Ребенок не хочет учиться в школе или война миров!
В этой статье вы узнаете:
У большинства из нас, родителей, сладкая иллюзорная картинка, где любимый уже подросший малыш дарит букет цветов первой учительнице, потом с жаром тянет руку на уроках, а дома старательно выводит буквы в домашнем задании. Но все это разбивается о реальность, в которой любимое чадо буквально с первых дней заявляет: «Я туда больше не пойду и делать ничего не буду!»
Не, ну не то, чтоб мы не ожидали того, что будет не всегда гладко. Но «не всегда» и «полностью не гладко» это вполне себе ощутимые по различию вещи.
И что делать? Как быть? Мы спокойно упорствуем ровно до того момента, пока не приходит холодное понимание, что он не шутит, он не ленится, ему просто тупо плохо там.
Тогда мы в начинающейся лёгкой внутренней панике бежим выяснять, всё ли нормально в адаптации, в отношениях с учителем, в отношениях с одноклассниками. И впадаем ещё в больший ступор, потому как в подавляющем большинстве случаев по этим пунктам всё приемлемо. А что тогда?
И вот тогда картина маслом: понятно, что вообще ничего не понятно. Но горячо любимый человек вдруг превращается в существо, готовое чуть ли не войной отстаивать своё право ничего «школьного» не делать, а то и вообще туда не идти.
Кто-то из детей уходит в «теневую оборону». И раз за разом обостряя хронические болячки или чуть ли не еженедельно сваливаясь с пресловутыми ОРЗ-ОРВИ, чтобы остаться дома — в войне все средства хороши.
Кто-то воюет открыто, саботируя, игнорируя, провоцируя, в целом демонстрируя уверенность в своей правоте и отстаивая своё право… Право на что?
Мы знаем, что наши дети вовсе не глупы, мы знаем их сильные и слабые стороны. Но вот такое небывалое сопротивление не может не навести нас на мысли о том, что и вправду что-то не так. Вот о том, что именно не так, как с этим «не так» взаимодействовать, чего ждать и так далее, мы сегодня и поговорим.
Учительница ругает за клеточки, а сын ее боится
Светлана, мама Данила, 7 лет:
— Данька так ждал, когда пойдет в первый класс! Обожал курсы по подготовке к школе, так старался, выписывая все эти крючки и палочки, так гордился, что быстро читает.
И с учителем, как мне сначала показалось, нам повезло. Она молодая, активная, привлекает родителей, чтобы устраивали детям развлечения, конкурсы, праздники. Но очень уж требовательная.
Сначала только взрослым доставалось. Педагог подробно писала в чате, как именно нужно делать домашнее задание, что обязательно проверить. Но со временем стала строже относиться к детям. Ругает их по малейшему поводу: не то число клеточек отступил, не поставил точку после сокращения, забыл линейку (первый раз за год!).
Забираю Данила из школы — а он говорит: «Едем быстрее домой, вдруг я не успею домашку сделать!» Успокаиваю его, говорю, что нужно погулять, отдохнуть, ведь школа — это только часть его жизни. А он переживает, что не успеет, что сделает что-то не так и его наругают. Готов даже футбольные тренировки пропускать.
Я же больше переживаю, что он совсем не получает удовольствия от учебы, хотя раньше так стремился в школу.
«Четыре клеточки вниз, две строки пропустить» — на что мы тратим детство ребенка
Мария Швецова:
— Учитель дает много отрицательной обратной связи
Важно разобраться, есть ли при этом положительное подкрепление с ее стороны? Если ребенок сделал все правильно, он услышит похвалу? Или работает только мотивация «чтобы не ругал»?. Поддерживать ребенка могут родители: смотреть, как он справляется с программой, отмечать успехи
Можно в повседневной жизни давать задания, близкие к тому, что Данил делает в школе: что-то записать, посчитать. И обязательно отметить, как красиво и понятно написано, как быстро и правильно посчитано
Поддерживать ребенка могут родители: смотреть, как он справляется с программой, отмечать успехи. Можно в повседневной жизни давать задания, близкие к тому, что Данил делает в школе: что-то записать, посчитать. И обязательно отметить, как красиво и понятно написано, как быстро и правильно посчитано.
