Потенциальное вредное влияние Маши на детей

Даже если не брать во внимание пресловутый рейтинг, многие психологи и родители отмечают в мультфильме «Маша и медведь» определённые вредные черты, при этом рассматривается их возможное влияние на поведение ребёнка. В целом можно сказать, что малыш начнёт подражать поступкам и манере поведения главной героини:

Маша — девочка, которая делает всё, что захочет, считает, что ей позволено абсолютно всё. Ребёнок может перенять такое поведение, уяснит, что главное — его капризы, а от родителей можно добиваться желаемого шантажом и истериками. В связи с этим вспоминается русская народная сказка с одноимённым названием: Маша там, наоборот, соблюдала правила, например, садилась на самый маленький стульчик согласно своему возрасту, ложилась в маленькую кроватку и пр.

Медведь (символического для России животного) воплощает образ Отца, мужчины. По идее, он должен быть авторитетом, но маленькая взбалмошная девочка с ним не считается, использует в своих целях для реализации капризов (например, мешает ему заснуть зимой, не даёт смотреть футбол, препятствует свиданиям с медведицей и пр.). Ребёнок может сделать вывод, что уважать отца не обязательно, им так же можно манипулировать.

Уже в первой серии при появлении Маши домашние животные прячутся от неё. Демонстрируется разрушительная сила, несущая опасность. У ребёнка, таким образом, подсознательно закладывается противостояние человека и природы. Хотя всё должно быть наоборот: недаром маленькие дети часто сравнивают себя с животными, подражают их голосам, искренне умиляются маленькому котёнку или щенку.

На экране Маша демонстрирует весьма ограниченный спектр эмоций: заинтересованность, удивление, любопытство, радость. Примечательно, что она не проявляет сочувствие, не воспринимает критику, равнодушна к переживаниям окружающих. Часто она даже не переживает свою боль (когда падает)

Самое главное, что девочка лишена способности любить, самого важного женского качества, базового для будущей жены и матери. Маленькая девочка, поклонница данного мультфильма, может усвоить такую манеру поведения, и в будущем также эгоистично общаться со своим супругом и детьми.

Знаменательно, что в мультфильме отсутствует образ полноценной семьи — у Маши нет родителей

Ребёнок не видит правильной модели семейных взаимоотношений. Медведя можно сопоставить с образом отца, но он для героини опять-таки просто объект для использования.
Маша часто ведёт себя агрессивно, разрушает окружающую обстановку, ломает и портит вещи (например, в поезде, желая убить муху, она в результате бьёт окна, учиняет разгром в соседних купе, за что её в итоге высаживают). Причём, подобные ситуации подаются с юмором, поведение героини часто остаётся безнаказанным.

С какого возраста и сколько минут

Касательно возрастного ценза мнения разные. Что у психологов, что у родителей. Первые не могут определиться: год, два или три. А мам-пап условно можно разделить на три лагеря. Одни разрешают мультфильмы с самого раннего детства всегда, когда малыш захочет. Дескать, ребенку это помогает развиваться, а родителям заполучить хоть немного свободного времени. Другие выступают за цензурированный список мультиков и дозированный их просмотр. Третьи же относят мультипликацию к проявлению зла вселенского масштаба, которое “убивает” зрение, формирует деструктивные формы поведения и телезависимость.

С дозволенным временем просмотра такая же путаница. Трудно представить, как можно реализовать формулу “5 минут в день для трехлетних и 15 для шестилетних”. Тем не менее есть психологи, которые серьезно обосновывают даже такой ценз. Это значит, что “Тачки” сможет посмотреть только первоклашка, и то лишь растянув сеанс почти на неделю. Как ни крути, но рекомендация разрешать ребенку с трех лет смотреть полнометражный часовой мультик в день выглядит куда более логичной.

Как и дозволять просмотр детям 4-6 лет нескольких мультиков в день, но дозированно. Например, по одному утром, в обед и вечером.

Мультик – это хорошо

Учит, развлекая. Сюжеты многих мультфильмов содержат развивающую составляющую. Просматривая их, дети получают представления о цветах и формах, учат названия животных и континентов. Герои анимаций задают в них вопросы, на которые сами же и отвечают. Они решают простейшие задачки и поют веселые песни, которые легко запоминаются и воспроизводятся детьми. Есть мультфильмы, которые помогают выучить иностранный язык, освоить счет.

Помогают социализации. Дети, которые видели одни и те же мультфильмы, быстрее находят общий язык. В игре они могут копировать слова или поведение героев, назначать себя на их роли.

