4. Помогите маме увидеть в себе прекрасную, легкую женщину, которой она, собственно говоря, и является

Важно дать понять, что в любом возрасте, ваша мамочка остается для вас королевой. Тут все способы хороши: комплимент новой прическе, семейная фотосессия, где она при «полном параде», букет любимых цветов или поход на концерт любимого артистка…Дерзайте!

Тут все способы хороши: комплимент новой прическе, семейная фотосессия, где она при «полном параде», букет любимых цветов или поход на концерт любимого артистка…Дерзайте!

Ну а если история с кризисом среднего возраста зашла слишком далеко – качество жизни вашей мамы существенно снизилось – помните: обращаться к профессиональному психологу нисколечки не стыдно, это акт заботы о своем психологическом здоровье.

Душевной гармонии вам и маме!

Адаптация к школе

Начало школьной жизни – закономерный этап на пути каждого ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.

Многие специалисты считают, что ребенку привыкнуть к школе намного сложнее, чем к детскому саду. Думаю, что многие родители, чьи дети уже учатся в школе, согласятся с этим мнением. Во-первых, у первоклассников меняется режим дня. Если раньше они могли бегать целый день, играть в свое удовольствие, то теперь им приходится полня спокойно сидеть за партой и слушать учителя, а дома выполнять домашние задания. Во-вторых, младшим школьникам приходится привыкать к новому коллективу сверстников, участвуя в формировании правил того общества, в котором они будут находиться полдня. В-третьих, требования учителей в школе значительно отличаются от требований воспитателя в детском саду. Как видите, нагрузка не из легких. Чтобы справится с новым этапом жизни, организм первоклассника должен работать «на полную катушку». В среднем процесс адаптации к школе занимает два-три месяца, иногда растягиваясь до шести.

Чтобы процесс адаптации прошел менее болезненно, мы рекомендуем родителям заранее пройти с ребенком диагностику «готовности к школьному обучению», которую проводит детский психолог. Она включает в себя:

  1. Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:

    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • работоспособности;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий.
  2. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:

    • восприятия;
    • памяти;
    • внимания;
    • мышления;
    • речи;
    • круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  3. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:

    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.

Детский психолог в ходе беседы с вами и вашим ребенком ответит на интересующие вас вопросы и по результатам диагностики даст профессиональные рекомендации по укреплению физического и психологического здоровья будущего первоклассника. Опираясь на эти рекомендации, вы всегда сможете помочь вашему ребенку успешно войти в новый этап его жизни.

Кризис среднего возраста у женщин

Вопреки расхожему мнению, кризис затрагивает не только мужчин. Недавние исследования показали, что подобное эмоциональное состояние характерно и для женщин от 40 до 65 лет . В этот период они сталкиваются не только с физиологическими изменениями, но и с проблемами на работе, в семейных отношениях, достижении финансовых и личных целей. Стресс бывает настолько сильным, что женщины могут испытывать нарушения сна и проблемы со здоровьем.

Чтобы избежать негативной реакции, к кризису среднего возраста лучше относиться как к возможности переоценить свою жизнь, шансу сделать паузу и потратить время и силы на то, чтобы выяснить, что для вас важно, считает доктор психологических наук Сьюзан Альберс. Гормональные изменения — основное различие в этих ситуациях, отмечает психолог

Когда у женщин наступает менопауза, уровень эстрогена и прогестерона снижается и вызывает физиологические изменения, включая нарушения сна, настроения и полового влечения . Во время перименопаузы и менопаузы дисбаланс гормонов также может вызвать потерю памяти, беспокойство, увеличение веса и снижение интереса к вещам, которые раньше нравились, считают врачи клиники Майо

Гормональные изменения — основное различие в этих ситуациях, отмечает психолог. Когда у женщин наступает менопауза, уровень эстрогена и прогестерона снижается и вызывает физиологические изменения, включая нарушения сна, настроения и полового влечения . Во время перименопаузы и менопаузы дисбаланс гормонов также может вызвать потерю памяти, беспокойство, увеличение веса и снижение интереса к вещам, которые раньше нравились, считают врачи клиники Майо .

Признаки и симптомы кризиса среднего возраста у женщин:

  • депрессия и тревога;
  • отсутствие мотивации или желания уделять время определенным занятиям;
  • неудовлетворенность карьерой и другим жизненным выбором.

