Установить с ребёнком контакт
Достаточно часто мы, как родители, обращаемся к детям дежурно: «иди обедать», «пора идти», «одевайся». Это можно понять, так как не всегда есть время и возможность подумать о том, как преподнести нашу просьбу, чтобы они согласились.
Но бывает и так, что, чтобы выполнить нашу просьбу, ребёнку необходимо почувствовать связь между ним и родителем. Для этого достаточно подойти к малышу, опуститься на его уровень, дотронуться до него и только потом попросить. Если позволяет время и ситуация, можно присесть рядом, на несколько минут увлечься тем, чем занят ребёнок, поинтересоваться его игрой, и только потом просить о чём-либо.
— Я так рада, что ты у меня есть, я люблю играть с тобой, люблю с тобой разговаривать. Давай вместе поиграем или почитаем книжку, а потом пойдём обедать?
Четыре основных ситуации, когда «нет» — единственно правильный и необходимый ответ
1. Когда ваш ребенок в опасности. Собирается выбежать на проезжую часть. Засовывает камушек в рот. Стащил нож с кухонного стола и вот-вот попадет себе в живот.
2. Когда ваш ребенок дерется. С другом, с ребенком на площадке, с сестренкой, с вами.
3. Когда вы должны научить ребенка, что есть границы, которые нельзя нарушать, и уважение, которое нужно оказывать, что нет — это нет.
4. Когда ваш ребенок пытается сделать что-то недопустимое: съесть собачью еду, залезть в унитаз и т.д.
Вот это четыре ситуации, в которых нужно твердо и внятно сказать «нет».
Но есть и другие моменты, когда поведение ваших детей требует коррекции, но есть более эффективные способы сделать это другими словами:
1
«Ой, посмотри, посмотри, что это там такое?» Отвлечь, перенаправить внимание — называйте это как хотите. С совсем маленькими детьми это работает как волшебное заклинание, но и детей постарше можно убедить не делать, то, что они делают, пообещав им что-то более интересное и менее «запрещенное»
2. «Помоги мне, пожалуйста, я вот мою посуду/белю стены/режу картошку». Это продуктивный вариант «перенаправления». Детям нравится участвовать во всем, что делают взрослые, поэтому данный способ срабатывает в 9 случаях из 10.
3. «Да, мы, конечно, сделаем это завтра/после купания/когда рак на горе свистнет (а вдруг свистнет?)». Иногда «нет» — это не навсегда. Поэтому в данных случаях не надо быть категоричным, это ничего не даст. Скажите «да» и дополните своим уточнением. Ребенок не будет в восторге от того, что ему не дают немедленно то, что он требует, но утешится надеждой на будущее.
4. «Это очень классная игрушка. Надо начать копить на нее». Одно из наших заданий как родителей — не допустить, чтобы дети выросли хамами. Они должны понимать, что нельзя иметь всего и немедленно. Поэтому мы должны научить их терпению, мотивации и здоровому отношению к деньгам.
5. «А если бы тебе так сказали?» Это подходит в тех случаях, когда ребенок пренебрежительно к вам обращается. Постарайтесь успокоить себя и его, а затем объясните, что произошло и почему это неприемлемо.
6. «Вместо этого сделай, пожалуйста, вот это». Переформатируйте негативное поведение в позитивное, которое вы хотели бы видеть. Например, вместо того, чтобы бежать по коридору, пройди по нему. И не забудьте сказать «спасибо», вы же пример для подражания.
7. «Ты уверен, что это хорошая идея?» Это когда ребенок предлагает что-то заведомо вами не одобряемое. Обычно ребенок хитро улыбается и говорит: «Таки нет, идея совсем нехорошая». После этого он знает о границах и постарается выдать новую, приемлемую мысль.
8. «Ку-ку!». Есть моменты, когда только искренний смех может убрать напряженное противостояние. Рассмешите ребенка чем-то неожиданным. Это работает с дошкольниками, но, конечно, не тогда, когда они сучат ногами в истерике на полу.
9. «Скорей, скорей, сюда!» Еще одно «перенаправление» для малышей, оно им очень нравится, потому что бегать — это весело.
10. «Может быть. Надо подумать, хорошая ли это идея. Возможно, это и правда, хорошая идея, но на обдумывание надо немного времени. А возможно, что и нехорошая идея. Но, в любом случае, мы не будем осуществлять ее прямо сейчас».
11. «Сегодня там закрыто. Пойдем в следующий раз». Да-да, магазин, кафе и даже детская площадка могут быть закрыты. Не слышали об этом? Так учтите на будущее.
