Никогда не терять надежду

Мы потеряли маму более трех лет назад после ее 10-летней борьбы с деменцией с тельцами Леви. Это ужасная болезнь, которая лишает своих жертв когнитивных и физических способностей, оставляя пленниками внутри собственного тела.

Это были тяжелые 10 лет. Но именно в этот период она дала, возможно, свой самый ценный урок – всегда сохранять надежду. Мама никогда не переставала надеяться.

Когда она потеряла способность говорить, она начала общаться с помощью смеха. Когда она потеряла способность смеяться, она начала едва улыбаться. И эта легкая улыбка никогда не сходила с ее лица.

Урок: никогда не теряйте надежду.

В последний раз я приносил ей цветы в день Святого Валентина, но когда приблизился к могиле, то заметил одну бледную розу на длинном стебле недалеко от ее надгробия.

Мама любила розы. Цветок стоял, словно одинокий страж надежды в глубокой тверди снега. Я не мог позволить себе нарушить чистую белизну пространства между ними, и поэтому просто тихо посидел возле могилы.

Я подумал, что нам всем повезет, если когда-нибудь нас будут вспоминать с такой же любовью. Как бывают осмысленными и запоминающимися даже самые простейшие жесты, так и уроки, которые преподают нам мамы в непростые моменты юности, длятся всю жизнь.

Бывают дни, когда возможности вместе надеждой и любовью буквально кричат отовсюду; в другие дни они дают знать о себе шепотом – очень тихим и почти неслышным среди безумия нашей занятой жизни.

И если мы будем внимательно слушать, мы обязательно услышим их. И это будет нашим большим успехом.

Порой то, что вам нужно, осталось в начале поисков.

Часто на пути к успеху и самореализации мы осознаем: все, что хотели и в чем нуждались, было именно там, где мы начали свой путь.

Мы пытаемся отыскать то, что нас сделает счастливыми, где-то во внешнем мире. Но стоит ли тратить силы впустую, если все, что нам нужно, уже присутствует внутри нас? Часто мы этого не понимаем и пытаемся найти счастье в деньгах, славе, власти.

Ирония состоит в том, что если вы стремитесь улучшить жизнь, сделать ее успешнее, то значит, вы уже являетесь успешным человеком.

Прежде, чем начать поиски счастья, помните, что вы уже обладаете всеми возможностями для достижения успеха. Способность обучаться различным навыкам и знаниям позволит вам выработать настойчивость и, одновременно с этим, развить гибкость мышления.

«Возможность осуществить мечту делает жизнь интересной»,
– Пауло Коэльо.

Кем я могла бы стать, если бы имела любящую мать?

Этот вопрос — дорога в никуда, и обычно он возникает, когда дочь начинает осознавать причиненный ей вред и испытывает огромную злость и обиду из-за того, что была лишена самого необходимого. Отчасти эта злость может быть направлена на саму себя — потому что ей так долго не удавалось увидеть мать в истинном свете, потому что она отрицала вред и пыталась умилостивить мать, вместо того чтобы действовать, и тому подобное.

Этот вопрос еще и отвлекает от работы над собой, которая помогает исцелиться и стать лучшей версией самой себя — а не кого-то другого. А хорошая новость заключается в том, что исцеление возможно. Так что выкиньте этот вопрос из головы и идите вперед налегке.

Хорошо и то, что отказ от этого вопроса не причиняет боли. Если начнете над ним размышлять, скажите себе «нет» и задайтесь любым из множества продуктивных вопросов, предлагаемых в этой книге.

Поощряли мои хобби и попытки предпринимательства

Родители поощряли каждое мое увлечение и хобби. В какое-то время меня сильно увлекла фотография – они купили мне оборудование и оборудовали комнату под производство фотографий. Далее я увлекся огородничеством – они помогали мне возделывать маленький участок земли перед домом, давали деньги на инструмент, семена, удобрения и пр. Потом было программирование – отец водил меня на работу, чтобы я учился “общаться” с компом. И так далее. Также с детства я стремился зарабатывать. Они всегда поощряли любое мое стремление заработать, несмотря на неодобрительные взгляды соседей. Сейчас могу сказать, что это мне очень мощно помогло по жизни.

Женщина – центр семьи!

