Спокойные, развивающие игры для детей
1. Рисование — заинтересует детей любого возраста. Подберите материалы по возрасту малыша—краски, карандаши, фломастеры, мелки, пальчиковые краски, цветной песок. Покажите ребенку разнообразие тем и техник изобразительного искусства, откройте ему мир творчества и рисование станет ежедневным любимым занятием и всегда сможет занять ребенка дома.
2. Пазлы — помогают развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику, терпение, усидчивость. Крупные пазлы из 2-4 элементов можно предложить даже двухлетним малышам и к 5-6 годам дети с интересом будут создавать из мелких элементов целые картины.
3. Шашки, шахматы — как правило интерес к этим играм возникает, если ребенок видит домочадцев, проводящих свой досуг за доской. Не поленитесь, объясните правила и со временем приобретете интересного партнера по игре. Тренируют логику, математические способности, причинно-следственные связи.
4. Чтение — читать малышу можно с рождения, постепенно погружая его в прекрасный мир книг. Развивается воображение, память, креативность, пополняется словарный запас. Телевидение, компьютер не дают возможность представить, придумать, а книга пробуждает фантазию и выдумку.
5. Рукоделие — привлекает не только девочек, но и мальчиков. Вязание, бисероплетение, макраме, вышивка развивают мелкую моторику, внимательность, усидчивость.
6. Пластилин — современная промышленность предлагает множество видов пластических материалов для детского творчества—восковый, шариковый, флуоресцентный, плавающий, скульптурный. И это еще не все. Предложите на выбор несколько видов пластилина и ребенок обязательно заинтересуется. Отличная тренировка мелкой моторики и фантазии.
7. Конструктор — развивает глазомер, образное мышление, мелкую моторику, пространственное мышление. Дети по натуре строители, изобретатели и творцы, поэтому создание чего-то нового приносит им огромную радость. Подберите интересный конструктор по возрасту и успокойте самого отчаянного непоседу.
8. Настольные игры — достаньте с дальних полок игры—бродилки, домино, лото, вспомните свои детские вечера, когда за столом собиралась вся семья. Специалисты считают, что дети, которые играют в настольные игры вырастают более внимательными и сообразительными. Как правило, это командные игры, дети учатся находить компромисс, поддерживать друг друга, достойно проигрывать. Один из лучших вариантов чем занять ребенка дома.
9. Составить план путешествий — попросите ребенка помечтать и нарисовать те места, где он хотел бы побывать в ближайшее время. Возможно это послужит началом вашего плана будущих поездок.
10. Рассмотреть фотографии в семейном альбоме, рассказать о родственниках — вспомните интересные семейные истории, расскажите семейные легенды и традиции, отраженные в фотографиях. Чем больше вы сами знаете о своих родных, тем интереснее проведете время с подрастающим поколением.
Игры с водой в ванне для малышей
Потонет — не потонет. Исключительно полезные игры с водой в ванне — малыш познакомится со свойствами предметов. Пусть начнет с игрушек: какая из них плавает, какая тонет, когда намокнет, а какая сразу опускается на дно? Позже можно изучить «плавучесть» деревянных, металлических, пластиковых, бумажных предметов. От родителей требуется подготовить «наглядные пособия». Вместе с ребенком вы можете, например, взять деревянную и металлическую ложку, пластиковый лоточек из-под плавленого сыра, крепко закрытую полную бутылочку с шампунем, пустую бутылочку, бумажный пакет, кусочек фольги для запекания, небольшую махровую салфетку и т.д. Для начала спросите, какие предметы, по мнению малыша, утонут, а какие останутся «на плаву». А потом ребенок с удовольствием будет стараться «потопить» все сокровища. Ваша задача — объяснить, что не все предметы можно опускать в воду, некоторые после «купания» работать не будут (например, будильник вряд ли разбудит вас, если его искупать)
И обратите его внимание на то, что некоторые п
редметы могут и плавать, и тонуть — стаканчик из-под йогурта замечательно будет изображать «лодочку», но если заполнить его водой, он утонет
Игра с водой для малышей, с помощью которой ребенок увидит, что бумага тонет, когда намокнет. Перед купанием вырежьте несколько фигурок из плотной бумаги или тонкого картона. Это могут быть животные, например, «акулы», или «монстры», или злой герой из сказки, т.е. те, кого не жалко «утопить». Пусть эти картонные «злодеи» охраняют «подводные сокровища», которые малышу очень нужны (сложите на дне ванны несколько любимых «водных» игрушек). «Топить» можно, бросая на картонки мелкие камешки или монетки либо расстреливая их из брызгалки. Через некоторое время малыш увидит, что «враг побежден» и опускается на дно.
