Признаки игровой зависимости у ребёнка


Фото: https://pixabay.com/photos/bullying-hands-face-curl-up-her-679274/ Специалисты выделяют ряд симптомов, которые свидетельствуют о том, что у подростка сформировалась зависимость от онлайн игр.

  1. Протестное поведение в ответ на просьбу отвлечься от игры и отдохнуть от ноутбука.
  2. Негативные эмоции – злость, раздражённость, опустошённость, возникающие в тот момент, когда ребёнок не может играть в игру.
  3. Невозможность спланировать своё время.
  4. Отстранение от выполнения своих обязанностей (ребёнок не делает домашнее задание, не помогает по дому).
  5. Эмоциональный подъём во время игрового процесса (сродни эйфории от употребления наркотической дозы или алкогольных напитков).
  6. Пренебрежение элементарными гигиеническими правилами. Подросток забывает почистить зубы, помыть голову, выглядит неряшливо.
  7. Нарушение обычного режима дня. Ребёнок поздно засыпает, пропускает приёмы пищи (либо ест прямо за компьютерным столом, не желая прерывать игровой процесс), с трудом просыпается по утрам.
  8. Изменения в эмоциональной сфере: грубость, жестокость, депрессивность, импульсивность, вспышки ярости.
  9. Проблемы в учёбе, отношениях с ровесниками.
  10. Сужение круга интересов, когда центральной темой становится игра. Ребёнок постоянно обсуждает лишь игровой процесс, на другие темы разговаривает с неохотой.
  11. Трата денег на приобретение новых компьютерных игрушек, улучшение характеристик компьютера. Если ребёнок увлечён онлайн-казино, то он тратит деньги непосредственно на ставки.

Эти признаки игромании часто сопровождаются физиологическими проблемами. Постоянное нахождение в одной позе приводит к болезненным ощущениям в области позвоночника и шеи. Из-за нарушения пищевого поведения возникают сбои в работе кишечника. Не стоит забывать и о снижении остроты зрения. Ведь ребёнок очень много времени проводит перед монитором компьютера.

Урок 1. Дети нуждаются в автономии — в возможности изъявлять свою волю и контролировать свои поступки

Марисела Корреа-Чавес и Барбара Рогофф, профессора Калифорнийского университета в Санта-Крузе, провели следующий эксперимент: детей попарно заводили в комнату, где одного из них взрослый человек учил делать игрушку, пока второй ребенок просто ждал.

Исследователи хотели проследить, чем станут заниматься дети, оставшиеся без дела. В США большинство детей-наблюдателей делали то, что и ожидалось: ерзали на стуле, смотрели в пол и в целом проявляли признаки отсутствия интереса. Один нетерпеливый мальчик даже сделал вид, будто игрушка — это бомба, и вскинул руки, изображая взрыв и издавая звуки под стать картине массового уничтожения.

В отличие от них, дети индейцев майя из Гватемалы концентрировались на том, чему учился другой ребенок, и смирно сидели на стуле, пока взрослый его обучал.

Исследователи подсчитали, что в целом, по сравнению с детьми майя, время, в течение которого американские дети могли сохранять сосредоточенность, было вдвое меньше.

Но еще интереснее оказалось то, что дети майя, не вполне включенные в систему формального образования, «могли удерживать свое внимание и обучаться дольше, чем их сверстники из семей майя, полностью включенные в западную систему школьного образования». Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу

Психолог Сюзанна Гаскинс, на протяжении нескольких десятков лет занимавшаяся исследованиями в поселениях майя, рассказала NPR, что индейцы майя предоставляют своим детям огромную свободу.

Родители майя «твердо убеждены, что каждый ребенок лучше знает, что ему нужно, и цели достигаются, только если ребенок этого хочет».

Вместе с тем большинство школ системы формального образования в США и других промышленно развитых стран — это отнюдь не то место, где у детей есть автономия и они могут самостоятельно делать выбор.

По словам Рогофф, «вполне возможно, дети отказываются от самостоятельного контроля над своим вниманием, когда этим постоянно управляют взрослые». Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться

Иначе говоря, дети могут привыкнуть к отсутствию контроля с их стороны и, как результат, начать много отвлекаться.

