Как вызвать интерес к еде у ребенка

  • Как можно чаще вовлекайте ребенка в процесс приготовления пищи, покупки продуктов и детского питания в магазине, где он тоже может выбрать что-то по своему желанию. Малышу будет интересно попробовать еду, в покупке или создании которой он участвовал.
  • Если возможно, выращивайте овощи и фрукты на даче и привлекайте малыша к уходу за ними. Поможет и горшочек с зеленью, растущей на балконе.
  • Готовьте интересные и вкусные блюда вместе, украшайте их перед подачей.
  • Рассказывайте ребенку о том, чем полезны те или иные продукты и каким образом употребление различной пищи поможет ему быстрее бегать или стать сильнее.
  • Будьте образцом для подражания — не смотрите телевизор за едой.
  • Не уступайте, если ребенок просит сделать то одно, то другое блюдо, отказываясь от всего приготовленного. Если малыш действительно голоден, он съест то, что подают на стол.

Почему происходит отказ от еды в садике?

Причин, по которым ребенок наотрез отказывается кушать в саду, множество. Стресс, нежелание пробовать непривычную еду, резкое падение аппетита, снижение иммунитета на фоне тревожности – вот лишь несколько из них.

Период адаптации

Редкий карапуз сразу и с удовольствием ест все, что ему предлагают, в первые дни новой жизни в саду. Ему необходима адаптация – то есть ребенок должен привыкнуть к новому распорядку, воспитателям, детям вокруг, прогулкам по часам. Резкая смена обстановки для трехлетки (а тем более малыша младше) – серьезный стресс.

Основные причины переживаний – это:

  1. Подъем рано утром в одно и то же время. Пока малыш был с мамой – он, как правило, просыпался тогда, когда высыпался. В ясли же или садик его будят – причем раньше, чем ребенок привык просыпаться. Психологически и физически маленькому человеку встраиваться в жесткий режим тяжело и он может первое время отказываться кушать.
  2. В саду много новых впечатлений – игрушек, игр, которые отвлекают от еды.
  3. Новая среда общения. Дети, воспитатели, психолог, медсестра – люди, с которыми он вынужден взаимодействовать ежедневно, тогда как раньше основными людьми в его жизни были родители. Выстраивание отношений требует много сил – на еду их может не оставаться.
  4. Самый серьезный стресс для ребенка – мама ушла и неизвестно, вернется ли вечером. На фоне неврозов и переживаний аппетит пропадает.
  5. Дома прием пищи был превращен в ритуал – с чтением книг, просмотром мультиков или песенок. В саду же все просто садятся и едят. Не дождавшись начала ритуала, ребенок отказывается есть вовсе.

Лучше кушают в саду дети, которые часто общались со сверстниками, регулярно питались вне дома – у бабушки, в гостях, кафе. Малыш, в семье которого вокруг его питания были выстроены ритуалы и чьи родители/бабушки слишком много внимания уделяли тому, как покушал ребенок, могут отказом от еды пытаться манипулировать взрослыми.

Способ манипулирования

Бабушки, мамы очень радуются тому, что чадо хорошо ест. Отказ от приема пищи зачастую превращается в трагедию. Ребенок понимает это очень быстро и может добиваться своих целей, просто отказываясь есть. То же самое может происходить и в саду. Не желая вместе со всеми садиться за стол, малыш надеется, что его:

  • заберут из группы обратно домой;
  • дадут другую пищу, чем всем остальным;
  • накормят после обеда печеньем.

Если через какое-то время своих целей ребенок не добивается – он начинает есть так же хорошо, как и остальные малыши.

Плохой аппетит и непривычные блюда

Есть дети с плохим аппетитом – которые всегда едят мало. В этом случае заставлять ребенка съедать все, что положено – недопустимо и жестоко. Пусть ребенок сам выберет, что и сколько ему съедать. Пытаться запихнуть во всех детей суп или тушеные овощи не нужно. Часто ребенок только в саду сталкивается с какой-то определенной едой – запеканками, супами, непривычной кашей или тефтелями. Чтобы не создавать малышу дополнительного стресса в период адаптации – стоит заранее начинать кормить его едой, которую готовят в садах – кашами, супами, запеканками, тушеными овощами и паровыми котлетами.

