Полезные советы

Самостоятельная ходьба — довольно сложный процесс. Но родители в силах заранее подготовить ребёнка к ней
Это возможно даже в первые месяцы жизни.
Очень важно убедиться в том, что кроха проводит хотя бы по 10 минут в день в положении лежа на животике. Такие регулярные упражнения помогут окрепнуть мышцам шеи и спины.
Малыши довольно часто любят переворачиваться со спинки на животик и обратно при смене подгузников
Такие движения они начинают делать в возрасте 2–6 месяцев. Эти попытки должны поощряться. Например, можно держать любимую игрушку крохи сначала перед ним, а затем перемещать вбок. Таким образом, развиваются все мышцы, и ребёнок готовится к следующему этапу своего развития — приобретению навыка подниматься из положения лёжа.
Примерно в возрасте четырёх месяцев дети делают попытки сидеть, опираясь на что-то, а в полгода они уже сидят самостоятельно

Ребёнку нужно помочь принять такое положение, осторожно подтягивая его за ручки
Заинтересуйте его повернуться в том или ином направлении при помощи яркой игрушки — это, опять же, укрепит мышцы спины и улучшит ориентирование в пространстве.
В возрасте от полугода до года дети активно учатся ползать к предметам, наиболее привлёкшим их внимание. Родители должны всячески поощрять такие движения
Можно, например, поместить любимые игрушки немного дальше, это поможет малышу совершить небольшое путешествие по дому.
Придерживайте ребёнка за подмышки и позвольте ему попрыгать у вас на коленях

Научите его сгибать-разгибать ножки. Как правило, с такой задачей дети легко справляются в возрасте от семи месяцев до года. Если настал такой момент, когда ваш кроха начал вставать, используя в качестве опоры различные предметы, например диван, стул и др., самое время начать укреплять мышцы маленьких ножек более активно.

Хождение босиком

Часто родители спрашивают, можно ли ребенку ходить босиком. Многие это делают под давлением представителей старшего поколения — бабушки и дедушки приходят в ужас, когда видят, как карапуз делает первые шаги босыми пятками по голому полу. Ничего страшного в такой «прогулке» без обуви нет, считает Комаровский, к тому же это очень полезно для ребенка.

Природа не предусматривает никакой обуви, а потому биологически и физиологически чадо в ней точно не нуждается. Если пол холодный, а малыш босой — не нужно бояться, что будет происходить повышенная теплоотдача. Ребенок вряд ли заболеет.

При контакте стопы с холодным полом сосуды кожи на ножках малыша сужаются, и именно это препятствует потере тепла. Такое компенсаторное свойство есть только у ног человека, но нет у других частей тела.

Есть еще один аргумент для заботливых бабушек, которые норовят надеть на ребенка сразу две пары носков, а также теплые тапочки: хождение босиком, по оценкам многих детских ортопедов и педиатров, помогает сформировать правильную стопу, без и других проблем.

Полезно ли ходить босикм расскажет доктор Комаровский в видео ниже.

Как научить ребенка в год ходить самостоятельно?

Начинать предпочтительнее с отработки навыка ползания. Это первоначальный этап освоения сложных двигательных навыков, позволяющий ребенку научиться свободно и относительно безопасно передвигаться в пространстве, а также натренировать и укрепить костно-мышечный скелет.

Если ребенок в год не ходит самостоятельно по причине страха перед повторным падением, приветствуйте новые попытки малыша встать на ножки и пойти спокойно и ненавязчиво. Поощряйте малыша ласковыми словами, но ни в коем случае не заставляйте передвигаться насильно. Покажите на собственном примере, как это здорово ходить самому.

Что делать, если ваш ребенок не ходит в полтора года?

Что же делать родителям, если их ребенку уже полтора года, а он так и не начал ходить самостоятельно?

Во-первых, родителям нужно набраться терпения, поскольку впереди предстоит достаточно сложный процесс выяснения истинной причины отказа ребенка передвигаться в вертикальном положении.

