15. Усталость

Ужин часто является худшим приемом пищи в течение дня для многих детей, от малышей до подростков, и это потому, что они устали. Это имеет смысл в конце напряженного дня, когда они хотят спать. Часто завтрак проходит очень хорошо, обед бывает обильным и вкусным, а ужин ребенок не ест. Хорошая новость заключается в том, что большинство детей умеют компенсировать разницу в потреблении пищи, когда один прием более обильный. Они просто увеличивают количество еды при следующем приеме пищи или перекусе.

Если родителей это беспокоит, то всегда можно поменять прием пищи. Сделать обед более насыщенным, а ужин более сдержанным и предложить перекус перед сном вместе с молоком.

4. Вкус

У младенцев сладкие вкусовые рецепторы в приоритете. Это еще один эволюционный механизм выживания, который помогает им искать грудное молоко после рождения. Но горько-кислые вкусовые рецепторы еще не созрели. Например, овощи содержат много горьких соединений, и детям необходимо научиться их любить. Это не происходит естественным путем, и им не нравится эта еда автоматически. Исследования показали, что 70% дошкольников чувствительны к горьким соединениям, которые встречаются во фруктах и овощах, особенно в зеленых овощах, поэтому от них часто отказываются.

Также у детей больше вкусовых рецепторов по сравнению с взрослыми, а это означает, что они чувствуют вкус продуктов иначе. Мы пробуем что-нибудь и думаем, что это вкусно. Они пробуют, и вкус для них окажется слишком сильным, особенно продукты с горьким вкусом, такие как овощи. Также есть генетический компонент. Пищевые предпочтения передаются в семье не только потому, что мы их готовим каждый день, или она нам нравится, но и потому что предпочтения передаются через гены.

Почему ребенок не ест в садике

Прежде чем идти к педиатру или писать отказ от детского сада из-за отказа от еды, нужно понять причину возникновения этого явления. Самые распространенные: 

  1. Адаптационный период. В период привыкания к садику возникает сильный стресс из-за смены обстановки, новых людей, отсутствия рядом родителей. Из-за сильной тревоги он может отказываться от еды. 

  1. Непривычная еда. Меню в детском саду чаще всего сильно отличается от домашнего. Дети дошкольного возраста – большие консерваторы, поэтому пробовать новые блюда, да еще и в незнакомой обстановке, им достаточно сложно. 

  1. Избирательность в еде. Часто малыш и дома ест только определенные продукты или долго перебирает готовое блюдо, прежде чем его съесть. В садике такой ребенок не ест вообще или питается только хлебом. Особенно часто возникает такая проблема в возрасте пяти-шести лет. 

  1. Недостаточно проголодался. Дети едят, когда чувствуют голод. Если до обеда движения было мало, а на прогулку не выходили, они могут просто не хотеть есть. 

  1. Негативные ассоциации. Часто ребенок не ест в садике из-за негативного опыта. Если дома его попрекают из-за медлительности, ставят в угол за отказ от еды или кормят насильно, в саду от будет просто бояться употреблять пищу – вдруг ситуация повторится. 

  1. Неумение есть самостоятельно. Если до садика родители не научили держать ложку и вилку, ребенок может отказываться от еды вне дома в принципе. Поскольку дети в саду едят одновременно, воспитатель физически не может накормить «с ложечки» всех, поэтому кто-то может оставаться голодным. 

  1. Плохое самочувствие. Часто дети интуитивно отказываются от еды, когда видимых признаков заболевания еще нет. Вялость, капризность и отсутствие аппетита, особенно если ранее таких проблем не было, могут стать признаками начинающейся простуды. Также дискомфорт малышу может доставлять воспаление во рту, заложенный нос или вздутие живота. 

