3 развивающие игры с детьми 6-9 месяцев
Для развития каждого из перечисленных выше
навыков Я – Родитель подобрал по одной игре.
Игра на развитие мелкой моторики
Положите в коробку игрушки разной формы:
кубики, шарики, пирамидки. Можно более сложные: игрушечные фрукты, шишки –
главное, чтобы они были безопасны, если все-таки кроха решит попробовать их «на
зубок». Покажите малышу, как их доставать из коробки, а потом – как их туда
складывать.
Игра на развитие целенаправленных действий
Знаете ли вы, что, когда ребенок в этом
возрасте разбрасывает игрушки, часто он таким образом приглашает родителя в
игру? Поэтому можно и сделать из этого настоящую игру, в которой он будет
самостоятельно развивать необходимые навыки.
Привяжите на веревку или ленточку игрушку к
стульчику, кроватке или манежу. Ребенок вначале будет кидать игрушку, а потом
вы ему покажете, что можно вытягивать ее обратно за веревочку! И кидать снова,
конечно же.
Частушка на проговаривание полезных лепетных слогов
Утром я встаю,
Песенку пою.
Песенку такую,
Вот какую:
Ля-ля-ля –
Вот и песенка вся.
Да-да-да –
Вот и песенка вся.
Ба-ба-ба –
Вот и песенка вся.
Скажи: ма-ма-ма-мама,
Скажи: па-па-па-папа,
Скажи де-де-де-деда,
Вот такая непоседа!
Как принять особого ребенка? Рекомендации психолога
Самое главное в такой ситуации постараться не отказываться от социальных связей, не оставаться один на один со своей проблемой. Нужно найти человека или людей, которым вы доверяете, которые смогут понять те чувства и эмоции, что вы испытываете на фоне этой ситуации, не обесценят их, не осудят, не будут вас жалеть, но разделят с вами эти чувства, поймут и поддержат вас. Это могут быть родственники, друзья, психолог. Но в любом случае это должны быть люди, с которыми вы сможете открыто говорить о своих чувствах, даже о самых, как вам кажется, неприемлемых и ужасных.
Кроме этого, вам нужно постараться найти единомышленников, то есть людей, у которых тоже есть особые дети. Это очень сильный ресурс. Благо, для этого сейчас есть различные клубы, сообщества родителей, группы психологической поддержки. Эти люди смогут вас понять, поделиться опытом, посоветовать специалистов для развития особых детей. И вы не будете чувствовать себя одиноко, когда увидите вокруг вас людей с такими же сложностями и поймете, как они с этим справляются.
Если вы найдете поддержку, сможете делиться своими чувствами и эмоциями с другими людьми, то это непременно ускорит процесс принятия особенностей ребенка.
И самое главное: вам нужно всегда помнить о том, что, несмотря на трудности, ваш ребенок – это личность, со своим характером, темпераментом, эмоциями и чувствами. И родители – это самые дорогие и любимые люди в его жизни, и он их любит просто за то, что они его родители. Родители – это самая главная опора и поддержка для него.
Процесс принятия особенностей ребенка всегда нелегкий. Как правило, когда родители узнают о том, что у их ребенка определенный диагноз, начинается естественная работа психики на принятие того, что произошло, и человек проходит определенные стадии:
- 1 стадия – отрицание того, что ситуацию уже не изменить.
- 2 стадия – чувство вины (зачастую необоснованные обвинения себя в том, что именно так произошло), которое может трансформироваться в чувство злости и непонимания: «За что все это?!»
- 3 стадия – стадия депрессии (потери смысла жизни или отсутствия интереса к жизни).
- 4 стадия – принятие.
В норме все эти стадии психика родителя должна пройти в течение года. Но если по истечении этого срока принятие так и не произошло, то рекомендуется за помощью обратиться к специалисту-психологу, чтобы стабилизировать свое эмоциональное состояние, принять сложившуюся ситуацию, найти внутренние ресурсы для дальнейшей жизни и создания необходимых условий для развития особого ребенка.
Детский и семейный психолог Чикунова Светлана Павловна
Какие навыки развиваются у младенца в 6-9 месяцев?
