Замалчивание собственных проблем

Родители не желают нагружать детей своими проблемами. Финансовые трудности, ссоры с мужем, неприятности на работе — все это жесткие реалии мира взрослых. Зачем вываливать этот негатив на ребенка, который ни в чем не виноват? Родителям кажется, что, не рассказывая своему чаду о взрослых проблемах, они охраняют его спокойствие. Только дети очень восприимчивые, поэтому все понимают даже без слов. Может быть, они не знают подробностей, но они видят озадаченные лица родителей, чувствуют напряженность в отношениях. Ребенку достаточно всего лишь ощущения того, что что-то не в порядке — и он уже начинает волноваться.

Значит ли это, что нужно взваливать все свои проблемы на слабые детские плечи? Конечно, нет. Все же немного честности в том, что связано с вашими переживаниями, не повредит. Главное — не просто делитесь своими проблемами с ребенком, но также объясняйте, как вы собираетесь с ними справляться. Так вы смоделируете в сознании ребенка методы борьбы с тревожностью.

Чрезмерная забота

В школе у ребенка так много проблем — часто несправедливое отношение учителей, придирки со стороны старших ребят, ссоры с одноклассниками. Услышав об этом, родители начинают волноваться и показывать свои эмоции. Беспокоиться за свое чадо — абсолютно нормально. Вот только бурно демонстрировать свои переживания, наверно, не стоит. Дети чутко реагируют на эмоции родителей, принимают их близко к сердцу, а в итоге начинают еще сильнее тревожиться от того, что волнуются их близкие.

Родители должны быть сильными, чтобы ребенок брал с них пример. Если же он будет видеть, что взрослые реагируют на проблемы волнением, он будет расти с уверенностью, что это нормально. Поэтому держите под контролем переживания и тревогу, разбираясь с проблемами своего чада. Ребенку необходимо чувствовать поддержку родителей, понимать, что они всегда внимательно его выслушают, подбодрят, помогут дельным советом.

Не судья и не прокурор

Но нахождение причины – это только первый шаг. Потому что если себя так описывать, как жертву, как пострадавшего, как инвалида детства, то лучше вообще тогда не рефлексировать.

Фото: unsplash

Хороший вариант, когда люди понимают, что, возможно, причина моих нынешних тревог, состояний, проблем, неврозов даже в том, что происходило в детстве. Да, родитель вел себя не идеально, но я понимаю, каковы были его обстоятельства. Я понимаю, каким было его воспитание, его личная история. Я предполагаю, что, возможно, он делал лучшее, что мог делать в этой ситуации. Если так это описать нельзя, если он не делал лучшее, то постараюсь не быть ему судьей. Возможно, есть что-то, чего вы еще не знаете, или еще возраст не пришел понять лучше

Важно – не становиться в позицию судьи и, тем более, не становиться в позицию прокурора – это никому не полезно

Когда человек начинает двигаться дальше в момент принятия, когда почти во многих ситуациях можно пожалеть их, а не себя, или поплакать о них. Может быть, пожалеть нельзя, может быть, там было что-то очень жесткое и некрасивое, но можно поплакать о себе тогдашнем, о том ребенке, которым вы были, но не жалеть себя сегодняшнего.

Чем опасно тревожно-мнительное воспитание?

Представьте себе, что, узнав неприятную статистику дорожно-транспортных происшествий, родители начинают переживать, что ребенок попадет под машину. Они сами привозят дочь или сына в школу, переводят за руку через дорогу, и тем самым вселяют в ребенка страх перед любым движением. Такое поведение способно напугать, но не научить навыкам безопасного поведения на дороге. Нужно ли говорить, насколько вероятен несчастный случай у человека без подобных навыков?

Что ждет в жизни такого ребенка? Чаще всего одиночество. В детском коллективе он редко бывает принят. Родители ограждают его от любых контактов с миром, в результате чего ребенок часто придумывает свой мир, что может привести к психическим расстройствам. Ситуацию усугубляет и эмоциональное состояние родителей: доходящая до паранойи тревожность передается детям и тоже приводит к психическим отклонениям.

Что стоит за нерешительностью?

Можно сказать совершенно точно, что главная причина нерешительности – всевозможные страхи, которые, в свою очередь, напрямую связаны с повышенной тревожностью.