В нашей семье мама всегда была центром, заводилой, инициатором разных отличных идей. Чтобы сдвинуть с места отца всегда требовалось много времени и усилий, но если мы его сдвигали и заражали идеей, его было не остановить! Мама никогда не была «принцессой» и не ждала “манны небесной”, она работала наравне с отцом, вкладывала огромное количество усилий в развитие семьи и детей. Она была (и есть) любимой женой и мамой, другом и партнером, трудолюбивым человеком, человеком с правильными жизненными ценностями, человеком, относящимся к своей работе с огромной ответственностью. Мама для меня святая!

Процесс путешествия важнее пункта назначения.

Сознанием многих из людей, в том числе моим, полностью завладевает стремление к цели.

«Если бы у меня получилось достичь…»

«Если бы у меня хватило на это сил…»

«Если бы я овладел этим…»

Подобный образ мышления не имеет смысла, поскольку все, что мы в действительности имеем, это настоящий момент.

Это значит, что вы всегда должны жить здесь и сейчас. Если мы не чувствуем удовлетворения от жизни прямо здесь и сейчас, значит, мы лжем сами себе.

Мы отодвигаем счастье до того времени, которое может никогда не наступить. Это серьезный повод, чтобы разделить свою большую мечту на несколько небольших целей и работать над ними каждый день.

Что в реальности плохо для нас, так это не разрешать себе испытывать счастье в самом путешествии. Мы может и должны испытывать гордость за то, чего мы уже добились, обладать четкой целью в будущем и не прекращать свой личностный рост.

Не разрешайте ругать самого себя за то, что вы пока еще не там, где хотели бы оказаться. Вы обязательно будете в этом месте, и то, что вы переживаете сейчас, это часть путешествия, в котором вы нуждаетесь.

«Скажите своему сердцу, что страх страдания хуже самого страдания. И что ни одно сердце не страдало, когда искало свою мечту», –
Пауло Коэльо.

Свершения мимолетны

Даже после достижения определенного положения в обществе, человек не останавливается. Всем всегда хочется всего побольше: денег, власти, влияния, признания и одобрения. Каждое наше достижение побуждает к новым действиям. Этот процесс может повторяться бесконечно.

Лишь немногие люди понимают, что важно не то, что мы делаем, а то, как хорошо мы знаем себя. Каждый хочет иметь высокую самооценку, но стоит задуматься, что важно не желание, а цель

Нас формирует общество Не мы формируем других людей, а они нас. Окружение каждого человека – это отражение того, кем ему хотелось бы быть. Если вы желаете стать более успешным, просто окружите себя такими людьми. Если вы хотите избавиться от вредных привычек, то и ваше окружение должно состоять из людей, не имеющих их.

Не забывайте про внутренний голос и интуицию. Часто именно они подсказывают правильное решение. Чтобы укрепить свое шестое чувство, воспользуйтесь специальными талисманами и упражнениями.

Критика и критиканство, две стороны одной медали

Человек с анальным вектором в приоритет ставит чистоту и очищение от «грязи». Стремится найти каплю дегтя в бочке мёда. Применяет конструктивную критику, которая способствует доведению любого дела до совершенства и приносит пользу.

Но когда такой человек испытывает обиду, у него накапливается внутренняя неудовлетворенность и напряжение, которое переходит во фрустрацию. Фрустрации меняют направление с «чистого» на «грязное». Стремление к чистоте сменяется на гряземарательство

. Человек становится упрямым, егоне переспоришь .

В состоянии стресса либо фрустраций он часто употребляет слова туалетного лексикона. Может унизить, запачкать, раскритиковать

. Лишь бы доказать свою точку зрения. При этом может совершенно не владеть предметом, о котором идет речь. Несёт каплю дёгтя в бочку мёда и получает удовольствие от этого процесса.

Он склонен испытывать не только социальную, но и сексуальную фрустрацию. Обладая мощным либидо и недополучая наслаждения, он накапливает напряжение, которое проявляется как агрессия и критиканство.

Высказав свое ядовитое замечание, он получает временное облегчение. Но, спустя некоторое время, становится еще более агрессивным и жестоким

. Выплескивает вновь скопившуюся порцию грязи, подбирая такие слова, чтобы еще больнее уколоть. Спорить или что-либо доказывать человеку в таком состоянии бесполезно.

Правило 10 минут для домашнего задания

Дебаты о домашних заданиях среди ученых идут уже не одно десятилетие. Результаты, полученные в конкретном исследовании, зависят от того, как был построен эксперимент. Именно поэтому разные авторы могут приходить к противоречащим друг другу выводам. 