Возникающие переживания могут направить внимание женщин внутрь себя. И поскольку они чаще заботятся о чувствах и потребностях окружающих, такая саморефлексия может спровоцировать эмоциональный кризис

В роли матери женщины могут быть более заметными в обществе или иметь сильную связь со своими детьми, считают психологи. Но однажды дети вырастают и перестают в них нуждаться. И когда женщины не уделяют все свое внимание семье, у них появляется время подумать о своих переживаниях.

Стресс бывает настолько сильным, что женщины могут испытывать нарушения сна и проблемы со здоровьем

3. Помогите маме найти новые увлечения

<?php if ( ! is_single ( array(883, 15772, 33900, 37506) ) ) { ?><?php } ?>
И это я не об уборке и ежедневных прогулках с внуками!

Помню, когда моя мамочка загрустила, пришлось хорошенько подумать, чем ее развлечь. Мой список выглядел так:

  • записать ее в библиотеку. Сколько себя помню, мама обожала детективы, но всегда жалела деньги на книги. А зачем, если их можно взять бесплатно?
  • разбить ма-а-ленькую грядку под окном. И теперь у нас каждую весну дебаты: что сеять – пряную зелень или лекарственные травы?
  • накупить ей изданий с кроссвордами, ребусами, головоломками и т.д. Сейчас она делает это сама и страшно гордиться, когда до конца отгадывает какой-нибудь сканворд до последнего словечка;
  • записать нас обеих на йогу.

КАПРИЗЫ

Это желание любой ценой настоять на своем и получить желаемое

Здесь очень важно отличать капризы от нормального желания ребенка. Если вы на все просьбы ребенка говорите «нет», то бунты и плохое поведение обеспечены

Но если вы точно решили, что то, о чем просит ребенок в данный момент невозможно – приведите аргументированные доводы и твердо стойте на своем. Иначе – ребенок очень быстро поймет, как нужно вести себя, чтобы родители сделали то, что хочет он.

И процесс прохождения кризиса трех лет  с капризами и истериками затянется на долгое время.

Кстати в этот период как раз наступает опасность осознания ребенком возможности манипулировать родителями, которой боятся, начиная с рождения. И даже некоторые специалисты советуют с рождения игнорировать детский плач для избежания этих самых манипуляций. Об этом я написала отдельную статью и советую  Вам ее  почитать.

Плач как просьба о помощи новорожденного весьма отличается от каприза малыша 3-х лет. И я это чувствую на том самом интуитивном уровне, который применяю с рождения ребенка. Это два совершенно разных понятия! И не надо их путать!

Если правильно его пройти, то на выходе вы получите уверенного в себе, повзрослевшего, самостоятельного малыша, который ощущает себя полноценной личностью, которого уважают и к мнению которого прислушиваются.

Если же стараться заглушить все проявления возрастного кризиса 3 лет, применить позицию силы, наказывать и ругать ребенка за «вдруг» плохое поведение – вы выиграете сражение, но проиграете войну, если можно привести эту аналогию к процессу воспитания.

НАШ ОПЫТ

Наша «сложная» жизнь началась, когда Денису исполнилось примерно 2 года и 2 месяца. В его речи появилось выражение «Я сам».

И с тех пор любая попытка сделать за него то, что он хочет сделать сам, вызывает бурю возмущения и негативных эмоций.

Причем за последний месяц все еще больше усложнилось.

Я узнала, что такое часовая истерика с валянием по полу, визгами и невозможностью этот процесс остановить.

Причем начало такой истерики может оказаться полнейшим сюрпризом. Те способы, которые использовали мы с мужем, чтобы успокоить расстроенного малыша до этого периода, перестали работать.

Переключение внимания, фантазийные эксперименты, разумные доводы, ласковые уговоры или, наоборот, строгость  и твердая позиция, типа «нет – это значит «нет» не работают.

Любое внимание, проявляемое в момент истерики, усиливает эту истерику еще больше. Какие существуют признаки наступления кризиса трех лет согласно теории психологии?

Какие существуют признаки наступления кризиса трех лет согласно теории психологии?