Ошибки в воспитании детей 1, 2, 3 лет
В заключение два примера неправильного подхода к воспитанию маленького ребенка.
Оле скоро 1 год 10 месяцев. Она посещает ясли. Дома на нее не обращают никакого внимания. Чтобы девочка не мешала взрослым, ее сажают в кроватку или на высокий стул. Вместо ласкового ответа н внимания к ребенку мать только раздражается и кричит; «Не приставай, мне некогда». Девочка малоразвита, говорит всего несколько слов (пала, ляля, ав-ав). У нее безразличное выражение лица, она часто плачет, раздражается и очень упряма. Мать виновата в отставании развития ребенка, в его настроении и поведении.
Иначе воспитывается Виталик (1 год 9 месяцев). С ним без конца занимаются мама, папа и бабушка. Каждое его желание немедленно удовлетворяется. Мальчик очень развит (знает наизусть многие стихотворения Барто, «Муху-цокотуху» Чуковского), но сам играть не умеет, — игрушки его не интересуют (хотя их у него целый ящик), он капризный и раздражительный, плохо засыпает. Вечером, укладывая его спать, отец рассказывает ему сказки — без этого он не ляжет, ночью часто просыпается. Родителям приходятся обращаться к врачу с жалобами на нервное состояние ребенка.
Как первый, так и второй приемы воспитания неправильны. В первом случае недостаток воспитания — в отсутствии должного контакта между ребенком и взрослыми, вследствие чего ребенок лишен многих радостей, свойственных этому возрасту, его эмоциональное состояние чаще всего бывает подавленным, угнетенным. Он плохо развивается.
В другом случае родители слишком много занимаются с ребенком. Чрезмерные впечатления приводят к перенапряжению нервной системы и в конце концов — к нервному заболеванию ребенка.
Распорядок дня ребенка 1, 2, 3 лет должен быть продуман. Всему свое время— кормлению, сну, прогулке, самостоятельной деятельности ребенка и занятиям с ним взрослых.
Как много радостных минут могут доставлять малышу родители, как интересно могут они заполнить его досуг и в то же время расширить его кругозор, развить мышление и речь! Хорошие, теплые отношения с родителями останутся у ребенка надолго, а впоследствии станут радостными воспоминаниями о его детстве.
Нормы развития ребенка в 1,5 года
В полтора года ребенок переходит на новую стадию развития, с этого периода он подвергает анализу практически всю информацию, полученную из окружающего мира, а также, на ее основании, учится делать первые выводы.
Чаще всего родители, в первую очередь, обращают внимание на развитие ребенка в физическом плане, не уделяя внимания психологическим и эмоциональным аспектам, которые в данном возрасте имеют гораздо большее значение. Какими навыками и умениями должен обладать ребенок к возрасту полутора лет интересуются все добросовестные родители
Педиатры утверждают, что каких-либо четко установленных норм развития в год и шесть месяцев назвать невозможно, так как это происходит по прошествии годовалого возраста у каждого ребенка в индивидуальном порядке. Однако стоит отметить, что проявление определенных навыков у разных детей может колебаться в пределах нескольких месяцев. Данный факт, установленный специалистами, считается вполне нормальным.