  1. Попытка манипулировать взрослыми. Дети в возрасте пяти-шести лет уже умеют добиваться своей цели разными способами. Один из них – отказ от еды в саду, поскольку родители и воспитатели редко оставляют эту ситуацию без внимания. Связь «я не ем – меня забирают раньше/кормят перед садиком вкусной едой/уделяют больше внимания» прослеживается очень легко, поэтому отказ от еды быстро становится способом манипуляции. 

Иногда дети не едят в садике из-за погоды. Кто-то зимой начинает есть больше, а кто-то, напротив, почти ничего не ест и мало двигается. Та же ситуация и летом: кто-то в жару почти не двигается и ничего не ест, а только пьет, а кто-то, напротив, готов есть каждый час. 

ИНТехнО идет в ногу со временем и предлагает воспитателям обучение в современной и удобной форме в любое удобное время.  Мы помогаем открыть потенциал сотрудников, эффективно использовать все кадровые ресурсы, что способствует персональному профессиональному росту каждого члена коллектива и всей организации в целом! Посмотреть не только полный список программ, но и акционные предложения Вы можете здесь.

7. Аппетит

Родитель учитывает время приема пищи и перекусов. Закуски, которые слишком близки ко времени приема пищи, снижают аппетит, и ребенок не будет есть. Между приемами пищи и закусками обычно оставляют от двух с половиной до трех часов для малышей, а дети школьного возраста отдыхают немного дольше; четыре часа или около того. Даже со структурированным режимом приема пищи и перекусов малыши иногда просят перекусить еще раз. Здесь происходит несколько вещей. Возможно, у них скачок в развитии, который, в свою очередь, требует больше энергии, особенно если они просят углеводов. Или, чаще всего, это происходит потому, что они голодны, так как во время последнего приема пищи плохо поели.

10. Отвлекающие факторы

Отвлекающие факторы способны накормить ребенка только в краткосрочной перспективе. Например, прием пищи во время просмотра телевизора или игрушки за столом, все это равносильно бездумной еде, когда ребенок не понимает чувство голода. К отвлекающим факторам также относятся большое количество людей в комнате, глупые разговоры, которые развлекают ребенка, а не помогают сосредоточиться.

Бездумное питание не помогает взаимодействовать с едой. Никакого обучения не происходит, они не ощущают сенсорных свойств пищи и не обращают внимания на голод или признаки сытости. Это приводит либо к перееданию по мере взросления, либо к недоеданию просто потому, что они не научились этому. На самом деле отвлекающие факторы влияют на многое, так как ребенок не получает практику использования столовых приборов, знания о том, как перемещать еду внутри рта, понимание вкуса, запаха, текстуры или аромата, и никто не замечает, чувствуют ли он голод или сытость.

18. Поведенческая

Все дети проходят разные стадии развития. Иногда они проверяют границы дозволенных поступков. Основная причина того, что придирчивое питание становится поведенческим, заключается в том, что это одна из областей их жизни, которую они контролируют.

Дети контролируют сон и еду. Если ребенок хочет получить какой-то контроль над своей жизнью, то еда один из первых моментов. И тут родители должны понимать, что отказ от еды не просто поведенческая проблема, это больше в психологическом плане.

Поведение, безусловно, может быть составной частью, но в то же время всегда есть что-то еще.

Если родитель понимает, что у ребенка действительно поведенческая проблема, тогда нужно сделать шаг назад и подумать: «Что он пытаются мне этим сказать?»

Важно отметить, что такие поведенческие состояния недолговечны и не являются серьезными. Их легко решают сами родители, поняв причину, или психолог, если родители не дошли до сути проблемы

6. Самостоятельное кормление

Еще одна причина, по которой малыши не едят, — это их самостоятельное кормление. Несомненно, малыши будут есть больше, если запихнуть полную ложку им в рот. Но на самом деле это не эффективно. Цель детского питания состоит в том, чтобы дети стали самостоятельными едоками, чтобы они брали пищу ложкой или вилкой в ответ на внутренние сигналы голода и сытости своего тела. Им нужно понять, что те чувства, которые они испытывают в животе, сказать себе, что они голодны, и выйти изо стола, когда сыты. Мы хотим, чтобы они могли автономно реагировать на эти сигналы.

