Адаптация ребёнка к жизни

Начнём с фундаментальной для системы темы. Научная педагогика рассматривает воспитание как организованный взрослым процесс адаптации ребёнка к человеческой культуре.

Одни философские учения о воспитании основаны на том, что всё заложено в генах, с которыми по большому счёту ничего нельзя поделать. Другие утверждают, что ребёнок — чистый лист, на котором взрослый пишет, что ему вздумается

Эти противоположности объединяет одно: они отказывают маленькому человеку в важности личных усилий. Ошибочно рассматривать процесс взросления как нечто, случающееся по вине неподвластных внешних или внутренних причин

Истина лежит не между этими крайностями, а в совершенно иной плоскости.

Только сам ребёнок может построить свою личность, и только взрослый может дать всё, что нужно для этого строительства.

Животные приспосабливаются через процессы естественного отбора. Чем меньше индивидуальные качества организма полезны в условиях окружающей среды, тем больше вероятность, что он не оставит похожего на себя потомства. Развитие зависит непосредственно от среды, а не от влияния других представителей вида. Забота и обучение потомства у животных со сложным поведением достаточно важны. Но всё-таки щенок вырастает более-менее собакой. Даже если его с детства воспитывают люди, или он выживает с раннего возраста в одиночку. Сильная сторона биологической адаптации в том, что такой способ взросления сложно сломать. А слабая в том, что жёсткая программа подходит для очень ограниченного спектра условий.

Адаптация человека устроена иначе. Он рождается предельно незрелым и берёт необходимое для взросления не из жёсткой программы инстинкта, а от других людей вокруг него. Дети разных исторических периодов и культур не сильно отличаются друг от друга. Но, достигнув взрослости, каждый из них становится человеком своего времени и места. Мы говорим на разных языках, имеем разные привычки, выносливы и чувствительны к разным вещам. Ни один вид на Земле не способен жить в таких разных условиях, питаться такой разной пищей, так по-разному выживать во всех климатических зонах планеты и даже за её пределами.

Ребёнок признаётся главным действующим лицом собственного развития, а взрослый — главным условием этого развития, образцом культуры, конструктором пространства взросления. Поскольку он способен осознанно и творчески изменять и себя, и мир вокруг, он способен оказать огромное влияние на то, каким создаст себя ребёнок.

Это определяет суть методики Монтессори:

Наблюдение за ребёнком позволяет почерпнуть из его поведения и интереса информацию о том, чем ему лучше помочь.
Врождённым является не результат-инстинкт, а интерес к культуре и развитию, названный человеческими тенденциями.
Понятие сензитивных периодов как механизма адаптации.
Отличие человека в раннем детстве, которое получило название впитывающего разума.
Важность самостоятельности и собственной активности как необходимом условии развития.

Метод детально отвечает на вопрос, что именно может предложить взрослый ребёнку с учётом возраста и индивидуальности. Такие условия развития позволяют наилучшим образом адаптироваться к своей культуре. А повзрослев, внести собственный вклад в развитие человечества.

Что нужно для организации?

Чтобы организовать все правильно и чтобы это принесло пользу вашему ребенку нужно придерживаться следующих рекомендаций:

Хранение и размещение материалов и игрушек должно быть в открытом доступе для ребенка, по его росту. А именно на уровне его глаз, он должен видеть, что лежит на самой верхней полке стоя на ногах, а не со стула. Чтобы в любой момент подошел и взял то, что ему захочется.

То есть вам потребуется мебель открытого типа без всяких закрывашек, дверей и прочего. Подойдут столики или стеллажи, на которых расставлены небольшие лоточки или коробочки с материалами.  Хорошо выполняет эту функцию стеллажи из Икеа. Так же можете заказать на заказ или собрать из подручных материалов.

Лоточки должны быть именно небольшими, и не глубокими, чтобы не получилось свалки игрушек в них. Зачастую игрушки хранятся неправильно: напиханы в большие коробки и ребенок не знает где и что лежит.

У вещей нет своего места, игрушки быстро надоедают и многие не используются. Поэтому хранилище должно быть неглубоким и включать в себе не более 4 предметов, которые сразу видно, что лежит и где.

И не старайтесь сразу все, что у вас есть, дать в доступность ребенку, лучше выкладывайте порционно и через какое-то время, когда станете замечать, что ребенок потерял интерес к тем предметам, замените на другие и предложите воспользоваться ими.

