Буква закона
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует конкретный нормативный акт, который бы четко устанавливал, с какого возраста можно оставлять детей дома без присмотра взрослых. Но есть законы, которые влияют на этот вопрос косвенно:
- Считается, что частично нести за себя ответственность ребенок начинает с момента получения паспорта гражданина РФ, то есть с 14 лет. Поэтому теоретически оставление подростков одних дома с этого возраста не запрещено.
- Есть еще статья 125 УК РФ об оставлении в опасности. Кратко суть ее сводится к тому, что если вы оставили ребенка младше 14 лет дома одного и с ним произошел несчастный случай, вы будете виноваты и понесете наказание.
Интересно, что при этом законодательство не освобождает мать от работы в ночное время или командировок, если ее ребенок достиг возраста 5 лет. И работодателя совершенно не волнует, есть ли у нее возможность оставить с кем-то свое чадо.
Как видите, противоречия есть, и они видны невооруженным глазом.
Несколько советов
Итак, если время оставить вашего крошку одного все же пришло:
- Помните, самое главное — это связь. У него должна быть возможность позвонить родителям в любой момент, если он хочет что-то спросить или возникла непредвиденная ситуация.
- Позаботьтесь о том, чтобы ему было что поесть и попить. Лучше, если для этого от него не потребуется выполнять сложные или потенциально опасные действия (включать газ, греть что-то на сковороде и пр.).
- Придумайте, чем ему заняться в ваше отсутствие. Покажите, как включить себе мультфильм, достаньте его любимые книги, игры, раскраски, фломастеры, бумагу для рисования. Пусть у него будет выбор.
- Прежде чем оставлять ребенка дома одного, обучите его правилам безопасности. Объясните, как и в каких случаях действовать, чтобы он не растерялся и не наломал дров. Дайте ему знать, у кого еще можно получить помощь, кроме папы и мамы, если дозвониться по каким-то причинам не получилось. Возможно, помочь готовы соседи, близкие друзья семьи или родственники, а в экстренных случаях — спасательные службы. Напишите нужные номера телефонов крупным шрифтом и повесьте на видном месте.
- Не запирайте ребенка. Вдруг замкнет проводку и случится пожар? У него должна быть возможность выйти, если что-то пойдет не так. Естественно, что перед этим нужно научить его открывать и закрывать входную дверь, правильно обращаться с ключами и бережно хранить их. Добейтесь четкого понимания того, в каких ситуациях можно и нужно выходить из дома, а когда к домофону и двери не следует даже подходить.
Поговорите о безопасности
Даже если ваш ребёнок уже вполне самостоятельная личность, не помешает поговорить о технике безопасности. У него как минимум должен быть на виду список весь номеров экстренных служб. Составьте свод простых правил и инструкций, которые напомнят выключить газ, закрыть кран с водой и не оставлять свет в каждой комнате. На первое время это могут быть записки-стикеры, расклеенные в нужных местах.
Чтобы оставаться в контакте с ребёнком, созванивайтесь по видеосвязи в свой обеденный перерыв. Так вы можете ненавязчиво контролировать его действия и общаться
Это важно, ведь он, возможно, впервые проводит столько времени в одиночестве. Грамотный подход к периоду самоизоляции с вашей стороны, поможет ребёнку стать более самостоятельным и осознанным по отношению к миру
Спасибо, что дочитали до конца. Мы рады, что оказались полезны. Чтобы получить больше информации, посмотрите ещё:
Не пропускайте важные новости и подписывайтесь на наш YouTube, ВК, Instagram, и уведомления на adukar.by.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Правила поведения дома для детей (памятка)
Правила безопасности для детей в доме:
- Если звонит домофон, нельзя открывать, не спросив, кто пришел.
- Никому не открывать дверь, не пускать незнакомцев в дом.
- Если кто-то ломится в квартиру, сразу набрать родителей, либо вызвать полицию.
- Если ребенок слышит, что за дверью кто-то зовет на помощь, нельзя выходить, нужно позвонить родителям, либо вызвать полицию.
