Основные правила

Несколько простых правил помогут детям научиться одеваться, а взрослым помочь им в этом процессе.

Терпение и еще раз терпение

Взрослые привыкли одеваться быстро, однако, маленький ребенок пока не способен это делать. Его моторика еще недостаточно развита, поэтому он может путаться в рукавах, очень долго застегивать одну пуговицу или не понимать, где правый ботинок, а где левый.

Родителям придется проявить терпение и спокойствие. Раздражение и попытка поторопить только отпугнет, вызовет плач и нежелание действовать самому.

Если ребенок хочет, пусть делает

Как вы знаете, примерно в 3 года у детей появляется потребность и желание, обозначаемое «я сам». Нельзя подавлять это. Если малыш проявляет инициативу, тянет ручки к колготкам, то ему надо предоставить такую возможность

Это важно и для дальнейшего воспитания самостоятельности

Однако нельзя и категорически требовать, чтобы малыш надевал все сам. Он многое не умеет,  помощь взрослых ему необходима. Попробуйте стимулировать самостоятельность, говоря, что взрослые мальчики или девочки умеют одеваться.

Критика недопустима

Маленькие дети очень чувствительны к критике в свой адрес. От родителей они ждут одобрения своих действий, поэтому ребенка надо чаще хвалить, так он быстрее научится делать то, что нужно. Часто бывает, что опаздывая с утра, родители начинают обвинять ребенка, что он делает все медленно и неправильно. Это даст обратный эффект. Ребенок расстроится, у него начнет получаться еще хуже, в итоге будут слезы и капризы. Лучше начать собираться пораньше, хваля при этом за самостоятельность.

Если совсем не хочет одеваться

Бывает так, что малыш напрочь отказывается одеваться, потому что у него это совершенно не получается. В таком случае можно немного помочь ему. Оденьте носок наполовину и предложите ребенку натянуть его дальше. Хвалите при этом, тон речи должен быть предлагающий, а не приказывающий.

Используйте куклы

Для того чтобы изучить различные элементы одежды, подойдет игра в куклы. Сшейте им красивые платья, колготки и предложите малышу одеть любимую игрушку. В процессе игры дети быстро учатся одевать на куклу одежду, а затем у них возникает желание попробовать и со своей. Полезны также развивающие игрушки, например, книги-шнуровки, игрушки с карманами, нашитыми пуговицами, липучками и молниями. Это поможет развитию мелкой моторики и не бояться элементов одежды.

Превратите все в игру

Найдите или придумайте стишок, где рассказано о процессе одевания. Читайте его малышу, это вызовет интерес и превратит процесс в игру и тогда не придется задумываться, как научить ребенка одеваться, все произойдет естественно. Помним, основной способ обучения детей младшего и старшего дошкольного возраста – это игра. Касается это любых сторон жизни и осваивания бытовых навыков. Играйте на любопытстве и желании стать, как взрослый.

Изучите одежду вместе с малышом. Расскажите ему, как называются части гардероба, пусть он получше рассмотрит молнии и пуговицы и попробует застегнуть их в игре. Руку можно представить «паровозиком» и «заехать» ей в тоннель, роль которого будет выполнять рукав. Сопровождайте все смехом, позитивом и веселыми звуками.

Подражаем взрослым

Маленькие дети очень хотят вырасти и стать, как мама или папа, даже если им всего 3 года. Покажите на своем примере, как вы надеваете носки, шапку или куртку. Разложите детскую одежду рядом и устройте небольшое соревнование, кто быстрее, малыш обязательно увлечется этим, особенно если родители дадут ему выиграть.

С какого возраста нужно давать малышу ложку

Учить ребенка кушать самостоятельно нужно как можно раньше. Это не значит, что можно давать уроки поведения за столом трехмесячному грудничку. Сначала малыш должен научиться уверенно сидеть за столом, развить координацию движений. Вот он уже прекрасно чувствует себя на детском стульчике и за обедом пытается отобрать у мамы столовые приборы. Дайте ему другую ложечку, пусть пробует зачерпнуть кашу или пюре. Кроха начинает понимать, что ложка нужна вовсе не для игры, а для получения пищи. Обычно такое происходит после 9 месяцев, но у каждого малыша развитие проходит по-разному. Кто-то после полугода уже пытается разбросать пищу по столу, а кого-то приходится кормить чуть ли не до 3 лет.