Развитие мелкой моторики и координации
В этом возрасте мелкая моторика развита
настолько, что кроха уже сам сознательно начинает проявлять интерес к предметам
небольшого размера. И поэтому задача родителя, с одной стороны, уберечь чадо от
опасности поглощения мелких предметов, с другой – организовать необходимые
занятия для дальнейшего развития моторики.
Развитие целенаправленных действий
В полгода ребенок уже не просто изучает
свойства предметов, а стремится использовать их по назначению: мячики и машинки
– катать, в колокольчик – звенеть, в бубен – бить
Важно наглядно показывать
ему, как из его действий следует результат
Развитие речи
Теперь уже малыш не только произносит
отдельные слоги, но и стремится к осмысленной речи. Поэтому нужно помогать ему
осваивать лепетные слоги, из которых он уже очень скоро будет складывать первые
слова: ма-ма-ма, па-па-па, ба-ба-ба, де-де-де и прочие.
Как работают фильтры, их виды
Как правило, средства с солнцезащитным эффектом должны защищать детей от вредного ультрафиолетового излучения, но фильтры имеют отличия. Различия не только в переменных значениях SPF, но прежде всего в механизме действия.
УФ делятся на две группы:
- органические (химические);
- неорганические (физические, минеральные).
Химические — поглощают фотоны UVB и UVA-излучения, а затем преобразуют поглощенную энергию в тепло. Они не испаряются и остаются на коже дольше, чем минеральные, хорошо поглощают солнечные лучи. Чтобы крем проник хорошо и начал эффективно работать, наносить его нужно минимум за 20 минут до выхода на солнце.
Средства обеспечивают хорошую защиту от радиации, но они фотостабильны, а это значит, что содержащиеся в них вещества под воздействием солнца, перестают защищать кожу спустя некоторое время. Поэтому повторять нанесение крема необходимо примерно каждые 2 часа и после каждого выхода из воды.
Химические фильтры содержат определенные химические вещества, поэтому подходят для детей старше 6 месяцев. Средства с химическими фильтрами у людей с чувствительной кожей могут вызывать раздражение и кожную аллергию.
Основные типы химических фильтров включают в себя:
- бис-этилгексилоксифенол метоксифенил триазин;
- метилен-бис-бензотриазолил, тетраметилбутилфенол;
- этилгексил салицилат;
- этилгексилтриазон;
- диэтилгексилбутамидо триазон;
- дрометризол трисилоксан;
- терефталилиден дикамфорсульфокислота;
- динатрий фенил дибензимидазол тетрасульфонат;
- оctocrylene — защищает от UVB и в очень незначительной степени от UVA, но все больше и больше исследований его фотоаллергического эффекта, поэтому он не рекомендуется в детских препаратах.
Минеральные фильтры — частицы, которые отражают и рассеивают ультрафиолетовые фотоны. К сожалению, они остаются на коже меньше химических, поэтому их следует применять чаще, чем последние, но они вызывают меньше аллергических реакций и раздражений.
Содержат два вещества, которые защищают от радиации: диоксид титана (диоксид титана) и оксид цинка (диоксид цинка), частицы которого настолько велики, что не проникают в кожные покровы. Они работают, отражая или рассеивая солнечный свет, а не поглощая его.
Кремы с такими фильтрами отличаются густой консистенцией, и для их эффективной работы их следует наносить толстым слоем — но поскольку они не проникают в кожу, это можно сделать непосредственно перед выходом на улицу.
Кроме того, они фотостабильны — их свойства не меняются со временем, редко вызывают аллергические реакции, поэтому подходят для новорожденных и детей, страдающих аллергией.
Недостатком минеральных фильтров является то, что они не слишком хорошо защищают от солнца (поэтому сочетаются с химическими фильтрами), могут отбеливать и требуют повторного нанесения после каждого впитывания крема. Минеральные (физические) фильтры являются более здоровой альтернативой химическим.
Что означают сокращение SPF?
SPF (фактор защиты от солнца) является индикатором защиты от солнца и используется для определения степени защиты только от UVB-излучения, но не относится к UVA
Это означает отношение минимальной дозы облучения, вызывающей эритему на коже, защищенной препаратом, к минимальной дозе облучения, вызывающей эритему на незащищенной коже.