Дети рождаются с чувством голода и сытости, это саморегулирование. Даже младенцы могут это сделать. Ребенок, находящийся на грудном вскармливании, будет кушать только тогда, когда голоден. Иначе он просто не возьмет материнскую грудь. Они едят интуитивно. Когда родители кормят детей с ложечки, они убивают естественный инстинкт. А когда позволяют быть самостоятельными в еде, будь то пальцы или столовые приборы, и доверяют им, саморегулирование у ребенка восстанавливается.

У ребенка 2-3 лет нет аппетита: нужно ли заставлять ребенка есть?

Кормить ребенка насильно – ни в коем случае нельзя! Как показывает практика, чем больше настойчивости проявляют родители в этом вопросе, тем более упрямо ребенок отказывается от пищи. Шантаж в этом случае также неуместен. Съешь кашку – дам игрушку, конфетку, включу мультики и т.д. Если малыш не хочет есть — настаивать не стоит. Пусть он выйдет из-за стола и займется другими делами. Через час или два малыш сам попросит его покормить. Возможно, раньше он просто не был голоден.

Мы уже говорили, что именно в детстве закладываются основные пищевые привычки. Поэтому не стоит твердить ребенку, что он должен съедать абсолютно все, что лежит на его тарелке. Пройдут годы, малыш вырастет, а привычка «доедать» останется. Лишний вес такому ребенку обеспечен. Конфетка взамен съеденной тарелки супа может привести к тому, что ваше «дитятко» всю жизнь будет любые проблемы и стрессы «заедать» сладеньким. Эта привычка может привести к диабету и ожирению. Родители должны найти причину плохого аппетита и постараться ее искоренить.

Из книги Ю. Староверова «Здоровье вашего ребенка. Книга для разумных родителей»

:

Запихнуть в рот ребенка кашу или пюре можно, но будет ли при таком кормлении пища усвоена? Трудами академика И.П.Павлова было доказано и в последующем многократно подтверждено, что для нормального пищеварения недостаточно поместить пищу в желудок. Нужно, чтобы пища аппетитно выглядела, чтобы она вкусно пахла и вызывала выделение запального желудочного и кишечного соков. Пища, принятая обманным путем, плохо переваривается и не полностью усваивается, а также нарушает рефлекторную деятельность пищеварительного тракта и способствует развитию его заболеваний. Ну и совсем недопустимо кормление ребенка под угрозой наказания. Под влиянием страха выработка пищеварительных соков вообще прекращается, возникают спазмы желудка и кишечника, возможны рвота и непроизвольная дефекация. Так формируется невроз – синдром привычных рвот.

Отказ от еды после окончания адаптационного периода

Если все моменты адаптации пройдены, ребенок привык к воспитателю, режиму и детям, спокойно встает по утрам и не плачет в группе, но по-прежнему ничего не ест – причин может быть несколько:

  • ребенок ждет, что после сада его накормят вкусненьким и терпит чувство голода весь день;
  • у него нарушено пищеварение, проблемы с ЖКТ;
  • еда не подходит ребенку или у него появились аллергические реакции;
  • малыш испытывает затяжной стресс, то есть адаптация на самом деле не прошла, – он просто смирился с ситуацией.

Во всех этих случаях родителям и воспитателям необходимо принять ряд действий, которые помогут решить ситуацию.

Способы решения проблемы

Какие решения нужно принять?