- Если ребенок куда-то выходил, нельзя заходить в лифт с незнакомыми людьми.
- Нельзя залезать на подоконник, если открыто окно, нельзя свешиваться в сторону улицы. Это же касается и балкона.
- Нельзя трогать лекарства и моющие средства, без ведома родителей.
8. Не стоит пользоваться газом без необходимости. Лучше разогревать пищу в микроволновке. Если ребенок услышит запах газа, он должен приоткрыть окно и позвонить в газовую службу.
9. Нельзя играть с острыми предметами, такими, как нож, лезвие, гвозди.
10. Нужно быть осторожным с электроприборами: без надобности не трогать розетки, не пользоваться электроприборами в ванной, не включать утюг, не играть с проводами.
11. Перед едой обязательно мыть руки.
12. Закрывать за собой водопроводный кран.
12. Нельзя играть со спичками.
13. Нельзя играть на балконе.
14. Нельзя рассказывать чужим людям о том, что происходит дома.
Как определить готовность ребенка оставаться дома одному.
Рекомендуется обращать внимание не столько на возраст несовершеннолетнего, сколько на его развитие и реальные возможности. Чтобы остаться без родителей и не навредить себе, ребенок должен:
Чтобы остаться без родителей и не навредить себе, ребенок должен:
- уметь ориентироваться в пространстве;
- знать правила безопасности;
- уметь пользоваться бытовыми приборами;
- не бояться остаться без родителей.
Перед тем, как оставлять школьника дома, необходимо провести с ним беседу о безопасности
Важно, чтобы ребенок знал, когда можно или нельзя открывать дверь
Также школьник должен уметь пользоваться телефоном, знать номера аварийных служб, если ему придется остаться одному в течение нескольких часов.
Перед тем, как оставлять ребенка одного дома, родители должны убедиться в том, что он безопасно и комфортно проведет время.
Оптимальный возраст.
К этому моменту ребенок уже хорошо умеет пользоваться всей бытовой техникой, может занять себя.
Если возникла необходимость оставить школьника раньше на несколько часов без присмотра, то следует позаботиться о его безопасности:
- Необходимо убрать все потенциально опасные предметы так, чтобы несовершеннолетний не смог ими воспользоваться.
- С ребенком рекомендуется провести беседу о том, как вести себя с незнакомыми людьми и в экстренной ситуации.
- Следует убедиться, что несовершеннолетний умеет пользоваться техникой и знает о правилах безопасности.
- Проинструктировать ребенка о телефонах аварийных служб, разъяснить их назначение. Список с номерами рекомендуется оставить на видном месте.
- Рекомендуется оставить несовершеннолетнему телефон для связи с взрослыми.
Перед уходом родители должны подробно объяснить ребенку, куда они направляются и во сколько вернутся. Это позволит ему чувствовать себя в безопасности.
Если родители отлучаются на несколько часов, то они должны проверить, сможет ли ребенок при необходимости обеспечить себя едой и водой
При этом важно, чтобы он соблюдал меры безопасности
Выходим из дома
Перед тем, как ребенок совершит свой первый «автономный выход», тщательно отрепетируйте каждый шаг. Если он выходит из квартиры один, пусть посмотрит в глазок – нет ли кого на площадке и не слышны ли голоса. Объясните, что открывать дверь можно, только если за ней никого нет.
Пусть ребёнок при вас закроет дверь и сразу спрячет ключ от посторонних глаз. Например, во внутренний карман рюкзака. Проследите, как он выходит из подъезда. Кстати, если квартира расположена на одном из первых этажей, спускаться лучше пешком – лифт может сломаться, в нём может оказаться какой-нибудь «нехороший дядя» и так далее.
Статья по теме
В школу можно не ходить? Дистанционное обучение уже практикуется
Выйдя на улицу, вместе пройдите с ребёнком всю дорогу до школы
Сконцентрируйте внимание на потенциально опасных местах. Во дворе это парковочные места, с которых резко может сдать назад какой-нибудь автомобиль, а также внутридворовые проезды, по которым многие автомобилисты гонят, невзирая на знак «Жилая зона»
Поэтому объясните, что проходить через двор нужно только по пешеходной дорожке, а пересекать места, где ездят автомобили, можно только убедившись, что их нет.
