Какие занятия полезны неусидчивым детям
Им обязательно нужен спорт — физические нагрузки, работа с командой, с тренером, девочкам — танцы, гимнастика. Идеальны командные виды спорта. Их необходимо лет с пяти отдавать в жесткие внешкольные структуры — кружки, секции, желательно спортивные, танцевальные. Им нужно встраиваться в эту систему группового занятия с одним педагогом и приобретать ощущение, что надо себя держать в рамках, хоть это и трудно.
В принципе в течение года с пяти до шести лет можно “окультурить” возбудимого ребенка. Но это не должны быть индивидуальные занятия с тренером или педагогом — обязательно занятия в группе.
У них могут быть серьезные проблемы с дисциплиной на подготовке к школе, но как раз для них подготовка обязательна, причем не по содержанию, а по форме. Они могут быть хорошо развиты, знать уже в четыре года все то, чем занимаются на подготовке, но им нужно научиться двигаться в рамках коллектива сверстников и понимать, что вокруг есть что-то, что с ними не связано, подчиняется не им.
Кроме того, им нужно видеть, как эта самая возбудимость мешает им учиться, и пытаться самим что-то с этим делать. Но родители очень часто таких детей либо не отдают на подготовку, либо устраивают им индивидуальное обучение на дому в соответствии с уровнем их интеллектуальных способностей и этим еще переразвивают интеллект, который у них и так может быть опережающим. При этом дисциплина и умение работать в общем ритме у малыша никак не растут.
Давление и чрезмерный контроль
Психологическое подавление и жёсткие рамки в воспитании приводит к тому, что родителей просто не слышат. Так способны реагировать даже малыши в 1,5–2,5 года. Посмотрите и послушайте себя со стороны. Возможно вы забыли, что такое просьбы и давно перешли в общении на приказы, которые не обсуждаются. Но у детей есть интересная особенность привыкания к повышенным тонам, и когда от них не требуют беспрекословного подчинения под угрозой наказания, они просто не замечают разницы в настроении и громкие крики взрослых. Для них это норма, пока дело не доходит до наказания.
Строгие родители очень изобретательны в «карательных» мерах. Запрещая любимые мультики, игры и прогулки, или щедро раздавая подзатыльники, они забывают о простом правиле «агрессия порождает агрессию». В случае с маленькими детьми подобные наказания провоцируют бунт. Ребёнка лишают собственного мнения, и он реагирует протестом, делает «назло» и поступает «вопреки».
Еще один неприятный момент. В семьях, где мама и папа ведут себя жёстко и требуют соблюдения дисциплины, дети лишены такой приятной мелочи, как похвала. Если до 5–6 лет не баловать их комплиментами и поощрением, они начинают чувствовать себя ненужными. В будущем такие детки не стремятся стать лучше, боятся сделать что-то не так, вырастают замкнутыми и с кучей комплексов, такими как:
- безынициативность;
- заниженная самооценка;
- мстительность;
- склонность к обману.
Непослушание в 7 лет
Ребенок в 7-летнем возрасте не слушается потому, что осознает себя взрослым, таким образом он показывает, что вполне может быть самостоятельным и не нуждается в излишней опеке. Малыш уже понимает свою социальную значимость и прекрасно понимает, что в некоторых моментах может иметь собственное мнение.
Непослушание в 7 лет – ребенок считает себя уже взрослым
Для того, чтобы школьник услышал родителей, нужно обращаться к нему уважительно. В возрасте 7 лет уже не получится сказать «потому что», так как ему нужно знать «почему нет». Если малыш будет услышан, тогда и он станет слушать взрослых. В этом возрасте он еще нуждается в запретах, так как они помогают формировать его поведение, развивают дисциплинированность и ответственность.
5 основных причин непослушания
Почему ребенок в 3-4 года не слушается родителей, огрызается на них, постоянно закатывает истерики, если до этого возраста он вел себя иначе? Причин несколько, более того, они чаще всего они выступают в комбинации.