Во-вторых, для определения причины нужно привлечь следующих специалистов:

  • педиатра, который осмотрев малыша и сделав выводы о его общем состоянии, выпишет направления к врачам более узкого направления;
  • хирурга – врача, который профессионально оценит состояние мышечного корсета и суставов малыша;
  • невролога – специалиста, который оценит психомоторное развитие ребенка, тонус мышц, его рефлексы и реакции на определенные раздражители. Если врач отметит какие-то тревожные признаки, то назначит определенную реабилитационную программу.

Обратите внимание

Очень важно показать малыша специалисту данного профиля в три месяца, чтобы убедиться, что кроха развивается согласно нормам, соответствующим его возрасту. ортопеда – специалиста наиболее узкого профиля, к которому, как правило, направляют хирурги или неврологи в случае подозрения у малыша каких-либо проблем с костями, суставами и мышцами

ортопеда – специалиста наиболее узкого профиля, к которому, как правило, направляют хирурги или неврологи в случае подозрения у малыша каких-либо проблем с костями, суставами и мышцами.

Как отмечают ортопеды, самыми распространенными проблемами являются:

  • дисплазия тазобедренных суставов;
  • гипертонус (постоянное напряжение) мышц;
  • мышечная дистония.

Важно

Чтобы вовремя выявить и устранить возможные ортопедические проблемы, не следует пренебрегать профилактическими осмотрами у специалиста на протяжении первого года жизни ребенка. Поскольку впоследствии могут возникать проблемы с самостоятельным передвижением малыша.

Если походы по врачам окончены, и вы имеете на руках заключение о том, что ваш ребенок полностью здоров, но при этом он все равно не хочет ходить, тогда вам следует терпеливо продолжать заниматься с крохой с учетом вышеизложенных правил, и еще немного подождать. Проявляйте мудрость и смекалку, и ваш малыш очень скоро пойдет вам на встречу.

При этом не забывайте о простых радостях жизни: просто любите кроху, обнимайте, целуйте. Доброжелательный настрой и положительная атмосфера – это лучшая помощь и поддержка для вашего ребенка.   

Токарева Лариса, педиатр, медицинский обозреватель

23,172 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Советы родителям

Когда ребенку исполняется год и несколько месяцев, а ходить он еще не собирается, некоторые родители приходят в замешательство. Наверное, потому что первый шаг младенца ассоциируется с началом взросления, переходом из младенчества в детство, за которым последует отрочество.

Нетерпение родителей можно понять, первый год жизни малыша был, наверное, самым радостным и в то же время трудным годом для них.

Если детский врач не замечает никакой патологии в развитии ребенка, малыш подвижен и любознателен, значит, нет никаких причин для паники или нетерпения. Всему свое время! Время ползать, и время ходить. Скоро карапуз начнет так бегать, а иногда и убегать, что вы сами будете этому не рады. Страх перед самостоятельной ходьбой можно преодолеть во время игры.

Когда ребенок боится ходить, а вернее, не может по причине заболевания, это уже нельзя назвать страхом. Поэтому нужно сразу отбросить вероятность того, что все само собой пройдет. Своевременное лечение болезни, которая может быть врожденной или приобретенной, должно сопровождаться лечебной гимнастикой, плаванием, занятиями на фитболе, лечебным массажем.

Чем больше вы вложите в ребенка, тем счастливее и здоровее он вырастит. Встречаются серьезные врожденные патологии, которые требуют хирургического вмешательства и большой суммы. Нельзя опускать руки, просите помощи у благотворительных организаций, не оставайтесь наедине со своей проблемой. Нельзя считать себя побежденным, не вступив в борьбу за возможность нормальной жизни для своего ребенка.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Ребенок не хочет ходить на курсы

Родители, которые со всей ответственностью подходят к воспитанию ребенка, могут заранее задумываться о его профессиональном будущем. Они обычно записывают ребенка на курсы по этим направлениям, а он зачастую сопротивляется и никак не хочет изучать программу. Причины здесь тоже могут быть разными.