К году ребенок предпринимает первые попытки управлять ложкой, ему уже хочется кушать самому. Не все получается, часто еда проходит мимо рта. Главное – он учится подражать движениям взрослых. По нормам кушать самостоятельно кроха начинает к полутора годам, но многое зависит от темперамента ребенка и взглядов родителей. Зачастую у мам, дающих мало свободы действий, ребенок начинает самостоятельно есть лишь в 2 года, в то время как дети ясельной группы осваивают навык самостоятельного питания в среднем в 1 год и 3 месяца.

По мнению специалистов, начинать обучение нужно не позже 10 месяцев, и к полутора годам ребенок освоит эту науку. Эти навыки ему очень пригодятся: впереди поступление в детский сад, а там умение пользоваться столовыми приборами – обязательное требование. Каждый новый навык повышает самооценку малыша, он гордится, что без помощи мамы смог взобраться на стул или скушать кашку. Если вы разделите его радость, покажете, как довольны достижениями своего чада, его желание научиться чему-то повысится в несколько раз.

Не забывайте, что желание освоить новое дело возникает с определенного возраста, а через некоторое время угасает. Занятая мама старается побыстрее накормить малыша и не убирать разбросанную пищу со стола, пола стен и одежды. Ребенку комфортно: за столом его задача состоит только в том, чтобы открывать ротик, все остальное сделают родители. И вдруг примерно в 3 года он слышит, что должен кушать сам. Время, когда малыш хотел этому научиться, было упущено, теперь умение орудовать ложкой его не привлекает, поэтому слез и истерик избежать не удастся. Будьте внимательны к интересам своих детей – как только заметите их желание освоить новый навык, поддержите это начинание.

На вопрос о приучении к ложке отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова

Существует разница между «позволять ребёнку есть кашу или овощное пюре руками» и «учить есть руками кашу и овощное пюре». Вы даёте ребёнку образцы правильного поведения, в том числе и за столом. Вы показываете на личном примере, как можно пользоваться столовыми приборами и как можно есть, держа в руке кусочки овощей, фруктов, хлеб. Использование руки для того, чтобы держать что-то и грызть, как прорезыватель, или есть, как сушку, подготавливает ребёнка к использованию ложки, и такой способ действий раньше еды ложкой начинает получаться лучше. Труднее всего – зачерпывать ложкой, поэтому на определённом этапе малыши часто накладывают руками пищу в ложку, а потом съедают её при помощи ложки.

Важно позволить ребёнку, во-первых, приобрести собственный опыт и сделать собственные выводы (всегда, когда это возможно, исключение представляет только опасный опыт), во-вторых, проявить собственные потребности в развитии через интерес к какому-то опыту и повторению его. Это достигается простым правилом: мы позволяем ребёнку делать то, что он хочет, если только можем это позволить

Если вы видите, что у малыша не получается есть ложкой, и он пробует по-прежнему использовать руку для пюре, как это получалось у него для кусочка яблока – дайте ему самому заметить, что это неудобно. Ложка – не обуза, а удобный инструмент, и выгоды от использования ложки для жидкой пищи и вилки для мелких кусочков легко заметить.

Позвольте ребёнку сделать это открытие самому. Дайте ему получить удовлетворение от самостоятельной еды: часто дети съедают несколько ложек, устают от этой трудной работы, и начинают пробовать какие-нибудь пути попроще, которые даются легче, чтобы и продолжать есть, и отдохнуть. Они при этом сами решают возникшую перед ними проблему и решают довольно успешно. Если в этот момент отобрать у них ложку, чтобы докормить, то вы отбираете у них лавры победителя и демонстрируете образец поведения «меня кормят с ложки», хотя это не типичный способ поведения для взрослых. Если ребёнок видит, что у вас получается кормить его лучше, чем у него кормить себя, то нет никакой причины использовать способ, который работает хуже, и дети теряют интерес к совершенствованию умения пользоваться столовыми приборами.

