Причины возникновения
Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития. Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.
Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет. Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).
К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.
Лечение минимальной мозговой дисфункции и последствий
Для успешного лечения ММД прежде всего нужно установить точный диагноз (или несколько) согласно МКБ-10. Это могут сделать только врачи: невролог, в некоторых случаях – детский психиатр (особенно если речь идет про СДВГ). Помимо диагностики врачи проводят медикаментозное лечение. Если диагноз поставлен правильно и вовремя, при некоторых нарушениях этих мер оказывается достаточно.
После 2-3 лет ребенку часто требуется дополнительное обследование и коррекция у следующих специалистов:
- нейропсихолог;
- логопед-дефектолог;
- детский психолог.
Диагнозы у этих специалистов могут отличаться от тех, что поставили врачи, но они важны для понимания структуры нарушений и последующей коррекции.
Также может понадобиться аппаратная диагностика (ЭЭГ, «вызванные потенциалы» и др.).
Также ребенку с минимальной мозговой дисфункцией очень важна правильная обстановка дома и гармоничные отношения с родителями:
- здоровый сон – не менее 8 часов ночью и 2 часа днем. Это оптимальное количество сна для детей до 7 лет;
- режим дня;
- правильное питание ребенка. В нем должны присутствовать все необходимые витамины и минералы для его развития. Лучше всего использовать обычные продукты питания, но можно купить и специальные витаминно-минеральные комплексы и пищевые добавки, если у ребенка, например, плохой аппетит.
- отсутствие стрессов и конфликтных ситуаций. Следует всегда помнить, что некоторые поступки ребенка могут быть продиктованы симптомами его болезни. Позаботьтесь также о том, чтобы его не оскорбляли из-за этого в детском саду или в школе;
- не стоит требовать от ребенка сразу же новых материалов и навыков — лучше преподносить это дозированно;
- ребенок должен чаще гулять и двигаться, чтобы в кровь поступало достаточное количество кислорода.
Коррекция нарушений специалистами идет в зависимости от тех дефицитов, которые имеются у ребенка
Для эффективного исправления симптомов рекомендуются занятия с нейропсихологом, логопедом-дефектологом, очень важно участие в коррекции детского психолога. Дети с ММД могут испытывать трудности с адаптацией в обществе и иметь низкую самооценку
Психолог поможет ребенку понять и принять себя, научиться максимально спокойно реагировать на стрессовые ситуации, избавиться от страхов, развить внимание и мышление. Также детский психолог будет работать с родителями, помогая им создать благоприятную обстановку для ребенка дома
Высокую эффективность при коррекции нарушений, связанных с ММД, показывает аппаратное стимулирование головного мозга. В нашем центре для этих целей применяется Томатис-терапия, а также гарнитура Forbrain и устройство Soundsory.
Лечение
В нашем центре при лечении ММД используют комплексный подход:
- С малышом занимается психолог. Он помогает вернуть уверенность в себе, учит общаться со сверстниками.
- Назначают медикаментозную терапию. Невролог подбирает препараты в зависимости от симптомов. Это могут быть успокоительные или, наоборот, стимулирующие средства, антидепрессанты, снотворные, транквилизаторы.
- Проводят физиотерапевтические процедуры. Обычно это массаж, лечебная физкультура. Потом рекомендуют заняться спортом: плаванием, бегом, ездой на велосипеде.
Психолог работает и с родителями
Они должны поддерживать малыша, акцентировать внимание на его успехах. Телевизор и гаджеты нужно свести к минимуму
Дети должны играть в развивающие игры, больше общаться.
Популярные вопросы
Может ли проблема уйти сама?
Минимальная мозговая дисфункция у детей иногда проходит без лечения. Но полагаться на везение нельзя, риск слишком велик. Этот недуг сильно осложняет жизнь. Люди, страдающие ММД, нетерпеливы и невнимательны, они не достигнут успеха в профессии. Часто такие больные испытывают трудности в общении, не могут создать полноценную семью.
Характер не исправишь?