Во-первых, главным фактором является то, что ребенок взрослеет и обретает собственное “я”, которое ему хочется отстаивать. Во-вторых, родители не успевают перестроиться и поменять свое поведение по отношению к малышу. Нередко они позволяют себе быть грубыми или, напротив, излишне мягкими.
Испорченные отношения между собой. Если мама с папой хамят и обижают друг друга, то это непременно отражается на малыше. Ребенок чувствует происходящее острее, чем взрослый и зрелый человек. При этом, в отличие от взрослого, он не может осознать причины конфликтов между родителями. Отсюда вытекает плохое поведение ребенка, которое является защитной реакцией. Тоже самое происходит, если мама с папой разводятся, начинают жить порознь.
Ложь, переменчивость мнений. Наглядная ситуация: мама говорит малышу, что он получит сладкое, когда уберется в комнате, но впоследствии она отказывается от своего обещания, мотивируя это тем, что сахар в принципе вреден. Это утрированный пример. Ложь имеет несколько форм, но каждая из них одинаково негативно влияет на отношения с ребенком. Не следует менять свое мнение, отказываться от слов, обещать то, что с великой долей вероятности не произойдет. Например, планировать поход в цирк в период безденежья.
Чрезмерное желание угодить. Ребенок хочет игрушку? Он получит ее немедленно. Захотел пирожные? Вот уже мама побежала в кондитерскую. Это абсолютно неправильное поведение, провоцирующее нездоровое отношение к деньгам, к вещам и к самим родителям. Часто бывает такое, что один родитель чрезмерно балует ребенка, второй же проявляет строгость. Такая модель поведения приводит не к равновесию, а к эмоциональным “качелям”. У ребенка вырабатывается алгоритм: “захотел мороженое – подошел к маме, но скрыл это от папы”. В итоге маму он не слушается, а папу боится.
Приуменьшение значимости и возможностей
Снова пример типичной ситуации: в семье появляется младший ребенок, на которого уходит все внимание родителей. Старший ребенок, будь он 5, 3 или 2-летнего возраста, начинает чувствовать себя ненужным и брошенным
Еще ситуация: мама постоянно сравнивает малыша с сыном соседки, который во всем якобы лучше. Звучат фразы в духе “вот он убирается, а ты нет”, “вот он помогает маме, а ты нет”. В определенный момент малыш начинает бунтовать.
Отсутствие разговоров. Родители покупают ребенку красивые вещи, возят его с собой на курорты, удовлетворяют его прихоти, но при этом не находят времени на разговор. В возрасте 3-5 лет у малыша просыпается интерес к окружающему миру. Первые люди, которым он хочет задать вопросы, то и дело появляющиеся в голове – это его родители.
Из всего этого вытекает простой и понятный вывод: независимо от ситуации, первопричиной непослушания ребенка является недостаток внимания со стороны родителей. Невозможно объяснить крохе, почему мама с папой его игнорируют.
Возможно, причиной также являются частые и незаслуженные наказания, которые возникают вследствие того, что у родителей просто плохое настроение. В таком случае маме с папой необходимо полностью пересмотреть свое поведение и научиться избавляться от стресса за пределами дома.
Физические наказания недопустимы даже за серьезные нарушения
Причина непослушания №1: нереалистичные ожидания взрослых без учёта его возрастных особенностей
Пример нереалистичных ожиданий 1
Вы считаете, что ребёнок должен сидеть (стоять) смирно, тихо ждать и молчать. А ему это сложно в его возрасте. Ему хочется двигаться, исследовать мир вокруг себя и делиться своими открытиями. Его неспособность «тихо сидеть и ждать» вы воспринимаете как непослушание. А на самом деле – он просто пока ещё не может и не умеет по-другому в этом возрасте.
Что делать в этом случае:
− Чем-то его увлечь, почитать.− Посмотреть картинки в книге/журнале, рассказать историю.− Походить вместе и посмотреть, что висит на стенах.− Посчитать предметы вокруг или поиграть, кто больше увидит предметов определенного цвета.− «Оживить» кисть своей руки и поговорить с ребенком от ее имени.− Порисовать для него его в блокноте и дать ему порисовать.− Вместе с ним походить туда, куда ему интересно.− Предложить поиграть в мышек, которые тихо себя ведут.