Понимание принципа SPF важно. Тот факт, что защитный препарат имеет SPF 30, не означает, что при нанесении препарата кожа может подвергаться воздействию солнечного излучения в 30 раз дольше, чем незащищенная, но только то, что доза радиации, вызывающая эритему, после использования этого препарата может быть в 30 раз выше, чем доза облучения, необходимая для появления эритемы на незащищенной коже
Что касается защиты от UVA-излучения, она не такая равномерная, как в случае UVB-излучения.
9-12 месяцев?
Развитие двигательных навыков
В этом возрасте малыш – настоящий спортсмен,
ведь за такой короткий период он учится стоять, ходить вокруг опоры, а потом
ходить и без поддержки! Специалисты рекомендуют уже сейчас начинать вместе с
малышом осваивать детские площадки и спортивные снаряды. К примеру, можно учить
ребенка заползать на небольшую горку для младенцев и скатываться с нее,
подниматься по лесенке с вашей помощью и прочим простым физическим действиям.
Развитие логики
Ребенку интересно не только использовать
предметы по их назначению, к примеру, молоточком – стучать, ставить кубик на
кубик и строить башню, он уже способен делать простые сравнения: большой- маленький,
полный- пустой, есть- нет. Для этого хорошо подходят игры с емкостями, из
которых можно что-то доставать и куда можно что-то складывать. Или игры с
пластмассовыми вкладышами, которые можно вставлять один в другой.
Развитие памяти
Если до этого возраста вы с ребенком играли в
«безопасные» прятки – прятали игрушку и потом ее доставали, то сейчас уже можно
попробовать более «серьезные» прятки. Начать прятаться самим и учить малыша,
что он тоже может спрятаться, а потом его обязательно найдут. Эта игра также
важна для того, чтобы кроха легче переносил разлуку с мамой и другими
взрослыми, к которым он привязан.
Какие навыки развиваются у младенца в 4-5 месяцев.
Развитие мелкой моторики и координации
К четырем-пяти месяцам малыши продолжают
активнее всего развиваться физически. В этом возрасте появляются первые
хватательные рефлексы, ребенок держит головку и даже делает первые попытки
сесть. Он тянется к игрушкам, пробует их «на зуб», получая представление о текстуре
и объеме предметов.
Развитие зрительной памяти и внимания
Младенцы четырех-пяти месяцев уже осознанно
улыбаются, когда видят маму или папу, радостно лепечут и выражают эмоции. Кроха
может сфокусировать взгляд, начинает различать близкие и далекие объекты,
находить знакомые.
Развитие речи
В этом же возрасте у детей активно начинают
развиваться слуховое восприятие и речь. Малыш поворачивает голову в направлении
голоса взрослого или звучащей игрушки. Веселая музыка может вызвать у него
радостное возбуждение, а грустная, наоборот, заставить замереть.
Малыш пробует лепетать: в отличие от
«агукания» лепет – уже более сложный вид речи, который готовит вашего ребенка к
произнесению первых осознанных звуков и слогов.
Все, что нужно знать о воспитании ребенка до года
Правильное развитие зависит от окружения крохи: людей, предметов, атмосферы дома, физического комфорта. Полученные знания и представления о мире в ранний период, закладываются в памяти. На подсознательном уровне маленький человечек понимает ― они пригодятся в будущем. Ребенок делает какие-то выводы, развивает рефлексы, нужные в дальнейшей жизни.
Родители играют главную роль в воспитании детей от рождения до года, и дальше по жизненном пути
Поэтому важно иметь правильные представления о способах развития малыша
«Наглядный пример». Воспитание вашего ребенка по месяцам
Развитие младенца до года условно делят на 4 периода. Каждый характеризуется обретением новых навыков и возможностей.