Ученые выяснили, что такие нарушения в развитии ребенка часто имеют наследственный фактор. Поэтому многие родители списывают проблемы с поведением и возникшие трудности в учебе на характер ребенка («пошел характером в папу, маму, или деда…») и надеются, что все пройдет с возрастом. В результате ребенок не успевает приобрести важные для него знания и опыт в определенном возрасте, а это может плохо сказаться на его будущем (поступление в ВУЗ, выбор круга общения и так далее).
Нарушение памяти у детей и другие проявления ММД требуют помощи специалиста, а также применения препаратов для улучшения работы центральной нервной системы. Психолого-педагогические коррекционные занятия научат ребенка и родителей справляться с задачами, которые вызывают трудности, улучшат взаимопонимание. Но одних занятий чаще всего недостаточно, особенно, если речь идет о существенных нарушениях в развитии ребенка. Одной из причин развития ММД является снижение пластичности нейронов и медлительность в создании новых межнейронных связей в головном мозге. Поэтому центральной нервной системе ребенка требуется поддержка, чтобы обеспечить слаженную работу клеток мозга, устранить дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий.
Что такое вегетососудистая дистония и минимальная мозговая дисфункция
Вегетососудистая дистония или ВСД– это состояние, которое включает в себя нарушение тонуса сосудов (дистония) ввиду нарушения вегетативной иннервации стенки сосудов (вегетососудистая). ВСД приводит к ухудшению питания тканей мозга и отклонению функции мозга (минимальная мозговая дисфункция).
Например, нарушение поведенческих реакций у детей, расстройства поведения, повышенная возбудимость, задержка физического и психического развития и др. – это все минимальная дисфункция мозга.
Что же в таком случае максимальная мозговая дисфункция? Нет такого понятия. Есть выпадение функции мозга, например, при инсульте или его инфаркте, когда полностью прекращается кровоток (например, тромбоз) или кровоток снижается до критических значений (например, стенозирующий атеросклероз).
Вегетососудистая дистония — это одно из самых распространенных состояний, которые нарушают качество жизни и вызывают большой спектр заболеваний. Таких, как головные боли, несистемное головокружение, шум в ушах, боли в области сердца, гипоталамические расстройства и многое другое.
Как? Измененные параметры кровотока заставляют мозг не только менять свою функцию, но и стареть раньше. Этот процесс называется ДЭП (дисциркуляторная энцеалопатия).
Теперь почему поднят этот вопрос?
Потому, что у человека имеется нередко несколько заболеваний сосуществуют одновременно. Например, стенозирующий атеросклероз и ВСД. Что из них важнее? Что нужно лечить первым?
Проблема в том, что при поверхностном обследовании, первым в глаза бросается, конечно, атеросклероз. Он нередко побуждает доктора списывать всю симптоматику на сужение сосудов.
Как это описано e нашего 70-летнего пациента в статье «Старение начинается с сосудов». Он полностью компенсирован благодаря лечению вегетососудистой дистонии. Да, нам удалось уменьшить атерсклеротическое сужение сосудов. Но, это было потом. Сначала мы ему не дали умереть от спазма коронарных сосудов (ВСД) и критического замедления скорости кровотока как в мозге, так и в сердце.
Как может проявляться минимальная мозговая дисфункция?
Быстрая утомляемость, недостаточность внимания, гипервозбудимость, замедлении темпа мышления, нарушение коммуникативности с родителями и сверстниками, отставание в психическом и физическом развитии. Речь идет о так называемой минимальной мозговой дисфункции. Такие состояния могут возникнуть в связи с органическим поражением нервной системы, с травмой в родах нервной системы, позвоночника, сосудов рядом других причин.
