Современный подход к воспитанию детей
В ушедшем веке педагоги ориентировались на упомянутые выше концепции, однако в России господствовала концепция коммунистического воспитания молодежи. Сейчас еще можно услышать про учителей «старой закалки», но современное воспитание старается уходить от советской педагогики. Однако в нынешних условиях возникает проблема столкновения и противоречия между быстрым темпом приращения большого объема знаний и физической и психологической неготовностью этот объем усваивать. Это обстоятельство заставляет образовательную систему отказаться от стремления только лишь всесторонне развивать личность в плане образования. Выходом становится упор на максимальное развитие способностей через самовосприятие личности.
Сейчас не выделяются концепции, стоящие особняком или имеющие радикальные отличия. В XXI веке в основу формирования воспитательных подходов ложится гуманистическое воспитание. Этот подход ориентирован на взаимодействие педагога с личностью ребенка как целостным началом, которое заключает в себе наиболее важные проявления духовности.
Цель концепции гуманистического воспитания – всестороннее и гармоничное развитие личности.
В основу концепции положены такие идеи:
- природосообразность (упор на половые, возрастные особенности конкретного ребенка и уровень его развития);
- культуросообразность (особенности той культурной среды, в которой происходит воспитательный процесс);
- гуманизация отношений (человеческие отношения между педагогом и воспитанником);
- упор на чувства ребенка (слышать и слушать, что чувствует ребенок, взаимодействовать с ним в разных ситуациях).
Идея самореализации и гармоничных взаимоотношений личности и общества лежит в основе современных подходов к воспитанию. Ученые исследуют процесс формирования личности, взаимодействие между педагогом и ребенком, роль учителя в воспитании и развитии воспитанника. Подходы базируются на теориях воспитания, разработанных выдающимися психологами и философами XX века.
Главные мифы о воспитании детей
В каких случаях родители должны быть предельно жесткими, не взирая на общепринятое мнение
На тему воспитания написано много умного и глупого. Если вы – молодые родители, то по совету старших может быть вы и почитаете Бенджамина Спока ( кумир мамочек из 90-х), но вряд ли вы полезете читать философа Жан Жака Руссо ( 18 век), который еще тогда заложил в основу воспитания самые ключевые моменты. А надо бы. Рассмотрим мифы о воспитании детей, которыми все же руководствуются при выращивании младых членов общества.
1. Ребенка нужно сильно, очень любить и за многое прощать!
Вы поразитесь, насколько часто вбивается эта мысль в голову всем. Что значить – любить? Если вы его воспроизвели на свет, то вы его по-любому полюбите, это итак понятно. А вот заменять понятием “я же его люблю, мне жалко его наказывать” – это уже преступление. Причем против этого же ребенка. В будущем ваша псевдолюбовь ударит и по вам и по нему. Не заменяйте понятие “любить” на понятие “жалеть”.
2. Ребенка нельзя заставлять!
Еще как “льзя!”. Ребенка нужно постоянно заставлять. Не принуждать физической силой, но настаивать на выполнении необходимых действий. Начиная с горшка в два года, заканчивая принудительным мытьем посуды, уборкой и так далее. Понятно, что принуждение к определенным действиям, которые в определенном возрасте должен совершать ребенок, должно быть сознательным. Если ребенок в три года ходит в памперсах и какает в штаны, это, извините, частенько следствие вот такой родительской “любви”, жалости и маминой лени. Если 15-летняя девочка не моет посуду, а мальчик-подросток совсем не участвует в мужских семейных задачах, то это – следствие псевдолюбви, за которое общество вам потом спасибо не скажет.
3. Ребенка нельзя наказывать!
Опять “льзя”! Ребенка нужно наказывать, иногда и телесно. Наказывая ваше дитя, вы спасаете его от ошибок в будущем. Вы помогаете ему выстраивать свою линию защиты, пока он – неразумен, просто комок рефлексов. Вы ответственны за это существо, ваша задача его вырастить живым, здоровым и приученным выживать. Если вы позволяете ему совершать асоциальные поступки в детстве без наказания, вы ставите на его развитии крест. Потому что не формируете причинно-следственные связи.