Физическое развитие ребенка в 1,5 года
В 18 месяцев малыш уже уверенно стоит на ногах и активно передвигается по дому, поднимается и спускается по лестнице, пытается залезть на диван и проверить все полки, может приседать, поворачиваться, наклоняться.
Маленький человечек с интересом наблюдает, как падают предметы, и конечно же не прочь бросить их самостоятельно. К полутора годам ребенок еще сохраняет некоторую неуклюжесть, часто падает, теряя равновесие.
Ребенка в таком возрасте опасно оставлять одного, так как он может залезть на высокий шкаф, подоконник, стащить скатерть со стола с опасными предметами, открыть горячую духовку, оторвать шнур от бытовой техники и т.п.
Достигая полуторагодовалого возраста, ребенок может уже держать ложку в руке, пить из кружки, откусывать небольшие куски пищи. Некоторые дети начинают осваивать горшок, активно интересоваться этим предметом.
Нервно-психическое развитие ребенка в 1,5 года
Многие родители замечают, что в полуторагодовалом возрасте ребенка интересуют названия различных предметов и действий, он пытается вступить с взрослыми в диалог, изучая для этого основные понятия и слова.
Дети, достигшие полутора лет, должны знать примерно 10-30 слов, при этом предпринимая попытки выстроить простые предложения из двух-трех слов. Ребенок способен в год и шесть месяцев отвечать на несложные вопросы родителей, указывая на картинки или предметы.
Прогулки с детьми 1, 2, 3 лет
Много нового дает ребенку 1, 2, 3 лет прогулка со взрослым по улицам города, села
Годовалому малышу интересны и пробежавшая собака или кошка, и проезжающая машина, а с более старшим ребенком можно пойти на улицу, где оживленное движение, чтобы показать ему светофор, смену сигналов, обратить его внимание на то, как регулируется движение машин и пешеходов
Изредка полезно пойти в зоопарк, но ненадолго, чтобы не утомить ребенка, показать малышу уже известных ему по картинкам животных: волка, медведя, лису, обезьяну, зайца.
В теплое время года прогулки за город дают много новых впечатлений; малыш увидит ягоды, грибы, познакомится с домашними животными, насекомыми, птицами. Все это можно использовать впоследствии как богатый материал для бесед с ребенком.
Тренировка счета
Провести время с пользой и занять трехлетку помогут игры с числами, интерес к которым просыпается в этом возрасте, а у некоторых даже раньше:
- попросите ребенка посчитать все стулья на кухне, магниты на холодильнике, чашки на столе;
- приготовьте мешочек с пуговицами и поручите отделить и пересчитать все красные, потом зеленые, спросите, каких больше, каких меньше;
- разложите перед малышом любимую закуску: несколько орешков, ягод, сушеных яблок или сухариков и попросите пересчитать, а потом, съедая по одной штуке, говорить, сколько осталось. Упражнение развивает навык обратного счета;
- посадите на стол перед ребенком две его игрушки и предложите угостить их какими-либо лакомствами, распределив между ними 4–5 штук. Спросите, сколько получила каждая игрушка, предложите добавить или убрать угощение, чтобы у какой-то из них стало больше, меньше или чтобы у обеих получилось поровну.
Малышу достаточно ощущать присутствие взрослого рядом и знать, что в любой момент можно рассчитывать на внимание и помощь, чтобы спокойно творить, строить из конструктора, познавать мир и свои возможности в нем. Более того, в 3 года дети начинают осознавать себя как личность и нуждаются в некоторой самостоятельности
Порой им нужно лишь подать идею, предоставить необходимые материалы и пространство для деятельности, а как играть, они разберутся сами.