Первое, что показано такому ребенку — МРТ головного мозга для выявления признаков органического поражения мозговой ткани, ее врожденных дефектов или недоразвития, очагов перенесенной ишемии (чаще — в родах), врожденных вариантов строения черепа, позвоночника и др. Если какие-либо изменения в мозгу выявлены, расстраиваться рано
Нужно обратить внимание на кровоток головного мозга. Практика показывает, что улучшение или стабилизация мозгового кровотока может улучшить питание его ущербных структур и привести к улучшению состояния ребенка
Проявления и симптомы минимальной мозговой дисфункции (ММД) у детей
Педагоги и родители могут отмечать у ребенка с минимальными мозговыми дисфункциями нарушение сна (долго укладывается, беспокойно спит), особенности эмоциональной сферы (частые смены настроения, раздражительность, импульсивность; при этом, сила проявления эмоций высока, ребенок трудно успокаивается). Данные проявления ММД связаны с нарушением регуляции процессов возбуждения-торможения. Может создаваться впечатление, что такие дети плохо слышат: их приходится окрикивать по несколько раз, повышать на них голос. Однако причина таких особенностей в трудностях внимания. Проблема удержания, распределения и переключения внимания лежит также в основе многих сложностей в обучении: невыдерживание общего ритма при групповой работе, частое «выпадение» из учебного процесса, вторичные нарушения запоминания, удержания и воспроизведения информации.
Двигательная сфера детей с ММД (минимальными мозговыми дисфункциями), начиная с раннего возраста, характеризуется повышенной моторной активностью. Как правило, имеют место мышечные дистонии, нередко наблюдаются черты дисплазии. Кроме того, характерны многочисленные двигательные нарушения: такие дети неловки, неуклюжи, испытывают трудности в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, в манипулировании ножницами, при освоении велосипеда, играх с мячом и т.п. Нарушение зрительно-моторной координации приводит к трудностям при овладении навыками чтения и письма.
Как ведут себя сосуды при ВСД (НЦД)
Кроме центрального контроля тонуса сосудов из гипоталамуса, локальный контроль тонуса сосудов осуществляется при участии вегетативных нервов, которые в большом количестве присутствуют в стенке сосудов. Они контролируют и управляют мышечным слоем сосудов. Это локальная регуляция, которая подкрепляется центральным регулятором — гипоталамусом.
На микрофотографиях ниже показаны эти нервы.
Сосуд – это трубка, которой свойственна выраженная активность. Сосуд эластичен и может менять свое сечение. Сосуды активно реагируют на давление крови внутри. Специальные рецепторы отслеживают растяжения сосуда и, если это необходимо, сосуд самостоятельно суживается. Причем, это достаточно прогнозируемый и управляемый процесс. Для этого должны быть сбалансированы гидродинамическая нагрузка внутри сосуда, локальная нервная и эндокринная регуляции, плюс под контролем гипоталамуса. Забегая вперед, нужно отметить, что учет и понимание этих процессов позволяет регулировать тонус сосудов при вегетососудистой дистонии.
Стенка сосуда устроена достаточно сложно (см. рисунок ниже).
Сосуды имеют несколько слоев. Один из этих слоев сосуда – мышечный.
Как раз он и иннервируется вегетативными нервами.
- Активация большего количества нервных волокон вызывает спазм сосуда.
- Меньше волокон активировалось — сосуд расслабляется.
- Если нервные стимулы отсутствуют — сосуд утрачивает тонус и расслабляется (это называется «парез сосуда»).
Такая регуляция делает «перекачку крови» через ткань управляемой.
К сосуду подходят вегетативные нервы двигательные и чувствительные нервные волокна.
Давление в стенке сосуда отслеживается вегетативными рецепторами на уровне спинного мозга и гипоталамуса. Организм сам принимает решение, как поступить с этим сосудом или сосудистым бассейном: расслабить сосуды или вызвать их спазм.
Патология сосудистого тонуса (сосудистая дистония, или ВСД) начинается, когда нервы дают мышечной стенке извращенный импульс. В этом случае сосуд реагирует неадекватно. Возникает его дистония – неадекватная, порою неуправляемая реакция сосуда, с которой не может справиться даже высший центр регуляции тонуса — гипоталамус. Приставка «дис-» означает «расстройство», «нарушение». Это один из важных механизмов развития вегетососудистой дистонии (ВСД).
Таким образом, тонус сосудов регулируется не только центральным мозговым регулятором вегетативных функций – гипоталамусом, но и контролируется локальными нервными аппаратами (тонкими вегетативными нервами и рецепторами, заложенными в стенке сосуда).