Мы имеем в виду психологические страхи, которые могут проявиться у ребёнка уже в самом раннем возрасте. Среди таких страхов:

  • Страх не оправдать ожидания. Родители надеются, что их дети вырастут здоровыми, сильными, состоятельными и успешными, а потому очень рано, порой с самого детсада, ставят перед ними разные цели: от идеального поведения до успехов в освоении навыков письма или чтения. Как правило, ожидания касаются также спортивных и иных достижений. Иногда бывает так, что родители просто излишне требовательны или выражают наибольшую любовь именно в моменты каких-либо побед, не нарочно делая акцент на достижениях. Постепенно в голове ребёнка формируется чёткое представление, которое часто даже не осознаётся: хочешь, чтобы тебя любили – покажи, на что ты способен. Малыша всё это очень тяготит, и уж точно не придаёт уверенности в своих силах. Отсюда и нерешительность.
  • Страх перед неудачей. Когда взрослые слишком бурно реагируют на неудачи ребёнка, он начинает бояться делать новые попытки, да и вообще что-то делать. Он думает: вдруг у меня опять не получится, и папа посмотрит на меня, как в тот раз? Ребёнок чувствует, когда им гордятся, а когда им недовольны. Он боится увидеть разочарование в глазах близких. К тому же, его может пугать возможность насмешек со стороны друзей. Всё это порождает в нём нерешительность. Для него она – возможность обойтись «малой кровью» (пусть меня не замечают, зато нет осуждения и насмешек).
  • Страх перед реакцией взрослых. Речь идёт не только о наказании, но и о резких высказываниях, крике, а также о непредсказуемости последствий неудачи. Когда ребёнок не может предвидеть, что он получит дома – поддержку или нагоняй, то каждый раз, сталкиваясь с неудачей, он испытывает колоссальное напряжение. Всё это порождает повышенную тревожность и, как следствие, страх перед проявлением инициативы и принятием решений.

Из-за страхов ребёнок становится излишне тревожным, что выражается в повышенном беспокойстве, ранимости, эмоциональности и мнительности.

Случай из практики психолога

Родители 8-летнего Андрея всерьёз обеспокоены его нерешительностью и пассивностью. Раньше это был активный любознательный малыш, но с тех пор, как он пошёл школу, что-то в нём кардинально изменилось. Учителя в один голос говорят, что Андрею нужно быть смелее и активнее. Но родители не знают, как повлиять на своего ребёнка, боятся сделать неверный шаг и вообще отбить всяческое желание учиться.

Однажды школа Андрея провела конкурс на лучшую поделку-оригами. Это его конёк, он умеет делать такие сложные поделки, какие не под силу даже взрослым. Естественно, мама и папа стали побуждать его принять участие в конкурсе. Но, как ни странно, Андрей так и не отважился участвовать. Предвидя, что в будущем нерешительность станет для Андрея большой проблемой, родители привели его на консультацию к психологу.

Что же делать?

Тревожно-мнительное воспитание объяснимо. У такого поведения есть понятные причины, но родителям в первую очередь нужно думать о будущем ребенка. Мама и папа не смогут быть рядом всегда, и поэтому дети должны быть готовы к трудностям.

Ребенок должен уметь противостоять болезням: знать об особенностях своего организма, приспосабливаться к ним, носить правильную одежду, разбираться в лекарственных препаратах, уметь оказывать первую помощь себе и окружающим.

Опасности на улице подстерегают всегда, и ребенок должен владеть навыками безопасного поведения в самых различных ситуациях. Должен знать, как общаться с незнакомцами, куда звонить в случае опасности, как защитить себя.

Научите ребенка справляться с трудностями без вашего личного участия, и тогда вам не придется за него волноваться.

Светлана Садова

В меру ли ваша забота?

Многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием родителей. Чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток

Тест от портала Я – родитель поможет вам разобраться.
Пройти тест

Осуждение

Мамы часто попадают под обстрел критики родственников, знакомых или виртуальных собеседников. Осуждать могут за все: сделала или не сделала прививки, кормит грудью или смесью, приучает к горшку в раннем возрасте или надевает подгузник в два года. А еще существует такой термин «яжемать», который могут повесить на любую женщину, если она отстаивает своего ребенка. Даже не особо мнительные мамы начнут сомневаться, все ли правильно они делают. Может, действительно не стоит отдавать малыша в детский сад, как советуют на форуме другие мамы? Может, я навредила сыну, потому что сделала ему все прививки по календарю? Я – плохая мать, ведь дочь с рождения на искусственном вскармливании. Появляется паника, и женщина пытается найти правильные ответы на многочисленные вопросы в интернете, что еще больше усугубляет ее тревожность.