12. «Жаль, что с этим нельзя играться — оно поломано». У одной мамы был телевизор, который был все время «поломан». Это гениально, вам не кажется? опубликовано econet.ru
ЕСЛИ ДЕЛО В РОДИТЕЛЕ?
Возможна и обратная ситуация – поведение ребёнка является не следствием его психологических переживаний, а отражением состояния заботящегося о нём взрослого. Не секрет, что родители устают от постоянного напряжения, которое создают современный ритм жизни, работа, нехватка денег, отдыха, невозможность полноценно реализоваться. Родители могут срываться на ребёнка из-за собственной чрезмерной усталости и неудовлетворённости собственной жизнью, особенно в периоды кризисов или травмирующих ситуаций – увольнение, смерть близких, развод, тяжелые отношения с собственными престарелыми родителями. Когда не хватает сил и времени на себя, постоянные требования заботы от другого человека могут стать поводом для раздражения.
В процессе работы с психологом выяснилось, что Марина переживает развод с мужем, который ушёл к другой женщине. С его уходом Марина не только ощущала предательство близкого человека, перед ней ещё и остро встал финансовый вопрос, потому что ей срочно пришлось искать работу. Погружённая в собственные проблемы, Марина отдалилась от дочери, замкнулась в своих переживаниях и стала весьма раздражительной к любым её требованиям.
В ходе консультаций Марина смогла осознать, что сложившаяся ситуация не менее тяжела и для Тани, которая тоже остро переживала развод родителей и изменившиеся семейные обстоятельства, поэтому пыталась достучаться до мамы единственным доступным ей способом – плохим поведением. Марина ощущала своё положение как нестабильное, как в эмоциональном, так и в финансовом плане, но как взрослый человек могла повлиять на ситуацию, найдя работу и обратившись к психологу. Танечка же находилась в тревоге от того, что не понимала, что происходит с мамой и папой и с ней самой.
Хотя клиентка обратилась на прием, в первую очередь, по поводу поведения ребенка, акцент психологической работы сместился совсем в другую сторону. Психолог предложила Марине сначала разобраться с собственным состоянием и эмоциями, женщина эту помощь приняла. В результате трехмесячной психотерапии клиентке удалось выйти из своего кризиса, она смогла смириться с ситуацией развода и научилась не переносить своих переживаний на дочь. Поведение ребенка постепенно изменилось, ушла агрессия, однако остались тревога и повышенная плаксивость, связанные с расставанием родителей. Но это уже другая история.
Однако причиной нестабильного эмоционального состояния мамы не обязательно могут быть внешние обстоятельства. Срывы нередко случаются у тех мам, которые склонны забывать в заботах о ребёнке о собственных потребностях. Им кажется, что их долг полностью посвятить себя ребёнку и дать ему всё для развития. Такие женщины могут тратить любую свободную минуту на то, чтобы придумывать для домашних интересные занятия, организовывать быт, чтобы всем было легко и приятно, совершенно забывая о себе.
Естественным образом они полагают, что окружающие оценят их заботу и отплатят благодарностью, которой они часто не ощущают. Постоянное напряжение, сопровождающееся вопреки ожиданиям, потребительским отношением домочадцев, вызывает фрустрацию, которая постепенно накапливается, периодически выливаясь в приступы плохо контролируемого гнева. В подобных случаях консультация психолога помогает осознать собственные ожидания от семейной жизни и неудовлетворённые потребности, которые за ними стоят.
Обращать внимание на возрастные особенности развития
Почему дети особенно сопротивляются в определённом возрасте? Есть такие периоды, когда желание говорить «нет» у ребёнка настолько сильное, что даже если он хочет сказать «да», у него это не выходит. Обычно такая большая потребность настоять на своём проявляется у детей 2—3 лет. Так они пытаются убедиться, что их мнение учитывается взрослыми и они могут влиять на ход событий, принимать решения. Если мы знаем об этом, нам будет проще с пониманием отнестись к ситуациям, когда ребёнок сопротивляется и видеть за таким поведением не злую волю, а потребности развития.
— Ты хочешь всё делать сам. Это здорово!
Наверняка это не все способы, помогающие найти взаимопонимание с детьми. Возможно, не каждому они подойдут и ребёнок будет продолжать на всё говорить «нет». Но я всё-таки прошу попробовать их применить на практике, и вы увидите, как хорошо они работают.
Возможно, вам будут полезны мини-курсы Как устанавливать правила ребёнку и Как справляться с детскими истериками
Автор — Ольга Лопатина
Фото Shutterstock.com
Что делать, если ребенок не выполняет просьбы и говорит «нет»?
