«Вот я в твоем возрасте…»

Почему-то родители любят сравнивать сына или дочь с самими собой, причем в свою пользу. «Вот я в твоем возрасте уже читала, а ты даже буквы не хочешь учить», – заявляет мама своей пятилетней дочери, которая, в отличие от нее, легко может пользоваться планшетом, находя себе на ютубе интересные мультики.

«Твой папа, когда был маленький, всегда помогал своему дедушке в огороде, а ты дачу не любишь», – заявляет бабушка десятилетнем подростку, сидящему в соцсетях.

Эти сравнения-упреки не смогут никак повлиять на детей. Нужно видеть положительную динамику в действиях самого ребенка, тогда ему захочется продвигаться дальше: «Вот вчера ты написала слово мама, давай сегодня попробуем написать папа». Поднимайте его самооценку, не стесняйтесь показать, что он умеет делать что-то лучше вас: «Ты хорошо владеешь интернетом, помоги мне, пожалуйста, найти рецепт консервации, я без тебя не справлюсь».

«Нет! Больше сладкого нельзя, вторую конфету получишь завтра!»

И чего вы хотели добиться этой фразой? Если ваша цель – показать себя несправедливым и строгим родителем, то вам это удалось. Но если вы хотели уберечь ребенка от вреда сладостей, то вы лишь отсрочили неминуемое.

Отказ дать конфету лишь селит обиду и непонимание в головах детей, потому как только вы уйдете или забудете о конфете, ребенок все же доберется до пакета со сладким и съест еще больше, чем собирался, ведь запретный плод сладок.

Особо печальным может оказаться переход ребенка в самостоятельную жизнь, если все детство его пичкали запретами и отказами. Теперь он полностью свободен и все запреты сняты.

Вспомните, сколько студентов вредят своему здоровью сразу после переезда в студенческое общежитие. Алкоголь, вредная пища, те же сладости в неконтролируемых количествах – теперь никто не скажет «Нельзя!», можно делать абсолютно все.

Что же делать в таких случаях? На самом деле, ответ лежит просто на поверхности – объясните ребенку, почему нельзя есть эту вторую конфету. Но не утруждайтесь рассказывать об уровне сахара, влиянии на зубную эмаль и прочее, говорите простым языком!

«Если ты съешь сейчас много сладкого, то это будет вредно для твоих зубов, в них начнут появляться чёрные дырочки и все это будет очень-очень сильно болеть. У твоего папы тоже было такое, потому он до сих пор не ест за раз слишком много конфет. А вот одну конфетку съест можно, от неё вреда не будет, какую ты хочешь?».

Видите? Никакого негатива, чёткое понимание вреда и его причины, пример со знакомым человеком (обязательно попросите мужа поддакивать в этот момент), избавление от появления страха есть конфеты и положительное окончание вашей поучительной речи.

В голове ребенка, при условии, что мнение и совет родителей являются для него авторитетными, навсегда закрепятся мысли о том, сколько конфет можно есть, а сколько нельзя, потому даже при отсутствии контроля со стороны мамы и папы он никогда не съест больше одной конфеты за раз.

«Ну ты и жадина! Немедленно дай свою машинку поиграть мальчику!»

Дети в раннем возрасте еще не умеют общаться друг с другом, зато у них хорошо развито чувство собственности. Сколь раз приходится слышать от мам, вышедших погулять с малышом, чтобы он поделился с играющими рядом детьми своими машинками, формочками, куколками.

Поставьте себя на место ребенка. Разве вы захотите отдать подруге поносить свое любимое платье, а соседке дать ключи от собственной машины? Почему же ребенок должен делиться дорогими ему вещами с малознакомыми детьми?! Вам просто хочется выглядеть доброжелательной в глазах другой мамы, но подумайте о чувствах своего малыша.

«Я сама сделаю, ты ничего не умеешь!»

Взрослые часто забывают, что многие вещи ребенку приходится делать впервые. Он только осваивается в огромном мире разнообразных предметов, учится ими пользоваться. Застегнуть пуговицы, надеть носочки и ботинки, завязать шапочку – все это с первого раза не получается.

Хочет помочь маме подмести пол на кухне – остаются под столом крошки, хочет помыть посуду – роняет и разбивает чашку. Сколько раз раздраженные родители пресекают инициативу ребенка, бросая ему очередной упрек. Да, значительно легче и быстрее одеть ребенка и убрать квартиру самому. Но как же тогда ребенок научится самостоятельности?!

«Ты придурок (идиот, дебил)!»

Такие фразы могут выскочить в любых ситуациях и у хороших, и у плохих родителей. Родители могут сорваться в каких-то экстремальных ситуациях, например, ребенок пытается засунуть палец в розетку или далеко высовывается из окна (примеров много).

А могут и в самых обычных: нарисовал на обоях, разлил воду, испачкал новые джинсы, не получается сделать уроки. Да мало ли еще примеров! Взрослые часто не сдерживаются, и на эмоциях могут прокричать эти ужасные слова, а это очень сильно понижают самооценку детям.

Эти слова надолго врезаются в память. Послушайте речь подростков: дурак, дебил, придурок – и это еще далеко не самые худшие слова. Никогда не адресуйте их вашим детям!

Еще и еще раз родителям нужно усвоить, что их ребенок – формирующаяся личность со своими интересами, чувствами, предпочтениями. В семье должен царить положительный настрой, а не постоянные упреки, как бы раздражены ни были взрослые.

Читаем также:

  • 20 фраз, которые ни за что и никогда нельзя говорить детям: опасные слова, которые ломают ребенку жизнь
  • 5 фраз, которые нельзя говорить ребенку
  • 5 самых несправедливых и обидных фраз от родителей, которые могут услышать дети