Выявление вестибулярных и проприоцептивных проблем
Стабилоплатформа предназначена для выполнения объективной количественной оценки нарушений баланса и способности к сохранению определенного положения тела (постуральная функция).
У многих детей, имеющих трудности запоминания, удержания информации, есть трудности с удержанием равновесия, проблемы с координацией движений и сенсорной интеграцией (обработкой мозгом информации от всех органов чувств).
Хотя эти трудности не всегда заметны, нарушения базовых функций мешают мозгу осваивать более сложные «продвинутые» виды деятельности, такие как речь, чтение, письмо. Мозг вынужден тратить слишком много ресурсов на контроль положения тела и регуляцию простых движений.
Как можно заподозрить у ребенка ММД?
Искать приметы ММД следует не только в плохом поведении и неуспеваемости малыша. Известно, что нервная система вместе с мышечной, костной и системой кровообращения — это единое целое. И нарушение функции со стороны одной из них всегда вызывает сбой в других. Поэтому ММД — всегда комплекс симптомов, набор проблем, причем у каждого ребенка – индивидуальный. Как можно заподозрить у ребенка ММД ?
В младенческом возрасте он был очень беспокойным, много плакал, кричал без видимых на то причин, у него был нарушен мышечный тонус.
Малыш чуть позже стал переворачиваться, ползать (или вообще не ползал), самостоятельно сидеть, вставать, говорить первые слова, простые предложения. Долго ходил на цыпочках.
У него чересчур вытянутая, слишком большая или нестандартной формы голова, не несимметричное лицо, слишком оттопыренны уши (избыточная лопоухость)
Кроха носит очки, чтобы исправить косоглазие или прогрессирующую близорукость, дальнозоркость или астигматизм.
Малыш непоседлив, раздражителен, неуправляем, все время торопится, суетится, капризничает по пустякам. Или наоборот, излишне «гиподинамичен», тихий и незаметный всегда и во всем.
На развивающих занятиях он приступает к заданию, не дослушав инструкции. Делает много ошибок и не исправляет их. Ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.
Кроха просыпается несколько раз за ночь, крутится в постели, вскрикивает во сне и дергает ногами. Вечером с трудом засыпает, а утром прячется под одеяло, отказываясь вставать
Скорее всего, вы считаете его «совенком».
Часто подхватывает вирусные инфекции, круглый год ходит с насморком, у него случаются отиты, аллергодерматозы, носовые кровотечения.
Он склонен к проблемам с пищеварением: дисбактериозу, запорам, болям в животе, метеоризму.
Ребенок слишком быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит, врачи диагностируют у него плоскостопие, нарушение осанки или Х- образную форму ног.
Он периодически жалуется на головные боли, головокружения, у него бывают немотивированные обморочные состояния.
Малыш страдает энурезом (ночное недержание мочи)
Он неважно чувствует себя при перемене погоды и магнитных бурях.
Заикается или неправильно произносит слова, плохо запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.
Ему плохо удаются спортивные игры, он никак не может обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстаёт от сверстников.
Он испытывает затруднения при выполнении мелких движений: застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами.
Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визиты к специалистам. Лечение ребенка с ММД всегда должно быть комплексным: наблюдаться придется у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. Не пренебрегайте назначениями врачей — иначе симптоматика может усиливаться. Но в то же время, имейте в виду, что главное в процессе лечения ММД — благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша.
Симптоматика
Дети с диагнозом ММД не отстают от сверстников по уровню интеллекта, но у них возникают трудности с обучением и социальной адаптацией, которые проявляются следующим образом:
- нарушение навыков письма – дисграфия;
- трудности с чтением – дислекция;
- сложности с устным счетом – дискалькулия;
- дефицит внимания – СДВГ;
- быстрая утомляемость;
- проблемы с поведением, агрессивность.
Ребенок может отставать в физическом развитии, иметь низкую массу тела и рост. У таких детей наблюдается нарушение тактильного, слухового и зрительного восприятия, неадекватные реакции на раздражители. В процессе мышления наблюдаются нелогичные «повороты», замедленная или скачкообразно громкая речь, заикание.