Психологи выделяют 4 группы нарушений поведения у детей, вошедших в возрастной кризис 3 лет:

Сроки кризиса

Понятие «кризис первого года» условно. У кого-то он начинается раньше, у кого-то позже, а у кого-то не начинается. Иногда родители списывают странное поведение ребенка на прорезывание новых зубов или плохое самочувствие, но в действительности он просто взрослеет и переходит на новый жизненный этап. То же самое касается сроков его окончания: помните, что каждый ребенок индивидуален. Кое-что, конечно, зависит и от родителей. На сроки не всегда получится повлиять, а отменить кризис и вовсе невозможно. Все, что от них требуется, – создать ребенку атмосферу любви и заботы, понять, что происходит у него в голове, и постараться сгладить дискомфорт для малыша и родителей. Несмотря на все стремление к самостоятельности, в кризисный период ребенку очень важна поддержка мамы и папы.

Когда начинается. Точных сроков никто не может дать. У кого-то кризис проявляет себя уже в 8–9 месяцев, другие дети начинают вести себя иначе ближе к дню рождения, а то и после него. Критерием, по которому можно предположить скорое начало кризиса, часто называют способность самостоятельно передвигаться . Можно сверяться с календарем или таблицей кризисных периодов у детей, но чаще всего родители узнают о наступлении кризиса по его признакам. Это изменения в поведении малыша:

  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • отказ от привычных ритуалов, смена вкусов;
  • упрямство и капризность, переменчивость настроения;
  • нестабильность желаний, в том числе в отношении родителей. Ребенок может одновременно пытаться обнять маму и отстраниться от нее – так проявляется кризис отделения;
  • ревность по отношению к другим членам семьи.

Сколько длится. Иногда говорят, что рассчитать и отследить начало кризиса можно по появлению в лексиконе малыша двух слов-маркеров: «дай» и «нет» . Они начинают повторяться в его речи особенно часто. А вот с окончанием сложного периода все труднее. Длительность кризиса первого года индивидуальна и составляет от 1 месяца до целого года. Есть мнение, что пик кризиса приходится на 8–15 месяцев жизни, затем идет на спад. Противоположное мнение говорит, что кризисная ситуация длится целый год, то усиливаясь, то ослабевая. Консенсуса по этому поводу до сих пор нет, но помните: малыш развивается в своем собственном темпе. На этот темп нельзя повлиять, но можно позаботиться о том, чтобы кризис прошел легко, и сгладить его проявления. Тогда наиболее острый период купируется быстро, а у ребенка не появится травм, влияющих на дальнейшую жизнь.

Что такое кризис среднего возраста

Кризис среднего возраста — это эмоциональное состояние, которое человек испытывает в возрасте 30–50 лет, чаще всего оно связано с переоценкой жизненного опыта. Кажется, что многие возможности и мечты юности упущены, при этом старость (или смерть) наступит довольно скоро. У разных людей кризис наступает в разном возрасте, это зависит от индивидуальных особенностей.

Часто кризис определяют как период эмоционального потрясения и связывают с жаждой перемен. В момент его переживания люди пытаются бороться с мыслями о старости. Многие могут отказываться от обязанностей в пользу развлечений. Вот почему термин «кризис среднего возраста» часто ассоциируется с покупкой спортивных авто или появлением новых отношений. Но средний возраст — это также и время переоценки, подведения итогов и самоопределения, считают психологи.

Средний возраст — это время переоценки, подведения итогов и самоопределения

Старение вызывает у человека беспокойство и депрессию. А кризис среднего возраста — это фаза, которая помогает снова почувствовать себя молодыми, поскольку не хочет не мириться с фактом, что жизнь наполовину прошла . Однако эмоциональные потрясения, которые люди испытывают в этом возрасте, не всегда приводят к серьезным изменениям в образе жизни, связанным с желанием оставаться вечно молодыми.

Термин изначально применяли только по отношению к мужчинам. Он объяснял страх смерти, который они испытывали в этот период. Сегодня определение охватывает физические, психологические, социальные проблемы, с которыми сталкиваются как мужчины, так и женщины. При этом многие не связывают кризис среднего возраста со старением. Так, в одном из опросов мужчины рассказывали о проблемах на работе или в семье, а женщины — со здоровьем и в личных отношениях.

НЕГАТИВИЗМ

Это такое поведение ребенка, которое идет вразрез с тем, что предлагает ему взрослый. Ребенок реагирует не на содержание действия, а на то, что предложение исходит со стороны взрослого.

Такое поведение вынуждает ребенка действовать вразрез со своими желаниями.

Например, ребенок хочет есть, но на предложение взрослого будет твердить «нет».

Что делать в подобной ситуации?

НО! Выбор должен быть ограниченным.