Как помочь ребенку справиться с тревогой и стрессом

Исследование белорусских гигиенистов обнажило весьма серьезную проблему: для значительной части детей «второй дом» – не самое уютное и психологически безопасное место. Но это отнюдь не значит, что вина целиком лежит на «хозяевах» этого дома – учителях

Важно другое. Результаты исследования дают родителям и специалистам от образования понимание «слабых мест» не только в получении знаний, но и в самой школе, как месте, где большую часть года дети проводят большую часть времени

Понимание – есть первый шаг к решению проблемы.

Вот несколько рекомендаций для родителей школьников, которые помогут ребенку чувствовать себя более уверенно и спокойно в любой стрессовой ситуации:

  • Семья и дом – это место, где ребенок любого возраста должен безоговорочно чувствовать себя спокойно и в безопасности. Это тыл, опора, источник силы. Насколько возможно, защитите свой дом и ребенка от ссор, плохого настроения, претензий и обид. Если вашему школьнику неуютно в школе, у него должно быть место, где он банально сможет перевести дух и зарядиться энергией. Гармоничные, доверительные отношения в семье не только стабилизируют психоэмоциональный фон ребенка, но и укрепляют иммунитет.
  • Не ставьте успеваемость во главу угла и не требуйте от школьника того, что он не в состоянии вам дать, в том числе в плане учебы. Способность к усвоению знаний зависит от многих факторов, в том числе от генетических установок, условий среды, образа жизни, индивидуальных особенностей. Кроме всего прочего, оценка знаний ученика учителем часто носит субъективный характер (несмотря на методики и методички по балльной системе оценки знаний). В итоге высокий балл успеваемости «во что бы то ни стало» может стоить ребенку физического и психического здоровья. Главное, чтобы из него вырос хороший человек. Это действительно главное.
  • Мало говорить своему школьнику о том, что вы любите его и готовы поддержать в любой ситуации. «Говорите» об этом поступками и будьте последовательны. Не критикуйте, но предлагайте помощь. Научитесь уважать и не нарушать личные границы.
  • Чаще проводите время вместе, еще чаще – активно: на природе, в игровых центрах, за общими увлечениями.
  • Держите баланс. Речь не о том, чтобы создать «тепличные условия» для ребенка (наоборот, этим вы окажете ему медвежью услугу, поскольку адаптироваться к условиям вне семьи и дома ему будет сложнее). Адекватно реагируйте на поведение и поступки подростка. Толковые советы специалиста, как это сделать, – в этом материале.
  • Будьте для своего сына или дочери не только родителем, но прежде всего другом. Если кажется, что время упущено или вам достался трудный подросток, не стесняйтесь обратиться за помощью к специалистам. На кону не ваше самолюбие, а будущее ребенка.

Как избавиться от повышенной тревожности

Что делать родителям, которые 24 часа в сутки волнуются за своих деток и не могут справиться с собственной тревожностью?

Самое главное – не винить себя в том, что вы постоянно переживаете и контролируете детей. Каждый родитель волнуется за деток, и это нормально

Важно предпринять все меры, чтобы ваша тревожность не помешала радоваться жизни.
2. Выяснить, в чем причина тревоги

Например, если вы переживаете за безопасность ребенка, сделайте все возможное, чтобы оградить его от опасных ситуаций. Спрячьте все лекарства, а также колюще-режущие предметы в недоступное место, поставьте на окна блокираторы, не давайте ребенку играть с мелкими предметами, и т.д.
Избегайте людей, которые повышают градус тревожности. Если ребенок заболел, обратитесь к грамотному специалисту, которому доверяете, а не отправляйтесь в интернет за советом, как лечить малыша. Тем, кто раздает бесполезные советы, четко и твердо объясните, что вы – мама, и знаете лучше, как растить и воспитывать своего ребенка.
Находите время на себя. Не нужно забывать, что вы – живой человек, которому иногда нужно расслабиться, отдохнуть, встретиться с друзьями. Не стоит жертвовать своей жизнью ради ребенка: во-первых, это бесполезная жертва, во-вторых, сын или дочь этого не оценят, а в-третьих, этим вы сделаете только хуже всей семье.
Если симптомы повышенной тревожности не отступают, обратитесь к специалисту. Психолог проработает с вами моменты, которые тревожат, и поможет избавиться от навязчивого чувства.