Восемь советов, как научить детей самостоятельности
- Детям нужен четкий баланс между распорядком дня и свободой. Чем больше вы предоставите им свободы, тем больше они станут решать за себя и тем самостоятельнее они вырастут. Но перегибать палку тоже нельзя;
- Научите и позволяйте обслуживать ребенка самого себя. Пусть он самостоятельно заправляет кровать, наливает сок, накладывает еду в тарелку, убирает посуду после обеда или ужина и так далее;
- Определите четкие границы, что можно делать, а что – нельзя. Например, нельзя играть с огнем, общаться с незнакомыми людьми и так далее. При этом научите малыша обращаться с техникой, в том числе с микроволновкой, телефонов и пр.;
- Приучайте детей самостоятельно одеваться и раздеваться, складывать грязные вещи в стиральные вещи и раскладывать предметы по полкам;
- При возникновении проблемы, не торопитесь спасать ребенка, а дайте ему возможность решить вопрос самостоятельно. При этом, он должен знать, что не останется один и ему помогут. Он должен знать, родителям интересны его жизнь и проблемы, но вы хотите, чтобы малыш сам попробовал решить конфликт или проблему;
- Позволяйте ребенку совершать ошибки, не спешите ругать его или чрезмерно оберегать. Давайте детям советы, но не вмешивайтесь и не предлагайте сразу решение и тем более не делайте все за малыша;
- Научите детей быть настойчивыми и отстаивать собственное мнение. Пусть они сами выберут еду в кафе или развлечение на выходные. Предлагайте детям разумный выбор и установите ограничения;
- У ребенка должны быть обязанности по дому или перед каким-либо процессом, например, если вы собираетесь в поездку. Пусть малыш сам соберет собственные вещи. Хорошо, если в доме живут питомцы. Часть работы по уходу за домашним животным дети легко могут выполнить самостоятельно.
Монстр, который визжит
Все соседи уже четко знают, когда вы собираетесь на прогулку? Собаки прячутся от пронзительного визга ребенка, а малыш еще и норовит распластаться на асфальте посреди улицы? Да, такое поведение нужно пресекать, но как? Как успокоить малыша, если на разумную просьбу он отвечает бурным негодованием, а дележка формочек в песочнице превращается в сражение почище Куликова побоища? Пора выучить новые правила воздействия:
Разговаривать только спокойно. Ребенок истерит? Присядьте рядом и ровным тоном, но громко, попросите объяснить, что беспокоит. Пообещайте решить проблему (не купить очередную игрушку, а разобраться и решить).
Система правил
Это важно. Пусть в доме будет несколько определенных законов: игрушка на улицу только одна, приятная покупка в магазине – тоже одна, пока малышу нет 8 лет, переходить улицу он может, только держась за руку
Ну и так далее.
Секреты. Пусть у малыша будет «секретный знак». Например, слово, сказав которое ребенок может дать понять, что ему что-то совсем не нравится. Без лишних нервов и визга – просто сказать.
Как привить самостоятельность
Только самостоятельного ребенка можно оставить дома одного. Психологи советуют начинать этот процесс с 5-6 лет. Если вы пропустили этот период и теперь перед вами стал вопрос, что делать, дитя боится быть дома без взрослых. Прочтите рекомендации, а главное, постарайтесь их воплотить.
Постепенно, не сразу давайте малышу немного больше свободы, не следите за каждым действием. Оставляйте его одного в комнате, сами же находитесь в другой – это сформирует у него чувство, что он сам, но вы все равно где-то рядом, недалеко от него. Позволяйте ему обслуживать самого себя во время обеда, налить себе молока, отрезать хлеба, положить кашу или суп в тарелку и т. д.
Определите четкие границы поведения, то есть, что можно делать, а что ни при каких обстоятельствах делать нельзя, как то: играть с огнем, электроинструментами, общаться с незнакомыми людьми.
