Астено-невротические состояния у детей
Особым видом детских неврозов являются астено-невротические состояния — психические расстройства, которые могут возникать в результате нервного истощения или сильной усталости. Такие нарушения могут напоминать симптомы, возникающие при различных соматических заболеваниях. Однако, если речь идёт о неврозе, будет характерен внутренний конфликт между желаемым и субъективно достижимым, конфликт типа «нет сил, но хочу».
Проблема заключается в том, что для их достижения у ребёнка (подростка) нет достаточных сил и способностей. У детей такой конфликт возникает в тех случаях, когда ребенок пытается овладеть ситуацией, которую он не в состоянии контролировать (например, примирить разводящихся родителей, самоутвердиться в новом классе, соответствовать завышенным ожиданиям взрослых, близких и учителей, справиться с возложенной на него непосильной нагрузкой). Основные симптомы астено-невротических состояний:
- капризы, плаксивость;
- «истерики», упрямство;
- частые и резкие смены настроений;
- повышенная раздражительность;
- вялость;
- быстрая утомляемость;
- низкая учебная успеваемость в школе.
Методы лечения
Лечением такого заболевания должен заниматься специалист в области гипервентиляционного синдрома. Неправильно подобранный лечебный метод не только не излечит заболевание и ухудшит качество жизни, но и может спровоцировать появление новых патологий в психике.
Лечебные методы зависят от стадии болезни и общего состояния больного. На начальных стадиях используют сеансы психотерапии, для выяснения причины болезни, расслабления и успокоения нервной системы. Такую терапию соединяют с дыхательной гимнастикой, что дает наилучший эффект.
Цель дыхательной гимнастики — увеличение концентрации углекислого газа в выдыхаемом потоке воздуха. Методика помогает избавить от гипервентиляции легких, а также улучшает общее самочувствие. Кроме этого, желательно вести здоровый образ жизни, нормализовать распорядок дня, правильно питаться, а также заниматься физическими упражнениями.
В комплексе все действия излечат заболевание и дадут положительный эффект на организм. В особо тяжелых формах дисфункционального дыхания используют медикаментозные вещества:
- витамин группы В;
- успокоительные травяные настойки;
- нейролептики;
- транквилизаторы;
- антидепрессанты;
- витамин D;
- кальций;
- магний;
- бета-адреноблокаторы.
Однако самолечением заниматься не стоит, лучше сразу обратиться к опытному врачу — Илье Григорьевичу Гернету — психотерапевту с 35-летним опытом работы.
К списку статейДругие статьи
- Как лечат в клинике неврозов?
- Генерализованное тревожное расстройство с паническими атаками
Особенности невроза у детей
Неврозы у детей — группа заболеваний с не резко выраженными нарушениями психической деятельности, возникновение, течение, компенсация и декомпенсация которых определяются преимущественно психогенными факторами. Невротический срыв может быть у любого ребенка, однако его характер и форма тесно связаны с индивидуальными предрасположенностями и особенностями характера и формирования личности ребенка. Длительное стрессовое воздействие на «благодатной» почве, с наличием еще не окрепшей нервной системой формируют нарушение высшей нервной деятельности у детей различной возрастной группы. Перенапряжение нервных процессов в корковых структурах больших полушарий мозга, под действием неадекватных по силе или длительности внешних раздражителей, формирует различные детские неврозы.
Причины детских неврозов
Современные исследования и достижения в области психологии и психиатрии позволяют с уверенностью сказать, что детство является определяющим в развитии, как здоровья, так и болезни.
Поэтому наша задача, как взрослых, помочь нашим детям, быть внимательными к ним.
Вовремя полученная компетентная консультация врача позволяет распознать детский невроз на ранней стадии и обеспечить психическое здоровье ребенку на многие годы..
Не случайно говорят, что легче предотвратить, чем лечить невроз. В противном случае, последствия могут усугублять болезнь, искажать развитие и требуют длительного и кропотливого лечения.
Возникновение детских неврозов
В основе развития детских неврозов лежат нарушения высшей нервной деятельности в виде срыва работы головного мозга, который сопровождается различными болезненными переживаниями. Они имеют обратимый характер независимо от их длительности и интенсивности.
Как правило, детские неврозы возникают психогенно, на органическо-неполноценной базе в виде последствий минимальной мозговой дисфункции (ММД) или перенатальной энцефаллопатии (ПЭП), которые компенсируются с взрослением.
В клинической картине неврозов преобладают эмоциональные, соматовегетативные расстройства, истощаемость, раздражительная слабость с утомляемость и медленным восстановлением сил.
