если подозрительный субъект идет на сближение, нужно быстро уходить, либо убегать от него в безопасном направлении.

Третий шаг: пресечь общение

Среди злоумышленников найдется немало прекрасных психологов, которые смогут легко «заболтать» взрослого человека, не говоря уже о ребенке. В этом случае разговор с сомнительным собеседником дети могут пресечь словами «Извините, мне нужно спросить разрешения родителей», «Простите, не могу Вам в этом помочь, спросите у взрослых» и так далее. Пока незнакомец пытается анализировать ситуацию и принимает решение (психологи считают, что на это у человека уходит от двух до пяти секунд), у ребенка есть время на то, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь взрослых.

Четвертый шаг: уйти в безопасное место

Не давая незнакомцу договорить, ребенок может подойти к находящимся во дворе знакомым родителям других детей, либо уйти домой, держа незнакомца в поле зрения. А оказавшись в полной безопасности, связаться с родителями и сообщить им о происшествии, дословно пересказывая разговор с незнакомым человеком.

Узнать о том, как привить ребенку навыки безопасного поведения вне дома, вы можете, посмотрев видеоурок с участием детского психолога на портале «Я-родитель».

Что делать, чтобы домашняя работа не стала шоком для ребенка и родителей?

Ольга Узорова считает, что готовить ребенка к школе надо заранее.  Желательно, чтобы ребенок с трех лет знал системное “надо”. Не просто одноразовое “ах, мой ребенок полгода назад помог мне помыть пол”. Занятие должно быть системным.

С трех лет, по мнению методиста, надо потихонечку приучать ребенка к какой-то домашней работе. Например, мы с тобой раз в неделю прибираем квартиру, ты вытираешь эти полочки. В четыре-пять лет ребенок может помогать маме накрывать на стол. Каждый день на ужин ставить тарелки на стол. Это нужно делать каждый день.

После таких занятий домашнее задание на каждый день не будет для него шоком, потому что до этого он каждый день накрывал на стол, поливал цветы, кормил хомячка. Ребенок уже понимает важнейшее для успешной учебы в школе слово надо.

Когда воспитание системного “надо” было упущено, то придется, оглядываясь на свое будто бы идеальное школьное прошлое, есть большой соблазн сказать первокласснику: “Ну, ты уже большой, давай сам”.

Ольга Узорова считает, что нельзя сказать ребенку “ты уже взрослый садись и делай”. Надо научить его делать домашнюю работу. Мы не можем спрашивать с ребенка того, чему мы его не научили, а потом не отработали. Забота грамотного выполнения домашнего задания в первую очередь – зона ответственности взрослых.

Если учитель в классе учит, как выполнять домашнюю работу, то вы дома должны контролировать этот процесс. И чем быстрее взрослые научат ребенка, а не просто торжественно сообщат ему: “Все, ты теперь школьник, ты взрослый – домашнее задание на твоей совести”, чем грамотнее взрослые выстроят все этапы обучения ребенка, тем раньше он станет самостоятельно выполнять домашнюю работу.

Речь идет, разумеется, о сильном учителе, который умеет комбинировать современную школьную программу и о грамотном и мотивированном родителе. В этом случае в первой четверти родительский контроль за домашним заданием должен быть пристальным.

Родители должны смотреть, что и как ребенок сделал, с чем предстоит поработать. Домашняя работа должна быть чистой, без помарок и перечеркиваний. Неприлично сдавать работу, если она написана “курица лапой”.

Правило второе. Не реагировать на попытки тебя унизить!

Разумеется, от дразнилок, кличек и обзываний еще никому не удавалось сбежать. Другой вопрос – как на них реагировать. Кого-то коверкание собственной фамилии или имени может довести до плача в школьном туалете, а кого-то может заставить улыбнуться. Научите своего ребёнка игнорировать дразнилки и самому не придумывать кличек другим людям, потому что у каждого есть имя. Нужно просто усвоить эту истину, но не зацикливаться на ней. Если ребёнок начнёт каждому объяснять с трясущимися губами, что на самом деле «У меня есть имя!!!», это только раззадорит толпу. «Не реагировать или улыбнуться в ответ», – неожиданный, но приятный взгляд доморощенного оптимиста на обзывание. Вы только представьте, как эта простая философия поможет ребенку в дальнейшем, когда люди будут говорить ему вещи куда более обидные, чем дразнилки в детском саду.