Расширяют словарный запас. Новые слова и обороты, произнесенные любимым героем анимации, быстро запоминаются. Пытаясь воспроизвести монологи или диалоги из любимого фильма, ребенок учится употребять название новых предметов и понятий, а также тренирует дикцию.

Модели поведения. Большинство мультиков содержат положительные посылы. Добро в них побеждает зло, плохие герои оказываются наказанными за свои нехорошие поступки, друзья не бросают друг друга в беде, ловкость и смекалка помогает героям преодолеть трудности и так далее. У малыша формируются представления о том, как стоит и как нельзя поступать. Если еще и взрослые хоть изредка приобщаются к просмотру мультфильмам и ненавязчиво помогают расставить акценты в сюжетах, такие сеансы могут стать отличным воспитательным материалом.

Пара слов в защиту Маши

Вредные и полезные мультики. Еще один спорный вопрос. Публикация пару-тройку лет назад списка “опасных” для детской психики мультфильмов и попадание в этот перечень хитов вроде “Маша и медведь” существенно подняло градус дискуссии на эту тему. В первой пятерке этого антирейтинга оказались также “Монстр Хай”, “Губка Боб” и “Том и Джерри”. Разгоняя панику в Сети авторы публикаций о вреде указанных мультфильмов ссылались на некое исследование известных психологов. На поверку оказалось, что скандальный список был составлен студентами и преподаватели психологического факультета Московского государственного университета по итогам “исследования”, проведенного в рамках Летней психологической школы – такое себе научно-практическое мероприятие, которое проводится на берегу водохранилища ежегодно по окончанию учебного года. Что-то вроде ненавязчивого тренинга для будущих психологов, организованного их преподавателями. Найти более исчерпывающую информацию о самом исследовании проблематично. Сколько детей было подвергнуто исследованию, какие методы применялись, в чем конкретно выражался опасный эффект от просмотра указанного перечня мультфильмов, в прессе не приводится. Просто психологи установили, что, например, Маша может стать примером для подражания для детей, а ведь она демонстрирует плохое поведение. Якобы все дети склонны к подражанию, а этот мультфильм формирует у ребенка неверные поведенческие модели. Точка. То есть плохое поведение героя мультфильма и последующая девиантность зрителя поставлены в прямую зависимость.

Авторы “исследования” упустили один момент. Практически все сюжеты сказок строятся на противопоставлении хороших и плохих героев. Даже в безобидной истории про Чебурашку есть Шапокляк. Если формально следовать логике психологов или тех, кто интерпретировал содержание их тренингов, от детей куда подальше следует убрать даже историю о Колобке. Невероятно жестокий финал. Из “Золушки” стоило бы убрать образ мачехи – ребенок может счесть приемлемыми семейные отношения, построенные на эксплуатации детского труда. Змей Горыныч, Баба Яга, Кощей и Соловей-разбойник – еще те монстры. Их, вероятно, тоже следовало бы убрать с детских глаз долой.

“Дети склонны верить всему происходящему” – так сторонники запрета поясняют мнение, что в мультфильмах не должно быть героев, чье поведение будет способствовать формированию личности с асоциальными формами поведения. Попробуйте умозрительно вычеркнуть из списка мультфильмов все, в которых есть злодеи, хулиганы, плохие волшебники, глупцы, обманщики и лгуны. Что-то осталось?

А может, все правильно с точностью до наоборот, и именно плохие герои показывают малышам, как не стоит делать?

Что можно сказать в защиту мультфильма

Между тем, несмотря на обилие отрицательных моментов, которые психологи обнаруживают в популярном мультфильме, существуют и альтернативные точки зрения. Так, детский психолог Жанна Савенко считает, что на самом деле бомбой является родительская лень.

Задача папы и мамы — комментировать своему сыну или дочке поступки героини, объяснять, что в конкретных ситуациях она ведёт себя неправильно и повторять её действия никак нельзя.

Естественно, чтобы воспитывать своё чадо с помощью мультика, методом «от противного», показом антипримера, маме или папе нужно найти время, оторваться от телефона или планшета — сесть рядом с ребёнком и вместе вникнуть в экранный сюжет. Но малыш наверняка это оценит, большинство детей очень любят смотреть мультфильмы вместе с родителями, просят их об этом, взахлёб пересказывает увиденные истории.