Нельзя сказать ребенку – «Что ты хочешь кушать?» Лучше предложить один из двух приемлемых для вас вариантов.

Это, так называемый, выбор без выбора.

«Ты будешь кушать макароны или картошку?»

Негативизм нельзя давить. Позиция силы, возможно, даст кратковременный эффект, но в будущем вы рискуете получить безвольное дитя неспособное самостоятельно принять решение.

Негативизм перерастает в самостоятельность. И к слову, самостоятельность нельзя воспитать! Ее можно только дать.

Это реально сложно, но оно того стоит.

Я смотрю на маленькие шажочки нашего сына, возмущающегося, когда я за него открываю воду или выключаю свет и горжусь, что он САМ делает это.

Как проявляется кризис первого года жизни

Каждый ребенок индивидуален и не похож на другого, поэтому точного алгоритма его поведения в кризис никто не может дать. Существуют только общие признаки, по которым можно заметить начало сложного периода. Главное – знать о такой вероятности и не пугаться, когда малыш, еще неделю назад спокойный, вдруг начинает вести себя совершенно по-другому. Если проявления сильные, можно для успокоения нервов показать ребенка врачу, чтобы не пропустить симптомы какой-нибудь болезни. Но обычно кризис легко отличить от недуга: никаких соматических проявлений нет, ребенок хорошо и гармонично развивается, меняется только характер и поведение.

Громкий плач. Первое проявление кризиса – яркие, выраженные негативные эмоции в ответ на раздражители. Ребенок начинает плакать, причем громко, если что-то его не устраивает. При этом даже не обязательно текут слезы. Плач может сопровождаться актами агрессии: малыш может вспылить, швырнуть игрушку, топнуть ножкой или попытаться что-то сломать. Обычно причина такого крика – ребенку чего-то хочется, но ему этого не дали, он возмущен и рассержен. Впоследствии плач сменяется обидой и разочарованием: крик не дал результатов, желаемого малыш так и не получил. Обиженный ребенок снова начинает плакать, но тише, и слез на этот раз много. Главное – понимать: потакать каждому капризу малыша не стоит, это бесполезно, а то и вредно или опасно.

Резкие движения. Приступы агрессии, как уже говорилось, сопровождаются не только криком и слезами, но и движениями. У детей очень активная мимика и жестикуляция: это один из их способов выражать сильные эмоции. Поэтому малыш может начать топать ногами, махать ручками, сжимать кулачки. Некоторые дети могут в истерике упасть на пол и начать по нему кататься. В такой ситуации не нужно бросаться мгновенно давать малышу желаемое. Один из конфликтов ребенка в кризисный период – необходимость осознать границы дозволенного и понять, что есть пока запрещенные для него вещи. Если слишком уж баловать малыша и давать ему все, что он захочет, можно и усложнить жизнь себе, и навредить его развитию.

Живая мимика. Когда ребенку что-то не нравится, он может насупиться, сделать обиженное выражение лица. Дети в годовалом возрасте уже прекрасно понимают простые эмоции и активно ими пользуются. Еще одним признаком кризиса может служить эмоциональная непостоянность: только что малыш смеялся и радовался, и вдруг он начинает плакать. В кризисный период мимика становится особенно живой и даже немного демонстративной. Малыш хмурит бровки, сжимает губы, щурится. Обычно такой мимикой он пытается показать упрямство, которое в год начинает проявляться особенно сильно.

Нарушения сна. Если раньше вся жизнь ребенка была подчинена биологическим ритмам, то теперь они перестают иметь прежнее значение. Режим для него по-прежнему важен, но теперь малышу сложнее его соблюдать: это приходится делать частично осознанно, а не только по велению биологических часов. Структуры головного мозга меняются, нервная система тоже изменяется под новый возраст и новые условия. Ребенку может быть сложно привыкнуть к этому. К тому же сна ему чисто физиологически требуется все меньше, теперь он бодрствует не менее 4 часов, а днем ему хочется спать всего пару раз. Это может вызвать непонимание у родителей, которые привыкли, что их ребенок спит много и подолгу. Да и сам ребенок может испытывать стресс на фоне таких изменений. Родителям стоит сформировать для малыша оптимальный график сна и поддерживать его.