Одновременно с этим, учите его пользоваться телефоном, элементарным кулинарным рецептам, как разогреть еду в микроволновой печи. Удостоверившись, что информация прочно усвоена и успешно применяется на практике, определитесь в главном вопросе: хочет ли ребятенок оставаться.
Сначала оставляйте на небольшие промежутки времени, и со временем вы увидите, что ваш ребенок уже сам в состоянии о себе позаботиться.
Правила безопасного поведения
- Научите ребенка, что экстренной ситуации нужно, в первую очередь, обратиться к взрослым. Обязательно покажите, как можно связаться с вами или членами семьи и всегда будьте на связи;
- Объясните, как при необходимости обратиться к соседям и поговорите с последними, чтобы они были готовы помочь ребенку. По возможности оставьте соседям или родственникам запасной комплект ключей от квартиры или дома;
- Дети обязательно должны знать собственный адрес и телефон, ФИО родителей, бабушек и дедушек, других родственников;
- Научите детей пользоваться телефонами служб экстренного реагирования. При этом объясните, что баловаться и делать ложные звонки нельзя;
- Если малыш уже пользуется компьютерной техникой, установите программу родительского контроля;
- Четко объясните, что можно делать, а что – нельзя, какой техникой можно пользоваться, а какой – нет;
- Перед уходом закройте окна. Желательно, установить специальную блокировку или замки, которые может открыть взрослый человек. Кстати, такая вещь полезна, если в квартире живут домашние питомцы;
- Уберите в недоступные места для детей лекарства, спички и зажигалки, опасную бытовую химию, алкоголь и сигареты, хрупкие, колющие и режущие предметы. Если малыш еще не умеет пользоваться газовой плитой, перекройте газ;
- Убедитесь в безопасности электрической проводки перед уходом. Если дети еще не умеют пользоваться кухонной плитой, микроволновкой или другой подобной техникой, оставьте продукты, которые не требуют термической обработки. Это свежие фрукты и овощи, сыр, хлопья, соки и так далее;
- Строго запретите детям открывать дверь незнакомым людям, даже если они представляются врачом, полицейским, знакомыми родителей и так далее;
- Научите ребенка разговаривать по телефону. Что он должен сообщать сотрудникам экстренных служб, если сам позвонил туда. Что нужно говорить, если позвонили ему. При разговоре с неизвестным нельзя сообщать, что малыш сейчас один, нельзя называть адрес. Нужно сказать, что родители в данный момент заняты и попросить перезвонить попозже;
- Периодически звоните и проверяйте детей.
Действовать постепенно
Руфина Кашапова, практический психолог, основатель «Натуральной школы», считает: готовить ребенка к тому, что когда-нибудь мамы и папы не будет рядом, надо постепенно. Первая сепарация происходит в 9 месяцев, следующий этап — от 2 до 4 лет, затем — к 5-6 годам. Задача родителя — помочь ребенку пройти все эти стадии благополучно. Это значит, что, с одной стороны, надо приветствовать отделение ребенка, а с другой, — не навязывать.
«Ребенку нельзя предоставлять слишком много самостоятельности, иначе он может просто потеряться в этой свободе, почувствовать себя одиноким и заброшенным, ему будет страшно. Но нельзя и противостоять формированию самостоятельности, чтобы ребенок не боролся, не возмущался. У родителей должно быть ощущение меры: сколько самостоятельности предоставлять, начиная с самого первого этапа, когда младенец учится ползать, что-то открывать, искать. И каждый раз мера находится заново
Этот баланс выстраивается только в контакте с ребенком, здесь важно, чувствует ли родитель благополучие своего чада, хорошо ему или нет»
Какие признаки указывают на то, что ребенка можно оставить дома одного?