Ребенку не подходит этот предмет

Родители могут считать, что английский язык необходим любому человеку для профессионального и личного развития, а ребенок при этом — совсем не хотеть учить его. В таком случае, не стоит всеми правдами и неправдами пытаться его освоить. Если дополнительные занятия и правильная работа с мотивацией не помогают, можно попробовать освоить другие языки или навыки. Возможно, они заинтересуют его больше, и он начнет учиться с удовольствием.

Ребенку не подходят эти курсы

При выборе курсов стоит обращать внимание на методы преподавания. Один из самых беспроигрышных вариантов — курсы с геймификацией: при таком подходе в обучение включают игровые механики

К сложным задачам добавляются раскраски, мультики и эстафеты, элемент соревнования. Учеба перестает быть скучной и неинтересной, ребенок начинает заниматься с удовольствием. Через такой подход можно полюбить даже те предметы, к которым не было изначальной предрасположенности.

Экономика образования

Геймификация в образовании: когда обычный курс становится квестом

Советы родителям

Когда ребенку исполняется год и несколько месяцев, а ходить он еще не собирается, некоторые родители приходят в замешательство. Наверное, потому что первый шаг младенца ассоциируется с началом взросления, переходом из младенчества в детство, за которым последует отрочество.

Нетерпение родителей можно понять, первый год жизни малыша был, наверное, самым радостным и в то же время трудным годом для них.

Если детский врач не замечает никакой патологии в развитии ребенка, малыш подвижен и любознателен, значит, нет никаких причин для паники или нетерпения. Всему свое время! Время ползать, и время ходить. Скоро карапуз начнет так бегать, а иногда и убегать, что вы сами будете этому не рады. Страх перед самостоятельной ходьбой можно преодолеть во время игры.

Когда ребенок боится ходить, а вернее, не может по причине заболевания, это уже нельзя назвать страхом. Поэтому нужно сразу отбросить вероятность того, что все само собой пройдет. Своевременное лечение болезни, которая может быть врожденной или приобретенной, должно сопровождаться лечебной гимнастикой, плаванием, занятиями на фитболе, лечебным массажем.

Чем больше вы вложите в ребенка, тем счастливее и здоровее он вырастит. Встречаются серьезные врожденные патологии, которые требуют хирургического вмешательства и большой суммы. Нельзя опускать руки, просите помощи у благотворительных организаций, не оставайтесь наедине со своей проблемой. Нельзя считать себя побежденным, не вступив в борьбу за возможность нормальной жизни для своего ребенка.

Нормы развития ребенка: во сколько месяцев он должен начать самостоятельно ходить?

Как и другие умения, навык хождения и первые шаги — абсолютно индивидуальны для каждого ребенка, поэтому ни в коем случае не стоит сравнивать свое чадо с детьми друзей, знакомых или соседей, которые вовсю хвастаются их ранними успехами и достижениями, а вы полагаете при этом, что с вашим малышом что-то не так.

Педиатры акцентируют внимание на том, что график развития, как правило, у каждого ребенка будет свой, с допустимым отклонением в ту или иную сторону от существующих медицинских норм. Поэтому, изучая всевозможную литературу и эти самые нормы, помните, что они являются всего лишь примерными средними показателями.. На самом деле, очень редко ребенок растет и развивается «по книге», начиная в четко назначенное время поднимать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать и наконец ходить, причем, именно в такой правильной последовательности

Многие детки могут вообще пропустить какой-то этап, к примеру, не ползать, а сразу вставать после освоения навыка сидения, и это тоже будет вариантом нормы

На самом деле, очень редко ребенок растет и развивается «по книге», начиная в четко назначенное время поднимать голову, переворачиваться, садиться, ползать, вставать и наконец ходить, причем, именно в такой правильной последовательности. Многие детки могут вообще пропустить какой-то этап, к примеру, не ползать, а сразу вставать после освоения навыка сидения, и это тоже будет вариантом нормы.

