Нейронаука о младенцах
Чтобы лучше понять абзац ниже, вспомните свое состояние невероятного стресса. Многие в стрессе значительно теряют вес (если не заедают его еще более активно). Становится сложно что-то изучать, ухудшается память, и возникает общее состояние разбитости. Да, у каждого свой уровень резистентности, но в целом этот период «стрессовой жизни» колоссально влияет на нашу физиологию и здоровье.
Richard Leeming/flickr.com
Исследования, лежащие в основе репродуктивной биологии, говорят о том, что ощущение младенцем тела матери помогает ему регулировать свою физиологию лучше, за счет физиологического состояния тела матери рядом (Hofer 2005). Материнский контакт обеспечивает необходимое физиологическое становление и создание эпигенетических условий, когда происходит развитие нервных связей среднего мозга ребенка (Meaney & Szyf 2005).
Младенцы плачут из-за отсутствия материнских «сенсорных регуляторов»: они испытывают дисрегуляцию (Christensson et al., 1995; Hofer, 2005). Это отключает гормон роста ребенка и включает выделение кортизола (Hofer, 2005). Кортизол «забирает» все калории и другие «неврологические ресурсы» для обеспечения выживания, так что гомеостаз восстанавливается, но за счет снижения развития младенца.
Да, в итоге младенец «успокаивается», но энергия, потребляемая для достижения этого гомеостаза, не измеряется (McEwen & Seeman, 1999). Когда мать обеспечивает регулирование физиологических процессов ребенка через свое тело, вся энергия ребенка доступна для его развития. Ребенок более спокоен и не испытывает стресса от неспособности справиться с окружающей «одинокой реальностью».
Нам известно, что при более высокой активности автономной нервной системы требуется больше калорий; это сопровождается высокими уровнями кортизола. Когда кортизол выполняет регуляцию, в физиологии ребенка программируются менее эффективные гомеостатические «установки», которые остаются на всю жизнь (Hochberg et al., 2011).
Наиболее хорошо известный эффект этого «перепрограммирования» — ожирение (Stettler et al., 2005), а также, согласно некоторым исследованиям, гипертония, высокий уровень холестерина и диабет (Coe & Lubach 2008). Кроме того, возможно ослабление у младенца связи между миндалиной и лобной долей (Schore 2001b), и способность ребенка доверять будет также в некоторой степени нарушена, когда его основные потребности не были удовлетворены (Ross & Young 2009).
У нас бывает состояние «окаменения», когда мы испытываем очень высокий уровень стресса или опасности. Некоторые исследования состояния ребенка показали следующее. Ребенок плачет. Плач ребенка имеет «выживательную ценность»: он считает, что мать рядом, и таким образом оповещает ее об опасности для него.
Когда «воспринимаемая угроза» со стороны младенца ближе, чем мать, или если мать не отвечает, то ответ со стороны нервной системы ребенка — «окаменение» (freezing) (Misslin 2003). Это «состояние окаменения» на электроэнцефалограмме показывает усиленную вегетативную активацию и «избегание» (Jones, McFall & Diego 2004). Такие младенцы лежат абсолютно неподвижно, абсолютно тихо, с прочно закрытыми глазами.
Lisa Rosario/flickr.com
Считается, что это сон! Однако это состояние высокого возбуждения, также называемое «страх-террор» (fear-terror) (Perry et al., 1995). Когда это состояние наблюдается у ребенка длительное время, выделяемый кортизол может инициировать негативные изменения, которые могут влиять на человека на протяжении всей его жизни.
Аргументы “за” совместный сон с ребенком
В нынешнее время большинство тех аргументов, которые выдвигались против совместного сна, уже потеряли свою актуальность. Все больше родителей соглашается с тем, что совместный сон с малышом заложен природой, и что этот регламент не стоит нарушать.