Тем не менее, среди этого многообразия можно выделить общие для всех результаты. Это сделала американский педагог Кэтти Ваттеротт (Cathy Vatterott. Rethinking Homework: Best Practices That Support Diverse Needs. ASCD, 2018)

1. Домашние задания приносят пользу. Школьники, получавшие домашние задания, показывали результаты лучше, чем те, кто не получал их вообще. Полностью отказываться от домашней работы не нужно.

2. В начальной школе домашние задания не влияют на успеваемость. Даже в среднем звене они влияют на успеваемость слабо (коэффициент корреляции был 0,07 при максимальном 1,00). Только к старшим классам домашние задания дают значимый эффект (коэффициент корреляции 0,25).

«Если через 6 часов за уроками у него истерика — дело не в ребенке». Как пережить дистанционное обучение

3. Если учитывать другие факторы (мотивация учеников, качество объяснений преподавателя, проработанность курса), то домашние задания практически перестают влиять на результат. Например, мотивированные ученики лучше учатся и при этом лучше делают домашние задания. Их максимальная успеваемость связана с мотивацией, а не с домашними заданиями. В группах с равной мотивацией домашние задания практически не влияют на результат.

4. В каждом классе есть оптимальный размер домашних заданий. В средней школе один час домашней работы в день немного улучшает результаты школьника. Второй час может сделать их еще немного лучше. Но больше двух часов в день делать домашнюю работу бесполезно. Успеваемость это не улучшит. Даже в старшеклассникам нет смысла заниматься дома больше двух часов в день. Мозгу нужно успевать не только учиться, но и отдыхать. Дальнейшая работа становится непродуктивной и результаты не растут, а иногда даже снижаются.

Все эти выводы Кэтти Ваттеротт объединяет в «правила 10 минут». Их придерживается Национальная Ассоциация образования в США и другие педагогические ассоциации мира.

Правило 10 минут очень простое: длительность домашней работы в день не должна превышать 10 минут, умноженных на номер класса.

Первокласснику хватит 10 минут, шестикласснику — одного часа. Это тот объем работы, который школьник сможет сделать самостоятельно и при этом что-то запомнить. Большие нагрузки не приводят к улучшению результата. Это показывают и данные научных работ, и результаты международного исследования PISA.

Увы, по всему миру образовательные системы инертны и не спешат реагировать на данные исследований. Россия — не исключение. Санитарные нормы ограничивают домашнее задание для второклассников полутора часами в день вместо эффективных 20 минут. Шестиклассникам, вместо эффективного часа, разрешается заниматься 2,5 часа. И даже эти завышенные нормы не соблюдаются в наших школах. 

Кто любит критиковать?

Есть люди, которые стремятся докопаться до самой сути. Они дотошны и скрупулезны . Любят уточнять и внимательно разбирать каждую деталь всего, что изучают. Они усидчивы, медлительны, способны замечать мельчайшие недостатки и несовершенство. Обладаютотменной памятью и аналитическим складом ума .

Все эти свойства даны им для того, чтобы накапливать информацию, отделять зерна от плевел и обучать приобретенным знаниям следующее поколение.

Как объясняет Системно-векторная психология Юрия Бурлана

, такие люди обладаютанальным вектором . Вектор — это определенный набор врожденных свойств, желаний и способностей, которые формируют характер, привычки и поведение человека.

Обладателям анального вектора важно обеспечить качество и точность передаваемой информации

Фокусируя внимание на деталях, недочетах и ошибках, они становятся мастерами своего дела, перфекционистами

Всё временно, всё проходит

Всё в нашей жизни проходит: и плохое, и хорошее. Поэтому, когда просыпаетесь утром, наслаждайтесь каждым мгновением, благодарите жизнь за каждый луч солнца.

И когда дела идут из рук вон плохо, когда накрывает отчаянье, помните, что и это пройдёт. Знайте, что это ещё не конец, солнце обязательно выглянет из-за туч. Это просто чёрная полоса, которая обязательно сменится белой. Жизнь – это взлёты и падения, радость и боль, смех и слёзы, разочарования и приятные сюрпризы.

Этот самый важный урок – во всём. Я думаю, что многим людям, особенно молодым, трудно оценить, каким даром является жизнь. Это достигается только в процессе Пути, ценой проб и ошибок

И, как бы она у вас не сложилась, важно всегда оставаться скромными и благодарить судьбу за каждый прожитый день, за каждую радость, которую она вам дарит

Всё в этой жизни временно, всё проходит. Потому постарайтесь извлекать максимальную пользу из всего – и хорошего, и плохого.