Необязательно ждать поступления в школу, чтобы определить, что с ребенком что-то не в порядке
Внимание родителей может привлечь повышенная активность, невозможность остановиться и сосредоточиться на выполнении задания
Заметить первые визуальные признаки минимальной мозговой дисфункции у детей можно в первые месяцы жизни, это:
- высокое небо;
- изменения формы черепа;
- неправильное строение ушных раковин;
- отклонения от нормы в характере роста зубов.
Клиническая картина мозговой дисфункции у детей проявляется в таких симптомах:
- потливость;
- бедная мимика;
- чрезмерная активность;
- частые изменения настроения;
- сбои в работе желудочно-кишечного тракта – запоры, поносы;
- недоразвитость мелкой моторики;
- сложности с выполнением таких действий, как застегивания пуговиц, рисования;
- проблемы с координацией – не может ловить мяч, ходить по бордюру.
Вследствие повышенной активности, дети с диагнозом ММД быстро устают, не могут концентрироваться на одном деле. Часто у них наблюдается задержка развития речи.
Немного о гипоталамусе и его роли в ВСД
За сосудистые ответы организма на разные жизненные ситуации отвечает центральный регулятор вегетативных (приспособительных) реакций– гипоталамус. Это центральный регулятор сосудистых реакций в виде спазма и расслабления сосудов кожи, мышц, кишечника, почек … и даже сосудов самого мозга.
Вообще то реакция гипоталамуса не ограничивается регуляцией сосудов. Гипоталамус, как центральный «хаб» вегетативной нервной системы, осуществляет интеграцию многих функций в организме. Основные из этих функций следующие:
- Центральная регуляция работы сердца. Стресс ускоряет сердцебиение.
- Центральная регуляция водного обмена. Пример – обильное мочеиспускание (полиурия) при стрессе. Кстати, полиурия – весомая составляющая симпатоадреналового криза. Мозг при стрессе пытается избавиться от излишка жидкости. Команду этим процессам дает гипоталамус.
- Гипоталамус осуществляет центральную регуляцию работы кишечника. У некоторых людей при стрессе эвакуация содержимого кишечника ускоряется… В народе это называют «медвежья болезнь». Кишечник начинает откровенно быстрее работать при нервно-эмоциональных переживаниях. Например, при встрече с медведем.
- Учащенное дыхание, равно как и сердцебиение при волнении – все это работа гипоталамуса.
- Известна центральная (гипоталамическая) регуляция т.н. циркадных ритмов – смены режимов работы организма днем и отдыха ночью. Регуляция ритма сна и бодрствования – это гипоталамус. Читать о гипоталамусе и как утреннее открытие глаз активизирует вегетативные функции и весь организм
Иными словами, все мы очень зависимы от этого относительно небольшого участка мозга, от гипоталамуса.
Вегетососудистая дистония (ВСД) – возникает при сбое в работе гипоталамуса. Такой сбой имеет еще одно название — гипоталамический синдром. ВСД является неотъемлемой частью гипоталамического синдрома. Базовая сосудистая симптоматика при этих заболеваниях одинакова. Но, при описании гипоталамического синдрома много больше внимания уделяется эндокринным (гормональным) сдвигам. Хотя, ВСД не протекает без гормональной составляющей. В частности, при ВСД задействуются надпочечники и стрессовые гормоны, такие, как адреналин.
Независимая диагностика готовности ребенка к обучению в школе.
Данная услуга включает в себя нейропсихологическую диагностику, посредством которой определяется уровень актуального развития ВПФ (высших психических функций).
Анализ выявленных особенностей позволяет определить степень готовности ребенка к школьному обучению.
В ходе консультации детского психолога с родителем по результатам диагностики даются рекомендации по повышению эффективности обучения, выбору направленности школы (класса), могут прогнозировать возможные трудности в обучении. В случае необходимости ребенку будут предложены развивающие или коррекционные занятия по индивидуальной программе с интеграцией Инновационного оборудования, специальных пособий в особом образовательном пространстве.