Исследование Райана указывает, когда внимание детей начинает ускользать. Исследователь Роберт Эпштейн, написавший статью «Миф о подростковом мозге» для Scientific American, пришел к похожему выводу:

Исследователь Роберт Эпштейн, написавший статью «Миф о подростковом мозге» для Scientific American, пришел к похожему выводу:

Конечно, в подобную строгую атмосферу попадает не каждый американский учащийся, но становится ясно, почему столь многим детям не удается находить мотивацию в школе: их потребность в автономии, в исследовании своих интересов не удовлетворяется.

В отличие от жизни офлайн, в сети у детей есть огромная свобода; у них есть автономия, позволяющая им самим всем заправлять и экспериментировать с творческими стратегиями решения проблем.

«В пространстве интернета, как правило, бессчетное множество вариантов и возможностей и гораздо меньше контроля и надзора со стороны взрослых, — считает Райан. — Поэтому в сети подросток ощущает себя свободным, компетентным и связанным со сверстниками, особенно если в привычном окружении чересчур много контроля и ограничений или оно недостаточно его стимулирует».

Когда родителей начинает беспокоить, что их дети так много времени проводят в сети, они, как ни парадоксально, часто вводят еще больше правил, и эта тактика обычно дает обратные результаты.

Лечение игровой зависимости

Ответ на вопрос, как бороться с игровой зависимостью у детей и подростков, следует искать совместно со специалистом – психологом или психиатром. При этом следует понимать, что лечение игромании происходит комплексно, носит продолжительный характер и состоит, как и формирование зависимости, из нескольких этапов.


Фото: https://pixabay.com/photos/bullying-hands-face-curl-up-her-679274/

1-й этап. Создание мотивации

Лечение игроманов начинается с уточнения причины развития аддикции, а также консультации самого ребёнка и его родителей/членов семьи. Главная задача этого этапа – формирование устойчивой мотивации к прохождению реабилитационного курса. Специалист подбирает такие доводы, которые хорошо воспримутся подростком и позволят проводить дальнейшую работу.

Если ребёнок ведёт себя неадекватно и нарушения поведения сильно выражены, что исключает нормальное лечение, то возможно применение медикаментозных препаратов. Например, антидепрессантов.

2-й этап. Медицинская реабилитация

Психиатр поначалу определяет наиболее предпочтительный вид лечения – амбулаторный либо стационарный. Второй вариант оптимален в том случае, если юный игроман страдает тяжёлыми психологическими расстройствами. Во всех остальных ситуациях обычно назначают амбулаторное лечение, когда ребёнок приходит в клинику на специальные сеансы.

Основная цель этого этапа – устранение чрезмерной увлечённости игровым процессом. Для этого используют методы внушения, когнитивную и поведенческую психотерапию. А ещё особые тренинги на развитие социальных навыков и групповую терапию с детьми, имеющими схожие проблемы. Также возможно назначение лекарственных средств.

3-й этап. Психологическая реабилитация

Это своего рода тренировка нормального поведения и освобождение от зависимости. Обычно на данном этапе психиатр или психолог привлекает к терапевтическому процессу родителей. Ведь одним из условий успешного излечения от игровой зависимости является нормализация детско-родительских отношений, решение имеющихся межличностных проблем.

Также специалисты работают над совершенствованием психических механизмов. Они позволят противостоять желанию вновь обратиться к компьютерным играм. Для достижения наилучших результатов применяют тренинги личностного роста, семейную психотерапию, групповые встречи и пр.

4-й этап. Поддерживающая терапия

Как отучить ребенка от компьютерных игр, чтобы он потом не вернулся вновь к привычному времяпрепровождению? Именно для этого и нужен данный этап, на котором специалист поддерживает бывшего игромана и предотвращает рецидивы. Главные инструменты – индивидуальные консультации, специальные тренинги, которые повышают устойчивость к стрессу, групповая терапия.

Продолжительность всего терапевтического курса и отдельных этапов определяется в индивидуальном порядке, исходя из тяжести симптоматики и особенностей ребёнка. Как свидетельствует практика, обычно лечение длится около года. При этом окончание курса не означает того, что подросток далее не вернётся к пагубному пристрастию. Дальнейшая его судьба зависит от него самого и поддержки семьи.

Причины игровой зависимости у подростков

https://youtube.com/watch?v=nhz-IY8XnbI

https://youtube.com/watch?v=nhz-IY8XnbI

Игра – естественная форма деятельности для детей. Они любят играть и делают это с удовольствием, поскольку в процессе игры получают множество различных эмоций: радость, удивление, восторг и даже страх. И вот на этих эмоциональных перепадах и основан интерес к компьютерным играм.