4. Ребенок сам определится, кем он будет когда вырастет
Это – один из самых разрушительных мифов, который погубил много судеб. Нет и снова нет! Подросток, как правило, сам не в состоянии понять, что у него в этой жизни будет лучше всего получаться
Здесь как раз и нужны внимательные и наблюдательные, ( внимание!) любящие родители! Вот где любовь. Любовь – это внимание, пристальное внимание
Да, в мире правят IT-технологии, но это совсем не означает, что нежный чувствительный, к примеру, музыкальный подросток должен пойти непременно в программисты, потому что “без работы не останется…”. Или – если родители – врачи, то будешь врачом тоже! Наблюдайте за своим ребенком, смотрите беспристрастно на его увлечения. Вот что он делает в свободное время, с упоением и наслаждением – это и есть его сфера. Рисует? Отлично, есть шанс рассмотреть профессию архитектора. Возится с животными, обожает их и по-честному ухаживает? Звезда ветеринарии, почему бы и нет. Идите от качеств ребенка, а не от реалий современного мира. Если вы повлияете на его неправильный выбор, другого шанса прожить жизнь у него уже не будет.
Фото RachelBostwick
Проблемы современного воспитания
Проблемы в воспитании возникают во все времена и при любых принятых концепциях. Изменение социально-экономических и политических условий в стране усугубляет ситуацию. Ребенок с рождения воспитывается в неоднородной среде, начиная с семьи, не говоря уже о школе и тем более – об улице.
Социальные проблемы, безработица, снижение качества жизни, доступность телевидения и интернета, пропаганда аморального образа жизни и алкоголя – все это приводит к тому, что многие дети становятся «сиротами при живых родителях». Одних детей матери оставляют в роддоме, другие дети растут педагогически запущенными в полных семьях, а третьи при финансовом благополучии страдают от неблагополучия морального. Такая ненормальная среда не может не наложить отпечаток на внутреннее «Я» ребенка. Если им не занимаются внутри семьи, ответственность за воспитание приходится брать образовательному учреждению, в которое он попадает.
Концепции воспитания направлены на формирование в ребенке разносторонней личности и решение проблем воспитания. Новый подход набирает силу и совершенствуется, несмотря на то, что устаревшие модели все еще применяются на практике. Развитие технологического подхода, создание условий для личностного роста, организация благоприятного процесса взаимодействия педагога и ребенка направлены на достижение ожидаемого результата.
Стереотип №1. «Мой ребенок — будущий гений»
Никто из родителей не хочет, чтобы их ребенок отставал от своих сверстников и испытывал трудности с обучением, общением с людьми. Страх за будущее ребенка заставляет современных мам пичкать детей знаниями с самого раннего возраста. В результате детей пытаются обучать иностранным языкам, с года уже начинается чтение, а чуть позже малыша отдают на разные секции.
В магазинах и интернете сейчас можно найти всевозможные пособия и энциклопедии по воспитанию вундеркиндов, которые только подстегивают маниакальное желание современных мам быстрее развить интеллект малыша. Создаются форумы, на которых родители делятся успехами — у одних двухлетние сыновья уже читают наизусть стихи выдающихся поэтов, у других годовалые дочки говорят первые слова на английском. А еще повсеместно открываются садики с ранним обучением, в которых предлагается насыщенная программа.
Стремление обеспечить благополучное будущее для ребенка похвально. Однако специалисты предупреждают: чрезмерные нагрузки в раннем возрасте провоцируют общесоматические болезни, неврозы и часто даже убивают мотивацию к дальнейшему обучению
Родителям важно понять: ребенок должен играть и получать все радости детства, а для познания наук у него еще будет достаточно времени
Распространенные заблуждения родителей
Стараясь ускорить развитие малыша, родители ошибочно полагают, что:
- Если ребенок будет слушать классическую музыку с первых дней жизни, то вырастет интеллигентным и культурным человеком.