Конечно, ребёнку полезно как-то минимально познакомиться с пищей и её свойствами, в том числе и тактильно, и не стоит ему в этом мешать. Если же вы видите, что ребёнок увлёкся именно игрой с едой, потерял из виду цель – есть её, вы сообщаете ему, что так не поступают, и (возможно чуть позже) предлагаете занятие, которое может быть интересно ребёнку, исходя из того интереса, который вы увидели:

  • Мы не рисуем кашей, мы рисуем красками.
  • Мы не лепим из мякиша, но к нашим услугам и пластилин, и солёное тесто для лепки, и глина, и шариковый пластилин, и множество других материалов.
  • Мы не погружаем руки в тарелку пюре, но мы можем играть в ванной с водой, можем мыть руки или посуду, или стирать, исследуя поведение воды и мыльной пены в ней, её температуру и консистенцию, мы рисуем пальчиковыми красками, лепим из снега, месим тесто и т. д.

У взрослого гораздо больше опыта и фантазии, так что он всегда может предложить малышу приемлемый способ получить необходимый опыт движений и ощущений. В частности, приготовление пищи открывает много возможностей для таких манипуляций с продуктами, которые прямого отношения к собственно к процессу еды не имеют, но дают массу интересного опыта и впечатлений. Именно в таких упражнениях ребёнок одновременно учится быть более ловким и умелым и развивает функциональную независимость, которая позволит ему быть более самостоятельным.

Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет

Как проводить обучение?

Как правильно научить ребенка кушать ложкой? В принципе, ничего особо сложного в этом процессе нет. Нужно дать ребенку в руки «инструмент» и поставить перед ним тарелку с едой. Тарелку стоит выбрать небьющуюся и, желательно, с присосками на дне, чтобы посуду сложно было опрокинуть.

Далее нужно сесть рядом с ребенком и продемонстрировать, как нужно пользоваться ложкой. При этом чтобы облегчить ребенку задачу, учить его нужно на пище, имеющей консистенцию пюре. Такую еду легко зачерпнуть и донести, не расплескав, до рта.

Взявшись за обучение, «тренировки» нужно проводить ежедневно, чтобы закрепить и усовершенствовать навыки. Но если малыш заболел или устал, не стоит настаивать на самостоятельной еде в этот раз, проще накормить в этот прием пищи с ложки. А потом, когда малыш успокоится, продолжить обучение.

Решив научить малыша обходиться за столом без помощи, следует оговорить этот вопрос со всеми членами семьи. Иначе может получиться так, что родители пытаются научить ребенка, а сердобольные бабушки, жалея «бедную детку», продолжают кормить внучка с ложечки. Ребенок быстро поймет, что лучше немного покапризничать за столом, так как потом его все равно накормят с ложки.

Маленьким детям нужно демонстрировать, как нужно пользоваться ложкой, наглядно. Мама просто берет ручку ребенка, держащую ложку, зачерпывает ее пищу и направляет ее рот малышу. Обычно, достаточно проделать эту процедуру несколько раз, чтобы малыш понял, что от него требуется.

Детям постарше можно показывать порядок действий на собственном примере. То есть ставить перед ним еду, давать ложку, а самой усаживаться рядом за столом и начинать есть из своей тарелки, призывая малыша повторять мамины движения.

Годовалый малыш, скорее всего, будет держать рукоятку ложки в кулачке. И это нормально, в этом возрасте моторика пальцев недостаточно развита, чтобы правильно держать столовый прибор. Но со временем ему нужно будет показать, как нужно держать ложку, а затем и вилку.

На первых этапах не стоит настаивать, чтобы ребенок доел всю порцию сам. Скорее всего, он быстро устанет орудовать ложкой, ведь это действие для него в новинку. Поэтому маме нужно будет докармливать ребенка второй ложкой. Можно и чередовать движения: одну ложку ко рту малыша подносит мама, вторую – он сам.

Этапы обучения и привыкания

Существует несколько основных этапов, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно.

Основным этапом для малыша может стать игра. При этом, проявляя фантазию, некоторые из родителей уже в первые месяцы добиваются колоссальных результатов.