Но вообще, то, что ребенок отказывается от прогулок и любимых занятий — очень тревожный звонок. Значит, он находится в постоянном напряжении. Человеческий мозг так устроен, что обучаться он может только в спокойной, доброжелательной атмосфере. Если вы находитесь в лесу и уверены, что за деревьями прячется медведь, вряд ли вы будете интересоваться, какие цветы и ягоды там растут. В состоянии стресса не будет ни интереса к познанию, ни удовольствия от процесса.
В моей практике был подобный случай, и вопрос решился сменой класса. Думаю, что родителям Данила можно рассмотреть такую возможность. С другой стороны, если учитель дает и положительную обратную связь, а проблема заключается в мелочах вроде отсчитывания клеточек или подобных формальностях, можно помочь локально. Например, сделать шаблон: ребенок подкладывает его в тетрадь и сразу видит, где должен начать писать. Через год-два мозг ребенка станет достаточно зрелым, чтобы на соблюдение правил не уходило слишком много ресурсов.
Правильное питание – залог успешного обучения
Для каждого человека правильное питание – это источник энергии. Также от этого зависит состояние здоровья и улучшение памяти и мышления. Для ребенка это тоже является важным фактором.
Одним из недостатков сегодняшнего дня является то, что в учебных заведениях дети не всегда любят питаться в столовках, поэтому употребляют всякие продукты, которые их толком не насытят и не принесут ничего полезного, а иногда и опасно влияют на организм.
Поэтому необходимо создать полезное меню для ребенка и обязательно следить за его приемом пищи. Обязательно должен быть завтрак, обед и ужин. Эти три приема пищи должны содержать в себе максимально полезные и сытные продукты, чтобы дети в течение дня имели, откуда черпать силы, был здоров и хорошо себя чувствовал.
Для стимулирования работоспособности мозга важными компонентами являются: цинк, магнии, витамин В, кальций, токоферол и железо.
Продукты, которые содержат данные вещества:
- морковь
- капуста
- печень животных
- яйца
- растительное и оливковое масло
- кисломолочные продукты
Для физического развития детей, свою очередь, полезен белок. Больше всего белка содержится в следующих продуктах:
- мясо
- яйца
- мясо рыбы
- гречневая крупа
- орехи и семечки
Диетологи рекомендуют детям для здорового питания, сбалансировано употреблять продукты насыщенные белками, углеводами, витаминами и минеральными веществами.
Нельзя забывать и о ежедневном количестве употребляемой воды. Вода – это очищение организма от токсинов, поэтому стоит приучить ребенка пить умеренное количество воды в течение дня.
Школьные проблемы с учебой
С началом обучения в первом классе школы или гимназии часто возникает ситуация, при которой ребенок быстро устает, становится вялым, начинает часто болеть, плохо усваивает учебный материал, долго учит уроки, сидит, но ничего не запоминает. В этом случае многие ответственные родители увеличивают время подготовки уроков, сидят над домашними заданиями до глубокой ночи, нанимают репетиторов или ходят дополнительно заниматься в школу. Но особых результатов нет. Не смотря на усиленную подготовку дома и с репетиторами, успеваемость в школе остается низкой. Со 2 класса в школе учитель начинает ставить тройки, двойки и колы, и в дневнике появляются «1», «2», «3». Часто родителей, которые с утра до вечера работают, делают вид, что проблема отсутствует, что учебным процессом должен заниматься только учитель во время уроков, и что ребенок должен сам готовить домашние задания. В результате ребенок сильно отстает от сверстников, одноклассников. Успеваемость становится все хуже, и хуже, а хочется учиться не хуже других, и у родителей планы учебы ребенка в университете рушатся. У ребенка пропадает интерес к учебе, так как он считает себя хроническим двоечником, и догнать одноклассников уже невозможно. Порочный круг замыкается. И двойки становятся лучшими друзьями таких мальчиков и девочек. Конечно, некоторые родители весь учебный процесс сваливают на бабушек или нянь. Но не нужно забывать, что учебная программа в настоящее время сильно отличается от той, которую проходили 30 или 40 лет назад. Везде используются компьютеры, новые технологии, сложные программы. И бабушки уже не тянут тяжелую программу.
Ребенок не учит конкретный предмет
Представим ситуацию, когда ребенок — хорошист или отличник — не может сдать один конкретный предмет и постоянно его заваливает. У этого может быть несколько причин.