Соблюдайте порядок сами и учите ребенка прибирать за собой и аккуратно возвращать игры и игрушки на отведенные им места.

Определите, где какая зона у вас будет располагаться.

Разберите все имеющиеся у вас игрушки и разложите каждую по своей зоне.

Не забывайте про безопасность: не выставляйте в досягаемость ребенка мелкие предметы, которые он может проглотить, ограничьтесь крупными деталями.

Итак, поехали:

1.Практическая зона. Здесь мы располагаем все, что ребенок может встретить в реальной жизни. И даже лучше если это будут предметы домашнего обихода.

  • предметы для уборки (тряпочка, ведерко, совок, метелочка)
  • детская посудка
  • шнуровки, различные виды застежек

2. Сенсорная зона. Здесь располагаем предметы, помогающие ребенку развить тактильные ощущения и познакомить его со свойствам и составом предметов.

  • сенсорные коробки
  • тактильные карточки
  • мешочки, баночки с разными наполнителями
  • кинетический песок

3. Языковая зона. Она должна познакомить ребенка с буквами, чтением и письмом. Отлично подойдут:

  • дидактические карточки, лото
  • детские книги, азбука
  • касса букв и слогов, кубики

4. Математическая зона. Научит ребенка простому счету, цифрам

  • счетный материал, счетные палочки
  • математические карточки
  • книги на обучение цифрам и счету

5. Космическая зона. Юные астрономы здесь познакомятся с галактикой и ее обитателями. Узнаю простые явления земли и другие чудеса

  • глобус
  • географические карты
  • книги по географии, астрономии, о животном мире, о растениях
  • набор камешком разной фактуры
  • детский аквариум

Занятия и материалы для детей младше 1 года

Прежде всего, предназначена методика Монтессори для детей старше 3 лет, однако реализовать некоторые её принципы можно и в значительно более раннем возрасте.

Лучшие развивающие игры для детей до года, представленные в статье детского психолога, помогут родителям ещё успешнее развивать маленького ребёнка.

Необходимо оборудовать детское помещение таким образом, чтобы кроха смог свободно двигаться. Для этого необходимо на пол постелить мягкий мат или матрас, а рядом установить зеркало (его нужно обязательно закрепить).

Ближе к 12-месячному возрасту возле зеркала нужно установить перекладину, чтобы ребёнок смог понемногу вставать и, придерживаясь, передвигаться в вертикальном положении.

Что касается дидактических материалов, то в этот возрастной период работает принцип – чем больше сенсорики, тем полезнее для малыша.

Необходимо выбирать такие предметы, которые можно:

  • потрогать;
  • послушать;
  • перекладывать из ручки в ручку.

До года ребёнку могут понадобиться несколько важных пособий, которые обычно имеются в каждом доме, где поселился новорождённый малыш.

  • мобили. Для развития зрительного восприятия у малыша младше 1 месяца пригодится мобиль с чёрно-белыми изображениями и игрушками. Затем можно брать подвески с предметами основных оттенков;
  • шумящие игрушки. Можно взять традиционные погремушки, бубенцы, прочие музыкальные инструменты. Шумящие игрушки своими руками – тоже неплохой вариант. Для изготовления потребуются бутылочки, коробки, баночки, в которые засыпают камешки, крупы;
  • игрушки для захвата. 3-месячный ребёнок активно учится хватать предметы. С этой целью ему предлагаются палочки из дерева, пластика, которые удобно удерживать и перекладывать из ладошки в ладошку;
  • коробки с мелкими предметами. Для совершенствования тактильных ощущений и расширения знаний об окружающем мире пригодится коробочка с различными небольшими предметами, различными по фактуре. Родитель должен следить, чтобы кроха не тащил их в рот.

Все подобные упражнения можно и нужно сопровождать детскими песенками, потешками, стишками. Также можно включать классические музыкальные произведения.

Монтессори-среда

Монтессори-сад делится на ряд зон, в которых ребенок может свободно проводить время и заниматься. В каждой зоне размещен Монтессори-материал — дидактический инструмент, созданный специально для каждой зоны и направленный на развитие определенных качеств и способностей у ребенка.

1. Упражнения практической жизни. В этой зоне ребенок развивает навыки:

  • Ухода за собой (одевание, умывание, приготовление еды, уборка).
  • Заботы об окружающей среде (уход за растениями и животными).
  • Навыки движения (ходьба по линии, упражнения тишины и грациозности).
  • Социальные навыки (общение и манеры).
  • Иногда добавляется лепка, занятия с глиной и гончарным кругом.