Второй этап – копирование, когда малыш повторяет все движения за вами. В этом случае ребенка необходимо усаживать кушать рядом с собой на личном примере, шаг за шагом, демонстрировать ему азы обращения со столовыми предметами.

Третий этап – «работа над ошибками». Это коррекция движений малыша, если он неправильно взял ложку в руки или перестал попадать в рот.

Четвертый этап – привыкание. Малыш освоил азы обращения с ложкой, с удовольствием пытается кушать самостоятельно, с каждым днем все увереннее обращаясь с предметом.

Когда все шаги пройдены, и кроха неплохо справляется за столом со всеми поставленными задачами, появляется еще одна – нужно научить ребенка кушать твердую пищу. В процесс обучения войдет новый для малыша предмет – вилка.

Чаще всего, те дети, кто умело справляется с ложкой, вилку осваивают очень быстро. При этом вы должны подготовить блюдо, нарезав его средними порционными кусочками так, чтобы ребенку было удобно накалывать.

Обучая ребенка кушать самостоятельно, никогда не ругайте малыша за пролитый суп или рассыпанную кашу. Помните, что каждый ребенок проходит через это, и для того, чтобы научиться ходить – нужно несколько раз упасть, а для того, чтобы научиться самостоятельно кушать, — обязательно пролить или рассыпать. Поощряйте и хвалите малыша за каждое достижение, и, почувствовав вашу благосклонность, он будет стараться познавать науку управления ложкой с двойным усердием.

Советы и правила о том, как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно.

    Вот вашему малышу уже за 10 месяцев, вы ввели прикорм. Каждый по разному. Пора уже научить ребенка есть ложкой самостоятельно. Вы специально приготовились, морально и материальное. То есть купили ложку, тарелочку на присоске и так далее.

Учим малыша кушать самостоятельно

   Набираемся терпения и начинаем учиться. Для этого существует несколько правили советов от опытных мам.

Следите за ребенком. Как только Ваш ребенок проявит интерес к ложке, даже в 6 месяцев, дайте ее ему в руку. Пусть он просто даже поиграет и раскидает еду по столу, размажет по себе. Ничего страшного.

Заинтересуйте малыша

С самого раннего возраста нужно дать понять ребенку, что прием пищи — важное и ответственное мероприятие. Не позволяйте кушать в зале, смотря мультики, не бегайте за ним по комнате с ложкой

Лучше всего, если вы кушаете всей семьей вместе за одним столом. Ребенок должен научиться кушать только за обеденным столом в тишине и спокойствии.

Создайте благоприятную атмосферу. Будьте с ним спокойны и ласковы. Пусть трапеза длиться столько, сколько необходимо. Мы, например, можем кушать и полтора часа. А если заинтересовать, то меньше раза в два.

Не отказывайте в помощи. Если у малыша что-то не получается, и он расстроился. Помогите ему своей рукой, направьте. Можно показать на своем примере, как нужно кушать.

Приучайте играя. Специалисты говорят о том, что хорошо и быстро учатся кушать ложкой дети, которые играют в песочнице. Так как чаще дети играют лопаткой, а она как ложечка для еды. Играя лопаткой, ребенок учится управлять ею так же как и ложечкой для еды.

Позволяйте выбирать. Некоторые детишки лучше учатся есть самостоятельно вилкой, нежели ложкой. Так что давайте ребенку выбирать: ложкой он будет есть или вилкой с тупыми концами.

Начинайте со вкусного. Приготовьте своему малышу его любимое  блюдо. Но оно не должно быть сильно жидким или густым. Лучше подходят каши. Особенно если украсить ягодами или фруктами.

Давайте ребенку отдохнуть. Пользование ложкой — это процесс требующий усилий, концентрации и координации движений. Ребенок может уставать. Лучше давать ему немного времени передохнуть, а потом снова продолжить кушать ложечкой самостоятельно.

Ложка — не игрушка. Не позволяйте ребенку играть с ложкой как с игрушкой. Малыш должен понимать, что это только для еды. Должно возникнуть понимание: ложка — еда.

      Иногда возникает такая ситуация, например ребенок не проявляет самостоятельно интерес к ложке. Тогда некоторые родители не знают как научить ребенка есть ложкой самостоятельно.