Болезнь и плохое самочувствие

Больной, вялый малыш не может обладать богатырским аппетитом. Возможно, в период адаптации у него снизился иммунитет, на фоне переживаний активировались воспалительные процессы.

В этом случае лучше показать малыша врачу и сдать анализы – возможно, нужно пропить курс витаминов, добавить в рацион больше соков и фруктов или просто на несколько дней оставить ребенка дома.

Отсутствие режима дня дома

До трехлетнего возраста у многих малышей вообще отсутствует режим дня и кормления. То есть ребенок ложится спать, когда устал, и ест, когда голоден. В результате в саду он находится в сильнейшем стрессе, так как в группе все происходит по расписанию и он вынужден есть тогда, когда не хочет.

Чтобы ребенок быстрее привык к режиму – стоит начать придерживаться его заранее и не сбивать в выходные дни.

Другие возможные причины

Если ребенка кормят перед садом и сразу после него – отказ от не такой вкусной пищи будет очевидным. Пусть малыш завтракает и ужинает вместе со всей группой, не стоит давать ему с собой печенье, перекусы, фрукты. Если другой еды у ребенка в течение дня нет – он обязательно проголодается и поест.

О наиболее распространенных проблемах в детском саду вы можете узнать из отдельных статей на нашем портале. Читайте, в частности, о том, почему ребенок часто болеет и что делать, чтобы повысить иммунитет, стоит ли водить болеющего в садик, о том, что делать, если чадо не хочет туда идти, дерется с другими детками или отказывается спать в тихий час, а также о том, как понять, что малыша обижают и научить его постоять за себя.

Почему ребенок не ест в садике

Прежде чем идти к педиатру или писать отказ от детского сада из-за отказа от еды, нужно понять причину возникновения этого явления. Самые распространенные: 

  1. Адаптационный период. В период привыкания к садику возникает сильный стресс из-за смены обстановки, новых людей, отсутствия рядом родителей. Из-за сильной тревоги он может отказываться от еды. 

  1. Непривычная еда. Меню в детском саду чаще всего сильно отличается от домашнего. Дети дошкольного возраста – большие консерваторы, поэтому пробовать новые блюда, да еще и в незнакомой обстановке, им достаточно сложно. 

  1. Избирательность в еде. Часто малыш и дома ест только определенные продукты или долго перебирает готовое блюдо, прежде чем его съесть. В садике такой ребенок не ест вообще или питается только хлебом. Особенно часто возникает такая проблема в возрасте пяти-шести лет. 

  1. Недостаточно проголодался. Дети едят, когда чувствуют голод. Если до обеда движения было мало, а на прогулку не выходили, они могут просто не хотеть есть. 

  1. Негативные ассоциации. Часто ребенок не ест в садике из-за негативного опыта. Если дома его попрекают из-за медлительности, ставят в угол за отказ от еды или кормят насильно, в саду от будет просто бояться употреблять пищу – вдруг ситуация повторится. 

  1. Неумение есть самостоятельно. Если до садика родители не научили держать ложку и вилку, ребенок может отказываться от еды вне дома в принципе. Поскольку дети в саду едят одновременно, воспитатель физически не может накормить «с ложечки» всех, поэтому кто-то может оставаться голодным. 

  1. Плохое самочувствие. Часто дети интуитивно отказываются от еды, когда видимых признаков заболевания еще нет. Вялость, капризность и отсутствие аппетита, особенно если ранее таких проблем не было, могут стать признаками начинающейся простуды. Также дискомфорт малышу может доставлять воспаление во рту, заложенный нос или вздутие живота. 

  1. Попытка манипулировать взрослыми. Дети в возрасте пяти-шести лет уже умеют добиваться своей цели разными способами. Один из них – отказ от еды в саду, поскольку родители и воспитатели редко оставляют эту ситуацию без внимания. Связь «я не ем – меня забирают раньше/кормят перед садиком вкусной едой/уделяют больше внимания» прослеживается очень легко, поэтому отказ от еды быстро становится способом манипуляции. 