Но что является причиной зависимости, ведь в стрелялки и бродилки играют многие современные дети, а игромания возникает не у всех? Специалисты выделяют несколько провоцирующих факторов.

  • Семейное неблагополучие. Ребёнок, чьи родители страдают той или иной зависимостью (не обязательно игровой), подсознательно копирует подобную поведенческую модель. К примеру, отец снимает психологический дискомфорт с помощью выпивки, а подросток – посредством погружения в виртуальную реальность.
  • Стрессовые ситуации. Дети ещё не умеют адекватно реагировать на конфликты, стрессы, удары судьбы. Если он столкнулся с какой-либо проблемой (смерть близкого человека, развод родителей, переезд, школьный буллинг), то может попытаться сбежать от неё в мир компьютерных игр.
  • Личностные особенности. Зависимость от компьютерных игр у подростков часто является следствием таких особенностей личности, как сниженная самооценка, нетерпимость к критическим замечаниям, высокая тревожность, депрессивность, импульсивное поведение, любовь к риску, неумение проигрывать.
  • Трудности в общении с ровесниками. Дети, которые не могут наладить контакт со сверстниками, а тем более являющиеся изгоями, глубоко погружаются в виртуальную реальность. В играх они могут, не стесняясь, общаться с другими людьми, взаимодействовать без зрительного контакта. Для некоторых подростков это большой плюс.
  • Отсутствие альтернатив. Если ребёнок не посещает секции, не занимается в каких-либо кружках, то компьютер становится его единственной возможностью развлечься и даже получить новые знания. К тому же для танцев или спорта нужно время, усилия, а компьютерные игры находятся дома, поблизости, всегда рядом.

Как минимизировать вред от смартфона?

Минимизировать вред от смартфона можно только при условии комплексного подхода, в особенности при наличии зависимости от телефона и Интернета.

Как известно, лучшим лечением любой болезни, в частности и зависимости от телефона, является ее профилактика. Чтобы снизить вероятность возникновения привычки постоянного использования гаджетов у детей, стоит своевременно установить дозволенные границы.

Приложение родительского контроля UsafeKids – то, что так необходимо родителям современных подростков.

Использование UsafeKids позволяет минимизировать вред от смартфона, обеспечивая возможность:

  • удаленного контроля совершаемых действий (звонки/смс, использование приложений/социальных сетей и пр.);

  • установки ряда ограничений на покупку, установку и использование приложений;

  • блокировки вредоносных сайтов, на которых может содержаться неприемлемый контент;

  • контроля времени использования гаджета как во время обучения, так и в свободный от занятий период.

Кроме того, установка UsafeKids имеет и дополнительные преимущества, например, передачу местоположения ребенка в режиме реального времени, а также возможность оповещения в случае отклонения от заданного маршрута (например, от дома до школы и пр.).

Помните, дети – самое ценное, что есть в нашей жизни. Безопасность ребенка – неотъемлемый компонент счастливой жизни родителей.

С приложением UsafeKids зависимость от телефона и Интернета у детей больше не страшна.

Вредное влияние телефона на ребенка

Смартфон в руках маленького человека оказывается по различным причинам: служит в качестве отвлечения, играет роль хобби

Неважно, зачем мама и папа позволяют малышу играть в планшет, это очень сильно влияет на психику

Возникает зависимость постепенно. Родитель сам не заметит, когда она образуется. Зависимый забывает о реальном мире. У взрослых возникает вопрос: а как отучить ребенка от телефона, если он проводит в нем все свободное и несвободное время?

Распространенная причина – мама сама дает гаджет. Такие случаи наблюдаются у мамочек двухлетних детей. Социальными сетями малыш может не интересоваться, а вот бессмысленные видео на Ютьюбе и игры – главная причина привязанности. Дети от шести и старше уже могут создать аккаунт, и в их случае причины зависимости другие.

Почему же появляется зависимость? Вот основные причины:

При долговременном использовании гаджета появляются серьезные проблемы. Они выражаются в нежелании заниматься чем-либо другим: делать уроки, гулять, играть в реальном мире. Дети постарше перестают посещать занятия, забывают пообедать и поужинать, а также перестают следить за гигиеной.