От 0 до 3 месяцев | Адаптация к окружающему миру. Развитие органов чувств. Формирование биологических часов. Становление мышечного корсета. | Младенец прежде был в утробе матери, оказавшись снаружи, ему трудно понять где он, что с ним происходит. Чувство голода, переваривание пищи, сон ― для него ново. Это сложный период и психологическая встряска. Он не ощущает маму так близко, как раньше. Поэтому общайтесь с новорожденным, как можно больше: пойте колыбельные, читайте сказки. Он должен слышать родные голоса, чувствовать прикосновения. Помогите выработать режим питания, сна. Следите за гигиеной. Кладите чадо на животик, чтобы пытался поднимать голову. |
От 3 до 6 месяцев | Подготовительный этап к активности опорно-двигательного аппарата. Начальная стадия речи. Развитие осязания. Способность концентрировать зрение. Улучшение слуха и способность выделять один звук на фоне остальных. | К действиям, которые делали на первом этапе добавляются новые. Обращайтесь к крохе во время разговора, он должен понимать: речь адресована ему. Устанавливайте зрительный контакт. Разнообразьте ассортимент окружающих предметов и игрушек. Главное сейчас познакомить с множеством фактур, изучать на ощупь ткани. Ребенок запоминает ощущения от прикосновений. Включайте мелодичную музыку. Комментируйте действия: сейчас надо покушать, будем спать, посмотрим в окошко. Начинать подготавливать к физической активности лучше с массажа днем, гимнастики. Мама может делать манипуляции дома или посещать детского массажиста. Попросите педиатра показать, как делать правильно гимнастику. |
От 6 до 9 месяцев | Физическая активность, развитие артикуляционного аппарата. Расширение ингредиентов в рационе питания. Учим полезным привычкам. | Родитель должен стимулировать ребенка к ходьбе. Учите звукоподражанию, воспроизводите звуки животных, указывая на них. Чистим зубки, как полагается возрасту, прививаем к купанию, мытью рук. Разговаривайте, ожидая ответа от ребенка. Задавайте ему вопросы. Сейчас он может отвечать непонятно, но в этом нет ничего плохого ― он учится. |
От 9 до 12 месяцев | Способность к концентрации внимания. Улучшение показателей памяти, речевых функций. Непоседливость, активность. Ребенок понимает настроение окружающих, одобрительную или неодобрительную реакцию на происходящее. | Развивайте мелкую моторику ― она влияет на речевые функции. Читайте детские стишки ребенку. На первом этапе достаточно поддерживать его, давать двигаться по опорам. Многие детки любят начинать делать первые шаги, держась за кроватку, диван и все поверхности, оказывающихся в доступности.
Хвалите, если что-то сделал правильно или хорошо. Кроха должен видеть ваше одобрение. Уже в этом возрасте нужно аргументированно объяснять почему нельзя что-то делать. Пример: не трогай цветок, он может упасть и пол будет грязным. Грязь ― нехорошо. |
Воспитание детей от рождения до года включает множество нюансов, которые должны знать родители. Понимая, как происходит развитие младенца, вы сможете выделить приоритетные задачи. Главное, не торопить события. Не требуйте от крохи слишком многого. Некоторые папы и мамы, из лучших побуждений, пытаются научить малыша ходить, как можно раньше. Если опорно-двигательный аппарат не готов к нагрузкам, а ноги не окрепли ― это травмирует ребенка.
Семь игр для малыша в 5-6 месяцев
Полугодовалый ребенок – уже полноправный
партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему
на пользу?
«Ползем за игрушкой»
Цель игры: стимулировать малыша ползать
Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание.
Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут
любые яркие игрушки. Как только ребенок повернется на животик, положите
интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к
нему подползти. Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться
стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.
Для облегчения игры можно расположить малыша
так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.
«Маленький футболист»
Цель игры: развитие крупной моторики,
мускулатуры мышц ребенка
Для игры понадобится не очень большой мячик.
Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.
«Воздушный шарик»
Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем
остальным
Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы
избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки
Покажите
шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание. Потом дайте ребенку ленточку
в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с
другой – всеми остальными
Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от
себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.
«Перекладываем мячик»
Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в
другую
Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит –
посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он
распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его
перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.
При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала
отдавать вам мячик, а потом брать обратно.
«Где картинка?»
Цель игры: учить малыша находить исчезнувший
из виду предмет (картинку)
Вам понадобится картонная коробка, на одну из
граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то,
что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте
картинку вместе с малышом. Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте
эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать
изображение, переворачивая коробку. Когда малыш с вашей помощью найдет
картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».
Время от времени меняйте изображения на
коробке.