Не волнуйтесь, если ваш ребенок несколько месяцев питается макаронами с сыром или выбирает только фиолетовый цвет. В этом нет никаких отклонений, и не старайтесь искать их в абсолютно здоровых детях. Меньше слушайте бесполезные советы и наслаждайтесь родительством, ведь дети так быстро растут, и скоро они сами будут переживать за своих малышей.

Причины возникновения акрофобии

Специалисты считают, что боязнь высоты может быть обусловлена головокружениями, появляющимися на высоте, травмой, полученной при падении с дерева, горки или качели на детской площадке. Иногда родители сами неосознанно внушают ребенку страх высоты. Они запрещают лазить по деревьям, канатам, взбираться на лестницы, мотивируя тем, что это опасно, можно упасть и разбиться. Этого достаточно, чтобы воспитать страх. 

У каждой фобии свои причины возникновения. Многие с этим живут и приспосабливаются, но импульсивным личностям приходится достаточно трудно. Психологи полагают, что такой страх – это своеобразное проявление инстинкта. Все млекопитающие боятся высоты. Младенцы инстинктивно избегают всяких возвышений, но, взрослея, большинство из них смело преодолевает преграды. 

Маленькие дети могут бесстрашно залезать на стол, шкаф, окно. Малышам, страдающим акрофобией, сделать это достаточно тяжело. Им сложно залезть на стул, подняться по лестнице, а колесо обзора вызывает откровенную панику.

Признаки акрофобии у детей:

  • затрудненное дыхание;
  • учащенное сердцебиение;
  • головокружения и тошнота;
  • дрожь во всем теле;
  • предобморочное состояние;
  • может повышаться температура.

Такие симптомы возникают даже при приближении к высокому месту. Существует множество эффективных методик, помогающих преодолеть этот страх.

Как бороться с боязнью высоты?

Если вы знаете, после чего у вашего малыша случился первое проявление акрофобии, сделайте все возможное, чтобы он забыл эту стрессовую ситуацию. Пускай пройдет время. 

Не старайтесь пересилить страх. Не нужно насильно тащить ребенка на высоту. Даже если вы при этом будете его держать за руку и говорить, что здесь безопасно, боязнь не пройдет. Страхи имеют неосознанный характер, их трудно контролировать. Ваш малыш навсегда запомнит ужас, который он испытывал наверху. 

Лечению фобий способствуют: продуманный режим дня, доброжелательная обстановка в семье, полноценное ежедневное общение с родителями. Большинство страхов возникают у детей от недостатка внимания. Невозможно чего-то бояться, когда тебя с первых шагов держат за руки папа и мама. Забота и постоянное общение родителей с малышами служит хорошей прививкой от возникновения страхов. 

Некоторые психологи утверждают, что появление акрофобии чаще испытывают дети из семей, где доминирует мама. Тревожность и ответственность матери непроизвольно передается ребенку, как следствие, возникают фобии.

Если побороть страх высоты домашними методами не удается, рекомендуем обратиться за помощью к психологу. Сотрудники психологического центра образования и развития «Инсайт» помогут избавиться от любых фобий. У нас можно записаться на индивидуальные консультации и групповые занятия. Звоните! 

Группы риска

Да, действительно существуют ситуации, связанные с насилием, травматичные, калечащие, последствия которых трудно преодолеть годами и десятилетиями. Это, в первую очередь, сексуальное насилие. Надо сказать, что это не так редко происходит в России, как принято думать.

Второе – это систематическое физическое насилие, когда ребенка били и били жестоко. Не «однажды раз мама замахнулась и ударила по лицу», а били регулярно, жестоко, битье считалось приемлемым способом воспитания.

Следующая ситуация, которая действительно может травмировать – это жизнь с зависимым человеком, чаще алкоголиком. Не «один раз напился на Новый год и шумел», а регулярное употребление спиртного с запоями, с изменением сознания и поведения, от которого страдает второй родитель.

Еще один травмирующий фактор – когда кто-то из родителей страдает психическим заболеванием и не лечится, и не находится под наблюдением. Клиническая депрессия может быть опасна для ребенка, если она никак не пролечена и если нет другого взрослого, который может объяснить и компенсировать состояние человека в депрессии. Опасны психозы, психопатии, особенно если это мужчины, и маниакальные состояния, если это женщины…

Наверное, этот список можно еще дополнить, но я назвала основные травмоопасные вещи первого порядка. Если у кого-то в детстве были такие ситуации, то это повод обратиться за психологической помощью, даже если ничто не беспокоит – сейчас почти во всех городах России есть бесплатные психологические центры. Хорошо бы, чтобы ситуация такого травматичного детства была проработана, так как у каждого из этих типов нарушений есть определенные последствия в формировании характера и личности, и тут речь не о том, что дети не могут простить родителей, а о том, что проблемы могут тянуться годами, потому что было очень много боли.

