Игры-моталочки
Полезно постоянно учить малыша новым навыкам, новым движениям ручек и пальчиков. Это благотворно влияет на формирование речи ребенка, да и на развитие в целом
Так, например, раньше в своих играх мы обращали особое внимание на , и др. Сейчас самое время освоить еще одно новое действие – наматывание ниточки
Игры-моталочки призваны научить малыша еще лучше координировать движения обеих рук.
Во время такой игры ребенок учится обматывать веревку или ленту вокруг палки или клубка. Вообще говоря, наматывать на палочку существенно легче, поэтому начинать лучше именно с нее. Подойдет барабанная палочка, карандаш или даже палка с улицы. К ней нужно привязать небольшой кусок веревочки, толстой пряжи или ленты.
Для повышения интереса ребенка к игре на конце ленты можно закрепить небольшую мягкую игрушку. При каждом новом витке игрушка будет подползать все ближе и ближе к малышу. Это очень увлекательно!
Это занятие Таисия очень любила, она могла подолгу мотать и мотать, и это при том, что мне сначала даже не пришла в голову идея привязать игрушку на конце Такую увлеченность я замечаю у дочери каждый раз, когда она осваивает какое-то новое практическое умение. Как будто чувствует, что в жизни пригодится
Природоведение
Различные природные явления можно изучать, даже сидя дома. Например, во время дождя малыш может смотреть на капли воды, стекающие по стеклу и идущих под зонтиками людей. В другое время наблюдать за птичками, как они летают, куда могут сесть, чем отличаются друг от друга. Мальчики особенно любят наблюдать за автотранспортом, заодно изучая разные его модели.
Можно смотреть и не на улицу, а на горшки с цветами, разглядывать и ощупывать листочки, понюхать их, пока мама рассказывает, что нужно, чтобы они росли. Наличие домашних животных самым благотворным способом влияет на развитие малышей, делает их добрее, они даже раньше начинают говорить.
Пазлы
Еще одной интересной игрой для малыша двух лет станут пазлы. Для младшего возраста подойдут большие пазлы с небольшим количеством деталей и несложными яркими картинками. Чтобы сложить картинку в единое целое малышу потребуется помощь взрослого человека. Стыковать отверстия с выпуклыми частями картинки следует не торопясь, объясняя малышу по каким признакам определять подходящие друг другу детали. Как только малыш разберется в сути игры, он будет самостоятельно проделывать эту процедуру, неоднократно собирая и разбирая детали. Ведь игра в пазлы — это такое захватывающее развлечение, которое нравится даже взрослым!
Нормы развития ребенка в 1,5 года
В полтора года ребенок переходит на новую стадию развития, с этого периода он подвергает анализу практически всю информацию, полученную из окружающего мира, а также, на ее основании, учится делать первые выводы.
Чаще всего родители, в первую очередь, обращают внимание на развитие ребенка в физическом плане, не уделяя внимания психологическим и эмоциональным аспектам, которые в данном возрасте имеют гораздо большее значение. Какими навыками и умениями должен обладать ребенок к возрасту полутора лет интересуются все добросовестные родители
Педиатры утверждают, что каких-либо четко установленных норм развития в год и шесть месяцев назвать невозможно, так как это происходит по прошествии годовалого возраста у каждого ребенка в индивидуальном порядке. Однако стоит отметить, что проявление определенных навыков у разных детей может колебаться в пределах нескольких месяцев. Данный факт, установленный специалистами, считается вполне нормальным.
Физическое развитие ребенка в 1,5 года
В 18 месяцев малыш уже уверенно стоит на ногах и активно передвигается по дому, поднимается и спускается по лестнице, пытается залезть на диван и проверить все полки, может приседать, поворачиваться, наклоняться.
Маленький человечек с интересом наблюдает, как падают предметы, и конечно же не прочь бросить их самостоятельно. К полутора годам ребенок еще сохраняет некоторую неуклюжесть, часто падает, теряя равновесие.