«Сорока-белобока»
Цель игры: повторение отдельных слогов
Полгода – самое время для активного знакомства
с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому
развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока»
станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.
Возьмите ладошку ребенка и начните водить по
ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку.
Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.
Вы также можете придумать свою потешку или
просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его
загибать или массировать.
«Ладушки»
Цель игры: повторение отдельных слогов
Полезна для малыша в полгода и такая игра как
ладушки – очень скоро он начнет радостно хлопать в ладоши при первых словах
стишка:
– Ладушки, вы – ладушки
Где были?
– У бабушки!…
Помните, что каждый малыш развивается
индивидуально. Если ваш ребенок еще не освоил какие-то навыки, описанные в
нашем материале, не переживайте. Поиграйте с ним в игры, рекомендованные
для малышей
четырех-пяти месяцев, а лучше используйте те, которые вызывают у крохи самые
радостные эмоции.
Боремся за гигиену от 1 года до 4 лет
Несмотря на все усилия родителей, бывает очень трудно научить ребенка всегда мыть руки перед едой и после прогулки, чистить зубы, умываться. Казалось бы, пример у малыша перед глазами с рождения, а первые 10 лет фразу «помой руки» приходится повторять несколько раз за день. Как сделать приучение к личной гигиене немного более простым и интересным? Все дети разные, поэтому из целой коллекции всевозможных методик вам предстоит выбрать что-то свое.
Что сделает процесс обучения основам личной гигиены легким и непринужденным
Делайте всё вместе
Малыш перенимает опыт путем копирования, поэтому очень важно ходить мыть руки, умываться и чистить зубы вместе с ним, даже если вы уже проделали все эти процедуры с утра. Своим примером вы покажете, как долго нужно мылить руки и сколько раз водить по зубам щеткой.
Используйте тактику «ты уже такой большой»
Все дети мечтают повзрослеть, и им лестно осознавать, что они уже умеют делать определенные вещи, которые делают их старше и умнее.
Позвольте малышу самому выбрать себе зубную щетку с изображением любимого героя, пасту, полотенце, горшок. Все эти мелочи создают правильное настроение и делают ребенка соавтором процесса обучения.
Поставьте перед раковиной специальную тумбочку или скамейку, чтобы малыш мог умыться и почистить зубки перед зеркалом.
Закрепляйте навыки игрой. Попробуйте создать малышу удобные условия для того, чтобы он мог умывать своих кукол или мишек. Если вы брали игрушки на прогулку, то, придя домой, предложите ребенку помыть себе руки, зверятам лапки, куклам пальчики и лица. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего малыша были кукольные зубные щетки и расчески (отлично подойдут и обычные, отданные для игр).
Найдите помощников: повесьте в детскую комнату список ежедневных гигиенических процедур, а в ванную — картинки с последовательностью действий по каждой из них.
Говорите детям о том, как важна гигиена, особенно рук и зубов, что может случиться, если они не будут заботиться об их чистоте. Рассказывайте интересно, однако старайтесь не выдумывать слишком яркие истории с действующими персонажами — Зубной Щеткой, Пастой, армией Зубных Бактерий и отрядом Зубов. Неизвестно, как далеко зайдет фантазия ребенка! Достаточно подкрепить свой рассказ картинками из детских книжек, стишками и мультфильмами на тему гигиены, вы их хорошо знаете с детства.
Используйте стихи. При выполнении монотонных движений многим детям помогает ритм. Найдите в книжках или придумайте собственный гимн чистке зубов и стихи для умывания, зарядки и застилания кровати, которые помогают помнить последовательность действий и задают ритм процессу. Разучите их с ребенком и с удовольствием декламируйте во время выполнения процедур.
Например:
Кто горячей водой умывается,
Называется молодцом.
Кто холодной водой умывается,
Называется храбрецом.
А кто не умывается,
Никак не называется.
(П. Синявский)
Творите! Если вы хотите превратить мытье рук после прогулки в приключение, возьмите цветную самоклеющуюся пленку на виниловой основе и вырежьте из нее метки: это могут быть стрелочки, отпечатки ступней, капельки — что угодно. Приклейте эти метки на пол так, чтобы получилась дорожка, ведущая из прихожей в ванную. По ней-то и нужно первым делом пройти после возвращения домой!