Возникновение неврозов многофакторно, основанная на комплексной роли биологических (наследственность, конституциональные особенности, протекание беременности и родов), психологических (личностные, характерологические, психотравмирующие ситуации их актуальность и длительность) и социальные (родительская семья, условия воспитания и т.д.) факторов.
При детских неврозах большое значение имеет влияние среды: это и детско-родительские отношения, и климат в семье, и климат в школьном или детском коллективе
Невроз у детей может возникнуть из-за наследственных причин или психотравмирующих ситуаций (внезапная смерть близкого человека, конфликтная обстановка в семье, в детском саду, школе и т.д.).
Пограничная психопатология
Для начала я хотел бы поговорить о пограничной психопатологии, которая часто не требует какой-либо активной психиатрической помощи, каких-либо лекарственных вмешательств или госпитализации.
В этом случае мы говорим о расстройствах поведения, когда те самые бурные эмоции в поведении, когда тот самый оппортунизм превращают человека в колючее создание, категорически отказывающееся обсуждать какие-то вопросы мирным путем, выступающим войной против всех.
В таких ситуациях мы говорим о расстройствах личности, и это диагностическая категория, которая есть в классификации болезней. Тем не менее, мы всё-таки не считаем это заболеванием, поскольку это состояние характера.
Характер – это не болезнь, характер это то, что дано человеку природой от рождения. Это то, что так или иначе, формируется. И это как раз завершающая фаза формирования характера, тот самый пубертатный возраст, о котором мы сейчас говорим. И этот пубертатный возраст, который длится приблизительно с 11 до 17 лет, является определяющим возрастом в окончательном становлении характерологических черт.
После 17 лет тот характер, который сформировался, уже останется неизменным, и все его плюсы и минусы, положительные и отрицательные, сильные и слабые стороны, какими сформируются к этому времени, такими и останутся до конца жизни.
Я об этом говорю специально, дабы акцентировать внимание близких, родственников и прежде всего родителей на значимости каждого психологического нюанса, связанного с воспитанием, или нюанса, связанного с отношением к проблемам подростка в его дальнейшей жизни.
То, что для нас взрослых кажется неважным, незначимым или малозначимым, или как нам кажется довольно удачным педагогическим ходом, для подростка может оказаться событием с фатальными последствиями.
Как возникают неврозы и навязчивые движения у детей?
Простой пример. Ребенка отучают от груди. Он начинает сосать палец. Это превращается в навязчивое движение, поскольку для взрослого человека процесс «отлучения от груди» двух-двух с половиной летнего ребенка является естественным, а малыш испытывает небывалый стресс. Палец он может заменить подушкой, игрушкой, рукавом пижамы, но суть останется одна – ребенок приобретает навязчивое движение, свидетельствующее о наличии психологической травмы. В итоге, если обращать внимания на тревожные симптомы, рано или поздно придется начинать лечение от невроза.
Зачастую невротические состояния появляются в случае семейных разводов, скандалов, противоречий между родителями, бабушками и дедушками, иногда диктат в семье тоже оборачивается стрессом и нервным тиком. Дети со слабым типом нервной системы, оказываясь в школьном коллективе, также неврозами реагируют на перемены в жизни.
Однако особое внимание необходимо уделять тем малышам, которые получили черепно-мозговые травмы, страдают аллергическими заболеваниями. Или же страдают хроническими заболеваниями, которые приводят к истощению нервной системы
Симптомы детских неврозов
Проявления детских неврозов достаточно разнообразно, это и различные тики (ребенок может подергивать веками глаз, похожими на моргание, но достаточно частые); навязчивые действия какими-либо частями тела, при этом эти действия, как правило, учащаются при дискомфортной для ребенка ситуации; речевые нарушения в виде логоневроза; ночное, а и не редко дневное недержание мочи (энурез), или кала (энкопрез); проявления детских неврозов могут быть в виде навязчивого покусывания губ до крови, или когда ребенок грызет ногти. Часто детские неврозы могут сопровождаться выраженным эмоциональным возбуждением, с рыданием и попытками самоповреждения.
К наиболее частой симптоматике неврозов у детей относятся:
- тревога,
- страхи,
- различные тики,
- бессонница.