Среди основных доводов в пользу того, что ребенка можно и нужно укладывать с родителями на ночной сон, стоит выделить следующие:
Грудное вскармливание в сочетании с совместным сном проходит намного комфортнее. Во-первых, маме намного проще кормить малыша: ей не приходится каждый раз вставать, чтобы доставать ребенка с кроватки и затем возвращать его обратно
А во-вторых, при совместном сне имеется возможность несколько раз прикладывать малыша к груди именно в тот временной интервал (3-8 часов утра), когда вырабатывается наибольшее количество такого важного гормона, как пролактин. А как известно, высокий уровень пролактина обеспечивает выработку необходимого количества молока в организме матери
Также стоит отметить, что именно этот гормон отвечает за естественную контрацепцию в первые 6 месяцев после рождения малыша.
Психологический комфорт ребенка. Совместный сон с родителями позволяет обеспечить телесный контакт “кожа к коже”, о пользе которого можно рассказывать бесконечно. Благодаря постоянному ощущению материнского тепла, малыш чувствует себя защищенным, в полной безопасности, у него формируется уверенность и позитивное отношение к окружающему миру.
Ребенку тепло и отсутствует риск его переохлаждения, ведь рядом спят теплые мама и папа. При совместном сне малыша не нужно укутывать и накрывать его несколькими одеялами, поэтому полностью отсутствует риск удушья ребенка из-за многочисленных постельных принадлежностей. Также важно отметить, что при снижении температуры тела вырабатываются гормоны стресса. Учеными было проведено наблюдение за младенцами возраста от 11 до 16 недель, результаты которого показали, что у грудничков, спящих рядом с мамой, температура в подмышечной впадине была несколько выше, чем у тех деток, которых укладывали спать в отдельной кроватке.
Снижение риска возникновения синдрома внезапной детской смерти (СВДС). Доказано, что среди детей, которые спят вместе с родителями, риск неожиданной остановки дыхания гораздо ниже, чем у детей, спящих отдельно. Как показывают статистические данные, в США за год погибает от СВДС около 60 детей, спящих вместе с родителями, и приблизительно 3000 малышей, спящих в собственной кроватке. Дело в том, что при совместном сне в сочетании с грудным вскармливанием ребенок проводит основную часть ночного отдыха в поверхностных стадиях сна, и совсем немного времени – в стадиях глубокого сна. В периоды поверхностного сна, который считается для грудничков более физиологичным, малыша легко разбудить, если у него неожиданно остановится дыхание, тем самым предотвратить СВДС.
Присутствие мамы благоприятно влияет на работу детского организма. Даже после рождения между мамой и малышом сохраняется тесная физическая и эмоциональная связь. Поэтому при совместном сне мамино сердцебиение и дыхание воспринимается детским организмом как стимулирующий фактор для бесперебойной его работы. Кроме того, телесный контакт с мамой во время совместного сна благотворно влияет на физическое, умственное и эмоциональное развитие ребенка.
У мамы есть возможность отдохнуть и набраться сил во время ночного сна. Ей не нужно окончательно просыпаться и вставать к кроватке, чтобы покормить или просто успокоить кроху. При совместном сне все происходит гораздо легче и приятней.
Мамы, спящие с детьми, ощущают себя более счастливыми, меньше тревожатся и нервничают. А вот мамы, малыши которых спят в отдельной кроватке, не могут полноценно отдохнуть и выспаться, поскольку подсознательно беспокоятся и тревожатся за свои чада, прислушиваясь к их дыханию и шевелениям. Также стоит отметить, что во время совместного сна и ночных кормлений грудью в женском организме вырабатывается гормон счастья – окситоцин, позволяющий матерям более легко справляться со стрессом при рождении ребенка. Благодаря этому гормону женщины более легко справляются с усталостью от частых ночных пробуждений.
Физическая близость мамы во время сна помогает малышам легче переносить прорезывание зубов и колики, они менее беспокойны и реже плачут. Когда ребенка что-то беспокоит (холодно, мокро, тяжело дышать носиком, хочет кушать и др.), он сначала подает маме полусонные сигналы сопением, хныканьем или ерзаньем, и только если его не услышали, кроха плачет. При совместном сне маме гораздо проще ответить на призывы малыша, не дожидаясь его окончательного пробуждения.
Мама, ты куда?
Каждый ребёнок индивидуален и на уход мамы каждый реагирует по-разному. Есть некоторые общие закономерности, но они имеют лишь ориентировочный характер.