Ребенок не ладит с учителем
В таком случае неприязнь к преподавателю может проецироваться на неприязнь к предмету. Если ребенок жалуется на педагога, стоит разобраться в причинах этой ситуации. Сначала следует выслушать версию ребенка, затем договориться о встрече с учителем и в спокойном тоне, не порождая новый конфликт, послушать вторую точку зрения. Возможно, через такие разговоры получится прийти к мирному решению ситуации и наладить отношения ученика и учителя
Если нет — можно обратить внимание на курсы, которые помогут подтянуть знания ребенка по предмету
Слишком много заданий
Ребенок не успевает делать задачи по предмету, отстает от программы, и его успеваемость падает. В таком случае стоит поговорить с родителями других детей. Если ситуация схожая для всего класса — коллективно обратиться к преподавателю. Если проблема затронула только одного ребенка — ему стоит помочь с домашними заданиями и попробовать вместе разобраться с трудностями.
Ребенку сложно учить предмет
Ему легко дается литература и обществознание, но математика вызывает сплошные трудности. Вероятно, во взрослом возрасте он уйдет работать в гуманитарные отрасли, и математика не станет его приоритетным направлением. Поэтому не стоит давить и требовать. Если ребенок не может закрыть курс даже на минимальный балл, ему стоит помочь — объяснения родителей могут быть проще и понятнее слов учителя. Возможно, стоит прибегнуть к помощи образовательных платформ или репетитора.
Экономика образования
Какие ошибки допускают родители при профориентации ребенка
Почему ребенок не хочет учиться?
Начинаться все может достаточно невинно. Сначала ребенок идет в школу, но уже без особого энтузиазма. Потом начинает рассказывать, например, про отмену урока, головную боль или боль в животе. Самый сложный случай – это открытый «бунт», просто отказ идти в школу или даже вставать с постели. Поводов для этого у детей очень много. Вот частые причины почему дети не хотят учиться в школе:
Слишком интенсивный учебный процесс, сложная учебная программа и стресс, связанный с этим.
Неправильный выбор школы или класса – по профилю, например, если ребенка гуманитария отправили в класс с углубленным изучением математики или физики.
Конфликты с одноклассниками или преподавателями.
Отсутствие нормального отдыха и активности физического плана. В идеале школьник после школы должен отдыхать хотя бы 2 часа. Но часто бывает так, что ребенка заставляют учить уроки. Или же он сразу отправляется на секцию, где тоже учится и трудится. Перенапряжение рано или поздно сказывается на нервной системе.
Комплексы и неуверенность в себе. Если ребенку не комфортно среди одноклассников, и его мучает неуверенность, то учебный процесс точно будет не в радость.
Давление со стороны взрослых, отсутствие адекватной реакции на его успехи и провалы. Часто — наказания за плохие оценки или отсутствие похвалы за достижения и хорошие оценки.
Тяжелая семейная обстановка, скандалы родителей. Все это приводит к тому, что дети замыкаются в себе, винят себя в родительских ссорах, начинают буквально пропускать их сквозь себя
И, разумеется, теряют всякий интерес к учебе.
Гиперактивность, сложности с вниманием и концентрацией. Дети с такими особенностями практически не способны высидеть спокойно 40-ка минутный урок.
100% контроль со стороны взрослых – он порождает пассивность и равнодушие к учебному процессу, и не только к нему.
Зависимость от игр, телевизора, иных дурных привычек
Часто все силы (физически и эмоциональные) чадо тратит, к примеру, на игру. И на школу сил просто не остается.
Проблемы с режимом. Если школьник не высыпается, ложится поздно, то логично, что утром ему не хочется идти в школу. А на учебу просто не имеется ресурсов.
Дурная компания – если ребенок попал в дурную компанию, а его новые друзья курят, к примеру, или хулиганят, то и он будет повторять за ними. Следовать «правилам стаи».
И понять, почему же чадо не желает учиться. Если можете устранить эту причину сами, сделайте это. И это будет первым, но самым важным шагом на пути к успеху.
Существует хороший тест по вопросам которого вы как родитель вполне можете определить причину нежелания учиться у вашего ребенка. По сути, этот тест определяет уровень мотивированности детей к учебному процессу.