- Грудничок быстро заговорит, если постоянно будет слышать человеческую речь — к примеру, из телевизора.
- Малыша необходимо учить ходить на горшок как можно раньше — с момента, как он встанет на ноги.
- Ребенок способен одновременно учиться говорить и читать.
Эти утверждения не выдерживают никакой критики педиатров и детских психологов, а также просто опровергаются здравым смыслом. Специалисты напоминают мамам простую истину: всему свое время. Полугодовалый малыш может с интересом слушать как мама читает ему книжку, но это не свидетельствует о его гениальности или о том, что он понимает сюжет. Он просто весел и доволен от того, что с ним его мама, которая смешно озвучивает персонажей разными голосами, показывает цветные картинки. Поэтому следите за тем, чтобы малыш развивался по возрасту, но не перегибайте палку. Иначе все закончится неврозами.
Читаем также: Воспитание ребенка до года: главные советы родителям
Стереотип №2. «Выращу лидера любой ценой»
Еще одна мечта родителей в 21 в. — воспитать из ребенка лидера, который построит успешную карьеру, будет легко добиваться уважения и доверия людей. Каким должен быть такой человек? Ответственным, уверенным в себе, инициативным и решительным. Многие взрослые не могут похвастаться полным набором этих качеств в силу особенностей характера и темперамента. Лидер — это, скорее, заслуга не воспитания, а генов.
Бесполезно пытаться пробудить лидерские качества в тихом ребенке-интроверте, который чувствует себя комфортно только рядом с близкими. Да, вероятно, он не будет душой компании и руководителем большого предприятия. Однако ведь это не значит, что жизнь ребенка будет несчастливой.
Заблуждения о воспитании лидерских качеств
Не правы родители, которые считают, что:
- Нельзя вмешиваться в детские ссоры, так как это поможет ребятишкам научиться защищать свое мнение и справляться с трудностями.
- Во всех играх и домашних соревнованиях взрослый человек должен проигрывать, чтобы у малыша росла самооценка.
- Ребенку полезно оставаться один-на-один с проблемами, поскольку только так он научится анализировать ситуацию и находить решение.
По словам опытных психологов, только к трехлетнему возрасту у малыша могут проявиться задатки лидера. Такому ребенку нравится быть душой компании, знакомиться и общаться с новыми людьми, участвовать в массовых мероприятиях — конкурсах, концертах, соревнованиях. Если хотите и дальше развивать лидерские качества малыша, подавайте ему пример — будьте активным и инициативным человеком.
Читаем также: Как воспитать ребенка лидером. Сборник персонализированных сказок №3
Миф о сексуальном просвещении
Зачем ребенку знать как происходит зачатие? Вот сегодня многие считают, что это якобы нужно. Вот это уже разрушительный для психики миф, что якобы детям нужно прямо с малолетства знать всю правду о жизни, в том числе и о том, как они появились на свет. Вот это миф очень опасный. Тогда как только что я привела вам примеры охранительных, необходимых для маленького ребенка мифов. Миф о том, что ребенок должен знать всю правду о жизни, в том числе и о своем рождении, — это миф разрушительный. Но тогда было принято говорить, в начале 90-х, что ребенок должен знать всю правду.
Некоторые даже советовали включить в школьную программу рассказы Варлама Шаламова, его лагерные рассказы. В частности рассказы, где он повествует о том, как люди ели людей. Вот еще раз повторяю, что миф о том, что ребенок должен знать всю правду о жизни, очень опасен. Если уж говорить о лагере, то сначала ребенок должен узнать как люди, совершая нечеловеческие усилия, оставались людьми. А вот когда он будет взрослый, когда его душа будет уже достаточно прочная, он может узнать и о том, как некоторые люди, НЕКОТОРЫЕ, я подчеркиваю, переставали быть людьми. Вот тогда это будет ВСЯ правда, правда в объеме, понимаете?
