Когда начинать лепить с малышом
В дальнейшем в занятиях можно использовать восковой, плавающий пластилин. Они мягче, чем обычный пластилин, с ними легко справятся даже маленькие пальчики.
Знакомить малыша с тестом для лепки можно уже в 1,5 года. Поделите тесто на несколько частей, помните его сами и помогите малышу, покажите, что тесто можно делить на кусочки, а затем склеивать эти кусочки вместе.
- Попробуйте вдавливать в тесто предметы: фасоль, пуговицы, бусинки.
- При помощи формочек для печенья можно вырезать из пласта теста цветочки, бабочку, елку. Украсьте получившиеся фигурки фасолью или бусинками. Только не оставляйте малыша одного: часто они пробуют все новое на зубок, сразу покажите, что это недопустимо.
- Можно использовать небольшие штампики или покатать машинки по тесту, сравнивая отпечатки, которые получаются.
Ближе к 2 годам, когда пальчики будут готовы отщипывать маленькие кусочки, можно приступать к следующим поделкам.
Пусть малыш двумя пальчиками отщипывает кусочек теста или пластилина. Скатайте шарик или помогите ребенку, если у него есть интерес сделать это самому, а затем пусть малыш приклеит шарик на бумагу.
Чтобы было интереснее, можно придумать какой-то сюжет: помочь божьей коровке найти свои точечки или щенку — пятнышки, украсить елочку красивыми шариками.
Шаблоны картинок можно найти внизу статьи.
Лучше, если работа будет небольшого объема, чтобы малыш мог сделать ее за 5 минут, иначе есть опасность, что ребенок устанет и в следующий раз откажется от занятия.
Когда и этот рубеж будет преодолен, можно попробовать картинки-пластилинки — картинки с широким контуром, внутри которого пластилином “раскрашивается” часть рисунка. Есть уже готовые наборы, а можно найти в интернете раскраски для 3-4 лет, они обычно имеют крупные детали, которые несложно заполнить пластилином. Можно заполнять картинки шариками пластилина, а можно “мазками”, протягивая кусочки пластилина по бумаге.
Тесто в такой работе использовать нельзя, из него ближе к 4 годам уже можно лепить сюжетные композиции.
Как научить ребенка лепить
Если вы выбрали цветные материалы, которые не нужно в последующем раскрашивать, берите для малышей не более четырех разных цветов. Среди большего количества ребенок просто растеряется и будет постоянно отвлекаться в процессе. Для детей одного-двух лет задания должны быть максимально легкими и понятными.
В первый раз дайте малышу отщипнуть от пластилина, глины либо теста кусочек. Покажите, как оторвать и раскатать кусочек, расплющить слепить лепешку, как прилепить кусочек обратно
Важно, научить ребенка использовать подобные материалы по назначению. Следите, чтобы он не кусал изделия и не глотал
Постепенно учитесь скатывать между ладонями шарики и колбаски. Старайтесь задействовать обе руки, а не катать о твердую поверхность. Такая процедура промассирует ладошки, что полезно для моторики. Из шарика можно слепить разные образы. Используйте зубочистки, листики и другие подручные предметы, чтобы сделать фрукт, овощ, колобка и пр.
Первые занятия проводите по пять-десять минут. Затем постепенно увеличивайте продолжительность. Если кроха устанет или малышу надоест, прекращайте занятия, не заставляйте ничего выполнять насильно.
Не забывайте хвалить малыша за проделанную работу, подбадриваете и поощряйте кроху. Не ругайте детей, если что-то не получается, если они не хотят заниматься. Общайтесь ласково и спокойно, не повышайте голос. Старайтесь доступно объяснить ребенку, что нужно делать.
Вместе с ребенком придумайте эскиз будущей фигурки
Его необходимо нанести на бумагу. Рисунок поможет ребенку понять, как будет выглядеть его поделка. На бумаге скульптуру необходимо будет изобразить с разных сторон. Продумав каждое соединение объекта. На основе предварительного рисунка вы сможете с легкостью придумать план его создания. Если будет возможность, то постарайтесь изобразить эскиз в точном масштабе. По нему ребенку будет легче лепить.