Существует немало инструкций и теоретических выкладок, определяющих, какие признаки указывают на то, что ребенок способен остаться дома один. Речь идет о получении некоторых гарантий безопасности для малыша и окружающей обстановки. Психологи, работающие с детьми, указывают, что есть несколько признаков в их поведении, которые указывают, можно ли оставить малыша одного дома. Речь идет о следующих ситуациях:
ребенок играет самостоятельно и не пытается постоянно привлечь внимание взрослого человека;
если мамы или папы нет в пределах видимости, малыш не начинает их искать взглядом, а продолжает заниматься своими делами;
не нервничает, если дверь в комнату закрыта;
ребенок в состоянии самостоятельно почистить зубы, помыть посуду и прибраться в комнате;
малыш не боится спать с выключенным светом.
Когда наблюдаются совсем иные проявления, то стоит повременить с оставлением ребенка дома одного. Это может привести к неприятным и даже печальным последствиям.
В чем заключается опасность для ребенка
То, с какого возраста можно оставлять ребенка дома, зависит от развития малыша.
Если законодательно этот вопрос не регулируется на федеральном уровне, то психологи советуют обращать внимание на психическое развитие и эмоциональную зрелость несовершеннолетнего. Это связано с тем, что малыш может навредить себе, так как еще недостаточно хорошо знаком со многими свойствами предметов в его окружении
Это связано с тем, что малыш может навредить себе, так как еще недостаточно хорошо знаком со многими свойствами предметов в его окружении.
Оставлять малолетнего ребенка одного дома не рекомендуется, даже если родители полностью уверены в нем и его поведении и отлучаются ненадолго.
В квартире или доме большое количество опасностей для детей, о которых взрослые могут не подозревать. Кроме того, ребенок, оставшийся в одиночестве, может запаниковать, что негативно отразится на его состоянии.
Ни в коем случае нельзя бросать малыша, если он плачет или просит не уходить. Специалисты советуют оставлять ребенка даже на непродолжительное время только, если он сам на это согласится.
Опасные ситуации, которые нужно обговорить
Во время отсутствия родителей дома ребенок может столкнуться с разными ситуациями, которые лучше заранее проиграть и знать четкие инструкции, как действовать. Обязательным условием должна быть возможность ребенка позвонить родителям и в службы неотложной помощи. Для этого маме нужно написать эти телефоны и оставить на видном месте, предупредить ребенка, где они находятся.
Травмы
При травмировании чадо должно владеть некоторыми навыками оказания самопомощи.
- Если порезался, он должен уметь остановить кровотечение. Для этого нужно вооружиться перекисью, спиртом, ватой и бинтом. Лучше, чтобы родители предусмотрели такой исход и проработали вариант развития событий;
- При ожоге обязательно нужно набирать родителей и как можно четче объяснять ситуацию. Родители не должны ругать малыша, поскольку потом он будет бояться наказания и станет утаивать такие моменты.
Отсутствие света
Обязательно позвонить родителям и уведомить их о сложившейся ситуации. Если разрядился телефон и в доме есть стационарный, позвонить с него. В случае отсутствия такой возможности, сохранять спокойствие и спокойно ждать возвращения родителей. Нужно, чтобы на такие случаи у ребенка в свободном доступе был фонарик.
Пожар
При пожаре самое главное – безопасность ребенка. Он ни в коем случае не должен предпринимать меры по тушению пожара. Покинуть помещение, плотно закрыть за собой дверь, чтобы не было доступа воздуха. Следует позвонить в пожарную службу и родителям.
Когда кто-то ломится в дверь
Ребенок должен следовать четким указаниям родителей – никому не открывать. В крайнем случае, чадо может набрать маму, описать ей ситуацию и узнать, открывать дверь или нет. Если в жилище пытаются проникнуть злоумышленники или кто-то настойчиво просится зайти, нужно вызвать полицию и уведомить родителей. Также можно позвонить родственникам, которые близко живут, чтобы они предприняли меры.
А как в других странах?
В США в каждом штате действует свой закон. Но о правах и безопасности детей там следят внимательно — например, в штате Делавэр женщину арестовали, потому что она оставила своих детей, 8 и 9 лет, одних в пляжном домике на 45 минут, пока ходила за едой в ресторан. Позже её выпустили под залог (500$). По закону штата Делавэр, детей до 12 лет нельзя оставлять без присмотра.