Родители не воспринимают увлечение всерьез. Некоторым мамам так удобно: малыш ничего не просит, не спрашивает, не мешает заниматься личными делами. Вскоре мамочка замечает возникшие проблемы:

  1. Ребенок не воспринимает родственников, друзей;
  2. Начинает плакать, когда у него забирают смартфон;
  3. У школьников начинаются проблемы с успеваемостью;
  4. Недосып, в связи с чем появляются проблемы в учебе, слабость, сонливость;
  5. Пренебрежение гигиеной, приемами пищи;
  6. Физические проблемы: ухудшение зрения, испорченная осанка, боли в спине и голове.

Такие изменения невозможно не заметить. Очень хорошо, когда родитель видит проблему до ее появления. До пяти-шести лет малыш отучивается от гаджета спокойно, а вот дети постарше требуют другого подхода.

Советы родителям, как отучить ребенка от телефона

   Лучший способ избежать развития привыкания к видеоиграм на смартфоне — как можно позже знакомить кроху с современными технологиями. Психологи уверены, что для малышей до 3 лет вреден даже телевизор. Конечно, никто не говорит о полном отказе от гаджетов и других достижений цивилизации, но пока малыш растет, формируется как личность, необходимо строго контролировать время и качество виртуальных игр в его жизни.

   Если же проблема уже существует, решить ее вам помогут следующие рекомендации:

   1. Хотите отучить ребенка от гаджетов? Покажите пример: оторвитесь от своего мобильника.

   Детские привычки ведь формируются не с потолка. Прежде всего, малыши списывают вашу манеру поведения, образ жизни и даже пагубные пристрастия. В семье, где мама жить не может без сериалов, а папа постоянно читает новости на смартфоне, где телефоны не откладывают, даже когда садятся ужинать всей семьей, ребенок просто не знает, что есть другие виды времяпровождения. Итак:

  • измените сначала свое отношение к гаджетам;
  • постарайтесь свести пользование смартфоном по вечерам, в выходные к минимуму;
  • перестаньте использовать телевизор, как фон, в круглосуточном режиме, лучше включите тихо приятную музыку — она намного полезнее для ума и нервной системы.

   Только изменив свои привычки, можно делать попытки отучить от планшета и телефона своего ребенка.

   2. Покажите другие способы интересного отдыха.

   Ребенок не знает, чем занять себя еще. Видеоигры становятся единственным развлечением. Позаботьтесь, чтобы у ребенка была альтернатива. Дома малыш может лепить, рисовать, собирать пазлы, играть на детских музыкальных инструментах, строить замки из конструктора… Вам остается только обеспечить его необходимым материалом, научить ребенка играть с ним.

   3. Больше времени проводите вне дома.

   Желательно, чтобы прогулки проходили в социально активной среде — на детских площадках, у друзей, где есть дети близкого возраста:

  • во-первых, выход за пределы привычного пространства — это возможность узнать что-то новое, расширить детский кругозор;
  • во-вторых, посредством игры, общения с другими детьми ребенок освоит важные навыки коммуникации, которые необходимы для жизни и самореализации в обществе;
  • в-третьих, играть со сверстниками весело, а когда весело, о гаджете никто и не вспомнит.

   4. Придумайте общее занятие.

   Совместная деятельность родителей и детей укрепляет между ними эмоциональную связь, помогает взрослым ненавязчиво обучать малышей, делиться своим опытом, прививать важные качества и привычки. Когда вам нужно заняться домашними делами, не спешите вручать ребенку смартфон, чтобы он «не путался под ногами». Предложите новую игру — наведение порядка, приготовление обеда, полив цветов, уход за домашним питомцем. Делегируйте малышу посильные задания. Обычно детям нравится выполнять такие поручения, поскольку они чувствуют себя взрослыми. Не забывайте поощрять детские старания.

   5. Помогите ребенку пережить реальный успех.

   Видеоигры привлекательны тем, что за гранью реальности малыш может стать супергероем, не прилагая никаких усилий

Детям важно чувствовать себя победителями. Но виртуальный триумф никак не поможет добиться реального успеха

А вот настоящее достижение (первая мелодия на пианино, призовое место в соревнованиях, даже победа в настольной игре) — сильный мотиватор для развития, покорения новых вершин.

   6. Найдите для ребенка новое, более полезное хобби.