Изготовьте вместе с ребенком каркас
Каркасом в лепке называют специальную конструкцию, которая создает опору для фигурки. Она представляет собой полноценный скелет изделия. Задача каркаса – делать так, чтобы материал держался. Не падал. И чтобы фигурка была крепкой.
Каркас рекомендуется изготавливать из традиционной проволоки. Однако, если нет возможности, то воспользуйтесь альтернативными вариантами. Например, зубочистками.
Каркас фигуры нужно создавать, согласно вашему эскизу. Вы с ребенком должны сделать основные очертания фигурки с помощью него
При этом, важно учесть различные линии
После того, как каркас будет сделан, добавьте в него вместе с ребенком наполнитель
Когда вы с ребенком сделаете каркас, то скажите ему начать дополнять изделие. Пусть обносит его наполнителем. С помощью последнего он будет формировать полноценные мышцы изделия.
Наполнитель – очень полезная вещь. Он поможет создать окончательные очертания фигуры. И сделает так, что она не будет падать.
Лепка. Все материалы по лепке – Конспект НОД по лепке в старшей группе «Красная шапочка несёт бабушке гостинцы»
Публикация «Конспект НОД по лепке в старшей группе «Красная шапочка несёт бабушке…»
Цель:Учить детей создавать в лепке образы сказочных героев. Закреплять умение изображать фигуру человека, передавать характерные особенности и детали образа. Задачи: Упражнять в использовании разнообразных приемов лепки, в умении укреплять фигуру на подставке. – Учить образной…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
НОД по лепке в старшей группе «Зоопарк для кукол»
Цель : развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание коллективной работы из пластилина Задачи: Отрабатывать способы (конструктивный , скульптурный, комбинированный) создания изображения животных в лепке . Продолжать учить передавать…
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Черепаха»
Цель: : Уточнить и расширять представление о внешнем виде черепахи. Формировать ее из кружочков, правильно складывать и резать. Задачи: учить лепить черепаху из отдельных частей: панцирь, голова, лапы, хвост; упражнять в приемах скатывания, раскатывания, присоединения и…
Конспект НОД по лепке в младшей группе «Улитка»
Цель: продолжать формировать представления детей о разнообразии животного мира; показать детям, как лепить улиток, соединяя детали между собой, прочно; закреплять приемы лепки, скатывание пластилина между ладонями; развивать творчество детей, желание дополнить работу другими…
Лепка. Все материалы по лепке – Конспект ООД по лепке «Верба» для детей средней группы (пластилинография + предметная аппликация из страницы журнала)
Чем полезна лепка
Лепка — один из наиболее доступных видов творчества для детей начиная с самого маленького их возраста. Уже с двух лет можно использовать специальное мягкое тесто для лепки или сделать своими руками соленое тесто для этих целей.
Детям постарше пластилин помогает воплощать во что-то конкретное свое видение мира и представления о нем. Ребенок не только создает что-то, но и трогает это, меняет при желании и получает совершенно новый результат. Кроме того, в дальнейшем можно ставить даже маленькие спектакли с получившимися игрушками. А значит, ребенок сможет придумывать не только конкретные образы, но и целые сюжеты с ними.
Итак, во время лепки из пластилина можно развивать:
- сенсорную чувствительность, которая включает восприятие веса, размера, формы и фактуры предметов;
- мелкую моторику рук;
- образное мышление и фантазию;
- синхронизацию работы обеих рук;
- усидчивость, способность планировать свою деятельность, чтобы достичь конкретного результата, анализировать и по мере необходимости изменять получившуюся фигурку.
Все эти навыки и умения обязательно пригодятся ребенку при обучении в начальной школе.
С какого возраста начинать
Занятия по лепке выполняют уже с годовалым малышом, если тот уже готов воспринимать информацию и имеет достаточную силу в пальчиках. Конечно, в этом возрасте ребенок еще не сможет слепить рыбок, зверюшек и сложные композиции. Детки в 1-2 года лепят классические колбаски, змейки и шарики, которые можно соединить в браслеты, бусы, гусеницу и так далее.