Иногда дети не едят в садике из-за погоды. Кто-то зимой начинает есть больше, а кто-то, напротив, почти ничего не ест и мало двигается. Та же ситуация и летом: кто-то в жару почти не двигается и ничего не ест, а только пьет, а кто-то, напротив, готов есть каждый час. 

ИНТехнО идет в ногу со временем и предлагает воспитателям обучение в современной и удобной форме в любое удобное время.  Мы помогаем открыть потенциал сотрудников, эффективно использовать все кадровые ресурсы, что способствует персональному профессиональному росту каждого члена коллектива и всей организации в целом! Посмотреть не только полный список программ, но и акционные предложения Вы можете здесь.

Чтобы не болел животик

Если, несмотря на все хитрости, проблему решить пока не удалось, важно:

  • пить больше чистой воды;
  • договориться на полезный перекус, например йогурт или творожок «Растишка»;
  • предлагать разные продукты, пытаясь подобрать ключ к гастрономическим пристрастиям малыша.

Самым простым решением было бы оставить ребёнка с бабушкой, способной обеспечить маленького гурмана и бескрайней заботой, и любимыми блюдами. Но такой вариант не всегда возможен

Поэтому важно правильно организовать совместную работу мамы, папы и воспитателей: только такой подход принесёт результат и… сытость.
 

Малыш-забияка

Каким бы мирным ни был ваш ребенок, в детском саду он оказывается в обстановке, которая сильно отличается от домашней. Дети дерутся, и в этом нет ничего ужасного: далеко не каждого ребенка дома учат иным, более «цивилизованным», способам разрешения спорных ситуаций.

Но этот факт вовсе не означает, что любому «садиковскому» ребенку непременно нужно стать драчуном. С одной стороны, ребенок должен уметь постоять за себя. С другой стороны, отстаивать свои интересы можно по-разному, и «метод кулаков» является все-таки одним из наименее совершенных. По-настоящему мудрые и квалифицированные тренеры по восточным единоборствам говорят о своих воспитанниках: «Первая победа для них — когда они обнаруживают, что могут выстоять в поединке и одержать верх. Но настоящий успех — когда они понимают, что драться вообще не нужно, и обретают способность вести себя так, чтобы не было никакой необходимости вступать в сражение».

Способность ребенка разрешать конфликтные ситуации словами, а не кулаками, напрямую зависит от стиля общения, принятого в его семье.

Именно родители могут (и должны!) научить его договариваться, отстаивать свое мнение, подтверждать свою силу словами, интонацией, манерой поведения. Если вы сами общаетесь с ребенком соответствующим образом, никогда не прибегая к «методам физического воздействия», обсуждаете острые ситуации и ищите компромиссы, он принимает эту позитивную установку: в случае противоречий всегда нужно попробовать договориться, найти решение, устраивающее обе стороны.

На этой позиции он будет оставаться и оказавшись в детском коллективе. Конечно, это не гарантирует стопроцентного успеха: далеко не во всех случаях у ребенка будет получаться «дипломатический» путь решения проблем. И если уж оппонент не поддается на уговоры и продолжает вести себя агрессивно, не остается ничего другого, кроме как драться.

Обычно дети, приученные дома к мирному методу решения проблем, естественным образом держатся в группе сверстников так, что им не приходится вступать в драку: такое возможно лишь в виде исключения. Но если уж ребенок рассказывает вам, что кто-то приставал к нему в садике и пришлось давать сдачи, ни в коем случае не надо ругать его. Если «кулачные» меры были оправданы, вам следует признать это. Поощрять ребенка драться, конечно, ни к чему, но и требовать от него полной пассивности, когда на него нападают, нельзя.

У ребенка 2-3 лет нет аппетита: нужно ли заставлять ребенка есть?