Развивающие игры для детей 2 лет: видео
Важным аспектом в развитии малыша является понимание того, как, для чего и чем занять ребенка в 2 года дома, чтобы это было интересно, весело и познавательно для него. Ведь взросление ребенка связано с ежедневным и ежечасным познанием окружающего мира, который многообразен и иногда даже опасен. Поэтому, чтобы развитие ребенка было спокойным и поэтапным, необходимо, чтобы занятия ребенку в два годабыли подобраны в соответствии с его интересами и потребностями. Кроме того, понимая, что мама не может постоянно находиться рядом с малышом, игры ребенка в два года отчасти должны быть самостоятельными. Именно этот принцип лежит в основе метода обучения детей Марии Монтессори, которая была убеждена, что «…дети в полном смысле учатся, то есть учат себя сами».
Играем с пинцетом
Игра аналогична предыдущей, только здесь вместо прищепки мы будем использовать пинцет. Сначала попробуйте поупражняться с кусочками губки. Когда это будет хорошо получаться, можно точно также перекладывать пинцетом маленькие бусины. Это задание, конечно, посложнее, но оно уже под силу 2-хлетнему ребенку!
Чтобы разнообразить игру, можно не просто перекладывать бусины из одной миски в другую, а еще и сортировать их по цвету, как в .
Игры с прищепками и пинцетом мы с дочкой частой включали в наши сюжетно-ролевые игры. Так, например, во время наших чаепитий с игрушками наряду с прочей пластмассовой пищей – тортами и овощами – мы использовали в качестве печенья кусочки поролона, а в качестве конфет – бусины. Естественно, мы раскладывали всем еду в зависимости от цветовых предпочтений каждого (Мишка любит только красные конфеты, а зайка – только синие и т.д.).
Пинцет можно использовать как обычный, так и специальный детский. Он побольше, бусины им перекладывать не получится, зато к нему хорошо подойдут фрукты этой же фирмы. У Learning Resources есть и другие интересные инструменты для совершенствования мелкой моторики, например.
Стоит ли говорить о том, что игры с прищепками и пинцетом замечательно развивают мелкую моторику, координацию движений, оттачивают орудийные навыки.
Игры с мячом
Подвижные игры с мячом одинаково нравятся 2-х летним мальчикам и девочкам. Следует учитывать, что ребенок в этом возрасте достаточно быстро устает, поэтому желательно чередовать активные развлечения с отдыхом. . Даже в условиях небольшой квартиры можно поиграть с ребенком в мяч, бросая его с близкого расстояния в руки малыша. Развиваются хватательные движения, улучшая управление своим телом. Сев напротив друг друга и широко расставив ноги, как своеобразные ворота, следует учить ребенка двух лет катить мяч в заданном направлении. Игра в домашних условиях в «съедобное – несъедобное» улучшает реакцию крохи на внешние воздействия, увеличивает познания в области, что можно кушать, а что нельзя. Плюсом является развитие хватательных движений при ловле мяча.
- На детской площадке следует разнообразить игры:
- футбол – стараться попасть по мячу ногой в движении, чередуя то правую, то левую ногу;
- бросать мячик в заданном направлении;
- подбрасывать мяч вверх, чтобы ребенок 2-х лет старался поймать его;
- перебрасывать спортивный аксессуар друг другу, встав в круг с несколькими детьми примерно одинакового возраста.
В активных развлечениях взрослым не стоит оставлять детей играть одних без присмотра:
- малыш 2-3 лет может упасть, получив травму;
- удар мячом, даже брошенный сверстником, довольно болезнен;
- родители должны руководить игрой.
Игрушки
Для детей от 1 года
Предложите ребёнку поиграть в его любимые игрушки, проявите интерес. Спросите, как зовут плюшевого мишку или вот того трансформера, соберите вместе конструктор. Ребятам любого возраста нравятся сюжетные игры, когда у каждого персонажа есть своя роль. Даже старый набор зверей можно превратить в волшебную ферму с говорящими животными. Малыши от рождения до 1,5 лет не откажутся понаблюдать за пальчиковым театром. Ребятам 3-4 лет понравится игра «Найти предмет».