  1. Не кормить ребенка перед садом, не давать с собой перекусы и сладости. Конфета в кармане по умолчанию вкуснее куриного супа, но приучать к здоровой правильной пище нужно, и лучше сделать это раньше.
  2. Отвести малыша к врачу – сдать анализы, сделать УЗИ внутренних органов. Возможно, у карапуза есть нарушение пищеварения, требующее лечения или особой диеты.
  3. Сделать аллерготест. Побеседовать с психологом – в саду, в поликлинике, частным доктором.
  4. Совместно помочь ребенку влиться в коллектив. Если сад откровенно плохой – сменить ДДУ или воспитателя, переведя ребенка в другую группу.
  5. Иногда же причина бывает банальной – ребенок сам плохо управляется со столовыми приборами или стесняется есть за одним столом со сверстниками. В этом случае дома нужно научить его кушать ложкой, детей постарше – пользоваться вилкой и столовым ножом.

Как уговорить покушать?

В саду лучшее, что может сделать воспитатель – посадить малоежку и нехочуху за стол с самыми хорошо кушающими детьми. Пример ровесников заразителен – видя уплетающих суп соседей, ребенок, скорее всего, и сам возьмет ложку.

Если малыш расстроен, капризничает – не надо заставлять его есть. Это может привить стойкое отвращение к еде и привести в будущем к расстройствам пищевого поведения. Воспитатель должен гибко подойти к желаниям малыша.

Если карапуз не ест мясо – ему можно предложить большую порцию супа или запеканки. Если не хочет первое – пусть поест котлету с овощами. Через некоторое время большинство детей начинают есть даже то, что до этого не пробовали – рыбные тефтели, запеченные овощи или молочные каши.

9. Пищевая неофобия

Пищевая неофобия — это боязнь пробовать новую пищу, считается эволюционным защитным механизмом, не позволяющим любознательным детям непреднамеренно отравить себя, является этапом нормального развития ребенка. Однако пищевая неофобия — это настоящая реакция страха, и с ней сложно бороться, не расстроив своего ребенка. Просто нужно подождать, когда этот этап развития пройдет.

Но, по сути, это означает, что малыш, увидев еду на своей тарелке боится ее попробовать, и чтобы родители ни делали, ни говорили, соблазняли или поощряли, он не будет есть эту еду.

Однако наблюдение за тем, как родитель кушает эти продукты и пережевывает их, поможет ребенку понять, что они безопасны, поэтому совместные семейные трапезы помогают легко пройти неофобную фазу. Неофобия длиться до 6-7 лет.

Почему происходит отказ от еды в садике?

Причин, по которым ребенок наотрез отказывается кушать в саду, множество. Стресс, нежелание пробовать непривычную еду, резкое падение аппетита, снижение иммунитета на фоне тревожности – вот лишь несколько из них.

Период адаптации

Редкий карапуз сразу и с удовольствием ест все, что ему предлагают, в первые дни новой жизни в саду. Ему необходима адаптация – то есть ребенок должен привыкнуть к новому распорядку, воспитателям, детям вокруг, прогулкам по часам. Резкая смена обстановки для трехлетки (а тем более малыша младше) – серьезный стресс.

Основные причины переживаний – это:

  1. Подъем рано утром в одно и то же время. Пока малыш был с мамой – он, как правило, просыпался тогда, когда высыпался. В ясли же или садик его будят – причем раньше, чем ребенок привык просыпаться. Психологически и физически маленькому человеку встраиваться в жесткий режим тяжело и он может первое время отказываться кушать.
  2. В саду много новых впечатлений – игрушек, игр, которые отвлекают от еды.
  3. Новая среда общения. Дети, воспитатели, психолог, медсестра – люди, с которыми он вынужден взаимодействовать ежедневно, тогда как раньше основными людьми в его жизни были родители. Выстраивание отношений требует много сил – на еду их может не оставаться.
  4. Самый серьезный стресс для ребенка – мама ушла и неизвестно, вернется ли вечером. На фоне неврозов и переживаний аппетит пропадает.
  5. Дома прием пищи был превращен в ритуал – с чтением книг, просмотром мультиков или песенок. В саду же все просто садятся и едят. Не дождавшись начала ритуала, ребенок отказывается есть вовсе.