Темперамент детей и стиль родительского воспитания различны, поэтому некоторые малыши боятся расставания с мамой сильнее, другие слабее. Если малыш не кричит и не плачет, расставаясь с мамой, скорее всего, это не означает, что он её не любит. Вероятно, это свидетельствует об особенностях его темперамента: возможно, он просто спокойный.
Периодически отлучаться из дома можно с рождения, позаботившись о том, что с ребёнком останется адекватный взрослый и достаточно еды. До полугода малыш, скорее всего, не почувствует себя неуютно с другим человеком.
Для ребёнка постарше эмоциональное состояние напрямую зависит от возможности быть рядом с тем взрослым, к которому он больше всего привязан. С 6 месяцев и старше лучше уходить из дома во время дневного сна малыша, заранее предупредив его, что с ним побудет бабушка или няня.
Однако ночью уходить от спящего малыша без крайней необходимости все-таки не стоит. Все дети до трех-четырех лет болезненно реагируют на неожиданное ночное отсутствие мамы, но особенно страдают малыши, сильно привязанные к матери. Они могут более или менее спокойно вести себя с другими взрослыми, но, увидев маму снова, станут очень нервными: примутся «цепляться» за нее и требовать неотрывного внимания, не захотят укладываться спать. Возможно, их ночной сон будет нарушен, они начнут часто просыпаться.
Ребенка более старшего возраста можно заранее предупредить, что вы собираетесь уйти из дома, когда он будет спать.
Лечение
Для освобождения носовых проходов используйте специальные микроотсосы или маленькую клизму, но только для отсасывания выделений, а не для промывания
Канюлю груши или клизмы нужно вводить с осторожностью и очень неглубоко, всего на 0,5-0,8 см вглубь носового прохода
Лекарственные препараты нужно применять только по назначению врача, строго следуя его инструкциям и рекомендациям. Только врач может точно определить состояние ребёнка и правильно назначить лечение насморка у грудничка лекарственными препаратами.
Наиболее часто назначаемые препараты
- Аква Марис;
- Аквалор Беби;
- Назол Беби;
- Отривин Беби;
- Доктор Мом;
- Салин;
- Називин детский.
Обратите внимание, что все перечисленные препараты имеют приставку «беби» или «детский». Применять взрослые лекарства для лечения насморка у грудничка нельзя
Физиологический насморк у грудничка не нуждается в лечении, но определить отсутствие патологии может исключительно врач.НЕЛЬЗЯ!
применять клизму для промывания носовых пазух с нагнетанием жидкости
Грушу и клизму можно использовать только для отсасывания соплей у грудничка и то с осторожностью;
самостоятельно назначать антибактериальные и противовирусные препараты;
применять сосудосуживающие назальные капли и спреи без согласования с врачом.. Помните! В этом возрасте здоровье малыша очень хрупкое
Занявшись лечением насморка у грудничка самостоятельно или по рецептам знакомых бабушек, вместо поправки здоровья, вы можете ему очень навредить
Помните! В этом возрасте здоровье малыша очень хрупкое. Занявшись лечением насморка у грудничка самостоятельно или по рецептам знакомых бабушек, вместо поправки здоровья, вы можете ему очень навредить.
Оставлять без лечения насморк у грудничка нельзя. При патологическом характере процесса заболевание будет прогрессировать и может вызвать развитие серьёзных и опасных для жизни младенца осложнений.
Лечение диспраксии
Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.
Советы родителям:
Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков
Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат. Обязательно соблюдать режим дня
Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
Быть терпеливым к своему ребенку.
Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:
«На ощупь».
(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).
В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.
«Замок».
(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).
Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!»,
происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя – к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.
«Чья лошадка быстрее».
(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).
Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.
Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.
«Поймай мяч».
(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).
Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.
Диагноз «диспраксия» может быть поставлен только врачом-педиатром или детским неврологом, психоневрологом. Запишитесь на прием по телефону единого контакт-центра в Москве +7 (495) 775 75 66, воспользуйтесь сервисом к врачу или обратитесь в регистратуру клиники.