2. Зона сенсорного развития. Ребенок с помощью Монтессори-материала развивает свои органы чувств — зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Это основная зона по мнению М. Монтессори для развития ребенка, так как он познает мир с помощью органов чувств.

В материалах выделяется в основном один признак (например, чувство массы предмета), и ребенок учится концентрироваться только на нём, изолируя другие органы чувств (детям могут закрывать глаза повязкой). Такая концентрация помогает ребенку понять основное различие между предметами и усвоить это качество, например, что предметы бывают тяжелее или легче. Все это направленно не только на развитие точности различения, но и на понимание логических связей между предметами.

Материалы сенсорной зоны:

Для определения размера — блоки цилиндров, башни, лестницы, красные штанги, геометрические фигуры.

Для развития тактильного чувства — шершавые таблички и различные ткани.

Для различения цвета — цветные таблички с 64 оттенками. Монтессори в своей методике использовала «приглушенные» цвета (в отличие от массовых производителей игрушек), которые более спокойные и приобщают к более утонченному вкусу.

Для развития слуха — шумовые цилиндры и звоночки.

Для развития стереогностического чувства (чувство формы предмета) — геометрические тела, волшебный мешочек (мешочек с различными предметами для определения на ощупь), сортировка, бруски разного веса.

Для развития обоняния — наборы баночек с маслами, мешочков с разными травами, специями и т.п. для вдыхания и различения ароматов.

Для развития вкуса — «вкусовые бутылочки», набор бутылочек с пипетками, каждая со своим вкусом (горький, сладкий, кислый, соленый). Ребенок поочередно пробует каждый вкус.

3. Зона математического развития. Основа строится на сенсорном материале, что очень хорошо, ведь ребенку не приходится абстрактно постигать концепцию чисел. Это упрощает понимание ребенком чисел и математических операций.

Используемые материалы:

Для счёта в пределах 10 — числовые штанги, таблички с цифрами (шероховатые и тактильные), веретена.

Для знакомства с многозначными числами — «золотой» материал.

Для счёта до 100 — бусины, доски Сегана, цветные цепочки.

Для знакомства с арифметическими действиями — марки, игра в точки, таблицы сложения, вычитания, умножения и деления.

И еще несколько других для понимания дробей и геометрических фигур.

4. Зона родного языка. Здесь дети учатся чтению и письму, через тактильный материал, что упрощает обучение.

Материалы:

Расширение словарного запаса — карточки, изображающие предметы.

Для обучения письму — рамки для штриховки, шероховатые буквы, контуры букв, подвижный алфавит.

Для обучения чтению — коробочки с фигурками, подписи к предметам окружающей среды.

Подробнее про чтение и писание мы поговорим чуть ниже.

Это 4 классических Монтессори-зоны, созданные самим автором. Помимо них вы можете встретить «зону космического воспитания», в которой детям предлагается изучение окружающего мира. Как правило обучение проходит на конкретном материале, иногда с демонстрациями воспитателя. К материалам относят различные таблицы, карточки, карты, схемы, календари, экспериментальные наборы и т.п., на тему: географии, биологии, истории, науки.

Фотографиями мы привели лишь часть материала для ознакомления.

Советы для родителей

Вначале, все упражнения с применениемметодики Монтессори необходимо проделать самостоятельно. Объясните и покажите малышу, как правильно выполнять задания. Если ребенок не может выполнить задание или теряет к нему интерес, помогите ему, взяв его руки в свои закончите упражнение вместе с ним. Помните, что его развитиезависит только от вас.

Необходимо, чтобы по окончанию работы, ребенок все убрал за собой, разложив все вещи по местам. Если он этого сделать самостоятельно не может или не хочет, возьмите его руки в свои, и несмотря не нежелание, разложите все предметы.

ВАЖНО!Не забывайте хвалить ребенка в процессе и по окончанию работы.

Как сделать Монтессори-игрушки своими руками

Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.

Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.

Рамки-вкладыши

Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».

Для изготовления понадобятся:

  • коробка (можно взять из под съеденных конфет);
  • альбомный лист, но лучше ватман;
  • разноцветный картон.

Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.

Пирамидка

Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.

Для работы потребуются:

  • ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
  • лента-липучка;
  • материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.

Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.

Цветные ежики

Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.

Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:

  • листы разноцветного картона;
  • разноцветные прищепки.

Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.

Шнуровки

Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.

Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:

  • деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
  • отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
  • пуговицы, приклеенные к основанию;
  • шнурок.

Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.

Мягкие шарики

Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.

Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:

  • плотный картон;
  • втулка (через нее будут проходить шарики);
  • бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
  • мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.

Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.

Настенные модули Монтессори

Развитие детской моторики очень важно, от этого в будущем зависит мышление и становление речи. Интересными для детей будут настенные модели

Модуль с зубчатыми колёсами

Он состоит из колёсиков, которые располагаются по принципу зубчатой передачи, т. е. вращение всех деталей происходит через прикосновение зубьев каждой шестерёнки.

Модуль шестерни из дерева своими руками помогает ребёнку понять причинно-следственные связи

Чтобы сделать такой модуль самостоятельно, нужно:

  • распечатать образцы зубчатых колёс и перенести их на дерево;
  • вырезать зубья и зафиксировать их на доске так, чтобы механизм вращения был последовательным.

Этот модуль даст возможность ребёнку не только увлекательно проводить время, но и научит устанавливать причинно-следственные связи.

Модуль для прогона шаров

Он предназначен для развития наблюдательности, зрительно-моторной координации и формирования умения устанавливать причинно-следственные связи.

Модуль Монтессори для прогона шаров своими руками интересен детям разного возраста

Для изготовления модуля вам понадобятся деревянные планки. Сразу подберите шары, чтобы проделать в них дырочки соответствующих размеров.

  1. Возьмите две планки и поставьте их вертикально.
  2. Крепите к ним остальные так, чтобы они были расположены по наклонной. Отверстие каждой последующей планки должно быть с противоположной стороны от предыдущей. Ограничений по размерам нет, поэтому вы можете выбрать планки и шары разных размеров, главное, чтобы ребёнку удобно было с ними играть.
  3. Повесьте игрушку на стену и покажите ребёнку, как запускать шары в отверстия.

Бизиборд

Он представляет собой развивающую доску, на которой размещены замочки, застёжки, задвижки, розетки, выключатели, колёсики, молнии, крутящийся цифровой блок от старого телефона и прочие детали. Чёткой схемы выполнения бизиборда не существует, всё зависит от вашей фантазии.

Для бизиборда подойдёт самые разнообразные детали

Изготовление развивающей доски

Главное, что нужно для изготовления такого модуля — это наличие доски, шуруповёрта и развивающих предметов. Старайтесь поместить на бизиборд то, что действительно интересно ребёнку. Чтобы доска была ярче, разрисуйте её, наклейте весёлые картины или наклейки. Вдохновение можно получить, если смотреть в интернете примеры сделанных своими руками работ.

Логопедический проект по методике Монтессори

  • Система обучения Марии Монтессори позволяет совместить дисциплинированное поведение и свободное перемещение, занимательные игры и учебную работу. Логопеды отмечают эффективность использования материалов Монтессори для обучения детей с проблемами речи.
  • Главное преимущество для детей с особыми потребностями, что метод Монтессори исключает наличие единых правил.
  • Развитие речевого центра опирается на познание окружающего мира через органы чувств. Учебные материалы Монтессори для познания окружающего мира позволяют ребенку самостоятельно выделять признаки, свойства, особенности, связи.
  • Первичные признаки становятся основой для совершенствования речевой функции.

Использование отдельных элементов методики Монтессори помогает сформировать в детях следующие качества:

  • Положительная самооценка и уверенность в своих действиях;
  • Стремление к изучению нового материала;
  • Высокий уровень внимания и концентрации;
  • Самостоятельное принятие решений и умение совершать правильный выбор.


Развитие способностей

Сенсорный и практический материал Монтессори помогает решать следующие задачи:

  • Формирует восприятие на слух;
  • Пополняет активный и пассивный словарный запас;
  • Учит связывать слова в предложения по смыслу;
  • Помогает ориентироваться в окружающей среде;
  • Автоматизирует воспроизведение звуков.

Когда начинать применять методы Монтессори

Чтобы от применения методики Монтессори получить положительные результаты, родителям нужно учитывать сенситивные периоды — возрастные промежутки, в которые у ребенка легко и полноценно развивается какая-либо психическая функция, деятельность и разные навыки. Мария Монтессори говорила, что в своем развитии ребенок проходит ряд этапов.