Считается, что ребенок, здоровый физически и психологически, может начать ходить в возрасте от девяти месяцев до шестнадцати-восемнадцати. Как видите, этот диапазон не зря является таким широким, ведь скорость освоения навыка зависит от многих важных факторов.

Если же рассматривать подробно процесс вставания и начала хождения, то обычно все происходит следующим образом:

  • В девять месяцев ребенок пытается подняться на ножки, держась за кроватку или другую опору.
  • В течение девятого-десятого месяцев дети будут совершенствоваться в умении вставать и постепенно смогут делать это более уверенно, а также все дольше и дольше держаться на ножках.
  • В это же время малыш может совершать первые пробные шаги, держась за мебель или за ваши руки. Также вы можете поддерживать его под руками. Иногда можно заметить, как ребенок вдруг отпускает ручки и стоит несколько секунд, пошатываясь, но ни за что не держась.
  • В одиннадцать месяцев малыш осваивает сгибание коленей. Он может даже пытаться приседать из положения стоя, чтобы поднять с пола какую-то игрушку. Еще одно открытие для него — наклоны.
  • К году ребенок научится координировать свои движения, держать равновесие. Возможно, он уже вовсю топает с вами за руку, но все еще боится сделать первый шаг самостоятельно. Для этого тоже нужно время — скоро наступит момент, когда малыш отпустит вашу руку и пойдет сам.

Какие факторы влияют на развитие?

Среди наиболее значимых можно выделить:

Наследственность или генетический фактор.

Вспомните или спросите у мамы, сколько вам было, когда вы сделали свои первые шаги, ведь если ближайшие родственники малыша не отличались ранним развитием, то малыш априори не будет исключением.

Насколько ребенок активен и физически развит.

Если у него есть лишний вес, и он ленился ползать или садиться, то и начать ходить ему тоже будет тяжело, а стройный ребенок вскочит на ножки гораздо быстрее, к тому же, выносливость, развитость и крепость мышц и суставов несомненно пригодится малышу для самостоятельного передвижения.

Не забывайте и про разницу между мальчиками и девочками.

Последние немного опережают в развитии своих сверстников-мальчишек.

Также очень важен темперамент и характер малыша.

Бойкие и энергичные холерики или сангвиники, будучи неимоверными непоседами, просто не могут усидеть на одном месте, а значит, они будут изо всех сил стараться открыть для себя новые горизонты и встанут на ноги или пойдут даже без вашей помощи. А вот медлительные меланхолики и уравновешенные флегматики совершенно спокойно будут ползать или сидеть, познавая мир вот так — никуда не спеша.

Помимо этого, конечно же имеет значение здоровье и общее состояние ребенка, эмоциональный фон и атмосфера в семье, а также непосредственное участие родителей в процессе развития.

Вставать и делать первые шаги

Ребенок – лучшее, что может с нами случиться. Но вместе с ним появляется не только счастье в доме, но и большая ответственность. Необходимо должным образом воспитывать, обучать малыша. Однажды приходит момент, когда ребенку стоит встать на ноги и начать новый этап в своей жизни сделав первый шаг.

Многие родители сталкиваются с проблемой, как же именно научить ребенка ходить.

 Возраст

Возраст, в котором ребенок пойдет, зависит от его индивидуального развития. Некоторые считают приемлемым девять месяцев, некоторые – десять, а кто-то и год.

Есть несколько негласных правил, благодаря которым вы сможете научить ваше чадо передвигаться.

Откажитесь от использования таких вспомогательных средств, как ходунки. Многие врачи сетуют на то, что ребенок привыкает к посторонней помощи и сам не желает ходить то ли в силу привычки, то ли в силу страха. Кроме того, ходунки способствуют развитию искривления стопы, что очень вредно для здоровья малыша. На ходунках ребенок ходит на носочках, в то время когда должен полноценно наступать на стопу.

Будьте помощником в ходьбе. Ребенок любознателен, он тянется за своими родителями, поэтому вам стоит в форме игры отойти на расстояние и манить ребенка к себе. Поскольку ребенок еще не делал первые шаги, он может невольно упасть. В этот момент вы должны быть на подхвате. Ребенок не должен испугаться, иначе страх может замедлить процесс обучения первым шагам.