Вот интересно, что под «всей правдой» о жизни почему-то подразумевают вовсе не всю правду, а какую-то особенно страшную, гадкую сторону жизни.
Вот так же как совершенно не нужно знать в детстве правду о зачатии. А зачем? Вот скажите, пожалуйста, столько столетий, а вернее сказать несколько тысячелетий, столько, сколько живет человечество (оно живет, если я не ошибаюсь, 7.5 тысячелетий от сотворения мира), детям говорили что-то мифологическое на тему о зачатии и рождении. Все было нормально, человеческий род продолжался. А вот сегодня, когда решили почему-то маленьким детям сообщать всю правду о деторождении, род человеческий пресекается.
Ну, а кто у нас враг рода человеческого? Кто хочет пресечения рода человеческого? Его все знают. И вот люди, которые уверяют нас, что ребенок должен знать всю правду о своем зачатии и рождении; правду, которая была написана в экспериментальных учебниках (они появились 10 лет назад, когда наше Министерство Образования хотело внедрить урок сексуального просвещения), вот эта правда разрушительна для психики и нравственности ребенка. Ребенку не нужно это знать, особенно когда речь идет об отце и матери.
Я скажу вам, что даже в подростковом возрасте, когда дети недавнего прошлого, те кто был детьми 20-30 лет назад, узнавали эту правду из какой-то брошюры, из подворотни, они никогда не делали перенос на своих родителей. Вот казалось, что подросток уже все знает на эту тему. Он знал все про всех остальных людей, про всех кроме папы и мамы. Отец и мать – это такая святыня для ребенка, что вот эту сторону из жизни он как бы вытесняет из общего знания о мужчинах и женщинах.
И вот я помню, какой ужас я испытала, когда мне показали 10 лет назад экспериментальные программы и учебники секспросветовские, и там на первых страницах, буквально в первом классе детям должны были рассказывать про папу и маму именно. Не вообще про мужчину и женщину, а про папу и маму. Вот миф о том, что дети должны знать об этом всю правду, что якобы это их потом охранит от СПИДа и других заболеваний, — это миф чудовищный по своей разрушительности.
Во-первых, никого еще это не охранило от дурных болезней. От дурных болезней хранит целомудрие, целомудренная жизнь и больше ничего. Тогда как вот эти ранние знания якобы для предотвращения заболевания, они напротив растормаживают раньше времени сферу влечения. И главное, они разрушают самое главное для человека чувство – чувство интимного стыда. Разрушение этого чувства влечет массу трагических последствий – мы это сейчас, к сожалению, видим на примере подростков, на примере молодежи, и даже на примере маленьких детей, родители которых, поверив в миф о необходимости раннего сексуального просвещения, из самых лучших побуждений стали своих детей просвещать: покупать всякие гадкие книжки. К сожалению, эти книжки лежат даже в магазине педагогической книги. Но никогда этих книг не покупайте.
“Цивилизованный” развод меньше травмирует детскую психику.
Считается, что если в процессе развода и после него супруги стараются хотя бы внешне сохранять дружеские отношения, то их расставание менее болезненно для детей. То, что это не так и развод родителей в любом случае травматичен для ребенка, недавно доказала команда специалистов из университета Индианы во главе с доктором Джонатаном Бекмайером.
womenparadise.ru |
Исследование охватывало 270 жителей одного из американских штатов, которые развелись или расстались в период с 1998 по 2004 годы и приняли участие в программе “совместное воспитание детей после развода”. Во время опроса 31% добровольцев охарактеризовал свои отношения с бывшим супругом или супругой как “кооперативные и цивилизованные”, 45% назвали их “умеренно дружескими” и включающими редкие конфликтные ситуации, и, наконец, 24% заявили, что их взаимодействие друг с другом после разрыва было “редким, но конфликтным”.