Ребенок постоянно играет с гаджетами
Проблема родителей XXI века — огромное количество гаджетов, которые отвлекают детей от учебы. Ребенку интереснее играть в компьютерные игры, чем заниматься чтением или решением задач по математике. Иногда привязанность к гаджету становится настолько сильной, что ребенка невозможно оторвать от экрана и убедить сделать домашнее задание.
Чтобы справиться с проблемой, можно интегрировать обучение в смартфоны или компьютеры. Современные образовательные методы зашли настолько далеко, что появилось большое разнообразие телефонных приложений, компьютерных игр и занятий на основе VR-технологий, которые увлекают детей и одновременно занимаются их образованием. Например, для перехода на следующий уровень игры, ребенку нужно найти решение уравнения или ответить на вопрос по содержанию стихотворения. Атмосфера игры затягивает ребенка, и он на азарте проходит обучение до донца.
Индустрия 4.0
Образование в VR: урок математики вместо охоты на монстров
Оптимальный вариант — найти курсы, которые используют игровое обучение. Геймификация — один из самых эффективных методов повышения вовлеченности, а для детей игра — это в принципе естественный процесс. Мы в «Учи.ру» давно исследуем и находим эффективные инструменты геймификации образования, постоянно адаптируем и встраиваем в нашу платформу.
Главное помнить, что если ребенок отвлекается, ленится, не показывает интерес к учебе, то любое давление только усугубит ситуацию. Нужно создать атмосферу, в которой ребенок начнет делиться своими переживаниями, не будет бояться подойти с проблемами и будет знать, что всегда найдет поддержку в лице родителя. При таком типе доверительных отношений будет проще найти проблемные точки в обучении и зародить в ребенке желание хорошо учиться.
Что почитать по теме
- Статья «Мела» об игровых моделях в школьном образовании;
- Материал «Хабра» о том, как вовлеченность детей влияет на достижение поставленных целей и удовольствие от образования;
- Подборка воспоминаний успешных ныне ИТ-специалистов о своих школьных годах на vc.ru.
Материалы РБК Трендов:
- О том, как помочь ребенку с выбором будущей профессии;
- Как привить ребенку любовь к иностранным языкам;
- Отдельно — как привить ребенку любовь к чтению в целом;
- Почему цифровые технологии — это будущее школьного образования.
Как мотивировать старшеклассника
Помним о том, что развитие в 16 лет идет бурными темпами, и очень часто дети делают все сами, без напоминания. Но есть несколько тактик, которые работают даже с самыми неподдающимися школьниками.
Минимизируем контроль. Не стоит проверять, все ли задания сделаны, но успеваемостью интересоваться, разумеется, нужно. При этом не забывайте поощрять за хорошие оценки и радоваться победам в соревнованиях. Отличным помощником для старшеклассников будет наш тренажер, который позволяет быстро подготовиться к контрольной работе или к итоговому экзамену. И, главное, совершенно самостоятельно. Если ваш ребенок по какой-либо причине в 17 лет не хочет учиться, попробуйте этот вариант.
Не бойтесь советовать и обсуждать важные темы
Теперь подросток вас будет внимательно слушать, у него уже нет излишней обидчивости, а влияние ровесников не так важно. Только постарайтесь говорить с ним, как друг, не давить и не принуждать с высоты собственного опыта.
Поощряйте самостоятельность
Помните, что нормальное развитие в 17 лет предполагает формирование ответственности за действия и решения. Лучше помочь исправить ошибку, чем достать тотальным контролем и понуканиями.
Помогите материально. В этот период очень важно интенсивно заниматься, может понадобиться дополнительная подготовка или платные курсы. Хорошо, если ребенок сам решит, чем ему нужно заниматься. Если же понимания нет, предложите ему пройти бесплатное тестирование на нашем тренажере. Он сразу поймет, где есть пробелы в знаниях, и сможет быстро и эффективно их устранить.
На уроке страшно поднять руку
Наталья, мама Марии, 9 лет:
— Маруся всегда была очень стеснительной. Заговорить с кем-то для нее целая проблема. Хорошо было в садике: группа у нас была маленькая, воспитатели очень внимательные, всегда спрашивали дочь, чего она хочет, помогали реализовать какие-то ее идеи.
В школе все по-другому. Класс — 27 человек, и она там просто теряется. Спрашиваю у нее: «Ты сегодня руку поднимала на уроке?» — «Нет». — «Почему? Ты же готовилась». — «Не знаю». И весь разговор. Даже не пытается показать, что знает. Учительница и не обращает на нее никакого внимания.