Безопасность

Ни в коем случае не учите ребенка ходить на скользком полу. Это и неудобно, и, в то же время, очень опасно. Ваш ребенок может упасть и повредить себе что-нибудь. Избегайте острых углов на месте обучения.

Вселите уверенность в ребенка, что он все сможет. Когда он в очередной раз будет стоять, помогите ему передвинуться на пару шагов, аккуратно подтолкните и отпустите. Ребенок будет уверен, что его поддерживают, сам не осознавая, что он идет без посторонней помощи.

Немаловажным фактором, влияющим на способность ребенка ходить, является обувь. До того, как ребенок научится ходить, лучше отказаться от обуви. В чем же причина отказа? Как и ходунки, обувь может не правильно сформировать стопу, после чего ребенку труднее будет научиться ходить, и могут возникнуть ортопедические проблемы.

Главное при обучении ребенка – создать интерес. Помогите ребенку развиваться, не оставляйте все на самотек. Ведь в этом возрасте только от вас зависит, будет ли отставать ваш ребенок, или же обгонит других в развитии.

Дефекты походки: перерастет ли?

Как дети начинают ходить? — Сначала он неуклюж и смешон: ноги расставляет широко, попка оттопырена, чтобы мягче плюхнуться, если что. Но упорства и непосредственности хватит на целую семью. Первые шаги малыш делает у опоры или держась за руки взрослого.

Иногда маме кажется, что если ребенок ходит на полусогнутых ногах, то это вполне нормально. Но бывают случаи, когда «жокейская походка» говорит о нарушениях мышечного тонуса. Это дело поправимо и лечится массажем, соляными и травяными ваннами, специальной гимнасткой.

Хождение на полусогнутых ножках – признак гипотонуса (пониженного тонуса), а хождение на носочках – гипертонуса (повышенного тонуса).

Почему ребенок ходит на пальчиках

Довольно часто (почти во всех семьях) возникает проблема, когда ребенок ходит на пальчиках. Кто-то из врачей поясняет такую походку фантазиями малыша, кто-то баловством. Некоторые ортопеды говорят, что ребенку так удобнее, вот он и не становится на всю стопу.

Ребенок ходит на мысочках примерно до 2 лет, и это считается нормальным. Почему же родители так переживают, если замечают у чада такую привычку? Дело в том, что некоторые серьезные неврологические заболевания имеют такой симптом, как хождение малыша на цыпочках.

Прежде чем пугаться, если ребенок ходит на пальчиках, мамы и папы должны понять, что не бывает болезни, о которой свидетельствует только один тревожный фактор. Вы обязательно заметите еще несколько признаков, и тогда уж громко стучите во все двери. Во всяком случае, консультация грамотного специалиста не помешает. Он поможет Вам успокоиться и не тревожиться понапрасну.

Как учить ребенка ходить —  в обуви или босиком?

Мнения врачей противоречивы. Но они совпадают в одном — первая обувь не должна передаваться по наследству. Возможно, прежний хозяин косолапил или имел другие «вредные привычки». Тогда его ботиночки будут стоптаны под его ножку, и Ваш карапуз может перенять неправильную постановку стопы.

Кому нужно носить обувь? – малышам, которые ставят ногу неправильно (например, при косолапости). Чаще всего советуют высокие ортопедические ботиночки – они жестко фиксируют голеностопный сустав и не позволяют выворачивать стопы внутрь или в стороны.

При дефектах походки, ортопед сам назначит коррекционную обувь для ребенка, начинающего ходить. А если с малышом все в порядке – просто подберите ему качественные ботиночки или высокие сандалии, закрывающие щиколотку.