Затем ученые попросили участников исследования рассказать, как развод отразился на детях, возраст которых на тот момент составлял в среднем восемь лет. Выяснилось, что дети, чьи родители развелись, впоследствии чаще других имели сложности с поведением и успеваемостью, страдали от повышенной тревожности, депрессий и наркотической зависимости. Причем это никак не зависело от того, как складывались отношения родителей в период развода и после него. То есть оказалось, что стремление сохранять хорошие отношения с экс-спутником жизни не оказывает никакого влияния на то, как чувствуют себя дети. Влияние оказывает лишь сам факт того, что родители расстались.
Если ребенка приучают употреблять спиртное под контролем взрослых, в дальнейшей жизни он будет застрахован от алкоголизма.
Увы, специалисты из Национального исследовательского центра по вопросам наркомании и алкоголизма в Австралии выяснили, что такая практика приводит к обратным результатам. К 16 годам подростки, чьи родители разрешали им в более раннем возрасте пить спиртные напитки в небольших количествах, втрое чаще начинали испытывать зависимость от алкоголя, в отличие от своих сверстников, которым употреблять спиртное вообще не разрешалось.
Если юноша или девушка не распробовали вкус спиртного еще в детстве, при попустительстве родителей, то шансы на то, что им захочется неумеренно пить в 16-18 лет, значительно снижаются, доказали ученые. Нередко приходится наблюдать, как взрослые наливают ребенку младшего школьного возраста по “чуть-чуть” на донышко бокала, чтобы он мог чокнуться с соседями по застолью… С годами дозы растут, и в 13-14 лет “чуть-чуть” превращается в целую рюмку. И вот уже, заметив на столе оставленную взрослыми начатую бутылку, подросток наливает себе оттуда сам…
“Употребление подростками алкоголя чревато травмами, заболеваниями, передающимися половым путем, развитием зависимости от алкоголя и, как следствие, изменениями функций головного мозга, – пугает Маттик. – Поэтому мы советуем подросткам избегать алкоголя как можно дольше”.
Стереотип №3. Я воспитываю настоящего мужчину (истинную женщину)
«Вытри слезы, ты же мужик!» – рычит папа на упавшего с велика трехлетку. «Не ходи по лужам, ты же девочка», – упрекает мамаша двухлетку в бантиках.
Давайте сначала разберемся с мальчиками. Нам хочется видеть и развивать в них традиционно мужские качества: самостоятельность, ответственность, умение принимать решения, силу воли. Эти качества невозможно проявить в состоянии неволи и принуждения, правда? Значит, чем меньше мы воспитываем, насаждаем, настаиваем, тем больше у ребенка шансов вырасти мужественным и психологически сильным. Лично я решила не мешать природе и давать сыну больше самостоятельности, хотя это порой бывает мучительно трудно.
Гендерные мифы о воспитании:
- Мальчики не должны играть девчачьими игрушками и наоборот.
- Девочки должны носить длинные волосы, только юбки и платья, брюки только для спортивных занятий.
- Ребенок должен посещать спортивную секцию или кружок в соответствии со своим полом. Никакого бокса для девочек, никакого рукоделия для ребят.
- Мальчиков нужно наказывать более жестко, чем девочек.
Теперь о девочках. На одном из форумов прекрасно описана самая популярная ситуация: «Мне все время говорили: нельзя, ты же девочка! Ты должна быть аккуратной, ты же девочка! Ты посмотри в свою тетрадь! Как ты пишешь?! Ты же девочка! Словом, я поняла, что худшее, что можно было сделать в жизни – это родиться девочкой. И я попала на все 100. И с этим надо как-то жить. Мне уже за 40. И недавно мужчина рассказал часть анекдота со словами: “Я не хочу революцию! Я хочу новое платье, я же девочка!” С этих пор началось моё новое осознание себя».