Тогда нужно следовать такому плану:

  • Застелить пол и стол вокруг ребенка клеенкой.
  • Лучше, если тарелка будет на присоске, то есть закреплена на столе.
  • Повяжите ребенку слюнявчик. Еще желательно одеть чепчик, чтобы не замарать волосы.
  • Встаньте перед малышом, зачерпните ложкой  еду с его тарелки и скушайте сами. Похвалите себя за это. Тем самым Вы подадите пример малышу.
  • Далее вручите ложечку малышу. Если он сам не может, то возьмите его ручку и ложечку в его руку положите. Вместе зачерпните еду с его тарелочки.
  • Помогайте малышу кушать до тех пор, пока он сам не научится держать ложку.

   Наберитесь терпения и будьте спокойны. Пока малыш учится, все вокруг и он сам, будет в каше. Дети учатся быстро, скоро он будет кушать нормально.

7 советов, как приучить ребенка самостоятельно есть ложкой

Главное правило в приучении ребенка к ложке — терпение со стороны взрослых. Родительские крики не помогут малышу скоординировать свои движения. Наоборот — у него будет только негатив по отношению к неподдающимся столовым приборам, а значит процесс пойдет сложнее. Поэтому сразу готовимся к частым уборкам и стиркам, без этого не обойдется.

Какие советы помогут быстрее приучить малыша к ложке?

Не мешайте ребенку быть самостоятельным

Да, маме гораздо проще накормить ребенка самой — никакой заляпанной одежды и лишнего времени на мытье кухни. Но таким образом можно отбить охоту у малыша учиться новому. Конечно, рано или поздно он все равно начнет есть самостоятельно, но этого придется ждать гораздо дольше.

Поэтом не препятствуем развитию ребенку и позволяем ему «возиться» с ложкой, если он сам этого хочет.

Выбирайте правильные продукты для первых «экспериментов» с ложкой

Далеко не все продукты годятся для приучения ребенка к ложке. Желательно выбирать пюреобразную пищу — ее проще зацепить ложкой и донести до рта. Фруктовые и овощные пюре, йогурты, каши. Чтобы ребенок не перепачкал все вокруг, не наполняйте тарелку до краев. Гораздо практичнее периодически докладывать еду, когда малыш справится с предыдущей порцией.

И как говорят специалисты, лучше начать приучать ребенка к ложке с его любимой едой. Возможно, малыш с большей охотой станет есть сам, если перед ним будет фруктовый творожок, а не полезное пюре из брокколи, на котором настаивает мама.

Подождите, пока ребенок проголодается

Когда малыш проголодается, он с гораздо большим усердием станет управляться с ложкой. Поэтому не стоит усаживать ребенка за стол и учить его обращаться с ложкой, когда он недавно поел. Скорее всего, процесс для него превратиться в игру «швырни кашу в стену», а не в полноценный обед.

Докармливайте

Ребенок на первых порах приучения к самостоятельной трапезе будет затрачивать максимум сил на этот процесс. Велика вероятность, что после 4-5 ложек он буквально обессилит и потеряет интерес к еде. Пока не стоит ждать от малыша рекордов — докармливайте, если он съел мало. Через пару месяцев практики делать это уже не потребуется.

Соблюдайте режим и создайте ритуалы

Режим и ритуалы, когда дело касается обучения ребенка чему-то новому, — основа всего. Желательно, чтобы завтрак, обед и ужин проходили в одно и то же время — это закрепление позитивных установок. Ребенок будет знать, что пора есть, а значит в его руках будет ложка. А привычные ритуалы — слюнявчик, приборы на столе, — помогут малышу настроиться на то, что впереди самостоятельная «борьба» с кашей.

Будьте последовательными

Если уже точно решено, что с этого момента начинаете активно учить малыша есть самостоятельно, не нарушайте собственных правил. Не должно быть так, что на завтрак вы кормите ребенка с ложечки, а в обед настаиваете на том, чтобы он обязательно ел кашу без вашей помощи. И желательно, чтобы мама, папа и многочисленные бабушки с дедушками действовали сообща. Иначе ребенок быстро «прочувствует» ситуацию — мама настаивает на ложке, а вот с бабушкой можно и покапризничать.