Кормить ребенка насильно – ни в коем случае нельзя! Как показывает практика, чем больше настойчивости проявляют родители в этом вопросе, тем более упрямо ребенок отказывается от пищи. Шантаж в этом случае также неуместен. Съешь кашку – дам игрушку, конфетку, включу мультики и т.д. Если малыш не хочет есть — настаивать не стоит. Пусть он выйдет из-за стола и займется другими делами. Через час или два малыш сам попросит его покормить. Возможно, раньше он просто не был голоден.

Мы уже говорили, что именно в детстве закладываются основные пищевые привычки. Поэтому не стоит твердить ребенку, что он должен съедать абсолютно все, что лежит на его тарелке. Пройдут годы, малыш вырастет, а привычка «доедать» останется. Лишний вес такому ребенку обеспечен. Конфетка взамен съеденной тарелки супа может привести к тому, что ваше «дитятко» всю жизнь будет любые проблемы и стрессы «заедать» сладеньким. Эта привычка может привести к диабету и ожирению. Родители должны найти причину плохого аппетита и постараться ее искоренить.

Из книги Ю. Староверова «Здоровье вашего ребенка. Книга для разумных родителей»

:

Запихнуть в рот ребенка кашу или пюре можно, но будет ли при таком кормлении пища усвоена? Трудами академика И.П.Павлова было доказано и в последующем многократно подтверждено, что для нормального пищеварения недостаточно поместить пищу в желудок. Нужно, чтобы пища аппетитно выглядела, чтобы она вкусно пахла и вызывала выделение запального желудочного и кишечного соков. Пища, принятая обманным путем, плохо переваривается и не полностью усваивается, а также нарушает рефлекторную деятельность пищеварительного тракта и способствует развитию его заболеваний. Ну и совсем недопустимо кормление ребенка под угрозой наказания. Под влиянием страха выработка пищеварительных соков вообще прекращается, возникают спазмы желудка и кишечника, возможны рвота и непроизвольная дефекация. Так формируется невроз – синдром привычных рвот.

Как быть, если малышу не нравится детсадовская пища?

Ребенку может категорически не нравиться еда в саду по нескольким причинам:

  • он не привык к стандартной еде – кашам, супам, запеканкам – так как дома его кормили макаронами, булочками и омлетом;
  • еда в саду выглядит неаппетитно;
  • готовят действительно плохо (это редкость).

Приучать к нормальной пище, если в планах есть посещение ребенком ДДУ, нужно с первых месяцев начала прикорма. Если этого не произошло – стараться готовить дома те же блюда, что и в саду.

В крайнем случае – первое время давать с собой привычную пищу в контейнере, постепенно снижая ее количество. Если же сад не устраивает по многим причинам, еда действительно готовится плохо, все дети в группе не хотят ее есть – стоит побеседовать с заведующей и порекомендовать сменить повара. При отсутствии взаимопонимания – менять сад.

Поиск причин – первый шаг к решению проблемы

Но если время идёт, а ребёнок так и начинает есть? Причин для этого может быть множество. Рассмотрим наиболее распространенные из них:

  • Отказ от еды как способ манипулирования. Ребенок чувствует, что его нежелание кушать тревожит родителей и вынуждает их забрать его из садика пораньше. Обычно это происходит в тех случаях, когда кто-то из членов семьи, например, бабушка, имеет возможность сидеть с ребенком дома. Единственный выход – не идти «на поводу» у ребёнка. Ведь пока родители позволяют собой манипулировать, ребёнок так и не начнет кушать в детском саду. Зачастую это заканчивается отказом от садика и переходом на домашнее воспитание.
  • Завтрак дома. Переживая за малыша, родители нередко стараются плотно накормить его утром дома. В результате, ребенок просто не успевает проголодаться к завтраку в детском саду. Поэтому лучше отказаться от плотного домашнего завтрака и, тем более, от сладких перекусов перед садиком. Если очень хочется покормить малыша дома, дайте ему йогурт или фрукты.
  • Непривычное питание. Многие дети консервативны в еде, а меню детского сада часто сильно отличается от того, что малыш привык есть дома. Чтобы сгладить эту разницу, старайтесь и дома кормить его кашами, супами, овощными блюдами. Если малыш категорически не ест какой-либо продукт (например, молочку), попросите воспитателей не заставлять его есть блюда, содержащие данный продукт. Со временем в садике, подражая другим детям, ребёнок начнёт есть больше разнообразных блюд.