Даже не хочется здесь ничего прибавлять. Лично я усвоила, что своей дочери буду говорить о том, что она девочка, не через упрек. Просто будем вместе осваивать сложную женскую науку: вместе заботиться о котенке, вместе наводить марафет, вместе лечить папе порезанный палец. Это по-нашему, по-женски.
Фото: globallookpress.com
3 Советы родителям по воспитанию детей
Родители несут ответственность за детей, их будущее. Некоторых, это по-настоящему пугает, ведь страшно совершить проступок. Быть мамой и папой не так просто, как кажется. Тяжелый груз изнуряет, бывает родители начинают считать себя плохими. Есть несколько советов, которые могут облегчить родительскую ношу.
- Признайте — от ошибок никто не застрахован. Смиритесь с этим, а не пытайтесь избежать. Простите заранее ошибки, которые вы можете совершить. Вот увидите, станет легче. Ваше легкое душевное состояние передается и ребенку. Делитесь рассказами про казусы с ребенком, тогда он сможет избежать ваших ошибок, проще относиться к неудачам.
- Будьте терпеливы. Развитие и воспитание ребенка в семье длительный и сложный процесс. Чадо испачкалось, разбило дорогую вазу, не может научитьсяопределять время по часам — вспомните сразу Карлсона. «Спокойствие! Только спокойствие». От криков, агрессивных споров, телесных наказаний, ребенок не станет вас лучше понимать. Наоборот, доверие и взаимопонимание, будет трудно вернуть. А вазу можно будет купить новую.
- Не забывайте, что ребенок, даже маленький, тоже имеет право на плохое настроение. Любому родителю хочется, чтобы чадо всегда улыбалось и бегало довольное. Но нельзя этого требовать. Чтобы не усугублять положение, поинтересуйтесь в чем причина хандры. Поддержите ребенка, попробуйте его порадовать.
- Питание и режим сна влияет на самочувствие ребенка. Разнообразие в рационе блюд, соблюдение часов сна — улучшает интеллектуальные способности, повышают психологическую устойчивость, физическую активность.
- Вносим разнообразие в жизнь. Детский сад, школа, дополнительные занятия, дом — однообразие дня психологически истощает. Постепенно, ребенок эмоционально выгорает, угнетает рутина. Но менять что-либо ему сложно. Распорядок входит в привычку, единственным местом отдыха становится дом. Но даже в родных стенах он не может получить расслабления. А выходить из зоны комфорта становится тяжелее. Регулярно выезжайте на природу, дачу, ходите в парк, посещайте мероприятия. У ребенка есть увлечения? Запишитесь в соответствующий кружок, секцию.
Контролировать себя ради дитя.
Пример: папа обжегся, закономерная реакция выпустить пар и выругаться. Ребенок скорее всего продублирует ее в будущем. Хорошо, если близкий готовый объяснить, почему так повторять нельзя. Но вряд ли, отцу понравится, когда его начнет отчитывать в следующий раз ребенок. Это подрывает авторитет главы семейства. Поэтому, нужно справляться с вредными привычками и контролировать реакции.
Плохой пример.
Ребенок еще не знает, что хорошо и плохо. Поэтому отрицательный пример, который показывают взрослые, чадо может расценивать как норму. Его будет трудно переубедить в обратном, ведь основы уже заложены. Если себя так нельзя вести, то почему маме или папе позволительно? Это распространенная проблема в воспитательном процессе. Взрослые должны избавиться от вредных привычек и контролировать себя.
Главное в семейном воспитании ребенка — это любовь
Говорите, как сильно вы любите ребенка, проявляйте внимание, заботу. Дети, растущие в ласке, вырастают счастливыми людьми
Они реже страдают от психологических недугов, добиваются высоких положений в обществе.
Рассказывая детям о полезной пище, проще заставить их ее съесть.
Оказывается, делать этого не следует: вы можете достичь совершенно противоположного эффекта! К такому выводу пришли совсем недавно исследователи из Северо-Западного университета в штате Иллинойс (США).