Пример нереалистичных ожиданий 2
Вам кажется, что ребёнок должен понимать, что мама занята важным делом и её не нужно трогать. А ребёнок всё равно просит с ним поиграть или задаёт кучу вопросов, отвлекая вас. Это происходит потому, что в этом возрасте он не способен долгое время играть и заниматься самостоятельно, без вас.
Ребёнку сложно контролировать себя и удерживаться от того, чтобы к вам не подходить, он пока еще не может выполнить это в силу своего возраста. Поэтому он и подходит к вам снова и снова. А вас это раздражает и вы думаете, что ребёнок не слушается.
Вы считаете, что ребёнок должен сидеть (стоять) смирно, тихо ждать и молчать. А ему это сложно в его возрасте. Ему хочется двигаться, исследовать мир вокруг себя и делиться своими открытиями.
Что делать, чтобы договориться с ребёнком:
− Дать ему какое-то задание, которое он может делать рядом с вами.− Попросить вас удивить и построить высокую башню, красивый дом.− Привлечь к тому, что вы делаете, чтобы он вам помогал.− Включить ребёнку аудиосказки.− Начать играть вместе и дать задание что-то достроить или придумать.− Начать рисовать вместе и попросить нарисовать вам что-то и показать и т.д.
Пример нереалистичных ожиданий 3
Вы выключаете мультики, а ребёнок начинает горько плакать. Вам кажется, что он не должен так реагировать: «Мы же договаривались с тобой». А ему сложно справиться со своим расстройством. Его реакция недовольства вполне естественна. Дети до определенного возраста не умеют управлять своими эмоциями. Это не значит, что вы должны «идти на поводу» и снова включить мультики. Но и ругать, стыдить, а тем более наказывать ребёнка за его реакцию и бурное проявление чувств – не нужно.
Что делать, чтобы успокоить ребенка:
− Заранее договоритесь с ним, сколько мультфильмов можно будет посмотреть.− Заранее предупредите, что это будет последний мультик.− Проявите сочувствие: «Я понимаю, ты расстроился, тебе хочется смотреть еще».− Переключите внимание: «Давай мы с тобой…».− Не заряжайтесь негативными эмоциями от ребёнка, сохраняйте спокойствие: «Когда ты закончишь плакать, приходи и мы с тобой поиграем вместе».− Дайте ребёнку возможность выразить своё недовольство. Главное, чтобы его недовольство не приводило к тому, что вы снова включаете мультики
Если ребенку что-то нельзя, обязательно объясняйте почему. Не жалейте времени на объяснения. Чаще договаривайтесь с ним, идите навстречу там, где это возможно, помогайте в том, что у него пока получается.
Отказывайте мягко и доброжелательно. А там, где можно – предлагайте ему альтернативу.
Сочувствуйте ребёнку, принимайте его чувства, приласкайте, успокойте, переключите его внимание на что-то другое
Непослушание в 2 года
Когда ребенок в 2 года не слушается, то порой родители не понимают, что происходит и как действовать, ведь проходит мгновение, и из ангелочка малыш превращается в несносного ребенка. Прежде всего не нужно паниковать, потому что, когда у малышей возникает плохое поведение – это нормальное явление. Это индикатор того, что они взрослеют и правильно развиваются, просто родители не успели повзрослеть за ребенком.
Не нужно кричать, крик только усугубит ситуацию, карапуз еще больше закатит истерику.
Когда ребёнок в 2 года не слушается, то стоит попробовать стать с ним на одну ступень, признать его требования, если они конечно не угрожают жизни и здоровью. Родители должны быть последовательны, если у карапуза 2 лет возникает истерика из-за того, что ему не дали шоколад, то не стоит идти у него на поводу. Иначе впоследствии ребенок капризами и истериками будет добиваться намеченной цели.
Непослушание в 2-3 года – результат кризиса самоутверждения
Следует давать карапузу право выбора, конечно он в 2 года не может есть шоколад, но можно ему предложить яблоко или банан. Он должен чувствовать, что с ним считаются и, что он хозяин жизни
Во время истерики стоит попробовать переключить внимание малыша на какое-нибудь важное дело, попросить накормить кошку, полить цветы. В этом возрасте они любят помогать по дому
Что делать, если ребенок непослушный?