Частенько ребенок не хочет ходить в обуви, если ему тяжело и неудобно. Поскольку на улице карапуз видит пример других детей — он терпит, но в квартире устраивает настоящие истерики. Босиком можно ходить дома, в частном дворе и в чистой песочнице. Хождение без обуви – хорошая профилактика плоскостопия и различных болезней. Кроме того, это закаливание и естественный массаж стопы, на которую спроэкцировано много нервных окончаний.

Мамины помощники – вред или польза?

Ходунки, вожжи, манеж – все это ограничители детской свободы, которые поселяются в каждом доме. Нужны ли они? – и да, и нет.

Нужно ли учить ребенка ходить с помощью ходунков, ведь именно для этого, как принято считать, они созданы. Не самом деле, ходунки предназначены для детей, уже умеющих ходить – чтобы чадо было занято, но не упало, а мама могла бы спокойно варить обед.

Высота ходунков, рассчитанная на более старших детей, может стать причиной того, что малыш привыкнет ходить на носочках, хотя до этого и не помышлял. Помимо того, младенец, который еще не пошел, попадает в группу риска по искривлениям позвоночника – ведь его мышцы еще не окрепли и не держат позвоночник в достаточной мере.

Если Вы решили, что у Вас однозначно будут ходунки, придерживайтесь правил:

  • выбирайте качественный товар;
  • не позволяйте малышу сидеть в ходунках долго;
  • если ребенок еще не пошел, лучше пока не пользоваться ходунками, или пользоваться не больше часа в день.

Манеж более подходит, чем ходунки. В манеже можно играть, стоять, сидеть, ходить и при этом не упасть больно. К тому же кроха, играющий в манеже, всегда на виду.

Вожжи нужны больше для прогулок — чтобы кроха не упал в грязь, а мамина спина не болела. Их недостаток – не всегда надежны. Но при небольшом опыте, Вы не уроните кроху и всюду успеете вместе с ним.

Первый шаг – это только маленькое, но смелое путешествие в будущее. Войдите в эту дверь, держась за руки: папа, мама и их малыш!

Что вызывает?

Болезнь бывает врожденной и приобретенной. В первой ситуации вальгус вызывают пороки развития соединительной ткани, генетические, хромосомные аномалии плода, нарушения нервной системы. Патология начинается еще в период внутриутробного развития, новорожденный рождается уже с ней.

К таким нарушениям относятся:

  • нарушения иннервации;
  • неправильное положение бедренных костей и таза, дисплазия тазобедренного сустава;
  • врожденный вывих бедра;
  • нарушения в пояснично-крестцовом отделе позвоночного столба;
  • церебральный паралич;
  • расщепление позвоночника (неполное закрытие нервной трубки в спинном мозге);
  • спаечные процессы в малом тазу;
  • врожденная слабость мышечно-связочного аппарата.

Родителям часто кажется, что некоторые из врожденных отклонений, никак не связаны с патологией стопы. Однако все костно-мышечные структуры в организме взаимосвязаны, поэтому причины вальгуса могут оказаться довольно неожиданными. Например, вызвать вальгус может такая родовая травма, как смещение оснований костей черепа, а именно изменение положения затылочной кости. Такая травма вызывает цепную реакцию. Неправильно становятся позвонки шейного отдела, грудного, поясничного, разворачивается крестец, тазовые кости, бедра, голени. И так деформация доходит до стоп. Точно также иногда вальгус может быть следствием такого диагноза, как кривошея.

Приобретенную вальгусную постановку стоп у ребенка вызывают ошибки в развитии и функционировании опорно-двигательного аппарата, травмы, чрезмерная нагрузка на ослабленную мышечно-связочную систему.

Ей способствует ранняя постановка в вертикальное положение, раннее начало ходьбы. Особенно высоки риски, если малыш пухленький, имеет лишний вес. Не стоит торопиться учить его ходить, равняться на других детей. Гораздо полезнее для опорно-двигательного аппарата стимулировать малыша активно ползать. К опоре на ноги и началу ходьбы тело ребенка готово только к 10 –12 месяцам. Некоторые детки делают свои первые шаги в 9 месяцев, а другие в 15 ¬¬– 18 месяцев. И это все варианты нормы. Помните, что разные ходунки, прыгунки, вожжи могут принести вред, а не пользу. Перед их использованием посоветуйтесь с педиатром.