Но хуже всего, что она вообще ничего не хочет. Никаких идей, никакой инициативы. В какой кружок ее ни отдадим — нигде не задерживается: неинтересно. Кажется, отстанем от нее — так и будет целыми днями сидеть, ничего не делать. Но ведь так же нельзя, правда?
Песталоцци ХХI, или Школьная каторга
Мария:
— Учебная мотивация — часть общей мотивации к жизни. У ребенка показатель такой мотивации — интерес к познанию мира, радость от каких-то занятий. Если такой интерес пропал, стоит срочно обратиться к психологу.
Интересно, как у девочки возникла такая стратегия: ей нужно, чтобы ее кто-то заинтересовывал, вел за руку. Может быть, подобным образом ведет себя кто-то из близких людей. У человека много идей, но он не может реализовать их без какого-то «помогатора», она могла перенять такой подход. А может быть, стратегию невольно сформировали родители, приучив дочь советоваться каждый раз, прежде чем что-то сделать.
Со своей стороны родители могут также проанализировать следующее: возможно, нежелание учиться — это нежелание учиться в конкретном классе, нежелание заниматься в кружке — свидетельство того, что не интересна именно эта деятельность. Вероятно, какой-то интерес у ребенка есть, нужно только его найти. И тогда уже стоит отдавать Марусю в конкретный кружок, где преподаватель сможет уделить ей достаточно внимания, дать ей уверенность в своих силах.
Также стоит разобраться, как обстоят дела с освоением школьной программы. Возможно, Маруся все отлично понимает, со всем справляется, но не хочет проявлять себя и делает все средненько. А может быть, есть пробелы. В таком случае мы диагностируем уровень знаний в играх, а потом дорабатываем проблемные моменты — с помощью игр или дополнительных учебных занятий.
Важный возраст
Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка – познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена – ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде – о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками – не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, – это о его собственной самооценке. В интернете общаться – тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало – хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно – в компании.
Что почитать взрослым
Блог Людмилы Петрановской, известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения – прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?». В ней много мудрых и действенных советов.
Что почитать подросткам
«Курс выживания для подростков». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.
19.09.2010
Наталья Родикова (Naтинка)
для журнала «Дорогое удовольствие»
взаимоотношения с окружающими, взаимоотношения с родственниками, о подростках Другие статьи автора
Общение с ребенком
Общение имеет основополагающее значение для развития детей. Им необходимо понимать и быть понятыми. Коммуникация является основой отношений и влияет на обучение, игры и социальные взаимодействия.
Коммуникация с детьми способствует укреплению привязанности. Если опекун или родитель реагирует на сигналы ребенка еще с рождения и отвечает, общаясь с ними, то таким образом разрабатывает надежную привязанность к себе. А эта связь служит основой развития и обучения ребенка.
В жизни ребенка долгое время важнейшей занятостью является учебный процесс. Общение напрямую влияет на освоение и развитие этой части жизни.
Если ребенок вернулся из школы явно не в духе, родителям стоит попытаться поговорить с ним «по душам». Возможно, он поссорился с друзьями или был наказан учителем за какую-либо провинность. Подобные неприятности могут «отбить» желание посещать школу и успеваемость ребенка серьезно пошатнется. Задушевная беседа может стать лучшим способом решения подобных проблем.
Ребенок не должен бояться или стесняться говорить с родителями. Он должен четко понимать, что решить проблему можно только обсудив ее.
Известно, что слаборазвитый словарный запас у детей, прямо пропорционально влияет на навыки грамотности. Без внешней помощи от 50% до 90% дети c коммуникационными потребностями впоследствии имеют проблемы с чтением. Багаж словарного запаса до 5 лет, является важным показателем квалификации достигнутых в школе спустя годы.
Советы психолога
Советы психолога мы решили разбить на возрастные категории детей. Ведь то, что подходит первоклассникам, вряд ли даст пользу для старшеклассников и наоборот.
Для школьников начальных классов
Психологи советуют родителям для школьников начальных классов, во-первых, подготовить их морально к вступлению в учебную жизнь. Избавить их от страха перед знакомством с чем-то новым. А также интересоваться их школьными начинаниями, постоянно спрашивать про то, что те изучают или узнали новое для себя.