Сложные фигуры малыши начинают выполнять примерно в 3 года. Детские движения становятся увереннее и точнее. А для малышей в возрасте одного-двух лет можно устраивать развивающие игры, которые научат кроху отщипывать и резать пластилин, скатывать шарики и так далее.
Для первых занятий лучше брать тесто для лепки, которое можно купить или приготовить самостоятельно. Оно мягче и легче поддается обработке. Более того, оно абсолютно безопасно. Даже если малыш откусить и проглотить такой материал, ничего страшного не будет. Кстати, так как тесто невкусное и соленое, ребенку через несколько проб уже больше не захочется его кусать.
Со второго-третьего года, когда кроха освоиться с тестом, можно переходить на пластилин. Выбирайте наиболее мягкие виды. Кстати, пластилин лепиться к бумаге гораздо крепче и легче, чем тесто. Поэтому с таким материалом можно расширить горизонты творчества и делать новые поделки.
Занятия с детьми в первое время не должны длиться дольше десяти минут. Не стоит удерживать или заставлять малыша заниматься, если он не хочет. Крики, ругань и насилие отобьет желание у ребенка лепить и творить. Если кроха отказывается лепить, отложите занятие и через несколько дней, недель или даже через месяц снова предложите.
Для лепки можно применять традиционный пластилин, тесто или глину, современные материалы и наборы для творчества. Подберите изделия, которые удобны и практичны, которые нравятся и интересны ребенку.
Сделайте текстуру для фигурки
На следующем этапе вам с ребенком предстоит создать текстуру для его фигурки. Для этого придерживайтесь следующих рекомендаций.
Выберите текстуру
Внимательно посмотрите с ребенком на получившуюся фигурку. А затем устройте мозговой штурм. Подумайте, из какого материала в жизни может состоять сделанный вами объект. Например, если ребенок лепит человечка, то он сделан из кожи. Если домик, то из дерева. Если дракона, то из зеленой кожи и так далее.
После того, как определитесь с текстурой, переходите к следующему этапу. Возьмите с ребенком эскиз. И нарисуйте на нем, куда и какого вида текстуру вы разместите.
После этого в обязательном порядке изучите материал. Посмотрите на то, где на изделии предстоит размещать фигурку. После чего ее вам предстоит нанести на изделие правильно. Чтобы оно смотрелось максимально реалистично.
Вместе с ребенком создайте текстуру для фигурки
На следующем этапе начните наносить вместе с ребенком текстуру. Делать это нужно поэтапно. Обрабатывая каждый участок фигурки. Постепенно передвигаясь по ее скелету. До тех пор, пока всё изделие не будет обнесено ей.
Для нанесения текстуры можно применять любые инструменты. Однако, если хотите, чтобы вам было удобно, то приобретайте специализированные материалы. Они более удобные в эксплуатации.
Сделайте так, чтобы скульптура ребенка стала твердой
После того, как скульптура ребенка будет закончена, нужно переходить к следующему этапу. Делать так, чтобы скульптура окончательно высохла. И стала твердой.
Для этого сделанную ребенком глину нужно подсушить. И дождаться, пока она станет твердой. Чтобы добиться этого, воспользуйтесь одной из методик. Например, запеканием. Или прибегните к методике сухого воздуха.
На следующем этапе придайте изделию полноценную форму
Начать рекомендуется с больших по габаритам частей
После того, как изготовите вместе с ребенком каркас и заполните его с помощью наполнителя, переходите к следующему этапу. Пусть ребенок добавляет в изделие специальный материал, с помощью которого и будет его лепить. Например, специальную полимерную глину.
Сначала ребенку необходимо будет взять материал в руки. А затем создать с помощью глины главные очертания выбранной им формы фигурки. На этом этапе ребенок создаст основу своей поделки.
Скажите ребенку добавить в свою фигурку более маленькие части
После того, как крупные части фигурки созданы, тинейджеру нужно пойти дальше. Начать отдавать предпочтение деталям. Для того, чтобы сформировать определенную форму для своей фигурки. Скажите ребенку применять глину.