Несформированные, неокрепшие связки, сухожилия, мышцы с ослабленным тонусом не способны удерживать ножки в правильном положении, поэтому под тяжестью веса тела стопы деформируются. Ухудшает ситуацию плохая координация, качающаяся походка малыша, когда для устойчивости он широко расставляет ножки.

Частая причина вальгусной деформации – перенесенный в младенчестве рахит. Как ни странно, но в легкой степени тяжести эта патология встречается почти у 30 % детей до 3 лет. Причиной рахита является дефицит витамина D, который приводит к нарушению усвоения кальция, недостаточной минерализации и прочности костей.

Еще одна распространенная причина – неподходящая, тесная или, наоборот, слишком свободная обувь. Она приводит к неправильному распределению нагрузки на стопу во время ходьбы, формированию походки, вызывающей появление кривизны ног. Выбирайте для ребенка качественную и хорошую обувь с эластичным жестким задником, небольшим каблуком, ортопедической стелькой, из натуральных материалов. Категорически не рекомендуется отдавать малышу обувь старших братьев, сестер, племянников и т. д.

Благоприятные условия для развития патологии создают:

  • недоношенность;
  • чрезмерная подвижность суставов;
  • плоскостопие;
  • дефицит кальция и витамина D;
  • частые инфекционные болезни;
  • ослабленный иммунитет;
  • ожирение;
  • нарушения в нервной системе;
  • травмы голени и стопы (переломы, вывихи, растяжения);
  • заболевания почек;
  • генетическая предрасположенность, наличие вальгуса у родителей, бабушек, дедушек;
  • эндокринные расстройства, приводящие к нарушению обмена кальция.

Что должен уметь ребенок в год

Так как мы говорим о двигательных навыках крохи, то и речь дальше пойдет только о них. Итак, в 11–12 месяцев малютка может:

  • быстро и активно ползать;
  • стоять с поддержкой или без нее;
  • приседать и вставать на ноги из любого положения;
  • ходить, держась за руки взрослого;
  • забираться на диван и спускаться с него.

Все приведенные выше нормы являются приблизительными. Если ваш карапуз чего-то еще не умеет, не расстраивайтесь! Всем навыкам его можно научить. Что нужно делать? Начать стоит с укрепления мышц. Помочь вам может ежедневная гимнастика или деликатный массаж (лучше чередовать их).

Как можно больше времени проводите с ребенком. Помните, игры – самая эффективная и интересная обучающая методика для годовалого малыша (как и для детей старшего возраста). Вместе ползайте, играйте в «догонялки», «прятки», «гонки».

Поменьше думайте о том, почему ребенок все еще чего-то не умеет. И чаще старайтесь учить его (желательно на личном примере), поощрять за уже имеющиеся успехи, гордиться новыми достижениями.

О чем нужно помнить требовательным родителям

У детей должно быть детство, они имеют право выбирать занятия и увлечения по своему вкусу.

Дайте возможность маленькому человеку принимать собственные решения, делать свои ошибки и выводы.

Вместо развивающих мультфильмов или компьютерных программ проведите вместе время. Погуляйте по парку, съешьте мороженое в кафе, поиграйте в настольные игры, почитайте книги

Ничто не сможет заменить живое общение с близкими людьми.

Чаще говорите сыну или дочери, как вы любите, гордитесь ими, уважаете их мнение.

Ребенок должен понимать, что родители всегда будут на его стороне и примут любое его решение.

Замечательно, если мама и папа на собственном примере показывают детям, как важно заниматься любимым делом. Престижная профессия, высокие заработки, хорошая должность – это не самое главное в жизни, ведь это не принесет радости и удовлетворения, если работа не по душе.

Не стоит пугать детей мрачными перспективами, если они чего-то не смогут достигнуть

Наоборот, донесите до дочери или сына, что уроки, экзамены, собеседования не так страшны, как может показаться на первый взгляд.