Ребенка в таком возрасте опасно оставлять одного, так как он может залезть на высокий шкаф, подоконник, стащить скатерть со стола с опасными предметами, открыть горячую духовку, оторвать шнур от бытовой техники и т.п.
Достигая полуторагодовалого возраста, ребенок может уже держать ложку в руке, пить из кружки, откусывать небольшие куски пищи. Некоторые дети начинают осваивать горшок, активно интересоваться этим предметом.
Нервно-психическое развитие ребенка в 1,5 года
Многие родители замечают, что в полуторагодовалом возрасте ребенка интересуют названия различных предметов и действий, он пытается вступить с взрослыми в диалог, изучая для этого основные понятия и слова.
Дети, достигшие полутора лет, должны знать примерно 10-30 слов, при этом предпринимая попытки выстроить простые предложения из двух-трех слов. Ребенок способен в год и шесть месяцев отвечать на несложные вопросы родителей, указывая на картинки или предметы.
Играть с простыми мозаиками
А еще 1 год 3 месяца — это отличное время, чтобы начинать приобщаться к мозаикам! Но только, конечно, к самым простым, малышковым. Главная задача мозаики в этом возрасте — не обучить ребенка создавать картины и не развить фантазию, а научить малыша работать с мелкими деталями и выучить цвета.
Совсем не обязательно при игре сразу вставлять детали «правильно»
Как правило, сначала дети слишком сильно увлечены процессом, чтобы обращать внимание на цвет деталей. Пускай сначала ребенок просто вставляет детали в отверстия, тренируя неподдающиеся пальчики
Ну а вы проговаривайте названия тех деталей, которые берет ребенок, чтобы у него в голове потихоньку откладывалась эта информация. И только когда малыш освоится с игрой и вы поймете, что ваша информация «не прошла мимо ушей» , предложите вставить синюю деталь в синее отверстие, а красную — в красное.
Вот примеры очень хороших, малышковых мозаик. Из деревянных (и довольно бюджетных) — это “Бабочки” (как на фото чуть выше), “Машинки”. Из пластиковых — “Веселые пуговки”.
На этом все. Если все из этой статьи уже освоено, переходите к следующей подборке — от 1,5 лет!
Искренне ваша, Яна Разначенко
Список дел по дому для девочек на каждый день: чек-лист на возраст 5-6 лет (дошкольники)
Детки в возрасте 5-6 лет более самостоятельны, моторика рук развита, а логические цепочки работают достаточно хорошо для выполнения домашних дел. При этом помощь по дому продолжат быть в игровой форме, но список дел постепенно расширяется. Не забывайте, что если ребенок ходит в детский сад, то дома у него отдых и помощь по дому должна распределяться в пропорции 50/50. Если же ребенок на домашнем воспитании – помощь по дому не более 30-40 минут, в общем времени, и не более 5-10 минут за один раз. Таким образом, ребенок продолжает играя помогать, и не утрачивая интерес.
Контроль времени — одно из важнейших заданий для девочек школьниц
Список дел по дому для девочек на каждый день — чек-лист на возраст 5-6 лет (дошкольники):
- Познакомиться с мелким ремонтом одежды, помогать взрослым вдевать нитку в иголку (разрабатывая мелкую моторику рук), наматывать нитки на катушки и т.д.;
- Наливать с бутылок и кувшинов холодные напитки в стаканы;
- Получать деньги на карманные расходы и учиться их распределять, выделяя часть на расходы, а часть на накопления;
- Разбирать белье перед стиркой на темное, светлое, белое;
- Раскладывать посуду после мойки в нижние ящики;
- Относить вещи в стирку и аккуратно вешать еще чистые вещи в шкаф;
- Следить за чистотой одежды и обуви и при необходимости сушки/стирки сообщать взрослым;
- Контролировать питание и наличие воды у домашнего питомца;
- По необходимости убирать за домашним питомцем;
- Сортировать мелкие вещи, перебирать ягоды и фрукты, мыть и складывать во фруктовницу;
- Как только ребенок выучит цифры и номиналы монет – раскладывать монеты по номиналам и, подсчитывая их сортировать на круглые суммы;
- Как только научится складывать свои вещи, помогать складывать мелкие вещи членов семьи;
- При приходе гостей подсчитать всех и помочь накрыть на стол, помочь рассадить гостей за стол;
- Поливать цветы и протирать листы у крупнолистовых растений;
- Выносить мусор самостоятельно, если возле дома;
- Собирать листья в саду, вырывать сорняки на клумбах;
- Варить яйца, делать бутерброды, простые салаты;
- Собирать рюкзачок на занятия, в школу или сад, на кружки.