А Вы тоже не знаете, как поступить в такой ситуации?
Если у вашего карапуза появляются симптомы непослушания, то следует прислушаться к следующим советам психологов, с которыми солидарен и доктор Комаровский:
Не обделяйте вниманием своего малыша, чаще общайтесь, внимательно слушайте его слова, удовлетворяйте просьбы.
За серьезное нарушение правил малютка должен быть наказан обязательно, а на некоторые незначительные проступки можно и не обратить внимание. Обязательно используйте похвалу за хорошее поведение.
Во время применения санкций старайтесь обходиться без крика и унижений.
Оказывайте помощь детке, если он попал в затруднительное положение.
Не ущемляйте его самостоятельность, постарайтесь меньше контролировать действия ребенка.
Не стоит повторять одно и то же часто
Детка очень быстро привыкает к такому поведению взрослых, и перестают реагировать на просьбы с первого раза. Произнесите свою просьбу, предупредите о том, что будет, если он ее не выполнит. Если детка продолжает игнорировать вас, применяйте обещанное наказание.
Пообещали – выполните. Этот закон должны выполнять все члены вашей семьи, даже бабушки, которые так любят баловать своих внуков.
Уменьшите количество запретов, ведь именно из-за них многие дети становятся неуправляемыми.
Старайтесь исключить из своего речевого оборота частицу не.
Обратитесь за профессиональной помощью к психологу, если справиться с проблемой не можете самостоятельно.
Не бросайтесь в аптеку за успокоительными препаратами для чада. Такие медикаменты могут назначить только специалисты, да и эффект от них будет не слишком долгим. Кроме того, успокоительные препараты имеют побочные эффекты, которые могут усугубить ситуацию.
Как себя вести если ребенок не слушается: 4 основных правила воспитания
Первое правил воспитания
На каждое родительское «нельзя» должно быть пояснение доступное пониманию ребенка «почему». Например: вы не разрешаете малышу кататься на определенных качелях. И, конечно, малыш расстроится и начнет плакать. Что делать: когда малыш просился на эти самые качели, тут же не откладывая объяснить почему именно на них ему опасно кататься. Там катаются детки постарше, они уже сами на них залазят, сами раскачиваются. Когда ты подрастешь немного, то обязательно тоже сможешь на них кататься. А сейчас попробуй сам раскачаться на вот этих качелях (поменьше).
Таким образом ребенок чувствует вашу заботу
И, что важно, вы предлагаете альтернативу – качели поменьше. Плюс он учится самостоятельности: сам попытается раскачаться
Если же ребенок после ваших слов все равно расстроен, то есть еще компромисс. На больших «опасных» качелях вы катаетесь вместе. Тоже отличный вариант: ребенок учится договариваться.
Отвлекать ребенка от «не желаемого родителями» нужно игрой. Именно в игровой форме дети учатся и познают этот мир.
Ребенок 3 года не слушается и истерит? Только на своей «шишке» он сможет понять почему так, а не иначе. Например: огонь – горячо – это опасно. Пусть дотронется пальчиком к горячей кружке. Это будет не опасно, но тем не менее он успеет почувствовать и понять, что вы до этого пытались ему объяснить словами.
Ребенок постоянно не слушается маму? Чаще всего это происходит, если в семье наказывает только папа. Или, наоборот, наказывает только мама, значит папу ребенок не слушается.
Важно: всегда у ребенка должен быть человек:
- которому ребенок доверяет
- который будет его баловать
- с которым можно повеселиться
- который его учит чему-то новому и интересному.
Второе правило воспитания
Хвалить или наказывать сразу после поступка ребенка. Если вы начнете поучать ребенка вечером за то, что он сделал утром, то вряд ли он вообще припомнит подробности события и воспроизведет свою вину в произошедшем.