А как в других штатах? В Вашингтоне нельзя оставлять ребенка, не достигшего 10 летнего возраста, в Канзасе — 6 летнего, в Кентукки ребенку должно быть 9 лет, чтобы он мог остаться дома, а в штате Иллинойс — 14. Во многих штатах нет закона, регулирующего возраст, в котором ребенка можно оставлять одного, но ответственные за безопасность детей органы рекомендуют не оставлять без присмотра детей младше 12-13 лет.
В Канаде в большей части штатов запрещено оставлять дома ребенка до 10 лет. С 10 лет до 16 можно оставлять не больше, чем на 2 часа. Больше двух часов — только по уважительной причине.
В Великобритания и Ирландия отсутствуют официальные возрастные ограничения, но в случае неприятностей родители могут быть привлечены к уголовной отвественности. Если суд решит, что родитель был неправ, оставив ребенка одного, он будет нести наказание.
В Австралии нет возрастных ограничений, но, опять же, в случае неприятностей или несчастного случая, суд будет определять меру наказания для родителей.
По закону Новой Зеландии запрещено оставлять ребенка одного дома (или в любом другом месте) до 14 лет без уважительной причины.
По законам Франции родители несут ответственность за то, что ребенок до 15 лет находится в абсолютной безопасности. Четких временных рамок, сколько ребенок может пробыть дома один, не существует.
А как в Украине? Считается, что несовершеннолетний не может сам передвигаться по стране. Но вот закона о том, со скольки лет ребенок может быть дома сам, нет, поэтому безопасность ребенка — это полностью ответственность родителей.
С какого возраста можно оставлять в квартире ребёнка одного?
История девочки, запертой в квартире на Ленинградке, шокировала всех. Мама надолго оставляла малышку дома одну, и она плакала так, что слышали соседи. Впрочем, когда-то нужно начинать оставлять ребёнка одного — не нанимать же няню для пятнадцатилетнего юноши. С какого возраста детей можно оставлять дома и отпускать на улицу одних?
До первого ЧП
Если ребёнок остался один и всё прошло хорошо, нет проблем. А вот если он затопит соседей или отравится, родителям может грозить административное или даже уголовное наказание.
Сначала на минутку, потом на десять
Психологи соглашаются: возраст безопасного одиночества у всех разный. Психолог из Хорошёвского района Вероника Казанцева уточняет, что чаще всего дети готовы оставаться одни с девяти-десяти лет. В это время они уже понимают последствия своих действий, осознают ответственность.
Она была в разводе, няня приходила не всегда. Мальчик хорошо справлялся, мог играть дома сам. Но это единичный случай. Приучать ребёнка оставаться без взрослых психолог советует постепенно: сначала мама идёт выносить мусор, потом — в магазин.
Сравнивать бессмысленно
У Натальи из района Аэропорт двое сыновей, шести и восьми лет.
Все дети разные — психологи призывают родителей помнить об этом, когда они решают: оставить первоклассника в квартире одного, позвать к нему бабушку или взять с собой на работу. Критерии «я в этом возрасте…», «а вот у соседей», «было время, когда и в три года дети одни с ключом на шее гуляли» не подходят. Зато вы можете определить, готов ли ребёнок остаться на некоторое время в одиночестве, и если готов, то заранее подготовиться к этому.
Инструкция по безопасности для мам:
- Ребенок должен в-точности знать свой адрес, ФИО родителей, соседей, бабушки с дедушкой.
- Дополнительно все номера для связи следует написать на стикерах (на спец/доске) и вбить в память телефона, который естественно нужно зарядить перед уходом.
- Также следует написать (и вбить в память телефона) все номера экстренных служб помощи — скорая помощь, полиция, пожарные, МЧС, служба газа.
- При хороших отношениях с соседями можно договориться с ними — периодически проверять ребенка (по телефону или напрямую). Оставьте им комплект ключей на «всякий пожарный».