Как определить, хватает ли ребенку грудного молока?
Главный показатель того, достаточно ли ребенку грудного молока — его поведение. Если после очередного кормления малыш спокойно оттекает грудь, имеет довольный вид, достаточно долго спит (возможно, частично бодрствует) до следующего кормления, значит, молока ему хватает.
Объективный показатель нормального развития ребенка (а следовательно, и достаточного количества получаемого им грудного молока) — равномерное, в соответствии с возрастными нормами, нарастание роста, массы тела, окружности груди, хорошее состояние кожи (она чистая, розовая, бархатистая), спокойный сон, высокая сопротивляемость инфекциям.
Получая достаточное количество грудного молока, ребенок мочится не менее б раз в сутки, стул имеет однородную мягкую консистенцию, без неприятного запаха; частота испражнений — от ] до 6—8 раз в сутки.
Если у вас есть подозрение, что грудного молока малышу недостаточно, проведите в течение суток повторные взвешивания ребенка до и после кормления грудью. Определив по разнице показателей количество высосанного молока, ознакомьте с этими данными наблюдающего за ребенком врача и выслушайте его рекомендации.
Возможные последствия длительного совместного сна с родителями в целом
Вообще, родителям не стоит практиковать длительный совместный сон с ребёнком. Если с рождения кроха приучен проводить ночи в постели со взрослыми, то отучать его от этого нужно не позднее полутора лет (чем старше ребёнок, тем труднее этот процесс). В противном случае возможные различные проблемы в психологическом развитии малыша и в отношениях между супругами:
- ребёнок растёт инфантильным, несамостоятельным, не в состоянии решать свои проблемы без помощи взрослых, не понимает, что такое личное пространство;
- у родителей возникают сложности в интимной жизни, иногда она просто сводится на нет;
- взрослые не высыпаются, жертвуют своим комфортом ради удобства малыша;
- гигиенические проблемы: маленький ребёнок может описаться во сне (или же подведёт памперс). Всей семье придётся прерывать сон, чтобы поменять постельное бельё.
Ребёнок, привыкший спать с родителями, не обретает самостоятельности, в решении проблем рассчитывает только на взрослых, но не на себя
Мама незаменима?
Как ни странно, но примерно до 6 месяцев младенцу без разницы, кто именно за ним ухаживает. Ему нужны тепло, безопасность, еда, хороший эмоциональный контакт со взрослыми, но непринципиально, кто всё это обеспечивает.
По достижении полугодовалого возраста или немного позже малыш начинает различать «своих» и «чужих». Он негативно реагирует на попытку взять его на руки со стороны малознакомого человека, даже если это родная бабушка, которая просто давно не приезжала.
Сначала дети начинают чувствовать привязанность к тому взрослому, который проводит с ним больше всего времени и ухаживает за ним. Это может быть не только мама, но и любой другой человек, адекватно исполняющий эти функции. Дело в том, что для полноценного развития малышу нужен контакт с тёплым и заботливым взрослым, не имеет значения, кто это. Всё зависит от семейной ситуации. Постепенно возникает привязанность и к другим близким людям.
Человек, к которому ребёнок привязан больше всего, лучше других может его успокоить, и малыш чаще всего обращается за утешением именно к нему. В присутствии «главного человека» дети меньше испытывают страх, особенно в новой для себя обстановке.
Самый острый страх разлуки с близким взрослым, как правило мамой, проявляется у детей около двух лет. Дело в том, что именно в этом возрасте у ребенка формируется так называемая идентификация, или осознание собственного Я. Самые благоприятные условия для такого процесса – постоянный контакт с одними и теми же любящими его взрослыми, «его людьми», как говорят специалисты.
Чем опасен сон мальчика с мамой
Конечно, во время грудного вскармливания совместный сон с ребёнком маме очень удобен: толком не просыпаясь, она может дать грудь младенцу, который проголодался среди ночи. В этом отношении, конечно же, пол ребёнка не имеет никакого значения: мальчик это или девочка.