Занятия для детей 3–4 лет для развития моторики
Речевые центры коры головного мозга человека находятся очень близко к зонам, ответственным за движение пальцев рук. Развивая мелкую моторику, вы одновременно способствуете восприятию и пониманию речи ребенком. Если он будет каждый день выполнять несложные упражнения для пальчиков, качество произношения звуков улучшится. Развлекательные игры для трехлетнего ребенка, улучшающие мелкую моторику:
- Перекладывание кусочков поролона с помощью прищепки. Нарежьте небольшие квадратики цветной поролоновой губки. Скажите, что нужно переложить горячие пирожки (поролон) в тарелку куклы. Чтобы не обжечься, нужно обязательно пользоваться прищепкой.
- Перекладывание из коробки в игрушечные тарелки, куклы, бусины-конфеты с помощью детского пинцета. Это задание сложнее предыдущего. Предлагайте его малышу, который хорошо научился пользоваться прищепкой.
- Игра с орехами в скорлупе. Предложите разложить орешки (арахис, кедровые, фундук, грецкие, миндаль) по видам.
- Взбивание воды с шампунем в пену венчиком.
- Игра с макаронами. Насыпьте в посуду разные крупы и макаронные изделия (рожки, спирали). Все перемешайте. Попросите выбрать в отдельные миски макароны по видам.
- Сюжетные игры с тематической сенсорной коробкой. Превратите пластмассовый контейнер в ферму. Для этого купите фигурки лошадей, овец, коров и т. д. Смысл игры заключается в том, чтобы кормить, поить домашних животных, насыпая в корыта для корма маленькой ложечкой гречку, чечевицу, горох. Вместо воды используйте гидрогель.
- Пальчиковая гимнастика (варианты упражнений для пальцев, которые сопровождаются детскими стишками, можно найти в интернете).
Важные особенности поведения 2-летних детей
Двухлетний карапуз уже довольно много знает и может ориентироваться в окружающей обстановке. Он порывается всё попробовать, хотя взрослые его постоянно контролируют, не допуская до опасных предметов. Тогда маленькая личность пытается определить границы дозволенного и начинает бороться за свои права. Для этого она стремится сделать что-то заведомо запрещённое (разбить чашку, сломать игрушку), чтобы просто определить, как на это отреагируют родители. Задачей же взрослых в этом возрасте становится очерчивание границ дозволенного для малыша. Эти границы должны быть предельно ясными, и ни при каких обстоятельствах не должны изменяться. Ребёнку наверняка поначалу это не понравится, но спустя время он привыкнет к этим требованиям, зато получит чувство защищённости. Этой установке должны подчиняться все подвижные игры, развивающие и обучающие программы для двухлетних карапузов.
Чем занять ребенка в год?
1. Ролевые игры
В этом возрасте ролевые игры сводятся к действиям, которые мы ежедневно делаем с ребенком. Для ролевых игр подойдут куклы, мягкие игрушки, игрушечные звери, куклы- перчатки.
Попробуйте покормить куклу, приготовить ей обед, одеть ее, посадить на горшок, покатать на машине или на коляске, погулять с ней, попрыгать.