Делайте то, что любите. Любите то, что делайте

Наша работа – очень важный аспект нашей жизни, который может как приносить счастье, так и причинять страдания. Если вы не любите свою работу, то это непременно повлияет на всю жизнь. Естественно, наша карьера – это не увеселительная прогулка в парке аттракционов, но, если она представляет собой одни мучения – с этим нельзя мириться. Следует менять свою жизнь.

Это касается не только работы

Какие ваши привычки и увлечения вам больше не приносят удовлетворения? А какие из них – наоборот? Очень важно осознавать, чем вы занимаетесь и кем окружены. Это всё – составляющие вашей жизни и вашего счастья

Вы – единственный человек, который может изменить свою жизнь так, чтобы делать то, что любит.

Легкий путь не всегда оказывается таковым

Тот, кто всегда ищет легкие пути, часто не подозревает, что тяжелая дорога может принести больше успеха, окажется более правильной. Люди выбирают максимально простые и легкие пути. Тяжелой дорогой, на которой множество препятствий и неурядиц, иди не хочет никто, но иногда следует выбрать именно ее.

Выбрав простой путь и разочаровавшись, человек получает жизненный урок. Не отступайте перед трудностями, ведь именно они закаляют наш характер, делают сильнее и целеустремленней. Куда важнее, когда человек добивается поставленной задачи своим трудом, а помочь в этом могут всевозможные амулеты и талисманы.

Восприятие реальности

Это действительно так. Интерпретация и понимание мира напрямую влияют на наши убеждения и образ жизни. Именно восприятие и понимание мира создают предвзятость, которая коренным образом влияет на качество жизни. И это же восприятие и понимание – одновременно пугают и вызывают любопытство.

Какую реальность вы выбираете для себя? Узкую или широкую?

Готовы ли вы довольствоваться блаженством, которое дарит невежество, или всё же хотите большего?

Правда состоит в том, что большинству людей всё же нужно намного больше. Даже если они себе в этом и не признаются. Это происходит на подсознательном уровне. Людям, как правило, свойственно стремиться к звёздам. Так уж сложилось – от колыбели до могилы мы учимся и стараемся стать умнее, мудрее, лучше. Учиться и открывать новое – это то, что для чего мы пришли на эту Землю.

Вопрос состоит в том, что мы должны узнать?

Итак, как же вы можете узнать, чего не знаете? Начните с вопросов: «Чего я не знаю? О чём хочу узнать больше?»

Важно понять, что человеку свойственно ошибаться в процессе познания. Это нормально

Мы всего лишь люди, а не боги. Ошибки – это часть роста, и не следует их бояться или стыдиться.

Важность полного присутствия

Людям свойственно беспокоиться и тревожиться о том, что может произойти. Рисовать в голове самые страшные картины, пугать себя самыми неблагополучными предположениями. Также мы часто сожалеем о прошлом, укоряя себя, что можно было поступить по-другому. Это огромная ошибка.

Никто не спорит, о будущем следует заботиться, но так, чтобы это не вредило вашему настоящему. Потому что тревоги о завтрашнем дне крадут у вас самое ценное – сегодняшний день.

Жизнь – это всего лишь моменты. А моменты превращаются в воспоминания. Наслаждайтесь нынешним моментом, пока он у вас есть. Потому что завтра – будет поздно. А вчера – ещё было рано.

Самый главный урок, который следует усвоить: прекратите беспокоиться. Это совершенно бессмысленное занятие. Оно не приносит никакой пользы, но крадёт вашу жизнь.

Список жизненных уроков, примерно в том порядке, насколько часто они появлялись в списках моих детей.

Проявляйте сочувствие и пытайтесь смотреть на вещи с точки зрения других. Прекрасно, что этот вопрос был вторым во всех их списках

Мне важно, что дети приняли это близко к сердцу. Я пытался показать им это своими поступками, хотя, конечно, я не идеален. 

Это еще один урок, который я пытался преподать на собственном жизненном опыте: участие в нескольких марафонах и ультрамарафонах до вещей, которые меня пугают, например, выступления на сцене или написание книг. Этот урок действительно важен для меня. 

На первый взгляд простая идея, но за ней так редко следуют. Я рад, что мои дети размышляют именно так: живите по средствам, экономьте столько, сколько можете. 

Я люблю этот урок и пытаюсь следовать этому сам. Всегда напоминаю своим детям, когда они думают о том, чего у них нет. Каждый раз, когда мы жалуемся на жизнь, стоит осознать красоту, которая перед нами. 