Ученые набирали две группы детей в возрасте от трех до пяти лет. Всем ребятишкам рассказывали историю о девушке, которая ела крекеры или морковь. Но при этом в деталях история различалась: так, первой группе говорили, что указанные продукты принесли героине конкретную пользу – сделали ее сильнее или помогли научиться считать. Второй группе о пользе крекеров или моркови не сообщали.
Затем малышам предлагали отведать тех продуктов, о которых говорилось в сказке. В итоге те, кто не знал об их преимуществах, съели больше, чем те, кому их “рекламировали”.
mama.tomsk.ru |
Как же объяснить этот парадокс? С раннего детства нас приучают к тому, что лекарства часто бывают горькими и неприятными на вкус.
Поэтому лучше давать детям еду без каких-либо комментариев или же рассказывать им только о том, какая она вкусная, но никак не о ее пользе для здоровья или ума, советуют эксперты.
Правила воспитания детей, требующие внесения поправок
Хорошие дети — послушные дети.
Беспрекословное послушание сдерживает личные желания и стремления ребенка. Воспитывайте детей в атмосфере уважения к вашему мнению и комфортном развитии по собственному сценарию, а не родительским шаблонам.
Детей нельзя ругать и наказывать.
Безусловно, о телесном наказании речи идти не может, также, как и об истерических криках родителей. Но здоровая критика по случаю вполне уместна. Необходимо корректировать поведение ребенка для того, чтобы он понимал что правильно, а что — нет, и формировал в себе нормальное восприятие критики.
Контроль поможет избежать неприятностей.
Слишком жесткий контроль родителей может способствовать тому, что ребенок вырастет боязливым, безынициативным. Объясните малышу правила безопасности, расскажите о последствиях безрассудных поступков.
С появлением ребенка родители должны заниматься только его воспитанием.
Малыш счастлив, если счастливы его родители. Вместо того, чтобы думать только о воспитании, начните получать от этого удовольствие, любите ребенка, почувствуйте, как вам интересно проводить время вместе.
Для развития детей надо постоянно с ними заниматься.
Уже с двух-трех лет малышей водят на различные кружки и в “группы развития”, подсовывают им раскраски и развивающие игры… Однако британский исследователь Дэвид Уайтбрэд полагает, что интеллект лучше развивается у тех детей, которые часто остаются в одиночестве. Это способствует формированию новых полезных умений и навыков.
Детям с ранних лет необходимо самостоятельно исследовать окружающий мир. Если же их постоянно контролируют, то трудно бывает сформировать собственное мнение о мире. В результате ребенок растет безынициативным, мыслит стандартно и не всегда находит выход в сложной ситуации без подсказки старших. Полезно хотя бы на пару часов в день предоставлять ребенка самому себе, советует Уайтбрэд.
Технологический подход к воспитанию
Во второй половине XX века появился технологический подход к обучению и воспитанию. Это систематизированная совокупность различных приемов и процедур, разработанных научными деятелями и отобранных из практического применения, призванная привести воспитательный процесс к ожидаемому результату. Суть подхода в том, что учебно-воспитательный процесс детально планируется и продумывается заранее.
Современные технологии воспитания делятся на три типа:
- повседневные – поясняют повседневное поведение педагога во взаимодействии с воспитанником;
- ситуативные – разрабатываются для конкретной ситуации (например, в случае конфликта между одноклассниками);
- перспективные – представляют собой долгосрочные модели воспитательного процесса, разработанные для конкретного педагога с использованием наиболее действенных приемов и методов
Технологический подход позволяет осваивать новые области образовательной деятельности, а также наглядно анализировать и корректировать уже используемые в практике модели.
Что такое концепция воспитания?
Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на действие или предмет. Это понятие можно спутать с планом, но план – это совокупность конкретных, продуманных до мелочей шагов, которые приведут к определенному результату. Концепция же – это система принципов, которые должны ложиться в основу для осуществления конечного замысла.