Задача родителя — указать ребёнку на отрицательные поступки героини, помочь осознать их и выработать своё правильное поведение

Конечно же, Маша — не идеал, но у неё есть и положительные черты. Она весёлая, оптимистка, непосредственная, незлопамятная

Нужно акцентировать внимание ребёнка на хороших поступках Маши, например, следующие:

  • у неё возникает стремление учиться, она играть на пианино, она с удовольствием учит кукол хорошему поведению;
  • сломала мишке корабль-сувенир, но зато потом построила ему настоящий большой с парусами;
  • заяц хотел сделать зверям игрушки в яйцах, и случайно разлил краски, а Маша дала ему новые.

У Маши есть и положительные черты, она часто хочет чему-нибудь учиться, например, играть на пианино

Популярный мультфильм «Маша и медведь», конечно, может негативно повлиять на воспитание и психику ребёнка, но только если родители не объясняют ему сути просмотренного контента. Конечно, главная героиня часто ведёт себя неправильно, но папа и мама могут извлечь из этого урок, объясняя своему чаду многие вещи по принципу «нужно делать наоборот».

Мультик – это плохо

Может испортится зрение. Связь не доказана, но именно к этой причине чаще всего апеллируют родители, запрещая детям часами просиживать возле телевизора. Если у ребенка есть нарушения зрения, однозначно следует выполнять советы и предписания офтальмолога, в том числе придерживаться рекомендованного им режима просмотра телевизора. Всем детям и взрослым также стоит знать рекомендуемое соотношение размера экрана и расстояния до зрителя: с диагональю 32 дюйма – 1,5 метра, 42 дюйма – 1,7 м, 47 – 1,9 м, 50 дюймов – 2 м.

Может замедлится двигательное развитие. Во время просмотра мультфильма активно работает зрительный канал восприятия информации

А для полноценного развития ребенку нужно еще и много двигаться, развивать речь, память, внимание

Может появиться избыточный вес. Сидя перед экраном ребенок не расходует энергию, что чревато формированием нежелательных запасов на щечках и животике.

Может появиться синдром дефицита внимания (СДВ). Он может возникать из-за регулярной перегрузки нервной системы яркими, быстро сменяющими друг друга картинками

Проявляться СДВ может гиперактивностью, неспособностью сосредоточиться и сконцентрировать внимание, капризностью, импульсивностью и раздражительностью

История вопроса

«Маша и медведь» — один из самых популярных на сегодня отечесвтенных мультфильмов. Он представлен уже десятью сезонами (последний вышел в 2018 году), и малыши буквально не могут оторваться от него, сопровождая весёлым смехом действия экранных героев.

Маша и медведь привлекает детей яркими забавными героями и смешными ситуациями, в которые они всё время попадают

Осенью же 2018 года на страницах центральных СМИ и в сети Интернет появилась информация о рейтинге самых вредных мультфильмов с точки зрения российских психологов. И первое место в нём занимает именно «Маша и медведь».

Удивительно, но российский Маша и медведь превзошёл по вредности даже «Монстр Хай» с его жутковатыми персонажами

Создатели мультсериала, вполне естественно, стали отрицать вредное влияние их детища на психику малышей, однако при этом не назвали конкретных опровергающих фактов. Между тем Анатолий Северный, президент Ассоциации детских психиатров и психологов отметил, что российские психологи вообще не составляли указанный рейтинг, и новость является просто антирекламой.

Другие новости раздела

3 июня 2021, 20:30     
 48

Батут не надут. Как предприниматели отнеслись к закрытию аттракционов в Улан-Удэ
Ранее о запрете уличных развлечений высказался мэр города.

3 июня 2021, 19:30     
 134

В Улан-Удэ после реконструкции открылся обновленный «ДНС»
Магазин стал еще интересней. 

3 июня 2021, 17:40     
 312

В Улан-Удэ воду в Селенге признали опасной для питья и купания
Специалисты выявили несоответствие нормам.

Смотреть еще

Актуально

31 мая, 12:46     

 5 051

В Улан-Удэ приостановили проведение профосмотров и диспансеризации

31 мая, 12:36     

 7 722

В Бурятии нарастает третья волна коронавируса

29 мая, 10:32     

 10 469

Как изменится жизнь россиян в июне

26 мая, 22:08     

 11 411     1

В Бурятии Баиру Жамбалову уже зачли домашний арест в срок исполнения приговора

Свежие новости

3 июня, 20:30      48
Батут не надут. Как предприниматели отнеслись к закрытию аттракционов в Улан-Удэ
Ранее о запрете уличных развлечений высказался мэр города.

3 июня, 19:30      134
В Улан-Удэ после реконструкции открылся обновленный «ДНС»
Магазин стал еще интересней. 