   Современных детей, особенно школьников, удивить и увлечь не так просто, но все же есть отличный способ переключить детское внимание. Запишите ребенка на развивающие курсы, например, в Школу ментальной арифметики Соробан

Обучение скоростному счету методом Соробан — отличный способ помочь ребенку добиться успеха и показать, что реальные победы гораздо ценнее виртуальных. Ментальная арифметика увлекает, тренирует ум, формирует правильные познавательные привычки, развивает любознательность, помогает социализации учеников.

   Не знаете, как отучить ребенка от планшета? Научите его использовать гаджеты с пользой. Занятия в Школе Соробан идеально подходят для современного поколения, поскольку в обучении применяется специальная игровая онлайн-программа в компьютерном варианте и версии для смартфонов. Только в ментальной арифметике дошкольники и младшие школьники учатся эффективно использовать компьютерные технологии.

Вредное влияние телефона на ребёнка

Многие родители очень рано предлагают своему ребёнку мобильный телефон. Чаще всего они приобретают себе более современную, «навороченную» модель, а старую отдают в пользование малышу-дошкольнику. И кроха порой не знает, что с ним делать: воспринимает устройство просто как игрушку (у него ведь ещё нет необходимости отзваниваться родителям о своём местоположении). А сами мама и папа уже демонстрируют игры, которые есть на любом, даже самом простом, гаджете.

Современные дети очень рано получают в пользование телефон

Когда же малыш подрастёт, сюда добавляются социальные сети, различные сайты (родители, опять-таки, сами подключают к смартфону интернет).

Если говорить о детской телефонной зависимости, речь идёт, прежде всего, о постоянных играх на данном устройстве. Кроме того, ребёнок непрерывно просматривает смс-ки, свою электронную почту, странички в соцсетях. Причём это делается автоматически, без видимой цели — рука так и тянется к гаджету.

Зависимый от телефона ребёнок постоянно играет на нём, просматривает смс-ки, страницы в соцсетях и пр. (буквально каждые пять минут)

Такое поведение, конечно же, наносит вред физическому и психическому здоровью ребёнка. Появляются следующие проблемы:

  1. Ухудшение зрения, развивается синдром «сухого» глаза.
  2. Частые головные боли.
  3. Боли в спине, развивается неправильная осанка (ведь увлёкшись телефоном, ребёнок часто сидит согнувшись).
  4. Пренебрежение гигиеной.
  5. Пропуск приёмов пищи (пока родители сами не заставят сына или дочь поесть).
  6. Бессонница (ребёнок «сидит» в смартфоне, поздно ложится и потом не может заснуть).
  7. Проблемы с учёбой, снижение успеваемости. Школьник попросту не хочет делать уроки или делает их наспех, поскольку это ему неинтересно.
  8. Ребёнок пренебрегает семьёй, общением с друзьями (если они, вообще, у него есть).

Телефонная зависимость вызывает проблемы со здоровьем — снижение зрения, частые головные боли, искривление позвоночника

Вспоминается интересный рассказ моей бывшей коллеги. Её 10-летний сын-школьник отправился в пиццерию на день рождения одноклассника. И мама ради интереса подошла к окну заведения, чтобы посмотреть, как дети проводят время. Открылась удивительная картина: несколько ребят сидели за столиком с едой, каждый «уткнувшись» в свой мобильный телефон. Так что, время, проведённое с друзьями, не всегда означает общение.

В телефонную зависимость особенно часто попадают дети, имеющие трудности с реальным общением (не получается завести друзей, нет взаимопонимания с родителями). Причём до поры до времени взрослые не воспринимают эту проблему всерьёз — они имеют так называемого «удобного» ребёнка: не спрашивает, чем ему заняться, не шляется по улице. Между тем сын или дочь постепенно уходит в вымышленную реальность.

В телефонную зависимость часто попадают дети, имеющие трудности с общением, не находящие понимания в семье

Конечно же, телефон не несёт в себе исключительно вред. Ведь с его помощью ребёнок в любой момент может связаться с родителями, пользоваться полезными приложениями, играть в обучающие и развивающие игры. В этом плане ключевую роль играют взрослые, которые ненавязчиво держат всё под контролем.

Ключевая ошибка родителей, кроющаяся в попытках пресечь зависимость от телефона и Интернета у детей

Большое количество родителей обеспокоены вопросом вероятного возникновения зависимости от телефона и Интернета у их ребенка. Среди попыток ее предотвращения наиболее частое решение – запрет на использование гаджетов, что в корне неверно.