- Если есть возможность — установите видеокамеру с трансляцией-онлайн. Так вы сможете приглядывать за чадом прямо с телефона. Конечно, «подглядывать нехорошо», но безопасность ребенка важнее. Пока вы не убедитесь, что он уже достаточно самостоятельный, этот метод поможет избежать многих проблем.
- Оставьте ребенку все возможные средства связи — стационарный телефон и «мобильник». По возможности — скайп (если дитя умеет им пользоваться, и ему разрешено пользование ноутбуком).
- Если вы оставляете ребенку ноутбук — заранее обеспечьте безопасность чада в интернете. Установите детский браузер или спец/программу (прим. — род/контроль), защищающую ребенка от вредного контента.
- Вместе с чадом нарисуйте (и обсудите!) плакаты-памятки о наиболее опасных участках и предметах в квартире — газ включать нельзя, открывать двери нельзя, залезать на подоконники нельзя, спички — не игрушки, лекарства опасны, и пр. Повесьте их на видное место.
- Звоните ребенку каждые 20-30 минут. Он должен знать, что мама про него не забыла. И научите отвечать на чужие звонки. Объясните, что категорически нельзя никому сообщать, что «взрослых нет дома», свой адрес и прочие детали. Даже, если тетя «на том конце» говорит, что она — мамина подруга.
- Напомните малышу, что лучше положить трубку, перезвонить маме и сообщить ей о странном звонке.
- Двери никому открывать нельзя — это малыш должен усвоить на 100%. Но этого мало. Не забудьте объяснить, как действовать и у кого просить помощи в экстремальной ситуации. Например, если кто-то настойчиво стучится в дверь или даже пытается ее взломать.
- Не перегружайте чадо инструкциями — он все равно их не запомнит. Продумайте, что запрещать ребенку, а что запрещать нельзя. Нарисуйте таблички и развесьте их в нужных местах. Над розетками, рядом с газовой плитой, на входной двери и пр.
- Предусмотрите каждую мелочь. Окна должны быть тщательно закрыты (лучше, если установлены стеклопакеты со спец/замками на ручках), все хрупкие и опасные предметы убраны максимально далеко, лекарства (ножи, лезвия, бытовая химия, спички) спрятаны, газ перекрыт, розетки закрыты заглушками, провода убраны за плинтуса и пр. Выполните все правила безопасности для детей дома!
- Объясните, почему нельзя выходить из квартиры. Идеальный вариант — дополнительный замок, при котором дверь изнутри открыть будет нельзя.
- Если дитя еще не умеет пользоваться микроволновкой (про газ и речи не идет — его лучше просто не включать), оставьте для него продукты, которые не нужно подогревать и готовить. Хлопья с молоком, йогурты с печеньем и пр. Чай оставьте ребенку в термосе. Также можно приобрести специальный термос для обеда — если малыш проголодается, он просто откроет термос и положит себе теплый обед в тарелку.
- Если ваши «срочные дела» находятся недалеко от дома, можно использовать рации с определ/радиусом действия. Этот способ связи обязательно понравится малышу, а вам будет спокойнее.
Инструкция по безопасности для мам:
- Ребенок должен в-точности знать свой адрес, ФИО родителей, соседей, бабушки с дедушкой.
- Дополнительно все номера для связи следует написать на стикерах (на спец/доске) и вбить в память телефона, который естественно нужно зарядить перед уходом.
- Также следует написать (и вбить в память телефона) все номера экстренных служб помощи — скорая помощь, полиция, пожарные, МЧС, служба газа.
- При хороших отношениях с соседями можно договориться с ними — периодически проверять ребенка (по телефону или напрямую). Оставьте им комплект ключей на «всякий пожарный».
- Если есть возможность — установите видеокамеру с трансляцией-онлайн. Так вы сможете приглядывать за чадом прямо с телефона. Конечно, «подглядывать нехорошо», но безопасность ребенка важнее. Пока вы не убедитесь, что он уже достаточно самостоятельный, этот метод поможет избежать многих проблем.
- Оставьте ребенку все возможные средства связи — стационарный телефон и «мобильник». По возможности — скайп (если дитя умеет им пользоваться, и ему разрешено пользование ноутбуком).