Маме можно без опасений спать со своим сыном, если он находится в грудном возрасте
Однако некоторые мамы даже после завершения периода грудного вскармливания продолжают брать ночью к себе в кровать повзрослевшего мальчика — которому уже исполнилось 1,5–2 года, а также в более старшем возрасте. Мотивы такого поведения могут быть разными:
- женщина не понимает, что она воспитывает будущего мужчину, и зачастую относится к сыну как к девочке. Кроме того, может быть чувство вины перед мальчиком, например, если мама воспитывает его одна или же много работает и недостаток внимания и ласки старается компенсировать совместными ночами;
- в семье потакают всем капризам ребёнка, в том числе его желанию спать исключительно с мамой (возможно, он ревнует её к папе);
- возможно, у мальчика появились какие-то страхи или психологические проблемы, например, конфликт в школе, в общении со сверстниками, особенно в подростковом возрасте. И сон с мамой помогает сыну успокоиться, «подпитаться» её положительной энергией.
Возможные проблемы в будущем
Между тем совместный сон с мамой мальчика сознательного возраста чреват для него определёнными психологическими проблемами в будущем (помимо нерешительности и несамостоятельности):
трудности в общении с противоположным полом. Сын настолько привыкает к запаху матери, её причёске, прикосновению к её коже, что во взрослом возрасте подсознательно ищет девушку с идентичными признаками. В результате он может выбрать себе спутницу жизни, основываясь только на этом, а не на её личностных качествах (а они могут быть не самыми лучшими, из-за чего мужчина потом пострадает);
проблемы с тонкостью чувств. Мать привыкает к совместному сну с мальчиком, не стесняется появляться перед ним в нижнем белье, переодеваться и даже ходить нагишом
Конечно, маньяком мальчик не станет, но утратит важное качество для будущего мужчины — тонкое чувствование. Это трепетное отношение к понравившейся женщине, возбуждающее волнение при виде её шеи, ушка, пряди волос, накрученной на палец, и пр
(как в старых фильмах, когда герой сходит с ума, заметив мелькнувшую из-под юбки ножку героини);
раннее половое влечение к девочкам, даже сексуальный интерес. Ведь мама сама бессознательно стимулирует его к этому: конечно же, не нарочно демонстрируя свою голую грудь, не запрещая во время сна дотрагиваться до своего тела;
нетрадиционная сексуальная ориентация. Конечно, причина здесь не только в совместном сне, однако такой мальчик с детства слушает женские разговоры, знает женские проблемы (месячные и пр.), приобретает некоторые женские черты характера. Слабый пол он воспринимает не как объект потенциального желания, а просто как подружку.
Моя знакомая продолжала вместе спать со своим сыном, уже младшим дошкольником. Этому способствовала вахтовая работа её супруга. Поразительно, но ребёнок перед тем, как заснуть, обязательно накручивал на палец прядь её волос (что, в общем-то, довольно интимный момент). Этот мальчик уже в семь лет проявлял особенный интерес к девочкам, оценивал их привлекательность, внешние параметры, одной из одноклассниц даже предложил «встречаться» и очень переживал из-за её отказа.
Уходим и возвращаемся по правилам
Есть несколько важных моментов, которые следует учитывать, если вам нужно уйти на некоторое время. Вот они:
— Рассказывать о том, что вам нужно уйти, но вы скоро вернетесь, стоит даже ребенку, который пока что не говорит. Делать это следует хотя бы для того, чтобы у вас выработалась соответствующая привычка: она очень пригодится вам в будущем!
- Оставляя с бабушкой или няней малыша от полутора до трёх лет, нужно быть готовой к его бурной эмоциональной реакции. Не следует показывать малышу, что вы не уверены в правильности своего поступка и чувствуете вину перед ним. Маме надлежит сказать малышу о своём уходе и проявить твёрдость, не «метаться» ни морально, ни физически.
- Если удастся, желательно, чтобы взрослые отвлекли ребёнка в момент маминого ухода. Если это не получилось, то можно взять его на руки, поцеловать и передать тому взрослому, кто остается с ним. Сказать, что скоро вернётесь, попросить помахать вам рукой и пожелать удачи. Если малыш сильно переживает, плачет и тянется к маме, уходить надо быстро.