Предложи выбор. Хочется безусловного подчинения? Ты воспитываешь личность, а не раба, поэтому всегда предоставляй выбор. Это идеальный способ избежать столкновения с малышом: «Сегодня наденешь красные туфли или белые?», «Выпьешь молока или воды?», «Хочешь сложить в коробку кубики или займешься куклами?».
На текущем этапе достаточно двух вариантов, а технику можно использовать в любой ситуации – от решения споров по поводу игры, до переодевания.
Малышу не удается сделать выбор?
Нерешительность преодолеет подсчет: «Я буду считать до 10, а потом ты выберешь, или я сделаю это за тебя». С огромной вероятностью, карапуз остановит выбор на одном варианте, пока мама досчитает. Впрочем, эту технику следует отложить для сложных случаев – она утрачивает силу при слишком частом использовании.
Придумай варианты. Это неоценимая техника, если ребенок постоянно капризничает. Чтобы ее использовать, запомни два важных факта:
- ты знаешь больше малыша;
- в любой ситуации можно придумать выбор.
Скажи: «Хочешь выйти из машины сейчас или поиграть две минуты и выйти из машины потом?». Исход истории один – кроха выйдет из машины. Усиль действие техники юмором: «Наденешь свитер передом или задом?». Очевидно, малыш не наденет любимый свитер неправильной стороной, но вместо сопротивления просто посмеется над глупостью мамы. Он попался на блеф? Позволь надеть одежду задом – заверши начатое и сохрани присутствие выбора.
Предложи новые варианты ответов. Основная причина, почему ребенок говорит «нет» на все – он не знаком с иными словами и фразами. Помоги расширить словарный запас, используя игру: «Что противоположно «нет»?», «Что находится между “нет” и “да”?», «Как по-другому сказать “нет”?». Обязательно предлагает варианты, чтобы карапуз просто мог их запомнить. И обязательно используй разные фразы в собственной речи.
Попробуй свести автоматизм ответа «нет» (и заполучить шанс на положительный ответ). Прежде чем озвучить предложение, подготовь ситуацию с глупым вопросом: «Что бы ответила птица, если бы ты сказал: «Госпожа птица, хотели бы вы сейчас съесть червячка?». Когда от ребенка прозвучит положительный ответ, продолжай: «А что бы сказал ты, если я спрошу, не хочешь ли ты бутерброд?». Если повезет, ко второму вопросу он начнет смеяться и не сможет отказаться от бутерброда.
Используй отказы экономно. Зачастую ребенок не выполняет просьбы и говорит «нет», потому что постоянно слышит это слово в собственный адрес. Ситуация имеет место? Сократи использование этого слова и, по возможности, используй альтернативные варианты:
- «На лестнице играть небезопасно, давай лучше поиграем с кубиками».
- «Мы не догоним котенка».
- «На улице дождик и нам будет некомфортно гулять, но я сейчас покажу что-то интересное на кухне».
Сохраняй занятую позицию. Малыш остановился посредине улицы и отказывается идти? С целью безопасности не оставляй выбора, поднимай его на руки и неси до тротуара. Если ребенок постоянно капризничает, ты не сможешь предоставлять выбор всегда. В очередной конфронтации просто скажи: «Сейчас не та ситуация, когда я могу дать выбор. Сейчас нет выбора. Я знаю, что тебе не нравится, прости, но по-другому нельзя».
Заключение
Детские капризы и отказы – естественная часть развития, хоть и сложная для родителей. Будь готова к конфликтам и необходимости отстаивать собственную позицию, но старайся придумывать варианты, чтобы малыш мог выбирать. Это позволит ему ощутить собственную значимость и взять ответственность за выбор. Помни, когда ребенок говорит «нет» на все – он пытается понять, слышат ли его. Если мама всегда навязывает собственное мнение, он решит, что не слышат.
Почему дети говорят «нет»
Основная причина, почему дошкольники говорят «нет», заключается в том, что у них появляется собственное мнение по поводу всего, что они видят вокруг. Это особенно актуально для детей младше трех лет. Довольно часто родители слышат от своего ребенка отказ на просьбу что-либо сделать. И в этом нет ничего плохого, так как именно в этом возрасте дети начинают самоутверждаться. И споры с родителями – это один из способов самоутверждения.
По мере того, как ваш ребенок становится старше, сказать «нет» это для него является тактикой приема своих собственных решений. Родителям не следует беспокоиться, если ребенок на какие-либо предложения отвечает отказом – это нормальный, здоровый способ почувствовать, что он может что-то контролировать.