Но я часто вижу, что люди, выросшие в тяжелейших ситуациях, за этой психологической помощью пошли, потому что им было невыносимо, проработали отношения, простили родителя, который их не защищал, перестроили свое отношение к обидчику и насильнику. Там может быть сожаление, боль, слезы, но нет идеи, что в моем «сегодня» виноваты родители. Опыт показывает, что среди тех, кто ищет все причины и трудности в своем детстве, очень мало людей, которые имели тот травматичный опыт, о котором я рассказала.

Другие поведенческие признаки повышенной детской тревожности

  • ожидание негативного исхода разных событий;
  • повторяющиеся тревожные мысли (навязчивые идеи) или действия;
  • излишняя стеснительность;
  • боязнь совершения ошибки;
  • низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе.
  • головокружения;
  • учащенный сердечный ритм;
  • чувство жажды , озноб в теле;
  • ноющие боли и дрожь в конечностях;
  • затрудненность дыхания;
  • повышение температуры тела.

Причины возникновения тревожных расстройств

Точно назвать причину возникновения такого расстройства у ребенка, как впрочем,  и у взрослого  назвать трудно. Специалисты называют целый ряд провоцирующих факторов:

  • Генетическая предрасположенность.  Наличие тревожного расстройства у родителей увеличивает риск возникновения подобных симптомов у ребенка.
  • Стрессовые жизненные обстоятельства. События в жизни ребенка могут стать отправной точкой (триггером)  для тревожных расстройств в детстве или во взрослой жизни: утрата (смерть близкого человека или развод родителей), жизненные перемены (переезд в новый город, смена школы, поход в детский сад). Дети, испытавшие жестокое обращение, чаще подвержены тревожным расстройствам.
  • Воспитание. Воспитание в семье, где другие члены семьи постоянно испытывают беспокойство, может «научить» ребенка рассматривать мир как опасное место. Если  ребенок растет по-настоящему в опасной среде (насилие в семье), он может испытывать чрезмерный стресс,  бояться и ожидать худшего.

Помощь тревожному ребенку

Тревожными расстройствами у детей занимаются специалисты в области психического здоровья: психологи, психотерапевты, психиатры. Специалист анализирует симптомы, диагностирует специфическое тревожное расстройство, намечает план помощи ребенку.

В ходе работы с психологом дети учатся по-новому  мыслить и действовать в ситуациях, которые могут вызывать беспокойство, а также справляться со стрессом. Специалист обеспечивает поддержку и руководство.  Иногда необходимо медикаментозное лечение.

Как могут помочь родители

  • Лучший способ помочь вашему ребенку – признать проблему и оказать поддержку без критики. Попытайтесь более внимательно понаблюдать, что в повседневной жизни вызывает у ребенка трудности и как он них реагирует. 
  • Обратитесь к специалисту, чтобы оценить состояние ребенка. 
  • Будьте терпеливы и позитивны, если  вашему  ребенку рекомендована психотерапия. В процессе работы ребёнок освоит новые способы совладания с тревогой.
  • Иногда помогает поговорить с ребенком о ваших собственных стрессах и о том, как вы смогли их преодолеть.
  • Будьте уверены, что при правильном подходе ваш ребенок сможет преодолеть тревогу, научиться смотреть в будущее  без лишнего напряжения и полноценно реализовать  свой потенциал.

Усыновить родителей

В классической семейной психологии считается, что наступает момент так называемого удочерения или усыновления родителей. Причем это существует в каждом поколении, потому что ребенок становится психологически старше и понимает больше, и берет на себя заботу и ответственность, которую о нем никогда не брали. Ту степень ответственности и меру заботы, на которую никогда не был способен его собственный родитель. Это, конечно, очень сложное дело, потому что обидно.

Что такое стать мамой своей маме или папой своему папе? Это значит стать в каком-то смысле старше их, понять их реакции лучше, чем понимают они сами, перестать о них раниться.