- Если вы оставляете ребенку ноутбук — заранее обеспечьте безопасность чада в интернете. Установите детский браузер или спец/программу (прим. — род/контроль), защищающую ребенка от вредного контента.
- Вместе с чадом нарисуйте (и обсудите!) плакаты-памятки о наиболее опасных участках и предметах в квартире — газ включать нельзя, открывать двери нельзя, залезать на подоконники нельзя, спички — не игрушки, лекарства опасны, и пр. Повесьте их на видное место.
- Звоните ребенку каждые 20-30 минут. Он должен знать, что мама про него не забыла. И научите отвечать на чужие звонки. Объясните, что категорически нельзя никому сообщать, что «взрослых нет дома», свой адрес и прочие детали. Даже, если тетя «на том конце» говорит, что она — мамина подруга.
- Напомните малышу, что лучше положить трубку, перезвонить маме и сообщить ей о странном звонке.
- Двери никому открывать нельзя — это малыш должен усвоить на 100%. Но этого мало. Не забудьте объяснить, как действовать и у кого просить помощи в экстремальной ситуации. Например, если кто-то настойчиво стучится в дверь или даже пытается ее взломать.
- Не перегружайте чадо инструкциями — он все равно их не запомнит. Продумайте, что запрещать ребенку, а что запрещать нельзя. Нарисуйте таблички и развесьте их в нужных местах. Над розетками, рядом с газовой плитой, на входной двери и пр.
-
Предусмотрите каждую мелочь.
Окна должны быть тщательно закрыты (лучше, если установлены стеклопакеты со спец/замками на ручках), все хрупкие и опасные предметы убраны максимально далеко, лекарства (ножи, лезвия, бытовая химия, спички) спрятаны, газ перекрыт, розетки закрыты заглушками, провода убраны за плинтуса и пр. Выполните все правила безопасности для детей дома!
- Объясните, почему нельзя выходить из квартиры. Идеальный вариант — дополнительный замок, при котором дверь изнутри открыть будет нельзя.
- Если дитя еще не умеет пользоваться микроволновкой (про газ и речи не идет — его лучше просто не включать), оставьте для него продукты, которые не нужно подогревать и готовить. Хлопья с молоком, йогурты с печеньем и пр. Чай оставьте ребенку в термосе. Также можно приобрести специальный термос для обеда — если малыш проголодается, он просто откроет термос и положит себе теплый обед в тарелку.
- Если ваши «срочные дела» находятся недалеко от дома, можно использовать рации с определ/радиусом действия. Этот способ связи обязательно понравится малышу, а вам будет спокойнее.
Вместо итога
Резюмируя, составим пошаговый план, как подготовить ребенка (и себя) к такому важному этапу сепарации, как «один дома»
- Подготовьте ребенка к тому, что ему предстоит побыть одному. Здесь поможет проигрывание сценария, когда, обнимая ребенка и глядя ему в глаза, вы проговариваете, что будет происходить в тот или иной момент. Перед тем как уйти, оставьте малышу какой-то знак, чтобы вы любите его, «поцелуй в ладошке». Это может быть ваше фото или рисунок.
- Заранее подготовьте ребенка к столкновению с бытовым миром дома: огнем, газом, водой, техникой, ножами и вилками. Здесь должны действовать простые и доступные правила. Должны быть и запреты, например, в нашем доме дети не зажигают плиту, хотя она как раз «умная» и перекрывает поток газа, если огонь не загорелся.
- На стене рядом с дверью или на любом видном месте напишите ваш телефон, номера мужа, бабушек, соседки, а также номер 112. Научите ребенка пользоваться быстрым доступом на стационарном телефоне, чтобы в случае крайней необходимости малыш мог до кого-то дозвониться. Научите его не открывать дверь чужим. В этом могут помочь тренинги, организуемые «Лизой Алерт», а также книги Людмилы Петрановской из серии «Что делать, если».
- По возвращении поговорите с ребенком о том, что он чувствовал, пока вас не было, контейнируйте его страх и неуверенность, похвалите его.