Вегетососудистая дистония и минимальная мозговая дисфункция
Дословный перевод понятия «вегетососудистая дистония», или ВСД – это изменение тонуса сосудов ввиду нарушения их регуляции вегетативным отделом нервной системы. Вегетативный отдел нервной системы имеет непосредственное отношение к головному мозгу, в частности – к гипоталамусу. Это небольшая, но очень важная область мозга. Гипоталамус — одна из наиболее древних частей головного мозга, которая обеспечивает практически все приспособительные реакции организма. В первую очередь гипоталамус контролирует функцию сердечнососудистой системы, в частности – поддерживает тонус сосудов.
Например, приспособление к теплу сопровождается вегетативной реакций в виде расширения сосудов кожи. При этом происходит интенсивное потение. Это является вегетативной реакцией.
Или другой пример: повышение артериального давления при стрессе, когда сосуды спазмируются. Спазм сосудов — это подготовка организма к возможной кровопотере. Вообще, стресс – это реакция на опасность, активизация организма и настраивание его на предстоящую борьбу.
Или, например, бытовой и производственный стрессы, которые естественны, и от которых не уходит никто. Это нормальное явление. Например, реакция на визит к шефу…
Вопрос только в том, как человек выходит из такого рода постоянных мелких стрессов. В состоянии ли мозг дать «отбой»? Или стресс накапливается?
При стрессе спазм сосудов кожи уменьшает кровопотерю. При этом повышается артериальное давление. Если стресс хронический, артериальное давление может оставаться высоким длительное время. Это состояние называется гипертонией, или гипертонической болезнью
Такое случается (это важно!), когда не срабатывают механизмы выхода из стресса
Механизм стрессовой реакции, равно как и механизмы выхода из стресса заложены в работе головного мозга. Центром такой регуляции, напомним, есть гипоталамус.
ММД: памятка для родителей
Еще раз остановимся на том, что дети с ММД иначе, чем остальные малыши воспринимают и усваивают информацию, они чуть по другому мыслят. Потому такие дети требуют к себе особенного отношения. И, конечно, важная роль здесь отводится родителям:
- Самое главное – соблюдать режим дня. Постарайтесь следить за тем, чтобы малыш вставал, ел, гулял, занимался уроками, ложился спать каждый день в одно и тоже время. Привычные действия синхронизируют работу нервной системы, а отступления от режима вносят разлад в нервные процессы.
- Не расстраивайтесь, если ребенок не усваивает учебный материал сразу. Терпеливо занимайтесь с ним, повторяйте, возвращайтесь к пройденному. Малыш фиксирует информацию (даже если вам кажется, что это не так!), накапливает и однажды обязательно выдаст её на-гора.
- Во время занятий давайте короткие, четкие и наглядные инструкции. Например, чем говорить: «Отступи четыре клеточки», лучше просто покажите пальцем.
- Если ребенок требует вашего присутствия при выполнений каких-либо заданий – посидите рядом. Зачастую малышу нужна даже не помощь, а просто ваша поддержка. Не переживайте: со временем его самостоятельность обязательно проявится.
- Не заставляйте кроху сидеть неподвижно всё время занятий, чаще устраивайте физкультминутки. У детей с ММД нарушена подвижность диафрагмы: чтобы нормально дышать, им просто необходимо двигаться! Если же во время занятий ребенок перевозбудился, используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Старайтесь, чтобы ребенок спал не меньше 10 часов в сутки. Желательно сохранить и дневной сон. Если малыш плохо засыпает по вечерам, можно увеличить физические нагрузки в течении дня (но не вечером!). Не перегружайте ребенка занятиями, особенно по вечерам. Помните, что умственное переутомление вызывает бессонницу, а вот если ваш малыш устанет физически, то заснет без проблем.
- Почаще предлагайте ему творческие занятия: лепку, мозаику, паззлы, конструктор, аппликацию. Это поможет ребенку разработать мелкую моторику рук, развить зрительную память, пространственную ориентировку и усидчивость.
- Следите за тем, чтобы рацион ребенка включал продукты с повышенным содержанием магния (рыба, орехи, соя, хлеб с отрубями, тахинная халва, свежие фрукты, ягоды, зеленый лук, укроп, петрушка). Недостаток магния в крови усугубляет течение ММД.