Лишение подростка возможности использования гаджета без альтернативной замены – вызов. Подросток в любом случае сможет найти выход из ситуации и при необходимости воспользуется гаджетом друзей по школе.

Чтобы пресечь появление или искоренить уже имеющуюся проблему зависимости от телефонов, планшетов и иных гаджетов у любимого ребенка, важно подходить к этому вопросу обдуманно.

Зависимость от телефона, болезнь подрастающего поколения требует незамедлительного, но при этом грамотно спланированного лечения.


Можно помочь ребенку избавиться от зависимости от телефона

Как отучить ребёнка от телефона

Американская Академия педиатров разработала возрастные ограничения по использованию гаджетов:
до 3 лет малыш не должен иметь никаких контактов с устройствами;
в возрасте с 3 до 5 лет — до 1 часа в день;
с 6 до 18 лет — до 2 часов в день.

Врачи настоятельно рекомендуют родителям детей до 3 лет не давать в руки никаких гаджетов: они приводят к развитию синдрома дефицита внимания. В мозгу малыша, смотрящего быстроменяющиеся визуальные картинки, развивается дефицит нейронных связей в лобных частях, отвечающих за регуляцию эмоций. В результате возникают сложности с эмоциональной саморегуляцией, чаще возникают вспышки гнева и неконтролируемого поведения.

Что можно делать

  1. Понимать, что до 3 лет формирующийся мозг абсолютно не нуждается в цифровых устройствах.
  2. С 3 лет строго ограничивать время использования, согласно рекомендациям нейрофизиологов и врачей.
  3. Чётко определить правила, когда использование гаджетов разрешено. Распорядок и правила, с которыми ребёнок хорошо знаком, способствуют предотвращению конфликтных ситуаций.
  4. Поощряйте деятельность в реальном мире: игры во дворе, игры с обычными игрушками, работа в саду с бабушкой, рыбалка с папой и дедушкой, приготовление пищи с мамой, спорт, рисование, музыка, театральная и сценическая деятельность.
  5. Побольше общайтесь: обсуждайте книги и то, что происходит в саду или школе, о чём ребёнок думает, о чём мечтает, о событиях в окружающем его мире.
  6. Придумывайте совместные проекты, где будут задействованы все пять чувств: зрительное, слуховое, обонятельное, тактильное, вкусовое. Это может быть изготовление кормушек для птиц, совместная выпечка пирожков, изготовление подарка и т. д.

Чего делать не следует

  1. Не чувствуйте себя виноватым, если вам пришлось отобрать у ребёнка гаджет.
  2. Не уступайте капризам, потому что дети нуждаются в мудром, любящем, но твёрдом авторитете взрослого.
  3. Не уступайте, если ребёнок жалуется на скуку. Всегда можно найти полезную игру или занятие.
  4. Не уступайте, даже если подросток пытается вас убедить отдать обратно его телефон, потому что у него «экстренная ситуация».
  5. Не опускайте руки, если у вас не получается справиться с зависимостью ребёнка от гаджетов сразу. Будьте последовательны и настойчивы, и у вас всё получится.

J. Taylor. How Technology is Changing the Way Children Think and Focus. Psychology Today, Dec. 4, 2012.
M.Ritchel. Growing Up Digital, Wired for Distraction. Technology, Nov. 21, 2010.
D.Bavelier. Video Games Boost Brain Power, Multitasking Skills. NPR, Listen to the Story, Dec. 7, 2010.
www.aap.org/en-us/about-the-aap/aap-press-room/Pages/American-Academy-of-Pediatrics-Announces-New-Recommendations-for-Childrens-Media-Use.aspx

Richard Graham: Is technology changing the brain—how to interpret and advise on the evidence


Understanding the Distracted Brain. National Safety Council. January 17, 2019, p. 5
Davidow, Bill. Exploiting the Neuroscience of Internet Addiction. The Atlantic. 18 Jul. 2012.Web. 11 Nov. 2014.
Johnson, Chandra. “Face Time vs. Screen Time.” The Deseret News. 29 Aug. 2014.Web. 11Nov. 2014.

Автор — Ольга Селецкая
Фото с kickstarter.com, shutterstock.com

Бесплатные уроки от экспертов

Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома

Возрастные особенности

Компьютерная зависимость у подростков редко проходит сама собой. Чтобы помочь молодому человеку преодолеть проблему, ему требуется поддержка родителей и, возможно, профессиональная терапия. А у системы образования теперь есть новая задача – отучение молодежи от интернет-общения.