Естественно, без помощи взрослых на первых порах ребенок все равно не справится. Но это должна быть именно помощь в освоении процесса, а не кормление с ложечки. Так ребенок быстрее научится есть самостоятельно.

Помните, что любой результат достоин похвалы

Без похвалы в таком сложном для ребенка деле не обойтись. Одобрение мамы — мощная мотивация даже для самых маленьких. Да, ребенок ест неаккуратно, но это не значит, что его нельзя похвалить хотя бы за одну донесенную до рта ложку.

Обучение умению до трёх лет

Если не получилось приучить малыша к столовым приборам до полутора лет, отчаиваться не стоит. Конечно, сейчас уже поздно просто знакомить кроху с ложкой и тарелками, необходимо прививать самостоятельность доступными способами.

Для этого нужно заручиться поддержкой всех домочадцев, поскольку некоторые бабушки любят докармливать детишек из ложечки.

В третий год жизни ребёнка продолжает привлекать всё яркое и необычное, поэтому специалисты рекомендуют украшать даже самые простые блюда (ту же кашу) кусочками фруктов, ягодками и т.д. Кроха сам попросит у мамы ложку, увидев на столе такое привлекательное и вкусное «творение».
Как научить ребенка правильно держать ложку? Постоянно тренироваться, в том числе и на любимых игрушках. Предложите малышу кормить куклу, пупса либо плюшевого медвежонка (его придётся часто стирать). В игровом процессе карапуз быстро и без понуканий поймёт, как необходимо удерживать ложку и пить из кружки.
Ребёнок старается повторять все действия за значимыми взрослыми и старшими братьями/сестрёнками. Вот почему канувший в Лету ритуал обедать всей семьёй следует вернуть хотя бы на какой-то срок, чтоб малыш смог быстрее научиться кушать самостоятельно.
Если ребёнка в год нужно было поощрять за каждое успешное действие, то деткам постарше можно предложить посоревноваться

Например, мама и малыш станут строить башню, где каждый кубик будет означать съеденную ложку.
Однако важно отделять столовые приборы и кружки от игрушек. Если вы заметили, что ребёнок покушал и стал баловаться с посудой, её необходимо мягко отобрать, объяснив причину.
Специалисты отмечают любопытную закономерность: малыши, регулярно строящие куличики в песочнице, скорее обучаются пользоваться ложкой и прочими столовыми приборами.

К трём годам дети понемногу начинают определяться с ведущей рукой. Если ребёнок постоянно перекладывает ложку из одной ручки в другую, предложите взять именно в правую. При твёрдом стремлении орудовать столовыми приборами левой рукой, переучивать не стоит – вероятно, у вас растёт леворукий малыш.

https://youtube.com/watch?v=CmdVXtdsUKs

Как научить ребенка кушать ложкой?

Как правило, ребенка приучают к ложке тогда, когда начинают вводить прикорм. Обычно этот период наступает в пределах семи-девяти месяцев. Здесь следует оговориться, что в таком возрасте учить ребенка есть ложкой и при этом есть самостоятельно, можно в том случае, если он сам проявляет интерес к этому, и у него нет проблем с приемом пищи. В противном случае, оттого, что надо прилагать какие-то дополнительные усилия для того, чтобы покушать, у него может совсем пропасть аппетит.

1.

Какую купить ложку для ребенка? Перед тем, как научить ребенка есть ложкой обычного типа, купите ему пластмассовую, яркую и красивую ложечку. Часто такие приборы идут в комплекте с тарелками на магнитах. Подобную посуду ребенок не сможет перевернуть. Существуют ложечки для левшей и правшей, что тоже достаточно удобно

Яркая ложка привлечет внимание малыша, ему будет интересно использовать новый для него предмет. В будущем можно переходить на обычные ложки

Также не забывайте, что ложки для детей должны быть произведены из безопасных и экологичных материалов.

2.