Лучше кушают в саду дети, которые часто общались со сверстниками, регулярно питались вне дома – у бабушки, в гостях, кафе. Малыш, в семье которого вокруг его питания были выстроены ритуалы и чьи родители/бабушки слишком много внимания уделяли тому, как покушал ребенок, могут отказом от еды пытаться манипулировать взрослыми.

Способ манипулирования

Бабушки, мамы очень радуются тому, что чадо хорошо ест. Отказ от приема пищи зачастую превращается в трагедию. Ребенок понимает это очень быстро и может добиваться своих целей, просто отказываясь есть. То же самое может происходить и в саду. Не желая вместе со всеми садиться за стол, малыш надеется, что его:

  • заберут из группы обратно домой;
  • дадут другую пищу, чем всем остальным;
  • накормят после обеда печеньем.

Если через какое-то время своих целей ребенок не добивается – он начинает есть так же хорошо, как и остальные малыши.

Плохой аппетит и непривычные блюда

Есть дети с плохим аппетитом – которые всегда едят мало. В этом случае заставлять ребенка съедать все, что положено – недопустимо и жестоко. Пусть ребенок сам выберет, что и сколько ему съедать. Пытаться запихнуть во всех детей суп или тушеные овощи не нужно. Часто ребенок только в саду сталкивается с какой-то определенной едой – запеканками, супами, непривычной кашей или тефтелями. Чтобы не создавать малышу дополнительного стресса в период адаптации – стоит заранее начинать кормить его едой, которую готовят в садах – кашами, супами, запеканками, тушеными овощами и паровыми котлетами.

Болезнь и плохое самочувствие

Больной, вялый малыш не может обладать богатырским аппетитом. Возможно, в период адаптации у него снизился иммунитет, на фоне переживаний активировались воспалительные процессы.

В этом случае лучше показать малыша врачу и сдать анализы – возможно, нужно пропить курс витаминов, добавить в рацион больше соков и фруктов или просто на несколько дней оставить ребенка дома.

Отсутствие режима дня дома

До трехлетнего возраста у многих малышей вообще отсутствует режим дня и кормления. То есть ребенок ложится спать, когда устал, и ест, когда голоден. В результате в саду он находится в сильнейшем стрессе, так как в группе все происходит по расписанию и он вынужден есть тогда, когда не хочет.

Чтобы ребенок быстрее привык к режиму – стоит начать придерживаться его заранее и не сбивать в выходные дни.

Другие возможные причины

Если ребенка кормят перед садом и сразу после него – отказ от не такой вкусной пищи будет очевидным. Пусть малыш завтракает и ужинает вместе со всей группой, не стоит давать ему с собой печенье, перекусы, фрукты. Если другой еды у ребенка в течение дня нет – он обязательно проголодается и поест.

О наиболее распространенных проблемах в детском саду вы можете узнать из отдельных статей на нашем портале. Читайте, в частности, о том, почему ребенок часто болеет и что делать, чтобы повысить иммунитет, стоит ли водить болеющего в садик, о том, что делать, если чадо не хочет туда идти, дерется с другими детками или отказывается спать в тихий час, а также о том, как понять, что малыша обижают и научить его постоять за себя.

Избирательный аппетит: решаемая проблема

Возможно, ваш малыш еще до посещения детского сада был очень избирателен в еде и никогда не отличался отличным аппетитом. Значит, причина в склонностях и привычках ребенка, с этими привычками он пошел в детский сад, и теперь это мешает ему чувствовать себя комфортно в обстановке, где он не может просить чего-то другого, а должен кушать то, что и все ребята. Следует заметить, что в подавляющем большинстве случаев проблема избирательного аппетита надуманна, не имеет в своей основе медицинских проблем и однозначно обусловлена педагогическими факторами. Совет здесь, как правило, один. Например, если вы решили, что ребенок на обед будет есть суп, а он не хочет, то самое мудрое решение не ругать, а мирно отпустить нагуливать аппетит. Ибо единственное «лекарство», в 100% случаев решающее проблему избирательного аппетита, — это чувство голода

Важно только, чтоб через 2–3 часа ребенку был предложен тот же самый суп. Не хочет? Значит, еще не нагулялся

Единственная сложность для любящего родителя — выдержать такую процедуру и не уступить детскому упорству. Очень часто на третьей попытке мама или папа «ломаются» и ставят на стол требуемые ребенком сосиски с макаронами или картофель фри.