Многие специалисты склонны считать, что появление разного рода зависимостей (до второй стадии) у подростков из разных стран – вариант возрастной нормы. Дети стремятся познать мир взрослых и примеряют на себя взрослые увлечения, в том числе компьютерные. Но все же не стоит оправдывать родительские упущения этой мыслью.

Когда мама желает заполучить часок-другой свободного времени, самым простым решением она видит посадить малыша перед телевизором или дать ему в руки планшет с мультиком. И уже в 2–3-летнем возрасте у ребенка начинает формироваться ошибка мировосприятия: невозможно жить, отдыхать и общаться без планшетника и мобильника.

В редких случаях и лишь под пристальным надзором родителей (педагогов) неуемная тяга к компьютерным технологиям обретает формы здоровой увлеченности и профессиональной направленности подростка. Статистика утверждает, что так происходит лишь у 0,5% интернет-зависимых детей – юных программистов, сайтостроителей и веб–дизайнеров. Все остальные представители подрастающего поколения, увы, в группах риска.

Отсутствие контроля

Риск: временной фактор. Предоставленный сам себе ребенок выбирает самые простые занятия, не требующие усилий. Вместо чтения книги – просмотр ТВ, а вместо спортивных упражнений – компьютерная стрелялка.

Решение: обучать ребенка обращению с электроникой необходимо, но нужно также тщательно контролировать время, проведенное в киберпространстве, и уместность обращения к нему. Профилактика – самый короткий путь избавления от проблемы, потому как ребенка отучить от компьютерной зависимости легче, чем подростка. Малышу с раннего детства стоит объяснить, что компьютер, телефон, телевизор и планшет – это инструменты для работы и познания, а не средство развлечения.

Что делать, если проблема уже есть? Когда хаос царит в жизни родителей, то подростку не остается иного, кроме как обрести необходимый порядок в виртуальном мире. Поэтому начните с себя и забудьте об ультиматумах!

Сложные семейные отношения

Риск: любые конфликты в семье могут послужить поводом для ухода от реальности. Скандалы возникают при столкновении интересов несовершеннолетнего и взрослых. В ситуации с подростковыми всплесками «дурного характера» бороться, значит, договариваться.

Решение: пересмотр семейных отношений и требований – главный профилактический шаг родителей. Сделайте это раньше, чем сын или дочь найдут замену семье в сетевой ролевой игре или общем чате.

Груз ответственности

Риск: завышенные ожидания родителей. Возникают они чаще из-за собственной нереализованности. Например, мама окончила школу с серебряной медалью, а дочь должна во что бы то ни стало заработать золотую. Но задумайтесь, нужно побеждать в войне за оценки девочке, которая увлечена живописью и фортепиано? Почему мамины честолюбивые помыслы оказались выше девичьих интересов? Признание и одобрение, недополученные в семье, ребенок станет искать в мире эльфов и мировых войн.

Решение: отделите свои интересы от интересов и потребностей ребенка. Помните, что он не обязан заслуживать вашу любовь и отвечать вашим идеалам. Любовь – безусловное родительское чувство. И даже самый отчаянный негодяй имеет право быть любимым сыном.

Одинокие дети

Риск: одинокий подросток – это не тот юный человек, у которого нет друзей или контактов, а тот, который не ощущает поддержки, понимания и эмоциональной близости со старшими. Нет у одинокого подростка человека, с которым можно поделиться радостями или переживаниями.

Решение: научитесь понимать, оказывать поддержку и убеждать

Ребенка важно научить справляться с причинами переживаний, а не держать их в себе

Потрясения и стрессы

Риск: подростковый возраст называют «нежным» за уязвимость детской души. Первая любовь, первое предательство, трудные отношения с учителями, дрязги со сверстниками, борьба за лидерство в классе, огромное количество эмоциональных переживаний.

При этом «мальчики ведь не плачут», а «девочки должны быть гордыми и не показывать слез». Вот и уходят ребята в виртуальность, чтобы отвлечься, провести время там, куда не вторгнется бестактный папа или слишком любопытная мама.

Решение: посетите психолога, научитесь использовать правильные модели поведения при воспитании подростка, научитесь быть союзником своего ребенка.