Развивайте собственные таланты детей, не навязывайте свои интересы. Например, папа мечтал в детстве научиться играть на фортепиано, но по каким-то причинам не получилось. Не нужно вести сына в музыкальную школу только для того, чтобы реализовать свою несбывшуюся мечту. Необходимо поинтересоваться у мальчика, чем именно он хочет заниматься, и только после этого принимать совместное решение.

Не перекладывайте на маленькие плечики взрослые проблемы. Пускай малыш живет в счастливом, беззаботном детстве.

Лентяй поневоле

Темпы формирования тех или иных навыков и последовательность этапов развития у каждого ребенка индивидуальны, а некоторые «вехи» малыш может и пропустить. Например, по медицинским нормам, на которые следует ориентироваться родителям, дети обычно начинают ползать не раньше 5‒6 месяцев. Но случается, что малыш обходится практически без этого этапа: очень быстро осваивает вертикальное положение и делает первый шаг. В таком случае надо внимательно разобраться в причинах опережения и показать малыша неврологу: задержка в формировании двигательных навыков, в том числе ползания, может быть признаком неврологического заболевания. О том же может свидетельствовать и ускоренное их развитие.

Впрочем, очень часто в подобном сценарии виноваты сами родители. Бывает, они стремятся форсировать события и побуждают ребенка быстрее занять вертикальное положение, предлагая ему в помощь ходунки. Здесь главное — не переусердствовать и не оставлять ребенка надолго в ходунках. Ведь в вертикальном положении возникает слишком большая нагрузка на еще не окрепшие позвоночник и мышцы, что в будущем это может не лучшим образом повлиять на осанку и развитие стоп. Второй, прямо противоположный случай — взрослым спокойнее, когда ребенок тихонько лежит в кроватке и никого не беспокоит. Порой кроху даже не выкладывают на животик, потому что в таком положении за ребенком нужен глаз да глаз и мама не может от него отвернуться даже на минутку, не то что отлучиться в другую комнату. В результате малыш вынужден большую часть времени, когда он бодрствует, проводить лежа на спине в кроватке или манеже. В обоих случаях младенец лишен свободы движений и возможности «накачивать» мышцы, становится «ленивым» и весьма неохотно осваивает необходимые навыки.

Как это происходит

Сначала кроха стоит всего лишь несколько секунд, а затем, покачнувшись, моментально хватается за ближайшую опору. Однако это новое, очень трудное движение приводит ребенка в восторг, и он все чаще и чаще отпускает предмет, за который держится, и постепенно увеличивает длительность стояния без опоры.

Вашему малышу уже почти год, он здоровый, крепкий, давно ползает, поднимается и стоит, слегка придерживаясь за опору? Однако сам ходить боится? Тогда вам разрешается помочь ему овладеть этим навыком. Для этого необходимо оставлять ребенка без поддержки на несколько мгновений и следить за тем, чтобы он не упал.

Подниматься и опускаться многие дети начинают намного позже, чем самостоятельно стоять. Но иногда малыш делает попытки вставать на ножки: сначала он поднимается на четвереньки, далее постепенно выпрямляется, несколько секунд стоит, а затем, покачнувшись, садится на пол. И все это малыш может проделывать несколько раз подряд.

В 9-10 месяцев ребенок уверенно ходит вокруг неподвижных предметов, при этом держится за них руками. К году он обычно овладевает умением, не держась за опору, вставать и садиться, а также долго стоять. Через небольшой промежуток времени начинает ходить вдоль стены, едва опираясь ладошками, а затем пытается переходить от предмета к предмету, самостоятельно делая пару шагов. При достижении одного года кроха обычно уже умеет присаживаться и сидеть на корточках, наклоняться и выпрямляться, слазить с невысоких предметов. Но от каждой нормы есть отклонения, которые не должны волновать родителей. Если ребенок здоров и в год еще не ходит – не беда: пойдет в год и месяц или немного позже.