Как правильно научить ребенка кушать ложкой? Показывайте ребенку, как нужно брать пищу и класть ее в рот, придерживая ручку малыша, в которой находится ложка. Двух-трех раз вполне достаточно для того, чтобы ребенок сам попробовал поесть при помощи ложки

Если при этом он нечаянно уронил еду на пол, не заостряйте на этом внимание, чтобы не отвлекать малыша. Лучше заранее подстелить клеенку или другой материал для того, чтобы еда не слишком сильно запачкала пол

3.

Что делать, если ребенок держит ложку в кулачке? Многие дети держат ложки в кулачках. Эту привычку впоследствии трудно искоренить, а потому сразу покажите ребенку, как правильно нужно держать ложку.

4.

Чего нельзя делать, обучая ребенка есть ложкой? Не торопите ребенка и не настаивайте на том, чтобы он учился пользоваться ложкой. Вы можете просто давать ложку ему в руки во время каждого кормления – скоро малыш привыкнет к новому прибору и станет использовать его.

5.

Нужно ли кормить ребенка с ложки самостоятельно? Нет, не нужно сразу кормить ребенка с ложки самостоятельно – напротив, попробуйте дать ему в руки ложку в тот момент, когда малыш очень голоден или хочет съесть какой-то вкусный десерт. Очень часто именно в это время дети пытаются пользоваться ложкой.

Обязательно хвалите ребенка, даже если он всего 1 раз воспользовался ложкой. Пройдет время и малыш обязательно освоит новую для него науку питания по правилам!

Как научить ребенка держать ложку?

В целом, для того, чтобы понять, как научить ребенка есть ложкой, необходимо запастись терпением и специальными детскими столовыми приборами. В частности, необходимо приобрести небьющуюся посуду без острых краев. Если говорить о ложке, то сейчас в любом детском магазине можно приобрести специальную мягкую ложку, которая изгибается и ковш, у которой обычно сделан и высококачественного силикона.

Изначально, малыш будет держать ложку в кулачке, что для него является нормальным положением. На этом этапе прикорм малыша будет преимущественно пюреобразный, поэтому переживать, что ребенок что-то зачерпнуть не сможет, не имеет смысла.

Учтите, что пока малыш голоден, он будет стараться пользоваться ложкой, а поэтому не стремитесь сразу же прийти к нему на помощь и накормить. Как правило, малыш сначала будет только один раз брать ложку и успешно отправлять ее в рот, после чего докармливать его придется вам. Во время обучения малыша старайтесь сохранять терпение и приготовьтесь к тому, что заляпанный пол, стол и сам ребенок – это неизбежные черты непростого процесса.

Игры с едой

Сначала дети учатся зачерпывать кашу из миски, а потом доносить пищу до своего рта. Между первым и вторым пунктом может пройти несколько дней, недель или месяцев. Малыша нельзя торопить. Пускай строит башни из гречки или роет тоннели в творожной массе, а чтобы ребенок не остался голодным, мамы используют прием «В две ложки».

Один прибор они дают юному ученику, разрешая ковыряться в тарелке, а вторым орудуют сами. Пока малыш с интересом зачерпывает суп и выливает его обратно в миску, мама быстренько кормит исследователя и занимается собственными делами.

Нельзя, чтобы обед превращался в игру. Если ребенок:

  • разбрасывает кашу по всей кухне;
  • кидается супом во взрослых;
  • переворачивает тарелку;
  • умывается овощным пюре.

Мама должна остановить детские шалости и объяснить, что за столом нужно вести себя культурно и не баловаться. Ложка предназначена для супа и каши, ею нельзя стучать по столу или тарелке, швырять по всей кухне или бить несчастного кота. Ребенок пропускает слова мимо ушей? Начинает барабанить еще сильнее? Пора отнести ложку в мойку и отправить малыша в другую комнату. Обед закончился, придется продолжить обучение за ужином или завтраком.

Выбор столового прибора

Если вы целенаправленно идёте к обучению ребёнка владению ложкой, последнюю стоит купить специально для этой цели, проследив, чтобы она по всем параметрам соответствовала поставленной задаче. Практика показывает, что если сама ложка подобрана с умом, то и учёба проходит легче, и запачканных вещей оказывается меньше.

Итак, несколько советов, как выбрать первый прибор в жизни малыша.