В рамках этого шага, чаду предстоит дополнять основу своей фигурки
Он должен уделить внимание деталям. И сделать так, чтобы некоторые группы его мышц были качественными
Скажите ребенку, чтобы уделил внимание мелким деталям
Когда основная часть фигурки будет сделана, а мышцы созданы, нужно переходить к деталям. Их нужно создавать максимально аккуратно. Для того, чтобы улучшить внешний вид фигурки. И придать ей еще более красивую форму.
На этом этапе нужно обработать каждый уголок изделия. Улучшить его форму. А также сгладить углы. Для того, чтобы в конечном итоге фигурка получилась красивой.
Полезные советы
Самое главное в процессе лепки с маленькими детьми – это не только научить их выполнять основные приемы лепки. Главное – они должны получать удовольствие. Возможно, кто-то из детей быстро устанет от лепки и с удовольствием переключится на другую игру. Кто-то, наоборот, очень увлечен творческой работой.
Перед лепкой важно спросить у ребенка, которому четыре или пять лет, что он хочет слепить. Можно предложить свой вариант и не мешать ему, если он выразил желание делать фигурку самостоятельно, выбрав в качестве темы анимационный персонаж, возможно, это будет какой-нибудь фиксик, а, возможно, даже и аниматроник Фредди
Пластилиновая скульптура развивает у детей творческий потенциал, и мы должны воздержаться от любой негативной критики, напротив максимально поощрят к творению
Если ребенок испытывает разочарование, важно решить эту проблему, призывая больше к практике и экспериментам
Помимо того, что ребенок поглощен игрой, он начинает понимать причину и следствие, когда берет в руки пластилин и манипулируем с ним, чтобы изменить форму. Это стимулирует творческий потенциал ребенка, щекочет его интеллект. С научной точки зрения, лепка создает много новых синапсов в мозге, активирует нейроны посредством чувств, применяемых при работе.
Сделайте текстуру для фигурки
На следующем этапе вам с ребенком предстоит создать текстуру для его фигурки. Для этого придерживайтесь следующих рекомендаций.
Выберите текстуру
Внимательно посмотрите с ребенком на получившуюся фигурку. А затем устройте мозговой штурм. Подумайте, из какого материала в жизни может состоять сделанный вами объект. Например, если ребенок лепит человечка, то он сделан из кожи. Если домик, то из дерева. Если дракона, то из зеленой кожи и так далее.
После того, как определитесь с текстурой, переходите к следующему этапу. Возьмите с ребенком эскиз. И нарисуйте на нем, куда и какого вида текстуру вы разместите.
После этого в обязательном порядке изучите материал. Посмотрите на то, где на изделии предстоит размещать фигурку. После чего ее вам предстоит нанести на изделие правильно. Чтобы оно смотрелось максимально реалистично.
Вместе с ребенком создайте текстуру для фигурки
На следующем этапе начните наносить вместе с ребенком текстуру. Делать это нужно поэтапно. Обрабатывая каждый участок фигурки. Постепенно передвигаясь по ее скелету. До тех пор, пока всё изделие не будет обнесено ей.
Для нанесения текстуры можно применять любые инструменты. Однако, если хотите, чтобы вам было удобно, то приобретайте специализированные материалы. Они более удобные в эксплуатации.
Сделайте так, чтобы скульптура ребенка стала твердой
После того, как скульптура ребенка будет закончена, нужно переходить к следующему этапу. Делать так, чтобы скульптура окончательно высохла. И стала твердой.
Для этого сделанную ребенком глину нужно подсушить. И дождаться, пока она станет твердой. Чтобы добиться этого, воспользуйтесь одной из методик. Например, запеканием. Или прибегните к методике сухого воздуха.
Основы лепки из пластилина
Прежде чем ребенок сможет самостоятельно приступить к работе с пластилином, родителям нужно показать на собственном примере несколько элементарных техник лепки:
- разогрев и разминание материала, когда необходимо пальцами или ладонями надавливать на пластилин, словно месить его;
- отщипывание, с помощью которого можно отделить несколько маленьких частей от более крупного куска;
- так называемое шлепанье, когда нужно просто похлопывать по пластилину рукой с напряженной ладонью и прямыми пальцами;
- сплющивание или сжимание в руке части материала для придания ему другой формы;
- скатывание пластилина в шарик ладонями;
- раскатывание в колбаску.