Частный случай избирательного аппетита — перехватывание в промежутках между едой. Если в доме легко отыскать конфеты, печенье и шоколад, то в интервале между обедом и ужином ваше чадо вполне может обеспечить себе достаточный запас калорий, для того чтобы исчезла потребность в еде. Если отсутствие аппетита реальная проблема, следует сделать все, чтобы в промежутках между кормлениями малыш не мог сам найти еду.

12. Давление

Давление за столом полностью отключит аппетит. Исследования показывают, что дети, которых толкают, заставляют или побуждают попробовать новую еду, откусить еще раз или закончить прием пищи с чистой тарелкой, могут быть менее склонны пробовать новую пищу и более склонны к плохому и менее здоровому питанию. Принуждение детей к еде вызывает преждевременную сытость и даже привести к потере аппетита.

Давление – это не всегда строгое требование со стороны родителей, иногда оно выглядит как награда за чистую тарелку. А еще чаще за невыполнение просьбы родителя ребенка наказывают. Все это давление. А давление приводит к выбросу гормонов стресса, которые фактически отключают аппетит, физически, не давая ребенку кушать.

То же самое случается, когда время приема пищи становится полем битвы. Например, если братья и сестры дразнят или ссорятся во время еды, выброс гормона стресса просто убивает аппетит.

Культ еды в семье

Во многих семьях на протяжении нескольких поколений формируется Процесс приготовления и приема пищи занимает большую часть времени. Если маленький ребенок поел – это настоящее событие, а вот если карапуз отказывается от обеда или ужина – это катастрофа. Маленький человек быстро схватывает, что с помощью пищи можно манипулировать родителями. Ребенок ничего не ест только потому, что хочет добиться желаемого от взрослых.

Чтобы восстановить аппетит ребенка, родителям стоит меньше внимания уделять еде как таковой. Если малыш голоден, он обязательно поест. Рано или поздно маленький член семьи поймет, что на его манипуляции никто не обращает внимания, и начнет употреблять пищу как положено

Особое внимание стоит уделить самочувствию малыша. Если ребенок бодр, имеет хорошее настроение, но не ест, причин для беспокойства нет

Родителям не стоит фанатично придерживаться трехразового питания. Завтрак, обед и ужин должны присутствовать лишь тогда, когда ребенок действительно хочет есть. Ничего страшного, если во время прогулки малыш перекусил печеньем с компотом и отказывается есть борщ. Такое бывает нечасто и никак не повлияет на развитие крохи.

3. Сила оральной моторики

Оральная моторика — это способность ребенка жевать пищу. Когда дети становятся старше, то проблем с жеванием не бывает, ведь часто это проблема маленьких детей. Когда младенцы учатся кушать, если они кладут еду в рот и выплевывают ее, или она выпадает изо рта, у них, вероятно, не хватает координации и силы, которая необходима для хорошего пережевывания пищи.

В данном случае используется модное терапевтическое слово — оральная моторика.

Если дети не получат помощи, когда им это нужно, то дети постарше, возможно, никогда не поймут, как по-настоящему пережевывать пищу. Они просто перестают кушать.

Если малыш боится подавиться едой, если он не знает, как двигать ее во рту, то действительно будут отказываться от еды, в пользу той, которую знает.

Причем дети с проблемами оральной моторики предпочитают только мягкую пищу, которая легко скользит по их горлу. С другой стороны, иногда они хотят есть хрустящую пищу потому, что им легче перемещать ее во рту. Дети очень хорошо это чувствуют. Когда они жуют, пища издает приятный хрустящий звук.