Когда обращаться за помощью

Иногда переживание кризиса среднего возраста не требует профессиональной помощи. Возможно, чтобы почувствовать, что жизнь наполнилась смыслом, достаточно нового увлечения. Но это эмоциональное состояние может сказаться на самочувствии. К кризису среднего возраста следует относиться как к любому другому эмоциональному кризису. Если вы испытываете неприятные симптомы, которые ухудшают ваше состояние, лучше обратиться за помощью к профессионалам.

Консультация психолога поможет справиться с негативными эмоциями

Вот несколько случаев, когда следует посоветоваться с врачом или обратиться к психологу:

  • эмоциональный стресс ухудшает сон или влияет на аппетит;
  • не можете сконцентрироваться на работе;
  • стресс или настроение сказываются на отношениях с близкими;
  • потеряли интерес к развлечениям и хобби;
  • думаете о серьезных изменениях в жизни: о прекращении длительных отношений, смене карьеры или переезде. При этом желание внести изменения рождается из внутренних потрясений, связанных с возрастом.

Адаптация к детскому саду

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

Острая фаза или период дезадаптации. Она сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).

Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три – пять месяцев).

Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, дети начинают ориентироваться и вести себя спокойнее.

Кроме того, различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес без изменений;

Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление речевой активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10-ти дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился;

тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев и больше) и тяжестью всех проявлений. Исследования показали, что этот вид адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.

1-й вариант: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1 -2 квартала. Респираторные заболевания – более трех раз сроком более 10-ти дней. Ребенок не растет и не прибавляет в весе в течение 1-2 кварталов.

2-й вариант: Дети старше трех лет, частоболеющие, из семей с гиперопекой со стороны взрослых, заласканные, занимающие центральное место в семье. Поведенческие реакции нормализуются к 3-4-му месяцу пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 2-3 квартала. Замедляются рост, прибавка в весе.

Любые родители хотят, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации. Обращение к детскому психологу перед поступлением ребенка в детский сад поможет вам максимально справиться с этой задачей. Специалист проведет диагностику готовности малыша, даст профессиональные рекомендации родителям, чтобы процесс привыкания ребенка к новым условиям был менее болезненным как для ребенка, так и для всей семьи.

Кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет

Вся человеческая жизнь состоит из возрастных периодов. Границами возрастов служат кризисы – переломные моменты в развитии и жизни человека. Эти кризисы получили название «возрастные», т.е. такие, которых избежать невозможно, но с возрастом они проходят. Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго – при благоприятных условиях несколько месяцев. Границы кризиса размыты, он начинается и заканчивается незаметно. Наиболее ярко кризис проявляется в середине периода.

Любой кризис – это своеобразный скачок в развитии. В это время ребенок приобретает такие новые черты и качества, которые позволят ему успешно решать задачи на следующем этапе развития психики. Происходит формирование личности маленького человека, которой необходимо, чтобы с ней считались.

Кризисов не надо бояться. Существует мнение, что человек, не переживший кризис, не будет полноценно развиваться. После кризиса то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, научившись говорить, ребенок перестает лепетать.

Итак, приближается первый день рождения вашего малыша. С некоторых пор вы начинаете замечать, что ваш ребенок стал вести себя по-другому. Он вдруг стал неуправляем, с вашей точки зрения странно и необъяснимо себя ведет: может без объяснимых причин упасть на пол, закапризничать, отказаться от еды, сна, прогулки, на протяжении длительного времени поддерживать состояние общей обидчивости и угрюмости. Всегда спокойный малыш почему-то превращается в капризного, неуправляемого деспота. Что же с ним произошло? Просто ваш малыш подрос. С первым днем рождения заканчивается младенчество и начинается новый этап в жизни маленького человека – период раннего детства. А это грань между двумя эпохами. Это новая ступенька в развитии, на которую нужно подняться. Эти резкие изменения в поведении малыша называются кризисом одного года, сущность которого состоит в том, что маленький человек стремиться к физической самостоятельности, к независимости.

И вот прошло еще немного времени и у вашего малыша все чаще в речи звучит: «Я сам!» У ребенка появляется желание все сделать наоборот, то есть прямо противоположно тому, о чем ему сказали или попросили. Он становится упрямым и настойчивым, иногда требуя то, чего ему не так уж и хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось. Чем бы вы его не соблазняли, он не может отказаться от своего первоначального решения. Малыш требует, чтобы с его мнением считались. В три года ребенок впервые способен поступать вопреки своему собственному желанию. То, что малыш учится поступать не под влиянием любого случайно возникшего желания, является важным завоеванием в его развитии. Такое поведение ребенка называют кризисом трех лет. Если в год ребенок отделяется от мамы физически, то суть кризиса трех лет – психологическое отделение от взрослого. Это значит, что ваш малыш не только хочет сам двигаться, чтобы увидеть что-то новое и интересное, но и сам хочет принимать решения, куда пойти и что сделать.