- Не стоит обманывать малыша, обещая, что вы уходите в последний раз или вернетесь через минутку. Лучше понятными словами рассказать ему, чем вы намереваетесь заняться: на работе будете говорить по телефону или печатать на компьютере, в магазине станете покупать хлеб или ботинки, в театре собираетесь смотреть выступление артистов, устраиваемое для взрослых.
- Вернувшись, расскажите малышу о своих впечатлениях и покажите какой-нибудь интересный предмет, связанный с вашим уходом: автобусный билет, чек из магазина, театральную программку и т.п. Можно устроить игру в автобус и контролера, продавца и покупателя, актера и зрителей.
Напитки повышающие выработку грудного молока
При гипогалактии (сниженной выработке грудного молока) довольно успешно применяются напитки из различных лекарственных растений, а также из моркови и редьки.
Морковный сок (свежеотжатый) рекомендуется принимать по 1/ 2 стакана 2—3 раза в день. Для улучшения вкуса в него можно добавить молоко, сливки, фруктовый или ягодный сок по 1 столовой ложке на порцию.
Можно использовать тертую морковь с молоком и медом: на 3—4 столовых ложки тертой моркови 1 стакан молока и 1 —2 чайные ложки меда; принимать эту порцию 2—3 раза в день.
Сок редьки с медом: редьку натереть на мелкой терке, отжать сок, развести в 2 раза кипяченой водой; на стакан напитка добавить 1—2 чайные ложки меда и немного соли (по вкусу); принимать по 1/ 2 стакана в день.
Настой из семян укропа: 1 столовую ложку семян залить стаканом кипятка, настаивать 2 часа, процедить; принимать по 1/2 стакана 2 раза в день или по 1 столовой ложке 6 раз в день.
Тминный напиток: 15 г семян тмина залить 1 л горячей воды, добавить очищенный и нарезанный лимон, 100 г сахара, варить на слабом огне 5—10 минут, охладить, процедить: принимать по 1/ 2 стакана 2—3 раза в день.
Вместе или врозь: какая разница?
Доктор Нильс Бергман, специалист в области перинатальной нейронауки и основатель движения Kangaroo Mother Care, говорит, что отделять от матери младенца на всю ночь является крайне тяжелой ситуацией для ребенка и приводит к задержке развития мозга. Даже после того, как ребенок «проплакался» и заснул, это не приводит к расслабленному сну, который жизненно важен для здорового развития мозга.
Профессор психологии Дарсиа Нарваез предупреждает об опасности (постоянного продолжительного) плача ребенка. Ее мнение: плач у ребенка повреждает нейронные взаимосвязи, синапсы, и, как итог, ребенок развивается слабее интеллектуально, менее здоровым, более тревожным и более отчужденным позже в жизни.
Дарсиа Нарваез приводит в пример исследование на мышах «заботливых» и «незаботливых матерей». Существует критический период для «включения» определенных генов, которые контролируют способность противостоять стрессу в течение всей последующей жизни ребенка.
Очень рекомендую вам посмотреть видео ниже, там доступны русские субтитры. Этот ученый как раз исследует вопросы эпигенетики.
Американская академия педиатров рекомендует родителям спать с детьми в одной комнате или кроватке в течение первых 12 месяцев, чтобы предотвратить так называемый синдром внезапной детской смерти (СВДС). Канадское общество педиатров также рекомендует спать с младенцами в кроватке, которая соответствует действующим канадским нормам, в течение первого года жизни ребенка.
В целом страны с развитой экономикой, где чаще оба родителя работают, также предъявляют требования к отдельному сну ребенка с 7 месяцев, за исключением особых обстоятельств здоровья малыша.