Обсудите сценарии

Не каждый взрослый может безошибочно определить опасную ситуацию и человека, что уж говорить о ребенке. Поэтому лучше всего заранее обговорить с крохой, какие ситуации являются потенциально опасными, и какие действия ему нужно сразу же предпринять.

  • Предлагают кататься на машине. Ни при каких условиях не садиться в машины, сразу бежать в противоположном направлении и скрыться из виду в людном месте.
  • Пойти купить подарок, помочь что-нибудь сделать, показать что-либо интересное. Отказаться и быстро уйти.
  • Насильно тащат в машину или другое место. Забыть о воспитании и морали. Громко кричать, бить, кусаться.
  • Говорят, что мама его ждет там-то, или маме нужна помощь. Не идти, скрыться.

Обыгрывайте наглядно ситуации с игрушками, выясните, насколько вы доходчиво объяснили все ребенку.

Как перестать бояться общественного мнения

Почему мы не можем завести знакомство и просто пообщаться с незнакомым человеком? Это может случиться во время первого дня на учёбе или работе, при посещении какого-либо мероприятия или просто во время прогулки, если вы встретите привлекательного мужчину или женщину, с которыми хотели бы познакомиться.

Как только у нас появляется желание пойти и заговорить с человеком, нас атакуют примерно такие мысли:

  • А что если этот человек откажет мне в знакомстве?
  • А что если я буду выглядеть неуверенно?
  • А что если мне нечего будет сказать и т.д.

Для того чтобы убрать эти мысли, необходимо знать немного психологии общения. А именно: как перестать бояться мнения окружающих.

Никто не хочет выглядеть неуверенным в себе человеком, но проблема в том, что если вы будете об этом постоянно думать – именно так и будете выглядеть.

Что же с этим делать?

Когда вы сделаете достаточно попыток познакомиться и поймёте, что мнение других ничего не значит – и то, что никто не думает о вас – вы расслабитесь и страхи просто исчезнут. Вы станете уверенным в себе человеком и сможете легко начать разговор с любым человеком.

Никто не будет снимать на телефон ваши неудачные попытки познакомиться и выкладывать их в интернет. Никто не будет рассказывать это вашим знакомым и друзьям. Потому что фокус каждого человека находится на нём самом. Вы – центр внимания для себя. И каждый человек – точно такой же центр внимания для себя. Мы озабочены своими проблемами и нам нет никакого дела до того, чтобы оценивать других людей.

С одной стороны может показаться немного печальным тот факт, что никому нет дела до вас. Но посмотрите на это с другой стороны: вы можете делать то, что захотите. Знакомьтесь и спокойно общайтесь с новыми людьми, если того захотите. Многим будет приятна ваша компания.

Подготовьте место для работы

Рабочий стол должен быть полностью чистым: ничего лишнего, только то, что нужно для уроков. Во время учебы ребёнок не должен отвлекаться на социальные сети или игры. Прямые запреты бессмысленны – скорее всего, они подействуют обратным образом. Лучше просто объясните ребёнку, что, если он одновременно переписывается в соцсетях и решает задачу по математике, он сделает много ошибок. А еще потратит на задачу в несколько раз больше времени, чем при сфокусированной работе.

Как помочь школьнику сосредоточиться? Научите его технике «Помодоро»: 25 минут работы, в которые нельзя отвлекаться, и 5 минут отдыха, в которые можно делать что угодно. Не стоит постоянно находиться рядом с ребенком, когда он делает уроки. Лучше выйдите из комнаты и дайте ему сосредоточиться, подумать самому. Можете договориться, что вы придёте через какое-то время, чтобы помочь.

Если ребёнку трудно сесть и сконцентрироваться на уроках, попробуйте связать начало «домашки» с каким-нибудь ритуалом. Например, можно зажигать ароматическую свечу или наливать чай с лимоном.