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением. У 6-7 летнего ребенка возникает новая потребность узнать скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков. Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика.

В период кризисов нелегко приходится как родителям, так и самому малышу. Профессиональные рекомендации детского психолога помогут родителям справиться с этими нелегкими периодами в жизни каждой семьи.

2. Помогите маме расширить круг общения

Это в детстве и юности мы сходились с ровесниками быстрее, чем сегодня доставляют пиццу. Но чем старше мы становимся, тем больше погружаемся в работу, бытовые хлопоты и до смерти боимся показаться навязчивыми.

Но выход есть! Почему бы вам не сходить на обед в кафе – вы, подруга и ваши мамы? Или пойти с ней на какой-нибудь женский тренинг, где во время кофе-брейков вам гарантирована куча новых знакомств? А может, просто пригласить соседку, ровесницу мамы, на чай? Уверена: если вы немного поразмышляете, то в голове возникнет еще тысячу и один вариант, как помочь маме завести новые знакомства.

Когда наступает кризис?

Согласно исследованиям, кризис среднего возраста переживают не все. Некоторые ученые считают, что понятие кризиса — это социальная конструкция. Именно убежденность в том, что в 40 лет должен произойти какой-то кризис, заставляет людей думать, что они переживают разочарование и упадок сил.

Люди чувствуют себя одиноко, когда их повзрослевшие дети начинают жить отдельно

Национальный опрос по исследованию среднего возраста в США выявил, что кризис среднего возраста испытывает примерно 26% участников . При этом большинство опрошенных сообщили: наступил он в период до 40 или после 50 лет. Эти данные поставили под сомнение аксиому, что такое эмоциональное состояние напрямую связано с возрастом, поскольку средним обычно считается 45 лет. К тому же подавляющее большинство респондентов заявило, что кризис был вызван серьезным событием в жизни, а не возрастом. К таким относятся развод, потеря работы, близкого человека или переезд.

Сегодня возрастные рамки кризиса среднего возраста расширились, так как переживать его могут мужчины и женщины в возрасте до 30 и старше 50 лет. А его наступление часто обусловлено личностными особенностями и знаковыми событиями в жизни.

Можно ли избежать кризиса

Нет. Скорее всего, кризисная ситуация так или иначе даст о себе знать. Этого не нужно пугаться или сердиться на ребенка: он не виноват, он просто пытается осознать себя в большом мире. Помните об этом. Попытки избежать кризиса, скорее всего, сделают только хуже. Если этот этап не пройден и не завершен в соответствующем возрасте, впоследствии это может обернуться травмами и другими, более серьезными проблемами. Постарайтесь поскорее принять изменившиеся условия и приспособиться к ним. Например, игры в прятки или догонялки могут помочь ребенку справиться с конфликтом отделения от матери . Таким образом он и отделяется, и тем не менее остается рядом с ней, потому что мама рано или поздно догоняет или находит малыша.

Трудности в общении с братьями и сестрами

В вашей семье появился второй ребенок. Это испытание не только для родителей, но и для их первенца. Нужно помнить, что в эти недели не только папы и мамы приноравливаются к характеру нового члена семьи, но и первенец формирует свое отношение к младенцу. Любой здоровый ребенок при рождении братика или сестрички испытывает дискомфорт, беспокойство и чувство незащищенности. Причина всех этих переживаний – страх, вызванный тем, что он перестал быть главным действующим лицом в жизни родителей. Роль, которая отводится старшему ребенку, весьма сложна, многогранна и ответственна. Очень скоро первенец утверждается в сознании того, что в родной семье его главенство безнадежно утрачено, что он перестал быть уникальным и незаменимым, что к нему относятся более строго, чем к младшему, что от него ожидают непомерно многого, что его считают более компетентным, умным и сильным, что, с одной стороны, лестно, а с другой – влечет за собой требования быть во всем образцом для младшего. Если даже некоторые ощущения старших детей не соответствуют реальности, в абсолютном большинстве случаев дети совершенно правы в своей оценке действительности.