Узнавать, как обстоят дела с одноклассниками, помогать детям с ними подружиться, вовлекая их в какое-нибудь мероприятие, вроде экскурсии или просто пригласив в гости. Развивать у ребенка любовь к учебе и собственную волю, ответственность и самостоятельность. Напоминать о дисциплине и что следует делать, а чего не следует.
Для школьников средних классов
Для школьников средних классов, психологи рекомендуют родителям максимально облегчить процесс обучения. Создавая соответствующие условия. Эмоционально поддерживать ребенка, слушать его и помогать, стараясь не конфликтовать и не кричать. Быть строгими, но когда необходимо проявлять лояльность.
Делиться знаниями в каких-то областях, которые могли бы заинтересовать и обогатить знания ребенка. Регулярно следить за расписанием уроков и помогать в организации собственного времени ребенка.
Для школьников старших классов
Старшеклассники нуждаются в свободе, поэтому психологи рекомендую дать им больше воли, чтобы те могли двигаться в своем направлении. Помочь в учебе, если требуется отдать на подготовительные курсы и дополнительные курсы. Общаться, рассказывать о своих опытах и своей жизни в старших классах.
Давать полезные советы в плане отношений с одноклассниками, учителями и друзьями. Не осуждать и не реагировать агрессивно на какую-либо ситуацию. Родители должны всегда оставаться теми людьми, к кому можно прийти за помощью. Поддерживать интерес в дальнейшем обучении. Помочь в выборе профессии дав оценку со стороны, но, не навязывая свои взгляды. Верить в своего ребенка, во что бы ни стало.
Почему ребенок не хочет идти в школу?
Итак, ребенок может отказываться идти в школу в любое время года, если у него есть следующие проблемы:
Мария Макарова
1. Трудности в учебе. Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.
В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам.
Трудности в учебе поможет преодолеть нейропсихолог
Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учебу для ребенка значительно легче
Если ребенок не успевает по отдельным предметам, то помочь может родитель, педагог или репетитор.
2. Конфликты с одноклассниками или педагогом. Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.
3. Семейные проблемы. Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.
Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития. О них расскажем подробнее.
Развитие словарного запаса
На сегодняшний день богатый словарный запас не только показатель эрудированности, но и залог хорошей памяти и более ясного восприятия информации.
Неудивительно, что многие родители стремятся развить лексикон своего ребенка. Для этого есть несколько продуктивных шагов:
Чтение
Привить ребенку любовь к чтению – это один из главных положительных шагов к развитию словарного запаса. Пока ребенок не умеет читать, стоит читать ему перед сном всякого рода сказки, интересные рассказы и иногда стихи.
Когда же он уже самостоятельно умеет читать, необходимо хвалить его за это и помогать ему при выборе книг. Тогда он полюбит это занятие и с каждой, новой прочитанной книгой его словарный багаж будет пополняться.
Обсуждения
Есть вещи, которые ребенок может не понимать, незнакомый термин или выражение. В таком случае надо помочь ему разобраться и объяснить ему, что значит то или иное слово, предложить ему найти это слово в словаре и вместе прочитать значение.
Говорить и высказываться
Чтобы ребенок привык к более точным и ясным высказываниям, стоит постоянно вовлекать его в диалог. Находить темы для обсуждения и рассказывать что-то новое и интересное, обсуждать с ним истории и иногда что-то из научной части.
К примеру, даже рассказать о каком-то историческом событии или о научном открытии. Главное делать это максимум интересно и эмоциональнее, чтобы ребенок был заинтересован и запомнил под впечатлением, что он обсуждал с родителем.
Игры со словами
Существует множество игр основанных именно на развитии речи и словарного запаса ребенка. Даже обычное отгадывание слов или совместное сочинение какого-то рассказа, игры в ассоциации могут развить словарный запас и даже творческую сторону мышления ребенка.