С помощью этих действий ребенок научится разминать материал и делать из него разнообразные фигурки, а потом соединять их вместе.
После того как дети научатся создавать несложные формы и работать с материалом, им наверняка станет интересно, как лепить из пластилина животных. Для начала выбирать стоит простых представителей фауны, с минимальным количеством деталей.
Например, самым маленьким детям в качестве одной из первых фигурок для лепки отлично подойдет фигурка гусеницы. Для ее изготовления всего лишь понадобится скатать несколько разноцветных шариков и прилепить их друг к другу. А в процессе раскатывания шариков можно будет еще и названия цветов по-английски повторить с ребенком.
Дети постарше могут попробовать сами создать персонажей из «Смешариков», поскольку все они создаются по одинаковому принципу: шарообразное тельце, овальные лапки и индивидуально подобранные детали (уши у Кроша, иголки и очки — у Ежика, рога — у Лосяша).
Попробовать слепить можно кита или осьминога. Формы этих животных очень удобны для уроков лепки с ребенком. Заодно при этом можно повторить формы (кольцо, шар) и части тела осьминога (octopus ) по-английски (туловище – body , щупальце – tentacle , глаза – eyes , рот – mouth ).
Для изготовления осьминога сначала из голубого или фиолетового пластилина нужно скатать шар нужного размера, после чего придать ему форму яйца, вытягивая в одну сторону. Отдельно нужно сделать восемь щупалец путем раскатывания пластилина в колбаски, которые на конце заостряются. Затем эти заостренные кончики нужно свернуть в маленькое колечко. Еще одна раскатанная колбаска превращается в кольцо-основание для фигурки осьминога. К нему же прикрепляются щупальца. Глаза на туловище делаются из маленьких шариков, сплющенных в небольшие лепешки из белого материала. Рот осьминога рисуется тонкой палочкой прямо по вылепленной фигурке, а зрачки делаются из маленьких черных горошинок пластилина.
Как слепить осьминога из пластилина пошагово, можно посмотреть на картинке ниже.
Польза
В большинстве стран уроки лепки– неотъемлемая часть образовательного процесса детей. Чаще всего занятия присутствуют в детских садах, чтобы обучать малышей с раннего возраста творчеству и абстрактному мышлению. Путем исследований было выявлено, что упражнения с пластичной массой развивают:
- Мелкую моторику рук.
- Концентрацию внимания;
- Координацию движений.
- Мыслительный процесс.
- Усидчивость.
- Познавательную активность.
- Память
- Творческий потенциал.
Пластилин оказывает релаксирующие и успокоительное действие. Во время занятий с ним малыш не отвлекается на внешние раздражители (телевизор, гаджеты и т.д.), а значит его головной мозг отдыхает от бесконечного потока информации на экранах.
Как влияет лепка на развитие ребенка?
Лепка из пластилина – увлекательное художественное занятие, которое является не просто отличным развлечением для детей. Её цели намного больше. Возможности материала, как художественного проекта, многообразны и важны для социального, познавательного, эмоционального, физического развития ребенка.
Здоровье и эмоциональный фон личности
Игра с пластилином – из ряда сенсорных игр, которые играют важную роль в развитии ребенка. Зрение, обоняние, слух, осязание, вкус – все включено в сенсорную игру. На самом деле это не только касание, сенсорное исследование – способ изучения, открытия, классификации и осмысления мира ребенком.
Игры с пластилином способствует развитию у ребенка мелкой моторики. На уроках лепки небольшие группы мышц на пальчиках, кистях рук и запястьях малышей тренируются, укрепляются, помогая облегчить процесс обучения письму. Контроль над движениями пальцев, применяемый при лепке из пластилина, – фактически то же, что и умение держать ручку и писать ею. Без хорошо развитой мелкой моторики у ребенка могут возникнуть трудности не только с обучением письму, но и при выполнении других задач, как перелистывание страниц книги, вырезание, рисование, выдавливание клея из тюбика, завязывание шнурков, застегивание молнии.