Важно не обилие, а качество игрушек. Удивительно, но на самом деле их не должно быть много! Главное, многофункциональность, учёт возрастных особенностей и интересов, демонстрация наглядных сюжетных игр
Развивающие игрушки
Игрушки для годовалых деток не обязательно должны быть яркими. К ним предъявляются требования безопасности и пользы. В соответствии с направлениями развития подбираются предметы, книги и игрушки:
- Для развития речи:
- мыльные пузыри;
- дудочка.
- Для развития сенсорики и мелкой моторики:
- кинетический песок;
- самые простые рамки-вкладыши и самые крупные паззлы;
- разноцветные и различные по размеру стаканчики;
- кубики, пирамидки;
- сортеры;
- шнуровка;
- бизиборд.
- Для творческого развития:
- пальчиковые краски;
- пластилин;
- тесто;
- конструктор;
- Для общего развития:
- матрешки;
- шарики разных цветов;
- куклы и мягкие игрушки в виде зверят;
- книги или картинки из плотного материала с реалистичными изображениями фруктов, овощей, ягод, предметов одежды и быта, видов транспорта;
- игровые набор доктора и набор строительных инструментов.
- Для развития навыков самообслуживания:
- игровые наборы разрезанных овощей, столовых приборов и посуды;
- чашка с носиком;
- ложка с изогнутой ручкой;
- зубная щетка детская с мягкой щетиной;
- красивый горшок.
Показатели правильного развития
Полезные и интересные занятия для карапуза при условии их регулярности принесут свои плоды. Любой малыш сможет:
- найти знакомый предмет, который попросит принести мама;
- отличить большую игрушку от маленькой и показать, где какая;
- строить башню из кубиков или стаканчиков;
- разбирать и собирать пирамидку из колец;
- прятать небольшие игрушки под перевернутыми стаканчиками;
- прятаться, закрывая глаза руками;
- ставить детали конструктора друг на друга;
- показать, как ездит машинка, как ложится спать кукла;
- держать руку у уха, подражая маме, говорящей по телефону;
- повторять простые слова и восклицания, которые слышит от взрослых;
- пытаться изображать знакомые звуки, например, работающего пылесоса или стиральной машинки.
Развитие ребенка, по словам доктора Комаровского, всегда волнует родителей. Беспокоиться совершенно не стоит тем, кто уделяет своему чаду достаточное количество времени. Рассказывать, объяснять, показывать и знакомить со всем тем, что нас окружает, – лучший способ развивать ребенка.
Собираем матрешку, совмещая рисунок на ее частях.
Полезность этой проверенной временем игрушки трудно переоценить, она совмещает в себе целый комплекс логических и моторных игр: ребенок учится определять подходящие по размеру детали, ранжировать их по размеру, учится открывать и закрывать матрешку (Лабиринт, My-shop, Дочки & сыночки).
Если малыш уже хорошо освоился с подбором половинок по размеру, то пора обратить его внимание на рисунок на наряде матрешки и объяснить, что узор на двух половинках не всегда совпадает. Научите малыша совмещать рисунок на матрешке, вращая половинки
Естественно, в зависимости от рисунка на матрешке, эта задача может отличаться по сложности. Некоторые рисунки не слишком понятны для ребенка. К тому же многие матрешки очень туго проворачиваются, и в этом случае задача подбора рисунка становится непосильной для малыша. Поэтому если у вас еще нет матрешки, учтите эти факторы при покупке.
Творческие занятия с детьми
Занимайтесь дома с ребенком рисованием, лепкой, изготовлением поделок из природных материалов, чтобы развить у него креативное мышление, воображение, собственный взгляд на мир. Чем бы вы ни занимали дома малыша, главное – не ругать и не насмехаться над результатом его труда.
Рисование
В возрасте 1–3 лет закладывается любовь детей к рисованию. Они еще плохо чувствуют границы листа, поэтому предлагайте малышам для творчества большой ватман, обратную сторону рулона обоев.
Важные этапы обучения рисованию и правильные действия родителей:
Изучение художественных инструментов. Позвольте трехлетке рисовать не только карандашами, кистью, но и пальцами. Так происходит сенсорное получение информации
Не стоит пока уделять пристальное внимание тому, как ваши дочка или сын держат карандаш.