Причины плохой успеваемости, проблем обучения в школе
Причины плохой успеваемости на самом деле кроются еще во время беременности матери ребенка. В последние годы часто во время беременности идет хроническая внутриутробная гипоксия плода, то есть недостаток поступления кислорода через плаценту к головному мозга будущего ребенка. Плюс влияют плохое питание, отвратительная экология, хроническая патология внутренних органов, стрессы, половые инфекции, гормональные нарушения. Если у ребенка была гипоксия, то уже на первом году жизни малыша возникает большое количество неврологических проблем и патологических состояний. Последствия перинатальной энцефалопатии легкой степени многогранны. Наблюдаются нарушения мышечного тонуса (гипотонус и чаще гипертонус), задержка психического, моторного или речевого развития, ЗРР и ЗПРР, ликвородинамические нарушения (синдром внутричерепной гипертензии), парезы, минимальная мозговая дисфункция, синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок отстает в развитии. Если гипоксия небольшая, то некоторые детские неврологи не обращают внимания на легкие отклонения в развитии нервной системы и не проводят лечебных мероприятий. А педиатрам самое главное – это сделать прививки, остальное их не волнует. Отсутствие вовремя поставленного диагноза не означает отсутствие заболевания. Родители радуются, что у ребенка все хорошо. Но проблемы могут начаться в более позднем возрасте. Например, с началом обучения в школе. В нервной системе действует принцип: «где тонко, там и рвется», или «LOCUS MINORUM» – место наименьшего сопротивления. Последствия гипоксии могут проявляться плохой учебой, плохой усвояемостью материала.
Ребенок долго готовит уроки, плохо читает, не умеет писать, коряво пишет в тетради и часто делает ошибки, не слушает учителя, балуется на уроках, не хочет делать уроки дома, не запоминает
Ребенок долго готовит уроки, плохо читает, не умеет писать, коряво пишет в тетради, не слушает учителя, балуется на уроках, не хочет делать уроки дома, не запоминает, становится капризным, неусидчивым, рассеянным, сонным или гиперактивный, неуправляемым или заторможенным, застенчивым или с отсутствием «тормозов». Отмечается быстрая отвлекаемость. И репетиторы здесь не помогут. При увеличении времени подготовки уроков, занятий усвояемость материала очень низкая. КПД (коэффициент полезного действия) стремится к 0. Поэтому ребенок очень плохо запоминает, долго думает, делает ошибки, пропускает буквы, быстро забывает учебные материал. Возникают проблемы уже в начальной школе. Плохо идут математика, письмо, чтение, окружающий мир, иногда ИКТ (информационно-компьютерные технологии), иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский). Ребенок начинает что-то делать, и бросает, недоделав. Успехи наблюдаются в основном по физкультуре и труду.
Организация режима дня
Организованный режим дня – это залог продуктивного обучения. Поэтому если родитель желает развивать ребенка всестороннее и хорошо повлиять на его успеваемость в школе, а также привить любовь к другим полезным вещам, ему стоит задуматься над организацией режима дня ребенка.
Одним из обязательных условий правильного воспитания ребенка, является контроль за его режимом дня. Ведь правильно спланированный режим дня имеет большое влияние на здоровье, а так же и на физическое развитие.
Режим дня – это привычный порядок жизни в течение дня, предполагающий здоровое чередование сна и бодрствования и кроме того разумную организацию разных типов деятельности.
Правильный режим для детей, укрепляет их здоровье, гарантирует трудоспособность, удачное выполнение разнообразных занятий и защищает от переутомления.
От эффективности работоспособности клеток коры головного мозга, напрямую зависит физиологическая база, определяющая длительность работоспособности и характер. Вследствие этого нельзя перезагружать функционированность центральной нервной системы.
На морфофункциональный уровень зрелости организма, влияет режим дня и продолжительность ключевых его элементов, таких как:
- сон
- занятия на свежем воздухе
- учебная деятельность и воспитание
- прием пищи
- игровая деятельность и саморазвитие (творческие занятия, чтение, увлечения)
- личная гигиена
Если у ребенка остается больше времени до сна, то в таком случае следует поинтересоваться у него, что ему интересно было бы изучить. Может он хотел бы заниматься музыкой, рисованием или каким-то видом спорта. Тогда записать его на кружок. Стоит помнить, что если ежедневно проводить одни и те же действия, то они входят в привычку спустя месяц и тогда ребенку полностью привыкнет к нему.
Иногда случается, что во время летних каникул ребенок перестает уделять время учебе. Такого нельзя допустить. Поэтому необходимо ему периодически давать задания, чтобы он не забывал материал, изученный в течение учебного года и после его выполнения поощрять в виде сладостей или, разрешив сходить куда-то с друзьями.