Занятие лепкой успокаивает ребенка во время «эмоционального кризиса» – помогает урегулировать внутренний дискомфорт, будь то скука, беспокойство или другой тип возбуждения. Создание фигурок, будь то зайчик или котенок, или любой другой зверь, дает возможность малышам чувствовать себя компетентно и гордиться своими достижениями («я умею раскатывать», «это я слепил смешарик»). Во время занятий лепкой дети общаются между собой, описывают, что они делают и как, наблюдают за действиями товарищей и сравнивают действия и объекты, что учит взаимодействию друг с другом, совместным действиям.
Умственное и личностное развитие
Через игру с пластилином дети выражают свои идеи, удовлетворяют любопытство, анализируют и решают проблемы, учатся символическому мышлению. Играя с пластилином, дети слушают и разговаривают со сверстниками или взрослыми, что помогает им расширять словарный запас, когда они описывают свои действия, придумывают истории о своих творениях, используют идеи из книг, которые прочитали вместе с родителями, ссылаются на то, что видят в повседневной жизни.
Психологи говорят, что дети живут, чтобы играть, они учатся понимать мир через игру. Когда они играют, они исследуют, контролируют или изменяют свое окружение, учатся концентрироваться на чем-то – все то, что обеспечивает подготовительный этап для последующих достижений в учебе. Обучение ребенка очень сильно зависит от его способности чувствовать и осязать.
Какие же приёмы способен освоить ребёнок 3-5 лет?
Лепка простых фигур (столбики, колбаски, шары, овальные формы). Столбики — это ножки грибов, лапы животных, ножки стола или стула. Колбаски — стволы деревьев, сосиски в магазине, стебли и листья (если приплюснуть) цветов, ботва овощей, хвосты животных. Шары — головы животных и людей, яблоки и другие фрукты (чуть вытянуть с одной стороны — груша, с двух — лимон), снеговик, основа для чайника, чашки. Овальные формы — тела людей и животных, овощи (огурец, морковка), рыбы.
Составление фигуры из частей. Первым делом малыш должен научиться выделять эти части. Например, хочет ребёнок слепить зайчика. Спрашиваем: “Что есть у зайчика?” И пусть малыш перечислит: “Голова, туловище, передние лапки, задние лапки, хвостик, ушки, глазки, носик, усы”. Если что-то забудет, помогаем.
Дальше обсуждаем, из каких простых фигур будем лепить эти части (туловище — столбик, носик — маленький шарик, усики — тоненькие колбаски или искусственная щетина и т.п.). Можно усложнять поделку из пластилина(на лапах коготки, ушки двухцветные, на животе “манишка”). Можно фигурку одеть (шапочка, ботинки, сумочка, корзинка, бантики и т.п.).
Обращаем внимание малыша на пропорции фигур и объясняем, как их достигнуть. Например, ребенок хочет слепить поросёнка
Дошли до ножек. У поросёнка все ножки одинаковые, поэтому раскатываем одну длинную колбаску, делим её пополам, потом ещё раз пополам и так получаем четыре одинаковых столбика — ножки поросёнка. А вот у зайчика, например, передние лапки короче задних, поэтому сначала делим колбаску на две неравные части, а потом большую пополам — получаем задние лапы, меньшую пополам — получаем передние.
Одновременно учимся соединять части между собой “примазывая” их друг к другу пальцами или стекой.
Особое внимание следует уделить лепке фигурки человека. Сначала это может быть кукла в длинной шубке (шубка — большой конус, голова — шар, два шарика — кисти рук, две овальные формы — ступни ног, налеп — шапочка с шариком-помпоном)
Куклу-мальчика можно слепить, взяв за основу большую овальную форму, на которой стекой нарисовать разделение на рубашку и брюки (штанины тоже прорисовать стекой). Остальные части у куклы-мальчика будут те же (голова, кисти рук, ступни ног, шапочка с помпоном).
Объясните малышу, как добиться устойчивости фигурки (ступни должны быть толстые, как будто в валенках), малыш должен научиться “ставить фигурку на ноги” самостоятельно. Лицо сначала можно прорисовывать стекой, потом лепить маленькие шарики — глаза и рот из тонкого жгутика.