Избегайте ссор во время еды
Очень многие дети, даже за обеденным столом капризничают и показывают свое недовольство. Хотя еда приготовлена вкусно. Если ребенок постоянно говорит «нет» за обедом, возможно пришло время применить новый метод в данном конкретном случае. Хороший способ предлагать пробовать новые и новые блюда. При этом вы сами не ждите, что ребенок сразу скажет «нет».
Но если ребенок отвергает все предложенные вами новые блюда. Есть альтернатива, кормите его одним и тем же, со временем ему точно надоест есть одно и тоже, и он изъявит желание попробовать новое.
Не принимайте это все на свой счет. Ваш ребенок говорит «нет» не потому, что вы ему не нравитесь. Ваш ребенок повзрослеет и перерастет это расстройство поведения. Успех в воспитании таких детей – это ваше терпение. Но если вас все больше и больше одолевает беспокойство по поводу поведения ребенка, вам следует обратиться за помощью детского психолога.
ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?
Спонтанная реакция многих взрослых (особенно старшего поколения советской закалки) обвинить в сложившейся ситуации ребёнка, который якобы совсем избаловался и отбился от рук. Тем не менее, опыт многих родителей говорит о том, что ужесточение воспитательных мер только усугубляет нежелательное поведение.
Часто за действиями ребёнка могут стоять совсем неочевидные для родителей мотивы. В своём развитии дети проходят непростые этапы, часто плохое поведение связано с кризисами роста, кроме того, на него может повлиять огромное число факторов: переезд, прибавление в семье, новая воспитательница в детском саду и т.п. Ситуация усугубляется тем, что поведение ребёнка в большой мере управляется инстинктами, а потому неосознанно. Проще говоря – ребёнок сам не может объяснить, что он чувствует и почему так себя ведёт. Понимание бессознательных механизмов поведения ребёнка помогает принять тот факт, что его поступки не могут быть актом манипуляции
Кроме того, представление ребёнка в роли врага, строящего родителям козни, совсем не способствует тому, чтобы разглядеть скрытые мотивы его поведения и начать относиться к нему с большим вниманием и нежностью.
Нередко неприемлемое поведение ребёнка продиктовано острым желанием обратить на себя внимание родителей. Многим взрослым это может показаться крайне нелогичным – зачем кому-то может быть нужно внимание, которое принимает вид крика и ругани? Системный подход в психотерапии, рассматривающий семью как единый механизм, в котором все взаимосвязано, даёт нам ключ к пониманию того, что поведение любого из членов семьи появляется и закрепляется, потому что именно оно эффективно в рамках этой семейной системы
Другими словами, ребёнок ведёт себя плохо, потому что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ гарантированно обратить на себя внимание, а другие способы часто просто не срабатывают.
Детский бунт может быть вызван и желанием влиять на ситуацию. Родителям бывает сложно выйти из режима «всё решаю я». Родители несут за ребёнка ответственность и им приходится ежедневно принимать сотни решений, чтобы обеспечить ему безопасность и необходимый уход. Но отпрыск постепенно растёт, становится самостоятельнее, у него формируется своё «я» и ему хочется, чтобы с его мнением тоже считались. В особенно острой форме это проявляется у детей в кризисе 3-х лет и подростков, но и детям, воля которых постоянно подавляется, приходится воинственно отстаивать своё право что-то решать в своей жизни. В данной ситуации усиление дисциплинарных мер только усугубит потребность ребёнка отстаивать свою зону влияния.
Не умаляя важности предыдущего пункта о том, что ребёнок должен иметь возможность проявлять свою волю и реализовывать свои желания, стоит помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы обозначить для ребёнка приемлемые границы поведения. Если складывается ситуация, когда родители непоследовательны в своём подходе к воспитанию ребёнок находится в смятении относительно того, что ему можно и что нельзя и начинает проверять, до какого предела он может дойти.
Как пример этого явления можно назвать ситуацию, когда взрослые, то жестко наказывают, то игнорируют один и тот же проступок, или папа и мама придерживаются разной воспитательной политики (то, на что мама закрывает глаза, у папы вызывает бурю эмоций с последующим наказанием провинившегося). В перечисленных случаях, понимание того, что движет ребенком, позволит родителям выстроить новую соответствующую ситуации линию взаимоотношений
Часто осознание скрытых мотивов ребёнка само по себе может принести родителям облегчение и помогает начать относиться к сыну или дочери с большим вниманием и пониманием.