Анютка (1.2 г.) очень любит кормить куклу настоящей ложкой, убаюкивать ее, пытается одеть ей свои носки, шапки, делает с ней зарядку (наклоняет, прыгает куклой, делает «бух», усаживает на горшок).
2. Активные игры
У нас пользуются большим спросом – догонялки, прятки, игры на фитболе, занятия под музыку (по методике Железновых).
Также мы ходим по книгам (я раскладываю их в виде дорожки и иду рядом, придерживая ее за руку.) и делаем вместе зарядку.
Можно налить в тазик воды и дать игрушки. Детки обожают плюхаться в воде. А чтобы малыш не залил соседей тазик с водой можно поставить в надувной бассейн.
3. Кубики
Чтобы игра в кубики была увлекательной – придумывайте новые сюжеты. Мы, например, часто строим дома для разных животных или просто башни, которые весело ломать. А еще из кубиков строим поезд, я научила Анютку толкать его за последний вагон. Получается очень весело!
4. Развивающие игры на прогулке
Тут масса вариантов для развлечений. Можно поиграть с другими детьми (возьмите с собой на прогулку мячик), покормить голубей (тоже развитие мелкой моторики и наблюдательности), поискать собачек, покататься на троллейбусе, сходить в зоомагазин, покачаться на качелях, понаблюдать за машинами, побродить по лужам (летом список игр еще расшириться).
Ну и, конечно же, в почете лепка, рисование, аппликации из самоклеющейся бумаги и игры с крупами, пирамидки, книги для малышей, мячи и т.д.
Что же делать если вам нужно высвободить себе немного времени. Чем в это время занять ребенка?
1.У нас самое популярное задание «Принеси лялю» (которая находится в другой комнате).
Можно попросить ребенка принести любую игрушку. И вполне возможно, что в поисках этой игрушки он найдет себе увлечение.
А если нет, то после того, как игрушка найдена, можно дать новое задание. Я даю Анютке ложку и прошу покормить куклу. Можно попросить покатать зверей на грузовике, или починить машину, например.
2. Заведите «чудо-коробочку», в которую сложите разные мелочи. Не держите ее на виду, а давайте ребенку лишь иногда, чтобы занять его. Содержимое коробки периодически можно обновлять.
Вот что у нас внутри: крышки соков и пюре, пробки от пластиковых бутылок и пузырьков, слингобусы, веревочки, разобранная растяжка, крупные колеса от конструктора, маленькие игрушки, упаковки от витамин, резинки для волос. Что еще подскажет ваша фантазия?
3. Дайте малышу пакет с одеждой, из которой он уже вырос. Модницу-Анютку такое богатство увлекает минут на 20-ть. Она примеряет на себя вещички и красуется перед зеркалом.
4. На 5-10 минут можно включить ребенку развивающие презентации. Мы используем их, когда нам нужно подстричь ногти. Включаем и делаем с руками и ногами все что хотим, настолько дочурка увлечена.
5. Приобщайте кроху к домашней работе. Когда я вытираю пыль или мою полы – даю Анютке ее собственную тряпочку, и ребенок занят вместе со мной. Можно попросить кроху отнести на место какую-нибудь вещь или игрушку. Так незаметно вы приучите ребенка к порядку.
6. Если позволяет место, можно выделить на кухне один шкафчик для ребенка, в который положить безопасные вещи: еще не открытые пакеты с крупой или макаронами, венчик, кастрюли, коробки.Пока вы готовите, предложите малышу поиграть с содержимым шкафа. У нас очень популярны игры на кухне.
А какие оригинальные идеи есть у вас, чтобы занять ребенка в 1 год?
Чем развлечь ребенка в ванной
Развлечь во время купания, можно ребенка любого возраста, используя, как специальные игрушки и приспособления, так и любые предметы, имеющиеся под рукой у каждой мамы. Способов очень много, что дает возможность родителям проявить свою фантазию и креативность.