От 0 до 3 лет — время восприятия порядка

Это «золотой период» для приучения ребенка к аккуратности, порядку в игрушках и вещах, режиму дня: важно показать малышу, как подмести за собой пол, вытереть пролитую воду, собрать одежду в свой шкафчик. Научить этому детей старше 3 лет будет уже сложнее

От 1 года до 4 лет — время развития движений и действий. В этом возрасте физические упражнения активно влияют на работу головного мозга — идет интеллектуальный и социальный рост ребенка. Именно поэтому детей тянет на уличные площадки, на которых есть горки, качели, лестницы. Занятия на них помогают улучшить координацию, вестибулярный аппарат, гибкость и ловкость, а также укрепить мышцы.

От 0 до 5,5 лет — время сенсорного развития. В этот период дети задействуют все каналы восприятия для изучения мира: ребенок всё рассматривает, ощупывает, извлекает звуки, нюхает и пробует на вкус

Поэтому важно создать для малышей такую среду, которая будет наполнена звуками, запахами и ощущениями. На этом этапе формируются понятия о форме, цвете и размерах предметов

От 1,5 до 5,5 лет — время восприятия маленьких предметов. В этом возрасте идеальными занятиями с ребенком будет перекладывание руками или ложкой с одной миски в другую крупы, фасоли или гороха, нанизывание бусин на веревочку, сбор мозаики и пазлов. Благодаря таким действиям у малыша будет развиваться зрительно-моторная координация, ловкость и точность движений. А еще развитые кисти и пальцы рук подготовят ребенка к письму.

От 0 до 6 лет — время речевого развития. Для эффективного освоения можно создавать подобие окружающей среды: например, дома показывать муляжи грибов, овощей, животных, маленькие копии домов. Также малышам понравятся тематические карточки и книги. 

От 2,5 до 6 лет — время развития социальных навыков

В этот период ребенка важно научить вежливости: простому «Спасибо», «Пожалуйста», «Здравствуйте», «До свидания», «Извините». . Если же не соблюдать эти периоды, то возможности максимального развития разных функций у ребенка теряются

Поэтому необходимо знать про них и вовремя выстраивать правильную среду

Если же не соблюдать эти периоды, то возможности максимального развития разных функций у ребенка теряются. Поэтому необходимо знать про них и вовремя выстраивать правильную среду.

Методика Монтессори в домашних условиях для детей

Итак, вы на семейном совете приняли решение о создании среды своими руками в комнате малыша для применения методики Монтессори

Первое, на что стоит обратить ваше внимание: данная методика рассчитана на малышей от трех лети старше. На следующем этапе вам следует провести ревизию игрушек дома, понять какого материала не хватает и по возможности либо докупить, либо сделать из подручных средств

Например, баночки с крупой, которая будет шуметь совершенно по-разному, мешочки с нестандартным наполнением, ароматические саше и так далее. Здесь уже больше зависит от вашей фантазии и возможностей.

По методике Монтессори родителям следует разделить комнату на зоны: 

  • Обучающие пособия. К ним можно отнести книги (с учетом возраста ребенка) о природе, космосе, животных. Большие яркие картинки, крупные буквы, голосовые модули. Книги должны завлекать, но при этом не следует их таскать по всему дому. Игра и комната для обучениядолжны быть дистанцированы, то есть не следует после организации пространства перестать разделять их территориально.
  • Математическая зонабудет наполнена различным счетным материалом: счетные палочки, грибочки на пенечках, счеты, касса цифр. В общем все, что можно сосчитать и что изображает цифры для их запоминания.
  • Сенсорная.Здесь хорошо разложить игрушки с разным материалом и свойствами. Чтобы они могли шуршать, пищать, вкладываться друг в друга. Материал должен быть различным: от мешковины до бархата. Все это поможет малышу на собственном опыте прочувствовать всю разницу.
  • Языковая зона.В ней кроха сможет познакомиться с буквами и их различием. Вы сможете с помощью красочных пособий и, например, небольшой доски с мелом (или смываемым маркером) научиться их писать. Поможете освоить использование доски в своих целях. Если малыш еще совсем маленький, то следите, чтобы он не рисовал вне доски: на себе или стенах, например.

Формируя среду для примененияметодики Монтессори домав первую очередь делайте ставку на доступность использования каждого предмета ребенком. Он должен сам до всего дотягиваться и брать любой предмет, с которым он хочет взаимодействовать. Но если вы используете мелкие предметы – с ними нужно играть только под наблюдением взрослого!