Обращаем внимание на такие моменты, чтобы во время помочь ребенку в его проблеме

Ребенок протестует

Даже взрослые люди нередко выражают протест с помощью голодовки. Если ребенок ничего не ест в течение дня, возможно, он чем-то недоволен

С помощью отказа от еды маленький человек стремится привлечь внимание окружающих: «Я ничего не стану есть, пока не сделают то, чего я хочу». Это один из способов манипуляции родителями

Причин для протеста может быть множество. Если в семье ребенка привыкли воспитывать слишком строго, он может выражать недовольство с помощью отказа от еды на интуитивном уровне. Малыш будет беспрекословно выполнять волю родителей, чтобы не получить наказания. А вот проблем с аппетитом избежать вряд ли удастся.

Если малыша в семье окружают чрезмерной заботой и вниманием, также могут появиться проблемы с едой. Ребенок не ест, если хочет получить больше свободного пространства

Дети в таких семьях часто вырастают эгоистичными и капризными. Они привыкают, что происходит все так, как им хочется. Ребенок не хочет есть суп – не ест! А если малышу захотелось пирожное и сок, родители с радостью выполняют его прихоть.

Если в семье складывается непростая обстановка, родители постоянно ругаются или вообще живут отдельно друг от друга, малышу уделяется совсем мало внимания. Это еще одна причина отказа от еды. По этой же причине не ест прикорм. Если нервничает мама, будет беспокойным и малыш. Он будет стремиться дольше находиться с грудью или любимой бутылочкой. Сосательный рефлекс успокаивает грудных деток. А вот холодная ложка, пусть даже с вкусной кашей, не всегда может успокоить.

Если медицинские причины исключаются, стоит разобраться, почему ребенок не ест. Почему он может выражать протест? Возможно, есть смысл обратиться к психологу.

Мнимое отсутствие аппетита

Нередко малыш питается отлично, набирает вес, но мама при этом считает, что ребенок кушает очень плохо. Считается, что правильное питание должно состоять из завтрака, обеда, полдника и ужина. Если ребенок пропускает хоть один из этих компонентов, значит, он питается плохо. На самом деле это ошибочное мнение, которое формировалось на протяжении долгих лет. Необходимо употреблять столько пищи, сколько требует организм

Очень важно, чтобы в рацион питания ребенка входили все полезные микроэлементы и витамины. Количество же продуктов, употребляемых в день, не имеет значения

Каждый организм индивидуален. У малышей по-разному происходит обмен веществ. Один ребенок может почувствовать голод уже через два часа после полноценного кормления, другой же не будет хотеть кушать целый день. Ребята, у которых протекает обмен веществ медленно, за один раз могут употребить гораздо меньше пищи. Небольшого количества продуктов им будет достаточно для того, чтобы восполнить энергию.

Главным показателем нормального питания является самочувствие малыша. Если он активен, не отстает в развитии, с радостью общается со сверстниками, беспокоиться о плохом аппетите не стоит. Сложнее дела обстоят с грудными детками. Чтобы определить, хватает ли пищи малышу, стоит провести тест на мокрые пеленки. Для этого придется на один день отказаться от подгузников. Если грудничок питается правильно, в течение дня мама поменяет пеленки не менее 15 раз. Если в течение трех часов пеленки остаются сухими, есть повод для беспокойства.

Чтобы не болел животик

Если, несмотря на все хитрости, проблему решить пока не удалось, важно:

  • пить больше чистой воды;
  • договориться на полезный перекус, например йогурт или творожок «Растишка»;
  • предлагать разные продукты, пытаясь подобрать ключ к гастрономическим пристрастиям малыша.

Самым простым решением было бы оставить ребёнка с бабушкой, способной обеспечить маленького гурмана и бескрайней заботой, и любимыми блюдами. Но такой вариант не всегда возможен

Поэтому важно правильно организовать совместную работу мамы, папы и воспитателей: только такой подход принесёт результат и… сытость.