Бесформенные рисунки. Малыш начинает искать смысл в нарисованных каракулях
Он указывает на свои каляки-маляки и рассказывает родителям, что он нарисовал
Соответствие предмета и рисунка малышу пока не важно. РСын или дочь говорит о своих ощущениях
Не переубеждайте, не говорите, что изображение не похоже. Не навязывайте свои шаблоны.
Первые осмысленные изображения. Если на рисунке вы увидели, например, окружность с несколькими лучами, и ваш ребенок говорит, что это ежик, значит, он рисовал осознанно. Не говорите «плохо» или «хорошо». Пусть малыш расскажет, что он пытался изобразить.
Предлагайте трехлетке нетрадиционные виды рисования:
- Штампами. Наборы приспособлений для оттиска детского рисунка можно купить.
- Нанесение краски на трафарет с помощью губки.
- На манке. Это аналог рисунка на песке.
Техники рисования для трехлеток:
- закрашивание;
- свободное рисование – каляки-маляки;
- изображение точек, линий, зигзагов, волн;
- дорисовывание фигур (нарисовать, например, две стороны треугольника, а ребенок дорисовывает третью).
Лепка
Заняв ребенка в три года лепкой, вы будете способствовать развитию:
- мелкой моторики;
- тактильной чувствительности;
- внимательности;
- творческого мышления;
- усидчивости;
- трудолюбия.
Чтобы малышу было интересно лепить, обеспечьте его ножом для пластилина, стекой, различными формами. Организуйте хорошо освещенное рабочее место подальше от мягкой мебели. Сначала трехлетние мальчики или девочки должны освоить технику:
- разминания пластилина в лепешку;
- скатывания шарика, колбаски на доске;
- сплющивания шара и столбика;
- прищипывания края изделия двумя пальцами.
Постепенно усложняйте задание, покажите детям, как лепить:
- яблоко;
- улитку;
- леденец на палочке;
- божью коровку и пр.
Особенности детей в два года
Второй годик жизни можно охарактеризовать 3 главными новоприобретениями: ребёнок начинает активно передвигаться, разговаривать и взаимодействовать с окружающим миром.
Основное средство коммуникации – речь, которая активно развивается благодаря уникальной способности детей в полтора года и старше к подражательству. Совершенствуется и игровая деятельность малышей, теперь они воспроизводят в игре буквально всё, что видят вокруг.
Чтобы понимать, чем занять ребёнка в год или два, нужно более подробно разобраться в особенностях этого возрастного периода. Среди особенностей малышей старше 12 месяцев выделяют:
- формирование сюжетно-отобразительных игровых навыков (как уже было отмечено, малыш отображает впечатления, которые получены в быту);
- появление элементов наглядно-действенного мыслительного процесса;
- живой отклик на музыкальные и литературные произведения;
- усвоение элементарных принципов поведения;
- выполнение поручений родителей, обращение к ним по собственной инициативе;
- приобретение некоторых навыков самообслуживания;
- умение держать фломастеры в руках;
- появление интереса к ровесникам, желание с ними взаимодействовать.
Поведение крохи в 1,5 — 2 года, в отличие от ребёнка в 4 месяца, характеризуется большей усидчивостью и внимательностью. В два года малыш способен увлечённо заниматься каким-либо действием в течение четверти часа, особенно когда мама также вовлечена в занятие. Если вы не знаете, какие развивающие игры для детей до года обеспечивают полноценное развитие ребёнка, обязательно прочитайте статью детского психолога. В ней рассмотрены полезные игровые занятия по месяцам.
Играть с простыми мозаиками
А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.
Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно»
Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики
Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.
Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это “Бабочки” (как на фото чуть выше), “Машинки”. Из пластиковых — “Веселые пуговки”.
На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — от 1,5 лет!
Искренне ваша, Яна Разначенко