Многие дошкольники и младшие школьники высказывают желание обрести братика или сестричку. Однако, в первую очередь, эта просьба отражает стремление ребенка поскорее вырасти, стать взрослым или хотя бы старшим. Он рисует в своем воображении будущего партнера по играм и более интересную замену мишкам и куклам. Однако, рождение долгожданного братика или сестрички становится жестоким разочарованием для старшего ребенка: предполагаемый партнер по играм оказывается может только кричать и писать в штанишки, а главное, для мамы и папы он перестал быть единственным и уникальным.

Разочарование старшего ребенка, как правило, трансформируется в непослушание, капризы, гнев и агрессию по отношению к новорожденному. Порой объектом агрессии становятся и родители, особенно мама. Родители, в свою очередь, испытывают разочарование в старшем ребенке: не он ли упрашивал – родите мне братика или сестричку? Иногда, правда, поведение первенца может быть, наоборот, слишком ласковое по отношению к сопернику. Но, если внимательно наблюдать за общением детей, можно заметить, что при всем якобы «замечательном» отношении старшего к младшему, первый ребенок всегда норовит «немножко» сильнее прижать младшего, незаметно его ущипнуть или толкнуть. Так проявляется ревность – чувство, которое неизбежно в случае рождения второго ребенка.

В данном случае родители сталкиваются с такими вопросами, как:

  • когда лучше рожать второго ребенка?
  • когда рождается ревность?
  • как усилить преимущества и уменьшить трудности?
  • как отличить игру первенца от его регрессивного поведения?
  • с какими трудностями может столкнуться старший и младший ребенок?
  • с какими трудностями может столкнуться третий ребенок в семье? и т.д.

Консультация детского психолога поможет родителям добиться определенных позитивных результатов в своих отношениях со старшим ребенком и восстановить мир и гармонию в семье.

Причины

Кризис может протекать по-разному в зависимости от того, как живет ребенок, насколько активно с ним занимаются родители, как он питается. Некоторые явления, привычные для этого возраста, способствуют кризисному состоянию особенно сильно. Это не значит, что от них нужно отказываться: главное – подойти к вопросу с умом и помочь малышу успешно пережить сложное время и адаптироваться к новому миру.

Смена рациона. В меню ребенка появляются новые продукты. Они, безусловно, полезные и вкусные, но непривычные. Это обескураживает. Часто в этот же момент женщины сворачивают грудное вскармливание, что вызывает у малыша ослабление связи с матерью. Он должен привыкнуть к самостоятельности, а это довольно сложно.

Масса информации. Ребенок в этом возрасте постоянно чему-то учится: словам, движениям, навыкам обращения с предметами. Конечно, это непросто с учетом огромного объема незнакомых сведений. Вдобавок каждое новое умение или навык вызывают у ребенка восторг и осознание, что он становится самостоятельным, а родители эту самостоятельность не всегда понимают. Малыш пытается получить новые знания и новый опыт.

Физические нагрузки. Помимо того, что ребенок больше думает и многому учится, он еще и прилагает намного больше усилий, чем раньше. Младенцем он мог целыми днями лежать в кроватке, изредка переворачиваясь или путешествуя у мамы на руках. Сейчас ему приходится напрягать собственные мышцы, чтобы ползать, пытаться ходить, перелезать с пола на диван и обратно. Осознание собственных физических возможностей тоже провоцирует кризисное состояние. До ребенка доходит, что он многое способен делать сам, и поэтому ему хочется действовать самостоятельно как можно чаще . Но со многими аспектами реального мира малыш еще не знаком и не понимает, почему его ограничивают, когда он пробует делать что-то интересное.

Выстраивание социальных связей. В этот же период ребенок по-новому пытается выстроить отношения с родителями. Если раньше малыш находился в состоянии слияния с мамой, то теперь ему приходится отпустить ее, понять, что он самостоятельный человек. Происходит выстраивание нового типа отношений с родителями: через совместную деятельность, причем предметную . Это значит, что малыш пытается научиться пользоваться привычными бытовыми предметами, глядя на взрослых и перенимая их поведение. Вдобавок именно в этот период ребенок начинает понимать, что с разными людьми нужно вести себя по-разному. Например, попросить поесть можно у мамы, но не у соседки. С незнакомыми он становится недоверчивым, с родными – требовательным . Так ребенок делает первые шаги по направлению к социализации, учится формировать социальные связи.