Ещё учимся, вылепив основную форму руками, придавать ей чёткость и создавать мелкие части пальцами: прищипыванием (клюв у птицы, нос у человечка, пирожки, пельмени), вытягиванием (уши у мышки, ноги и уши у толстого поросёнка, голова матрёшки вытягивается из её туловища). Лепим различные полые формы (чашка, юбка, тарелка, колокольчик).
Дополняем различными деталями фигурки, вырезанные формочками для пластилина. При этом сначала обсуждаем с ребёнком, чего не хватает вырезанной фигурке (уточке — глазок, крыльев, ножек; домику — окошек, ёлочке — шишек, бабочке — усиков и головы) и как её можно украсить (бабочке — украсить крылья узорами или налепами; машине — сделать колёса другого цвета и диски на них; звёздочку — украсить, как будто это пирожное). Налепами можно сделать пятна на теле коровы, чешую на рыбе.
Очень важно также научить ребёнка смешивать пластилин, объяснить, в каких пропорциях брать цвета для смешивания, чтобы получались нужные оттенки. Не забудьте отдельно показать, как смешивать цвета, чтобы получились мраморные разводы (для этого пластилин нужно скручивать и растягивать, а не разминать)
Урок 3 – Оставляем отпечатки.
Более крупными предметами можно оставлять отпечатки на тесте – это занятие хорошо развивает детские пальчики. Ну а малышей обычно такая “игра” очень нравится. Отпечатки можно оставлять:
– крышечками от фломастеров или карандашами – получаются милые “дырочки”:
– вилкой:
– фигурками от сортера (заодно можно изучать названия фигур – проговаривать “квадрат”, “круг” и т.п.):
– любыми игрушками:
– можно оставлять на тесте узоры массажными предметами (шишка, бигуди, расческа, массажный мяч) – ребенок будет не только развивать моторику, но и массировать пальчики:
– очень забавные отпечатки получаются, если использовать детали Лего:
– отпечатки можно оставлять и “волшебными” скалочками.
Их можно купить в магазине:
Или сделать самим!
Наша скалочка из свечки – (массирует пальчики и оставляет красивые отпечатки):
Еще одна “скалка” – рулончик от пищевой пленки + толстая веревка и ядра гороха, приклеенные к скалке суперклеем (держатся очень крепко, но конечно лучше не разрешать ребенку их грызть):
Достаем тесто из баночки.
На первый взгляд – это очень примитивное задание. Но на самом деле достать тесто из баночки не просто даже взрослым. Эта несложная “игра” очень хорошо развивает детские пальчики.
Покажите ребенку лепешку из теста и сложите ее в баночку:
“Ой! Тесто в баночке! Как же его достать? Давай достанем его из баночки, вот так!” (первые насколько раз доставайте тесто из баночки сами, затем предложите это сделать ребенку).
Кстати если малыш уже знаком с тестом – можно вообще ничего не показывать – просто оставить на видном месте баночку с тестом… ну а любопытство вашего ребенка само подскажет ему что делать .
Правильный выбор массы для лепки
Всегда нужно выбирать пластилин проверенных производителей, а для первых занятий лепкой — еще и мягкий. Конкретные рекомендации зависят от того, для каких именно целей планируется использовать пластилин. Для создания объемных фигурок слишком пластичные материалы не подойдут — фигурка будет плохо держать форму, поэтому выбираем более плотный пластилин. Для пластилинографии (размазывания пластилина по картону) подойдет мягкий и вязкий пластилин. Для раскатывания и «вырезания» фигурок лучше отдать предпочтение массам для лепки, которые не липнут к рукам и рабочей поверхности.
Суть понятия
Пластилинография — одно из самых «молодых» направлений изобразительного творчества, нетрадиционная техника лепки, которая позволяет создавать выпуклые, барельефные, образы пластилином на твёрдой горизонтальной поверхности.
Рисунки пластилином получаются очень яркими и объёмными
Что нужно для занятий
Исходя из того, что пластилинография подразумевает рисование пластилином, очень важно подобрать удобные материалы и приспособления для работы. В качестве основы лучше брать картон, пластик или оргстекло (например, для витражной пластилинографии)
Пластилин следует подбирать ярких оттенков, хорошо поддающийся лепке, обязательно нежирный, в противном случае на подложке будут оставаться жирные следы.