Лечение детских неврозов
Как правило, детские неврозы обратимы, и чем раньше родители заметят, что у их ребенка имеются какие-то проблемы психологического толка и обратятся с ребенком к специалисту, тем выздоровление будет быстрее, а лечение более легкое
Однако, если длительное время не замечать, что у ребенка возникли проблемы, либо не обращать на это внимание, то детский невроз, как и любое другое расстройство, может перейти в хроническую форму, а также могут возникнуть, какие-либо осложнения. И, соответственно, лечение такого нарушения будет более длительным и трудоемким, что отразится на социально-психологических адаптивных функциях ребенка.
Лечение детских неврозов, как правило, проводится амбулаторно, при данных нарушениях терапия необходима комплексная: это медикаментозная терапия и психотерапия, причем акцент в лечении детских неврозов делается на психотерапию, т.е
занятия с психологом. Но, в любом случае, диагностику детских неврозов и рекомендации по лечению должен проводить детский врач-психиатр или психоневролог.
Предупреждение
Умение критически оценивать происходящее, принимать твёрдые решения и преодолевать трудности имеет большое значение в предупреждении детских неврозов.
Ребенок подобен культурному домашнему растению, за которым нужен постоянный уход.
Его необходимо поливать (быть заинтересованными жизнью и чувствами ребенка), удобрять (поддерживать) и подпитывать (удовлетворять его потребности).
Родители, чтобы минимизировать вероятность возникновения невроза у детей, не должны обижаться на них за естественные проявления (кризисы, сопровождающие взросление), потому что вырастить личность со своими индивидуальными особенностями, независимыми от давления родителей – это труд, достойный уважения.
Он не может приносить только радость, но и переживания и всю возможную гамму чувств, сопровождающую детско — родительские отношения.
Таким образом, хочу поддержать родителей на их нелегком, но достойном поприще, потому что «все, что нас не убивает, делает нас сильнее». Детский невроз поддаётся лечению и профилактируем.
Звучит немного пафосно, не так ли? Да, но мы имеем дело с детьми и их детскими неврозами, которые мучают и их и нас.
Детский невроз лечится!
Хотим пожелать успехов, уважения к своим детям и много терпения. Любовь близких, готовность помочь, быть рядом – это та единственная и необходимая для развития почва, на которой можно вырастить зрелого независимого и успешного человека, который будет здоровым, достойным и целостным представителем общества.
Если ваш ребенок страдает от невроза или других психических заболеваний, не тяните — срочно обращайтесь к врачам.
Виды фобий
Боязнь определенных ситуаций
Сюда относятся сильнейшие негативные переживания от предвкушения или пребывания в какой-либо ситуации. Такие фобии обычно появляются после испытания сильного страха в определенных обстоятельствах. Это может быть боязнь каких-либо видов транспорта (самолетов, кораблей, поездов и др.), закрытых или открытых пространств, а также страх одиночества и т.д.
Социофобии
Здесь собраны все страхи, связанные с патологическим ужасом перед пребыванием на глазах у других людей: боязнь выступления на публике, незнакомого общества, экзаменов, большого скопления людей и прочее.
Боязнь людей
Необъяснимый ужас могут вызывать люди определенной профессии, национальности, статуса, гендерной принадлежности, сексуальной ориентации, возраста, внешности и т.д.
Страх болезни (нозофобия)
Любой здравомыслящий человек избегает болезней, поддерживая здоровый образ жизни, вовремя принимая предписанные витамины и лекарства, однако у некоторых забота о своем самочувствии переходит разумные границы и перерастает в иррациональную погоню за здоровьем. Все больше людей в наше время подвержены страху онкологических заболеваний (канцерофобия).
Танатофобия
– страх смерти. Наверное, все мы в какой-то степени боимся умереть, но танатофобы испытывают постоянную панику и тревогу, что провоцирует у них возникновение неврозов и затяжных депрессий.
Страх состояний
Любой человек испытывает различные эмоции и понимает, что эти переживания естественны. Некоторые же настолько страшатся оказаться в определенном состоянии (обнищать, обанкротиться, разбогатеть), что переживают панические атаки. Сюда же относятся боязнь испытать определенные эмоции, страх старости, неудач и др.
Боязнь действий
Предвкушение или выполнение какого-то действия влечет за собой необъяснимый страх. Это может быть боязнь танцевать, петь, готовить еду, учиться, выступать и многое другое.
Страх мест
Мы часто избегаем определенных мест, в которых когда-то довелось пережить негативные эмоции (морг, ночное кладбище). Люди же, подверженные этой группе фобий, от одной мысли о каком-то месте (лифт, крыша, церковь, театр) могут пережить ужас и головокружение.