- Из спортивных занятий вашему малышу полезны плавание, хореография, художественная гимнастика, танцы и гармонизирующие восточные единоборства – ушу, айкидо (но не каратэ!).
- Возьмите под контроль общение со сверстниками. Оно должно быть непродолжительным и неутомительным. Если замечаете, что ребенок устал от общения с товарищем, аккуратно предложите детям на сегодня игры закончить. Перевозбуждение вашему малышу ни к чему.
- Договаривайтесь заранее обо всех волнительных мероприятиях (походу к врачу, примерном поведении в театре и т.д.).
- Минимизируйте «общение» с телевизором и компьютером! (не более 30 минут в день!)
- Скорректировать состояние малыша помогут лечебные ванны: солевые (2 столовые ложки поваренной или морской соли на 10 л воды) или с пустырником. Температура воды – 37-39 °. После процедуры малыша следует ополоснуть водой на 1° прохладнее, надеть пижаму и уложить в постель.
- Старайтесь, чтобы в доме ребенка окружала доброжелательная атмосфера, терпение и мягкое руководство. И никаких семейных ссор при малыше!
Причины минимальной мозговой дисфункции
Данная патология чаще всего является результатом родовой травмы. Она может быть получена или во время беременности, или во время самих родов. Позвоночник ребенка в целом, а в особенности его шейный отдел, испытывает огромные нагрузки при движении по родовым путям. Когда малыш протискивается между костями таза, он поворачивается практически на 360 градусов. Это нередко вызывает смещение шейных позвонков, а в будущем и проблемы с кровоснабжением.
Часто причиной становятся и неверные действия акушерки, которые приводят к сдавливанию и деформации черепа, а иногда и его повреждениям. Крупный плод, кесарево сечение, стремительные роды и т.д. тоже относят к возможным причинам.
Также нарушение может начать развиваться еще в период беременности. Это может быть вызвано такими причинами, как:
- несбалансированное и неправильное питание будущей мамы;
- сильный токсикоз;
- употребление алкоголя и курение;
- недостаточный сон и стрессы;
- преждевременные роды или переношенная беременность;
- угроза выкидыша;
- длительные роды;
- гипоксия плода;
- инфекционные болезни;
- травмы шейного отдела позвоночника ребенка во время родов;
- использование сильнодействующей фармакологии и др.
Существуют случаи, когда ММД возникает после рождения малыша. Причинами этого могут стать неблагоприятные условия для жизни и неудовлетворение базовых потребностей ребенка, осложнения после заболеваний, повреждения головного мозга.
Патология проявляется на уровне центральной нервной системы, вследствие чего нарушаются речь, внимание и поведение. Стоит отметить, что хотя некоторые процессы развития у малыша с ММД проходят медленнее, чем у здоровых детей, его интеллект, как правило, находится в пределах нормы
Профилактика ММД
Чтобы предупредить развитие дисфункции, необходимо следовать некоторым рекомендациям, а именно:
- еще на этапе беременности будущая мама должна оградить себя от стрессов, следить за рационом и собственным здоровьем;
- в раннем возрасте необходимо заниматься с ребенком и регулярно его обследовать, чтобы выявить признаки патологии на начальном этапе;
- детей с компенсированными случаями заболевания нужно постоянно контролировать.
Вы подозреваете, что у вашего ребенка ММД? Не ставьте диагнозы самостоятельно, а обратитесь к специалистам. Они проведут комплекс исследований, которые позволят выявить наличие или отсутствие нарушений у малыша. Если диагноз подтвердится, не нужно отчаиваться. Сегодня лечение синдрома осуществляется по современным методикам, которые всегда дают положительный результат. К тому же, признаки патологии могут сойти на нет по мере взросления ребенка. Все, что нужно, это просто проявить терпение и понимание.
Нейропсихологи и логопеды центра НЕАПЛ помогают в коррекции нарушений у ребенка с ММД, оказывая ему профессиональную помощь и поддержку. Звоните и записывайтесь к нам на прием – мы будем рады помочь вам!