Это такой путь, который кажется мне правильным – адвокатство поколения родителей. В целом у поколения родителей была тяжелая жизнь – государство более жесткое, рабочие графики более жесткие, очереди, отсутствие бытовых удобств, не было бытовых автоматов с кнопками. Главное же – более низкий уровень культуры, внимания по отношению к себе. Наши родители часто – дети послевоенного поколения, до них донеслось эхо войны, эхо нехватки внимания. Может быть, это было не так жестко, как у поколения бабушки, но все равно им было не до каких-то разборок с собственной личностью. Мне кажется, это часть травмы поколений. Мы много говорили про то, что тяжелейший XX век в России прошелся по каждой семье, в результате пережитых испытаний появилась определенная жесткость, в том числе в отношениях с детьми.

Она есть и сейчас – нигде так жестко не реагируют родители на промахи собственных детей, и почти нигде не вешают на родителей ответственность за поведение ребенка. У нас, к сожалению, это эмоционально закрепленный момент с советских времен.

Наши жесткие мамы и жесткие бабушки выросли не в семьях, а в детсадах и яслях. Ими часто тиражируется отношение к ребенку, которое было воспринято не от своих старших родственников, а от воспитательницы яслей, которой абсолютно все равно, кто там что переживает. Мне кажется важным момент, что в целом у поколения мам уже была ослаблена связь с их мамами.

Когда взрослые дети все это осознают, им будет проще понять своих родителей и перестать их осуждать.

Инфантильный человек – просто незрелый, а здесь происходит подтасовка, постановка себя в позицию жертвы: «Я пострадал от недостатка любви в детстве, я пострадал от действий родителей, они меня недолюбили, или они меня любили слишком сильно и авторитарно. Я не буду ничего с этим делать, я буду от этого страдать. Я буду находить все причины своих неудач в этом, вместо того чтобы менять себя и не анализировать, и реконструировать тот опыт».

Меня тревожит, что люди останавливаются на стадии нахождения виноватых. Да, все действительно могло быть: действительно, ребенка позже всех забирали или оставляли на пятидневке, не интересовались, не ходили на выступления. Или наоборот, очень сильно любили, шагу не давали ступить, кормили с ложки, не давали выплевывать, контролировали всё, начиная от марки белья до 18 лет, кончая перепиской. То есть либо слишком близко, либо слишком далеко. Но люди, найдя этого виноватого, всё говорят: «Вот теперь понятно, почему всё так».

Причины тревожно-мнительного воспитания

Повышенная тревожность не возникает на пустом месте, её вызывают вполне логичные причины. Например, если ребенок часто болеет, родители постоянно находятся в напряжении и стремятся делать все возможное, для того чтобы оградить малыша от болезней. Правда, если одни взрослые стараются укреплять иммунитет ребенка, то другие ограничивают общение сына или дочери с миром: запрещают много времени проводить на улице, гулять в плохую погоду, бегать, купаться, контактировать с животными и т.д.

Нередко к повышенной тревожности за малыша приводят трудности, с которыми женщина столкнулась во время беременности. Тяжелые роды, угроза выкидыша, осложнения – любая из этих причин может приводить будущую маму в состояние постоянного беспокойства, которое не отступит после успешных родов. Со временем тревожность за здоровье ребенка перенесется на все сферы жизни, и женщина будет волноваться за то, что ее чадо общается не с теми людьми, учится не в той школе, выбрал себе неперспективную профессию и т.д.

Тревожными родителей может сделать и какая-то трагедия, произошедшая в семье, особенно если она привела к гибели кого-то из близких. И это состояние тоже можно понять: если, например, старший ребенок разбился на мотоцикле, мать сделает все возможное, для того чтобы младший ребенок не пользовался этим видом транспорта. Беспокойство будет нарастать и усиливаться, если ребенок вовремя не пришел домой или не ответил на телефонный звонок. Конечно, волноваться в этой ситуации будут все родители, но у тревожно-мнительных страх может перерастать в панику. Они не будут думать о том, что ребенок засиделся с друзьями и не слышит телефон, а сразу будут представлять себе самое страшное.

Переизбыток информации

Невозможно знать все в любых сферах, но существует интернет, где всегда можно найти ответ на интересующий вопрос. Будет ли он верным? Не факт. Но родители все равно вбивают в поисковик то, что их волнует, и получают миллион советов и рекомендаций. Также существуют всевозможные родительские форумы, где «опытные» мамы дадут советы на любую тему: искусственное или грудное вскармливание, наказание или поощрение, естественные роды или кесарево сечение, прикорм, детские сады, и многое-многое другое. В таком обилии информации очень сложно найти нужный ответ, и родители часто впадают в депрессию, считая себя плохими мамами и папами. Появляется страх, что ты все делаешь неправильно, и это становится причиной возникновения неврозов и тревожных расстройств.