Безопасность прибора – самое главное требование. Ребёнок пока неаккуратен, поэтому ни в коем случае нельзя, чтобы ложка имела острые концы или края. Классический металлический прибор тоже вряд ли подойдёт – он может оказаться тяжеловатым для малыша, а если ещё и упадёт, может больно стукнуть и сильно испугать

Выбирая изделие из альтернативных материалов, обращайте внимание только на ассортимент специализированных магазинов, предоставляющих все необходимые сертификаты – нынешний пластик бывает крайне вредным.

Приспособление для прикармливания и первая ложка – это не одно и то же. В первом случае используется узкий и довольно глубокий черпак, поскольку орудовать прибором будут аккуратные родители

Что же касается изделия для самостоятельного питания, то оно в первую очередь должно иметь определённую ширину – это позволяет реже ронять еду.
Начинающий гурман ни в коем случае не будет держать ложку правильно, так, как её держат взрослые – ему проще захватить рукоять в кулачок. При вытянутой и узкой форме ручки с таким захватом устойчивого положения прибора не добиться – он периодически будет поворачиваться вокруг своей оси, рассыпая пюре и проливая супы. По этой причине следует отыскать изделие, чья ручка была бы сравнительно широкой – это позволит стабилизировать ложку от «бортовой качки». Кроме того, рукоятка в идеале должна быть укороченной – чем ближе к черпаку ребёнок держит прибор, тем выше вероятность, что тот всё-таки доберётся до рта.
Многие специалисты утверждают, что малышам для обучения лучше приобретать модели с изогнутыми ручками – для детской руки они чуть удобнее. Есть ещё довольно редкий вариант со стержнем внутри – там черпак всегда сохраняет правильное положение, даже если ручка накренена. Такая ложка хороша тем, что освоить её можно намного быстрее, однако, она, по сути, так и не учит пользоваться обыкновенной ложкой.
Из всего многообразия детских моделей ложек часто советуют обратить внимание именно на пластмассовые, даже несмотря на всю информацию о том, что многие сорта этого материала не блещут экологической чистотой. Плюсов у такого изделия масса – оно и лёгкое, и не острое, им нельзя удариться, оно не ломается при падении, а ещё его часто разукрашивают в яркие цвета. Красивая пластмассовая ложка может восприниматься ребёнком как игрушка, она привлекает интерес, а потому обучение пойдёт быстрее.
Упростите задание не только ребёнку, но и себе – докупите дополнительные аксессуары. Тарелка в идеале тоже должна быть выполнена из пищевого пластика – тогда она будет иметь все те же преимущества, что уже были описаны чуть выше. Некоторые модели специально для маленьких детей выпускаются с присоской – малышу даже при целенаправленном действии будет сложно опрокинуть такую посуду. Другим полезным приспособлением станет тканевый нагрудник, позволяющий защитить одежду от пролитых капель. Ещё более эффективной альтернативой может стать пластиковый фартук – он не впитывает воду, поэтому его не нужно стирать после каждого приёма пищи.

Когда малыш уже может есть самостоятельно?

В вопросе приучения ребенку к ложке нет четких возрастных рамок. Кто-то из детей уже в 1,5 года ловко орудует столовыми приборами. А другой даже в 3 года с недовольством смотрит на ложку, ведь есть руками гораздо веселее.

Как говорят педиатры, ребенок ближе к году уже вполне способен держать ложку в руках и даже без лишних потерь донести ее до рта. Обычно дети начинают есть самостоятельно в возрасте 1,5-2 лет. На это и ориентируемся

Впрочем, без фанатизма, — не помешает принимать во внимание особенности развития ребенка

Важно убедиться, что малыш готов осваивать сложную науку самостоятельной трапезы. Считается, что есть ряд признаков, которые дадут это понять:

Считается, что есть ряд признаков, которые дадут это понять:

  1. Ребенок сам ест печенье или, например, кусочки фруктов. Его движения при этом более или менее скоординированы.
  2. Ребенок так и норовит сунуть руку в тарелку с едой, чтобы потянуть ее в рот.
  3. Ребенок старается забрать у мамы ложку или держит ее за руку во время кормления.