Проблема отдельного сна становится особенно важной, когда возраст ребенка приближается ко второму году жизни. В этом возрасте ребенок уже может чувствовать себя «в безопасности» наедине с собой, уметь успокаивать себя, тем самым обеспечивая развитие хорошей будущей самооценки и уверенности в собственных силах
Яна Романова / janaromanova.com
Если ребенок опасается внешних шумов или гиперактивен, желательно помочь ему с засыпанием в своей комнате
Важно, чтобы ребенок ощущал себя безопасно и спокойно в своей комнате (цвет стен предпочтительнее делать спокойных тонов, располагать любимые игрушки рядом, обеспечить удобную кровать, исключить проникновение в комнату сильного или внезапного внешнего шума или работающего телевизора и пр.) (Pediatric Disorders of Regulation in Affect and Behavior, Georgia DeGangi — 2nd Edition, 2017)
Существует исследование, результаты которого показывают, что, когда новорожденный не контактирует с кожей матери один час, наблюдается:
- увеличение активности вегетативной нервной системы на 176%;
- уменьшение продолжительности сна на 86%.
Причина: «отделение» матери вызывает высокий уровень стресса у младенца, так как у него нет физиологического необходимого уровня для того, чтобы справляться с таким «отделением». Мать для младенца на ранних этапах его развития, наверное, как рука для нас.
Но в то же время с научной точки зрения интересно отметить, что вопрос о совместном и отдельном сне активно исследуется в лабораториях сна. Эти исследования показали, что, когда младенцы спят со своими матерями в одной постели, они спят хуже, чем когда они спят в отдельных кроватях. Причина в том, что пробуждение ребенка и матери взаимосвязано, и они могут нарушать сон друг друга (см. исследования Fukumizu et al., 2005; Mao et al., 2004; St. James-Roberts et al., 2006).
Для того, чтобы избежать взаимного пробуждения, некоторые ученые советуют учитывать особенности сна родителей и тем самым более разумно организовывать общее с ребенком спальное место (McKenna and McDade, 2005; Taylor et al., 2008). Правильно организованный сон в итоге уменьшает депрессию и утомляемость матерей, обеспечивает более длительное грудное вскармливание и меньшую возбудимость младенца (Taylor et al., 2008).
Как вести себя маме
Конечно, если мальчик ещё маленький (но уже вышел из грудного возраста), то просто не нужно приучать его спать вместе с мамой. Если же процесс совместного сна подзатянулся, нужно деликатно объяснить сыну, что мама по-прежнему его очень любит, но он — будущий мужчина и спать должен отдельно.
Когда же в материнскую постель приходит уже довольно взрослый ребёнок, который до этого спал отдельно, безусловно, нужно разбираться с его психологическими проблемами, обычным запретом приходить к маме в постель ситуацию, конечно же, не исправить, а уж тем более нельзя ругать сына. Прежде всего нужно спокойно поговорить с ребёнком по душам, понять причину его переживаний. Если дело в каком-то возникшем страхе, например, темноты или боязнь какого-то вымышленного существа, нужно от него избавляться различными способами.
Когда проблема связана с конфликтом в школе, друзьями и пр., её также нужно решать: подсказать сыну, как вести себя в определённых обстоятельствах, если необходимо, поговорить с учителем и т. д.
В откровенной беседе нужно постараться выяснить, что тревожит ребёнка
Конечно, в грудном возрасте мама может спать со своим сыном, если это облегчает уход за ним и не создаёт проблем в супружеских отношениях. А вот в более старшем возрасте, когда мальчик уже становится сознательным, нужно менять этот уклад. Ведь совместное времяпрепровождение ночью с мамой может обернуться для будущего мужчины психологическими проблемами во взрослой жизни.
Не на руках, но рядом с мамой
Слинг и его разновидности, рюкзачки-переноски, автокресло-люлька, манеж, стульчики для кормления с рождения, детские шезлонги-качалки, развивающие коврики могут значительно облегчить жизнь мамы или любого другого близкого человека, который остается с малышом.
Все эти приспособления, кроме развивающих ковриков, можно использовать только после консультации с педиатром и ортопедом.
С точки зрения детской психологии, самое главное — это найти такую форму совместного времяпровождения, когда малыш будет видеть маму и/или чувствовать её, а мама сможет заниматься каким-либо полезными или интересными делами. Так что не имеет значения, какие именно устройства будут обеспечивать удобство и для мамы, и для малыша. Лишь бы это было безопасно для ребенка и подходило взрослым.