3 июня, 18:16      595
Прокуратура начала проверку по факту взрыва на шахте в Бурятии
Напомним, при взрыве погиб работник. Еще семерым удалось спастись.

3 июня, 17:57      249
В Улан-Удэ за кражу задержали истинного гурмана
Любитель деликатесов воровал дорогие сыры и колбасу.

3 июня, 17:40      312
В Улан-Удэ воду в Селенге признали опасной для питья и купания
Специалисты выявили несоответствие нормам.

3 июня, 17:03      427
В Бурятии стало известно, когда стартуют рейсы в Тунку
Полеты из Улан-Удэ в Кырен будут стоить не более 3 тысяч рублей.

3 июня, 16:57      760
В Бурятии с начала недели поймали больше 400 нарушителей антиковидного режима
Жителей республики призывают соблюдать меры профилактики.

3 июня, 16:18      417
Юные футболисты из Улан-Удэ стали победителями международного турнира
Соревнования проходили в Санкт-Петербурге.

3 июня, 15:43      258
В районе Бурятии открыли две борцовские юрты
Спортобъекты начинали строить всем миром.

3 июня, 15:30      390
В Бурятии для долгостроя будут искать нового подрядчика
Права на замороженную стройку передают фонду защиты дольщиков.

3 июня, 15:29      355
Жители Бурятии первыми увидят блокбастер про байкальскую нерпу
В республике премьера выйдет на пять дней раньше.

3 июня, 15:13      1 243
Выстрел в голову. В Бурятии читинец пойдет под суд за убийство напарника
Закопанный в лесу труп обнаружили только через год.

Стоит ли доверять исследователям?

В американской прессе в свое время был опубликован результат исследования, проведенного специалистами на базе детской больницы Бостона. Тестирование почти тысячи детей показало, что часто и много смотревшие телевизор, действительно, немного отставали

У них были хуже развиты внимание, логическое мышление и моторика

Исследователи не удовлетворились результатом и пошли дальше и детальнее опросили родителей. Оказалось, что все дети со слабыми показателями развития были из менее обеспеченных семей, в которых мамы-папы имеют худшее образование и много заняты работой. И “залипание” ребенка в телевизоре было вынужденным следствием образа жизни всей семьи. Это исследование показало, что на первый план должен быть вынесен вопрос, не какие мультики смотрят дети в телевизоре, а сколько и почему? Мультфильмы не могут заменить ребенку общение с родителями и сверстниками. Интересный совместный досуг – занятия творчеством или спортом, настольные игры и подвижные развлечения на свежем воздухе, а не цензура – и мультики станут лишь вспомогательным способом развлечь малыша.

Зурхай

Четверг, 03 июня

23-й лунный день с элементом Железо. Благоприятный день для людей, родившихся в год Тигра, Кролика, Обезьяны и Курицы; почитать три драгоценности, завершать начатое дело, проводить обряд «жабтуй», делать домашние дела, надевать новую одежду, шить и кроить одежду, следить за своим распорядком дня, устраиваться на работу, нанимать работников. Отправляться в дорогу – к находке, все задуманное исполнится. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Дракона, Овцы и Собаки; Освящать статуи и изображения Будд, Бодхисатв, Сахюусанов. Стрижка волос – к проблемам со здоровьем.

Пятница, 04 июня

24-й лунный день с элементом Небо. Благоприятный день для людей, родившихся в год Лошади, Овцы, Обезьяны и Курицы; заниматься практикой сосредоточения и начитывания мантр, проводить обряд «даллга абаха», регистрировать брак, надевать новые украшения, новую одежду, устроить романтический ужин любимому человеку, собирать друзей, проводить посевные работы, устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Тигра и Кролика; Отправляться в дорогу – к несчастью. Стрижка волос – к проблемам со здоровьем.

Суббота, 05 июня

25-й лунный день с элементом Вода. Благоприятный день для людей, родившихся в год Коровы, Тигра и Кролика; проводить обряд «даллга абаха», начинать лечение, покупать лекарственные сборы, регистрировать брак, надевать новые украшения, новую одежду, давать подарки гостям, начинать путешествие, дальнюю поездку, для посевных работ, проводить похороны и поминки. Отправляться в дорогу – очень хорошо, к увеличению материального достатка. Неблагоприятный день для людей, родившихся в год Мыши и Свиньи; устраиваться на работу, нанимать сиделку, работников, а также повышать физическую нагрузку. Стрижка волос – к ухудшению зрения, к усталости.