Нет ничего плохого в том, чтобы грустить. Несмотря на то, что я сказал в предыдущем пункте, это нормально испытывать грусть, боль, горе, разочарование, беспокойство, гнев. Большинство из нас не хотят испытывать эти чувства, поэтому мы делаем все возможное, чтобы игнорировать их или избавиться от них. Вместо этого я стараюсь переживать эти чувства, как опыт. Данный жизненный урок учит меня тому, что если мы противостоим своим собственным проблемам и трудностям, то как мы можем помочь другим в сложных ситуациях?

Повзрослев, наши четверо старших детей по-новому столкнулись с различными проблемами. Конечно, это часть их роста, но трудности никогда не доставляют удовольствия. Моя работа как отца состояла в том, чтобы вдохновить их не сдаваться лишь потому, что это трудно — продолжать идти вперед и использовать трудности для роста.

Что я должна в себе изменить, чтобы заставить ее полюбить меня?

Этот вопрос кажется частью предыдущего, но в действительности он самостоятелен и на него есть ответ: ничего.

Вы ничего не могли бы в себе изменить, чтобы заставить свою мать по-другому к вам относиться, потому что ее реакция на вас никак не зависит от вас и целиком и полностью связана с ней.

Следует отделить эту ситуацию от пусть не простых, но все-таки наполненных заботой отношений матери и ребенка.

Такое положение сохраняется, даже когда ребенок вырастает, потому что отношения матери и дочери никогда не становятся партнерскими, и дочь чего-то ждет от матери, а не наоборот. Давайте начнем с того, что специалисты называют «качеством соответствия», — понятия, сфокусированного на личностях ребенка и его матери.

Рассмотрим случай относительно интровертной матери, которая очень нуждается во времени для себя и ценит тишину. У нее двое детей: один — спокойный, независимый и редко ведущий себя реактивно, другой — эмоционально требовательный, подвижный и активный. С кем из двоих такой матери будет проще?

Ответ очевиден: с ребенком, потребности которого более близки к ее собственным. И именно в данном случае речь будет идти о высоком «качестве соответствия». Однако детско-родительские отношения — это не отношения равных, и обязанность матери — осознать трудности, сопутствующие воспитанию того из детей, кто не похож на нее, и найти способы справиться с ними.

Решение заключается не в том, чтобы упрекать, избегать или игнорировать ребенка, ожидающего от матери удовлетворения своих эмоциональных потребностей, что позволило бы ему благополучно расти и развиваться.

Если вы выросли в атмосфере насмешек над вашей «излишней чувствительностью», если над вами издевались, когда вы плакали после слов, что вы вечно раздуваете из мухи слона, что вы невыносимы, — подумайте, хорошо или плохо ваша мать делала свою материнскую работу в отношении вас, и не имеет значения, насколько вы отличались от ее идеала.

Разочарование в любви

Многие из не пытаются замедлить бурное развитие романа. Человек окунается с головой в новые эмоции и впечатления, хочет проводить все свободное время с объектом своей страсти, делиться с ним чувствами и переживаниями. Многие испытывают желание полного и всецельного обладания.

Когда человек торопит события и живет не текущим моментом, он не успевает хорошо узнать человека – это главное правило психологии. Именно поэтому необдуманные браки так быстро распадаются. Энергетики двух людей не успевают соединиться, а одна лишь страсть не может длиться вечно. Если у вас часто случаются неприятные разрывы ярких отношений, Вселенная просто стремится сказать, чтобы вы не торопились.

Когда невмешательство преступно

Что делать подросшим деткам, выяснили, а как быть крохам? К кому топать дошколятам, на кого рассчитывать? На других взрослых – отца, родственников, соседей, прохожих, попутчиков. Равнодушие в таких случаях бывает преступным, и если за стеной матерщина, регулярные детские всхлипы, звуки, свидетельствующие о насилии, необходимо вмешиваться!

Как-то читала обсуждения, в которых люди делились нестандартными способами решения различных социальных неурядиц. Одна форумчанка написала: «Заселились новые соседи, и в первый же вечер из их квартиры зазвучал виртуозный мат. Причем женский. Сначала подумала, на муже так отрывается, ан нет – на маленькой дочке. Я день слушала, два, на третий накидала письмецо, в котором красочно поведала, что думаю, куда обращусь, какие последствия ждут громкоголосую несдержанную мадам. Все, крики прекратились!» Верю, поскольку тираны часто трусливы, им достаточно дать понять, что вы в курсе и молчать не собираетесь. Возможны и другие подходы, но игнорировать любое проявление агрессии в адрес детей недопустимо!