Отказ от еды после периода адаптации

Бывает, что у ребёнка пропадает аппетит уже после периода адаптации. Первое, что надо сделать в такой ситуации, это постараться минимизировать тревогу. Нужно понять, что нежелание есть далеко не всегда связано с реальной проблемой. Наблюдая за поведением ребенка можно устранить те объективные причины, которые мешают ему расслабиться и чувствовать себя в безопасности

Обратите внимание на общее состояние здоровья маленького человечка, может аппетит у него отбивают заложенный нос или воспаленная от шатающегося зуба десна. Причиной может оказаться и другая, невидимая внешне, проблема

Поэтому нелишним будет показать ребенка терапевту – в целях профилактики.

Вторичной причиной может оказаться банальное нежелание кушать, так как малыш просто очень мало ест, вне зависимости от того места, где его кормят. Потребность в насыщении индивидуальна для каждого, и то, что родителям кажется капризами, для ребёнка может быть собственной условной нормой. Также на аппетит влияет генетическая предрасположенность человека к интенсивному или, наоборот, угнетенному росту, то есть физиология.

Не стоит исключать и сезонности этого явления. У многих людей пропадает аппетит летом во время жары. Зимой недостаточный аппетит может быть вызван замедлением обменных процессов в организме, когда потребность в энергии, которую дает пища, падает. Да и сами энергозатраты ребенка играют далеко не последнюю роль. Очень часто аппетит напрямую зависит от активности малыша. Чем он активнее и игривее, тем быстрее ему нужно будет восполнять энергетические запасы, а для этого, соответственно, больше кушать.

Ребенок боится

Причиной отказа от еды может являться страх малыша подавиться или испытать боль. Очень часто ребенок не ест молочные продукты, если однажды пришлось отравиться йогуртом или некачественным мороженым. Малыш даже может не помнить, что именно его напугало, но неприятные эмоции, связанные с тем или иным продуктом питания, остаются надолго.

Стоит задуматься, почему ребенок не ест мясо. Комаровский утверждает, что отказ от такого рода продуктов также может быть связан со страхом. Малыш будет бояться употреблять ту пищу, которую нужно долго пережевывать. Это не только вареное мясо, но и твердые овощи, рыба, некоторые виды фруктов. Готовить малыша к жеванию следует постепенно. Изначально в прикорм вводятся перетертые пюре и мягкие фрукты, такие как банан, печеное яблоко. Далее нужно начинать предлагать ребенку пищу с комочками. Куски, которые нужно пережевывать, следует увеличивать постепенно. Если малыш давится, значит, продукты все еще нужно перетирать до состояния пюре.

Почему ребёнок отказывается от еды

Одна из частых причин — адаптация к детскому саду. В первые недели после резкой смены привычного уклада аппетит у ребёнка может снизиться. Новая обстановка, незнакомые блюда, да ещё и мама куда-то ушла… О каком борще тут может идти речь?! Когда пройдёт период привыкания, аппетит ребёнка восстановится. С каждым днём еды на тарелке будет оставаться всё меньше и меньше, и в один прекрасный день малыш даже попросит добавки. 

Консервативность в еде также может стать одной из причин отказа от пищи в саду. Как правило, дети с трудом соглашаются попробовать новые блюда, ведь они выглядят и пахнут совсем не так, как дома. 

Плохое самочувствие — ещё один повод для добровольной голодовки. Если малыш не выспался, у него режутся зубы или только-только начинают появляться симптомы простуды, большая часть порции наверняка останется на тарелке. 

А может быть, всё просто? Ребёнок отказывается от еды, потому что не голоден. Ужин в кругу семьи был слишком плотным, утро началось с сытных маминых оладушек: ничего удивительного, если в такой ситуации маленький гурман пропустит не только завтрак, но и обед.