Третье правило воспитания
Сколько наказаний – столько поощрений. Нельзя только хвалить и поощрять. Или исключительно ругать и запрещать. Необходимо воспитывать в той самой «золотой середине», когда на каждое «плохо» есть «хорошо».
Четвертое правило воспитания
Ребенок 9 лет не слушается: в этом возрасте ребенок внимательно отслеживает поведение и поступки взрослых. У него уже есть понимание что хорошо, а что плохо. И если ваш ребенок вас не слушается в этом возрасте, возможно вы учите его тому, что не транслируете сами своим поведением.
Родители должны сами следовать правилам, которые установили для ребенка. Не кричать в общественном месте – правило для ребенка и родителей.
Теперь вы знаете как себя вести если ребенок не слушается.
Почему ребенок не слушается?
Если ребенок вредничает, необходимо проанализировать возникшую проблемную ситуацию и свою реакцию на нее. Нередко причины плохого поведения лежат более глубоко, поэтому требуют детального рассмотрения проблемы. Основные причины плохого поведения могут быть следующими:
Кризисный возраст. В 1 и 3 года, в 5 и 7 лет, а также в 10 и 12 у детей происходят психические изменения, в результате которых формируется личность и выделяются способности. Этот процесс сильно отражается на поведении ребенка.
Большое количество наложенных запретов. Если родители начинают во многом ограничивать своих детей, то естественной реакцией становится бунт. Постоянно слыша слово “нельзя”, ребенок начинает нарушать запреты, стараясь доказать взрослым свою независимость.
Непоследовательность в поведении родителей. По каким-либо причинам то, что запрещалось и не поощрялось вчера, начинает разрешаться и поощряться сегодня. В таких ситуация дети дезориентируются, не понимают, что от них требуют, как им нужно себя вести. Это проявляется в непослушании.
Вседозволенность. Родители разрешают детям делать все, что им хочется. Ограничения не устанавливаются в силу того, что взрослые боятся подавить личность ребенка, лишить его радости детства, поэтому потакают его капризам, любыми способами балуют.
Разногласие в вопросах воспитания. Нередко со стороны матери и отца к дочерям и сыновьям предъявляются разные требования. Матери чаще проявляют мягкость, жалость и сочувствие. Отцы стараются придерживаться строгости в вопросах воспитания. Конфликт между родителями не дает детям четких ориентиров, которых они должны придерживаться, что отражается на их поведении.
Неуважение к личности. Некоторые родители не видят в своих детях личности, независимо от того, сколько им лет. Взрослые игнорируют их мнение, желания и потребности. Все это приводит к протестам.
Частые конфликты в семье. Поглощенные своими проблемами родители постоянно выясняют отношения, забыв о сыне или дочери
Дети стараются привлечь к себе внимание, совершая шалости и даже крупные проступки.
Рядом с мамой ребенок копирует ее поведение
Наконец, еще одна причина, по которой дети «как с цепи срываются», оказавшись наедине с мамой. Мама и сама, скажем так, не образец спокойствия! Да, возможно, вы не расписываете в красках ребенку очередную выходку коллеги-подлеца или самодура-начальника. Но если вы еще не отошли от рабочего конфликта и внутри вас все кипит и клокочет, если в голове вы все еще прокручиваете дневной разговор (и остроумные реплики, которые вы должны были произнести в ответ на замечания, но, почему-то, не произнесли), то… то даже «Репка» и «Курочка-ряба» в вашем исполнении произведет на ребенка такое же впечатление, как триллер с драками и погонями.
Что делать? Позаботиться о себе. Отдохнуть. Выспаться. Сходить в парикмахерскую. Освоить аутотренинг, чтобы уметь отключаться от самых сложных и неприятных проблем, хотя на то время, что вы проводите с ребенком.
Непоседливые дети – самые сложные ученики
Конечно, бывают возбудимые дети, у которых с интеллектом не меньше проблем, чем с самоконтролем. Это те, кому достается меньше внимания родителей, кому не повезло с педагогом, у кого более грубое возбуждение нервной системы, и те, на чьи проблемы просто не обращали внимания. Они-то как раз и являются нарушителями спокойствия и головной болью для родителей еще до школы, а уж в школе это самые сложные ученики, потому что система образования в принципе не любит учить возбудимых детей.