Для изготовления поделки нужны будут:
- дощечки для лепки;
- стеки;
- ножницы;
- специальные скалочки для раскатывания пластов пластилина;
-
шприц без иглы;
- приспособления для выполнения узоров на материале (кондитерский шприц, пустые капсулы от фломастеров, ручек и пр.);
- бросовый материал для декорирования поделок (бусины, стразы, бисер, природные материалы и пр.).
Цели и задачи занятий пластилинографией с детьми
Миссия уроков по нетрадиционной технике лепки в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) заключается в:
- развитии внимания, мышления, памяти, восприятия, речи;
- тренировке ориентации в пространстве, сенсомоторной координации (в работе с пластичным материалом у детей развивается сила рук, их действия становятся более скоординированными и согласованными, а движения пальцев дифференцированными);
- воспитании эстетических представлений (ребята получают базовые знания о сочетаниях цветов, фактур, учатся давать оценку продукту изобразительного творчества), а также развитии усидчивости, дисциплинированности и аккуратности.
Работа с пластилином развивает мелкую моторику
Таблица: задачи пластилинографии в ДОУ
Возрастная группа | Перечень задач |
Первая младшая (одно занятие — отработка одного навыка) |
|
Вторая младшая |
|
Средняя |
|
Старшая,подготовительная |
|
На следующем этапе придайте изделию полноценную форму
Начать рекомендуется с больших по габаритам частей
После того, как изготовите вместе с ребенком каркас и заполните его с помощью наполнителя, переходите к следующему этапу. Пусть ребенок добавляет в изделие специальный материал, с помощью которого и будет его лепить. Например, специальную полимерную глину.
Сначала ребенку необходимо будет взять материал в руки. А затем создать с помощью глины главные очертания выбранной им формы фигурки. На этом этапе ребенок создаст основу своей поделки.
Скажите ребенку добавить в свою фигурку более маленькие части
После того, как крупные части фигурки созданы, тинейджеру нужно пойти дальше. Начать отдавать предпочтение деталям. Для того, чтобы сформировать определенную форму для своей фигурки. Скажите ребенку применять глину.
В рамках этого шага, чаду предстоит дополнять основу своей фигурки
Он должен уделить внимание деталям. И сделать так, чтобы некоторые группы его мышц были качественными
Скажите ребенку, чтобы уделил внимание мелким деталям
Когда основная часть фигурки будет сделана, а мышцы созданы, нужно переходить к деталям. Их нужно создавать максимально аккуратно. Для того, чтобы улучшить внешний вид фигурки. И придать ей еще более красивую форму.
На этом этапе нужно обработать каждый уголок изделия. Улучшить его форму. А также сгладить углы. Для того, чтобы в конечном итоге фигурка получилась красивой.
Простая лепка из пластилина для детей
- Лепите ягодки или зернышки для птички. Птичку можно нарисовать, а можно символически изобразить из куска пластилина. Достаточно сделать загогулинку из колбаски и вытянуть из нее «клюв». Потом такая птичка прыгает по столу и собирает на свою пластилиновую голову все ягодки.
- Солнышко — лепится «мазками» желтого цвета.
- Цветы — в центре желтая лепешка, вокруг которой лепим лепешки любого цвета.
- Салют — наклеиваем любые кусочки, колбаски, шарики и мазки на бумагу темного цвета.
- Из цветных колбасок можно «рисовать»: радугу, полоски у зебры, вазу в полоску, лучи солнца, стебли и лепестки у цветов и пр.
- Отпечатки на пластилине. Можно делать отпечатки крышками разной формы, пальчиками, старыми расческой или зубной щеткой. Можно вдавливать макароны или различные зернышки: гречка, горох и пр.
- Ролевые игры с пластилином. Можно слепить домик, машинку, кровать для куклы и много чего еще. Хорошо будет подключить к игре мелкие игрушки из киндер-сюрпризов.
- Рисование пластилином по цветным шаблонам. Распечатать шаблоны можно из других наших материалов:
- пластилиновые заплатки,
- пластилинография,
- рисование пластилином,
- шаблоны для рисования пластилином.