Воспитание – результат действий, направленных на прививание индивиду школой, семьей, окружающей средой желаемых черт, свойств и навыков поведения, которые он будет проявлять в дальнейшей жизни.
Воспитательный процесс – это организованное профессионалами взаимодействие между субъектами, которое характеризуется совместной деятельностью, взаимоуважением и имеет целью перенос чужих для воспитанника ценностей, норм и опыта во внутренний план его личности.
2 Ребёнок — копия родителей
На самом деле, из 46 хромосом, которые мужчина и женщина передают своему потомству, активно работают только 23. Остальные находятся в «спящем» режиме. Может быть, они «проснутся» в детях наших детей, а может, не станут активными никогда. Смысл в том, что мы передаём детям не только свои гены, но и гены наших родителей, и более далёких предков.
Так что не стоит удивляться, если в семье рабочих вдруг рождается одарённый скрипач или учёный. Никакого божьего чуда. Просто в роду были талантливые люди, и теперь, несколько поколений спустя, их гены «проснулись». Правда, в роду могут оказаться не только таланты, но и алкоголики, и шизофреники. Никто из нас не застрахован от такого «наследия». Факт в том, что ребёнок даже на генетическом уровне принадлежит родителям меньше, чем они думают.
Алексей Серебряков, воспитывающий ребятишек из сиротского приюта, заявил, что разницы нет. Он прав. В какой-то степени мы все воспитываем чужих детей. Так что, надо быть осторожнее, говоря ребёнку: «ты моя кровиночка». Он не только ваша кровиночка…
3 Все дети одарённые
Передачу «Лучше всех!» нельзя смотреть без содрогания. Бедные дети! За что их так мучают? Родители выставляют их на всеобщее обозрение, как дрессированных животных. Надо же своё тщеславие потешить. Только им невдомёк, что ничего хорошего этих детей не ждёт. Их жизнь очень скоро превратится в ад. И руку к этому приложат сами родители.
В определённом возрасте все дети рисуют, лепят, поют или пишут стихи. Это нормальная часть взросления. Некоторые взрослые решают, что у ребёнка талант, и начинают мучить его кружками, секциями, репетиторами. У маленького человека отнимают детство.
Ещё хуже, если у ребёнка уникальные способности, как в передаче Максима Галкина. Он знает наизусть всего Шекспира или перемножает в уме шестизначные числа. Его начинают растить как «будущего гения». Жизненная катастрофа такому ребёнку обеспечена.
Память на Шекспира или умножение чисел в уме — весьма специфические навыки. Карьеру на них не построишь. Неужели это не понятно? Люди становятся гениями уже в зрелом возрасте, благодаря упорству и труду. Но у ребёнка, привыкшего с малых лет считать себя уникумом, такие качества никогда не разовьются. Лучше оставить «одарённых» детей в покое и дать им расти нормально.
О слове «воспитание»
Вот, кстати, очень интересно, что значит слово «воспитание» по-русски. Знаете, слова очень часто подсказывают нам что-то. Вот также слово «воспитание». Сегодня этот миф не декларируется, но он как-то принят уже большинством населения, что воспитание – это неотступно следить за ребенком, это его хорошо кормить, хорошо одевать, в общем давать ему все. А на самом-то деле давайте вдумаемся в смысл слова «воспитание». Что такое приставка «вос-»?
Как правило в русском языке эта приставка означает вектор, направленный вверх: вос-хождение, воз-несение, вос-стание. Даже слово «возглас» означает звук, направленный к небу, т.е. вверх – вот что такое «возглас». А что такое «воспитание» значит? Это питание верха, а не питание низа. Это питание души. Души, которая должна восходить. Вот что такое «воспитание»! Смотрите, как русский язык показывает нам правильный вектор детоводительства. Воспитание – это восхождение души. Вернее, это такое детоводительство, которое способствует восхождению и возвышению души. И об этом надо помнить.