“Быстрый” ребенок может быть очень неудобным и в коллективе. Он просто физически не способен сидеть на одном месте, поэтому может постоянно вставать, подходить к учителю, говорить: “А меня спросите!”.
Таких первоклассников много. Обычный необученный ребенок после второго-третьего раза понимает, что так делать не надо, а возбудимый понимает, но не может не делать. У него как бы страдает блок контроля. “Перестань немедленно!” с ним не работает: он не может перестать.
Почему ребенок стал главным
Дебора Макнамара
Некоторые дети ведут себя так, будто сами отвечают за своих взрослых. Это не свойство характера, а результат эмоций и инстинктов, которые подпитывают поведение ребенка. Из-за них его воспитание становится трудным и утомительным.
За последние 30 лет число детей-доминантов неуклонно росло, нарушая естественные отношения взрослого и ребенка, существовавшие веками. Если не понимать корней проблемы, то невозможно сделать вывод, почему сын или дочь вдруг начали командовать вами.
Как это происходит? Ребенок стремится вытеснить своего родителя из роли лидера. Он ведет себя и говорит так, будто он главный. Вместо того, чтобы слушаться взрослых, настаивает на «справедливости» и требует, чтобы вы подчинялись его правилам. Он оставляет за собой последнее слово в любом разговоре. Пока такой ребенок привязан к родителям, он стремится к лидирующей позиции, а не к зависимой.
Есть много причин, по которым родители теряют роль лидера в семье. Четыре самых распространенных:
Растим детей независимыми
Все мы хотим воспитать наших детей самостоятельными и целеустремленными. Проблема в том, как мы этого добиваемся.
Ребенок должен зависеть от взрослых, потому что он еще незрелый, это заложено природой. Мать и отец должны направлять его, делиться с ним ценностями, заботиться о нем, помогать ему развиваться и защищать, когда это необходимо.
Дети не должны взрослеть раньше времени. Но мы ведь сами подталкиваем их к этому. Настаиваем, чтобы дошкольники ходили на кружки и развивающие занятия, вместо того, чтобы играть. Детей постарше учим контролировать свои эмоции и ругаем, если они не справляются с этим. И постоянно транслируем, что самостоятельность и независимость — это хорошо. Поэтому дети хотят сами заботиться о себе.
Заставляем выбирать
Стремление сделать детей независимыми порождает родительскую практику. Мы часто просим детей самих сделать выбор. Что они будут есть? Во сколько они лягут спать? Поедут ли к друзьям с ночевкой? Есть множество ситуаций, в которых мы теряем позицию лидера. Одна из них — когда консультируемся с детьми, пытаясь понять, что им нужно.
Но есть подходящие ребенку по возрасту области, где он может проявить здоровое лидерство. Например, позаботиться о младшем брате или сестре, самостоятельно ухаживать за домашним животным. Выбрать, во что они хотят поиграть или сколько они готовы съесть за обедом.
Не уделяем достаточно внимания
Родители сталкиваются со стрессом, у них масса проблем: от рабочих обязанностей и финансовых обязательств до развода и проблем со здоровьем. Но дети должны всегда рассчитывать на поддержку своих взрослых, чтобы в их жизни была стабильность и покой.
Если ребенок не может получить поддержку, тепло и внимание от родителей, это опасная ситуация. Он теряет безопасные и зависимые отношения, которые необходимы ему для развития
Тем более, что работа и школа и без того сокращают время общения взрослых с ребенком.
Не верим в себя
Воспитание — занятие не для слабонервных. Люди веками заботились о детях. Но современные родители слышат все более противоречивые советы, что делает их труд еще сложнее.
Страх и неуверенность в родительских обязанностях возникают, когда нам кажется, что мы не в силах справиться с детскими истериками, не способны развивать ребенка и привить ему дисциплину. Из-за этих страхов ребенка чрезмерно опекают, не говорят ему «нет», ведут с ним переговоры на равных.
Но такое воспитание лишает ребенка опоры, которая понадобится ему во взрослой жизни в случае невзгод.