Боязнь веществ
Человек с таким нарушением испытывает неконтролируемую панику на грани безумия при упоминании или виде какого-то вещества. Наиболее распространенные фобии этого вида – метилофобия (страх алкоголя), фармакофобия (страх лекарственных препаратов), аматофобия (боязнь грязи) и цибофобия (страх пищи).
Страх предметов
Боязнь конкретных предметов часто возникает после имевших место в жизни негативных ситуаций с этими объектами (страх острых предметов, зеркал, оружия и т.д.). Кроме этого, к этому виду фобий относят и страх перед определенным цветом, размером или формой предметов.
Зоофобия
Достаточно большая группа ужаса перед определенным видом животных. У любого человека есть страх перед дикими или агрессивными представителями животного мира, но вряд ли мы испытываем ужас в зоопарке или от одной мысли об определенном звере.
Боязнь мистики
Многие уходят в мир мистики, не найдя себя в обычной реальной жизни. Страх пред совершением греха, Божьей кары, боязнь магов, колдунов, святых мест – только малая часть благодатной мистической почвы для появления фобий.
Страх природных явлений
Ужас и беспомощность, испытываемые перед разрушительными явлениями природы считается результатом генетической памяти. Цунами, землетрясения, ураганы действительно опасны, и до сих пор человек не научился полностью справляться с ними. Однако существует огромное количество фобий, связанных с вполне обычными и безопасными явлениями: ветер, снег, туман, луна, солнечный свет, вода и так далее.
Это далеко не полная классификация фобических расстройств, поскольку панику и страх человек может испытывать перед любыми предметами или явлениями, не только существующими в жизни, но даже воображаемыми.
Опытные психотерапевты помогут справиться с любыми видами фобий, главное, не стесняться своей проблемы и вовремя обращаться за профессиональной помощью.
Невротические расстройства подростков
В отдельном числе случаев мы наблюдаем в этом возрасте и расстройства, связанные с какими-то органическими заболеваниями, связанными с неврологической, соматической патологиями.
Конечно, мы не можем обойти стороной и невротические расстройства подростков. Ведь именно на исходе этого возраста они сталкиваются, пожалуй, с самым тяжелым для себя и для своей психики испытанием – с единым государственным экзаменом, значимость которого преувеличена настолько, что для большинства подростков вопрос сдачи или несдачи этого экзамена – это вопрос жизни и смерти.
И много-много других проблем и вопросов, которые тесно переплетаются с психологическими и социальными аспектами.
Особенности лечения
Опытный врач-психотерапевт располагает достаточным количеством методик выявления признаков и знает, как вылечить невроз у ребенка 7 лет и младше. В каждом конкретном случае учитывается возраст малыша и форма расстройства. Важный этап — диагностика. Доктор должен убедиться в отсутствии органических заболеваний нервной системы. С этой целью проводится обследование сосудов головного мозга, КТ, электроэнцефалограмма. Кроме того, в беседе выявляются признаки невротических реакций.
В арсенале лечения гомеопатические и лекарственные препараты. Но главным средством является психотерапия, во время которой врач проводит:
- изучение и коррекцию психологического климата в семье;
- занятия с ребенком в виде игр, посредством чего малыш учится преодолевать сложные ситуации;
- физиотерапевтические процедуры успокоительного воздействия.
Все тонкости, как лечить невроз у ребенка 5 лет, малышей и младших школьников знает только специалист. Никогда не занимайтесь самолечением.
Услуга | Стоимость |
---|---|
Первичная консультация по телефону | бесплатно |
Подробная консультация по телефону/skype | от 1 000 рублей |
Консультация психиатра в клинике | от 1 500 рублей |
Выезд на дом | от 5 000 рублей |
Срочный выезд на дом | от 8 000 рублей |
Прием детей и подростков | от 5 000 рублей |
Прием взрослых | от 7 000 рублей |
Постоянное наблюдение у психиатра | от 10 000 рублей |
Свою помощь в лечении детских навязчивых состояний и других форм невроза предлагает врач-психотерапевт И. Г. Гернет, практикующий в Москве и имеющий огромный опыт работы с детьми. Ведется прием родителей, чьи малыши от 2 лет, дошкольники 4-5 лет и школьники 6-7 лет страдают симптомами странного поведения. На основе клинической диагностики выясняется причина расстройства, и вы сами принимаете решение о необходимости психологической коррекции нарушения. Ваш ребенок избавится от привычки грызть ногти, сосать пальцы, скрипеть зубами. У него пропадет боязнь темноты, собак и прочие страхи, мешающие ему спокойно жить. При этом о прохождении лечения будете знать только вы и доктор, который обеспечит полную конфиденциальность.
Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении
Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.
С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.
Виды расстройств, встречаемые у детей
Чаще всего у детей в раннем возрасте диагностируется задержка психо-речевого развития. Такие расстройства могут иметь различные формы, очень часто они развиваются на фоне отсутствия значительных моторных дисфункций. Ребенок впервые переворачивается на спину, садится и ходит в положенный ему срок.
Диагностировать задержку в речевом развитии можно в возрасте около 2.5 – 3 лет. Данное расстройство в редких случаях является самостоятельным диагнозом, чаще всего его наличие является лишь симптомом более серьезных психических нарушений.
Сейчас наблюдается резкое увеличение выявляемости у детей аутизма. Классическими признаками данного расстройства являются:
- чрезмерная замкнутость;
- постоянное желание быть в одиночестве;
- нежелание строить общение с окружающими людьми;
- нарушения в речевом развитии, при этом наблюдается склонность к повтору фраз, ошибочном использовании местоимений, монотонное и многократное повторение одних и тех же слов;
- манерность и стереотипия;
- умышленное причинение себе боли. Дети кусают себя, щипают, вырывают волосы и т.д.
При этом у больных детей наблюдается прекрасная память и стремление к порядку. Но, в последнее время, аутизм в чистом виде встречается редко. Это расстройство сопровождается выраженным отставанием в развитии, умственной отсталостью и нарушениями поведения со склонностью к гетероагрессии.
К наиболее распространенным психическим расстройствам у детей также относятся гиперактивность, синдром дефицита внимания и другие нарушения поведения. В некоторых случаях подобные нарушения компенсируются со зрелостью, но, чаще всего, игнорирование проблемы в раннем детском возрасте приводит к более тяжелым формам заболевания в подростковом периоде.
При своевременном обращении к психотерапевту данные виды психических расстройств поддаются успешной коррекции. Например, популярный певец и актер Джастин Тимберлейк в детстве страдал дефицитом внимания. Родители привели мальчика к специалисту, и он помог решить проблему. Сейчас, хоть Джастину до сих пор не всегда удается сосредоточиться на выполнении монотонных операций, тем не менее, он стал успешным, популярным человеком, отличным семьянином.
Умственная отсталость чаще всего диагностируется в детстве. Как правило, этот диагноз можно выявить лишь после достижения ребенком 3-х летнего возраста. Отсталость может иметь разные формы, при легкой или умеренной степени данного расстройства удается осуществить социальную адаптацию пациентов. При тяжелых формах умственной отсталости пациенты всю свою жизнь нуждаются в постоянной опеке и контроле со стороны близких.
В некоторых случаях дети могут иметь проблемы с формированием одного навыка. Например, чтения, счета, письма или функций движения. Данный вид расстройства не стоит путать с умственной отсталостью, для которой характерно равномерное отставание по всем показателям. Для устранения этих нарушений применяются педагогические методики, позволяющие сгладить имеющее отставание. При своевременной коррекции подобных расстройств удается существенно улучшить состояние пациента по мере взросления.
Некоторые психические расстройства в детском\подростковом возрасте диагностируются сложно, их очень часто путают с подростковым кризисом. Таковым является шизофрения, а также другие расстройства, схожие с ней. При подобных состояниях отмечается нарушение мыслительных процессов и грубое изменение особенностей личности. Если подобные расстройства не выявить на ранней стадии и не начать своевременного лечения, то их течение усугубляется в зрелом возрасте.
Суицидальное поведение
И одним из довольно частых фатальных последствий этих расстройств личности в подростковом возрасте или психопатии, как мы их ещё по-другому называем, является суицидальное поведение, направленное не только на уход из жизни, но и на нанесение себе вреда.
Это так называемое аутодеструктивное поведение или несуицидальные аутодеструкции, когда подросток начинает наказывать себя довольно серьезными ожогами, самопорезами и какими-то иными самоповреждениями.
Когда он вступает на очень скользкую криминальную дорогу, когда у него появляются, к сожалению, в этом возрасте аддикции, и алкогольная, и зависимость от психоактивных веществ.
Когда он становится игроманом, зависает в компьютере, когда он исчезает, уходит из дома в этом протестном состоянии к родственникам.
Или когда у него появляются различного рода соматоформные, психосоматические расстройства в виде огромного количества жалоб на здоровье, не подтверждающихся на соматических или неврологических обследованиях.