Игры в ванной могут быть не только интересными, но и развивающими, которые принесут ребенку не только радость, но и пользу. Сделать купание ваших карапузов веселым, ярким и увлекательным помогут
пластиковые и резиновые игрушки-пищалки, которые привлекают внимание малышей;
механические и музыкальные игрушки (кораблики, машинки, зверушки, рыбки);
брызгалки и водные пистолеты;
непромокаемые книжки и кубики
сачки и удочки для рыбалки;
разнообразные мячики, колечки, шарики;
пупсы с принадлежностями и кукольные наборы посуды (для девочек);
надувные плавающие игрушки;
антискользящие коврики для ванной (большие и маленькие);
наборы для песочниц (лопатки, формочки, леечки, ситечки);
емкости для наполнения и переливания воды (стаканчики, кувшинчики, ведерки, баночки и др.);
фонтанчики и водяные мельницы;
разноцветные наклейки с изображением мультипликационных персонажей, животных, овощей и фруктов, которые легко крепятся к мокрой стене и без труда, затем снимаются;
детская пена для ванны;
мыльные пузыри;
гель для рисования в воде;
губки разных форм и размеров.
Собираем пазлы из 4-20 частей
Ну и, конечно, не забывайте про пазлы (Ozon, Лабиринт, My-shop). Все дети развиваются по-разному, кто-то проявляет к пазлам большой интерес и может подолгу складывать картинки из немалого количества деталей, кому-то и из 4 деталей собирать не слишком хочется. Ориентируйтесь по ребенку, и давайте посильную задачу, не стоит переусердствовать.
Что касается Таисии, то она в этом возрасте собирала пазлы из 4-12 частей (с моей помощью). Надо сказать, что к 2 годам интерес к пазлам у нее существенно поугас по сравнению с той страстью, которая была в 1,5 года.
На этом пока все. Обязательно читайте продолжение:
ПРОСТЫЕ ПОДЕЛКИ ИЗ ПЛАСТИЛИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2
Искренне ваша, Яна Разначенко
Помощь маме
Дети с радостью помогают взрослым делать домашние дела
Как играть с ребенком 2 лет в домашних условиях, подскажет сообразительность родителей. Можно с маленького возраста приучать сынишку или дочурку помогать маме простейшими приемами: разложить салфетки на столе, положить каждому вилки, ложки, заодно обучая малышей счету. Сколько в семье человек и сколько приборов надо поставить на стол. Сколько следует положить ложек, вилок, тарелок.Уборка по дому приучает ребенка к аккуратности. Подмести пол, пропылесосить ковер, убрать игрушки – дети с удовольствием выполняют несложные работы по дому во главе с мамой или папой. Руководство взрослых обязательно при работе с электроприборами. Оформив ежедневные заботы в виде увлекательной игры, можно добиться, что ребенок в дальнейшем будет помогать старшим без постоянных напоминаний. Многим детям нравится готовить вместе с мамой, выполняя несложные действия, как настоящий повар: перемешать тесто, слепить пирожок, почистить вареные овощи.
Делаем песочные дорожки и песочные картины
Когда я первый раз предложила дочери сделать песочную дорожку (вернее у нас это были дорожки из манки ), я даже не ожидала, что она так заинтересуется. А она с удовольствием подхватила идею и принялась увлечено насыпать дорожки между бегемотом и слоном, между зайцем и его домиком… В общем, ее было не остановить
Задача ребенка в этой игре – помочь зверушкам добраться до какой-то цели, сделав им настоящую насыпную дорожку. Границы дорожки вам нужно будет заранее нарисовать или выложить из счетных палочек / спичек. Ну а ребенок уже будет заполнять все дорожки «песочком», предварительно намазав их клеем (клей – по вашему желанию, можно и без него). На роль песочка лучше всего подходит манка. Или, если у вас есть цветной песок, можно использовать его.
Чем занять ребенка 1,5 лет на улице
Все выше перечисленные игры осуществляются дома, а на улице полезна будет игра в песочнице. По рекомендациям психологов, сами полезными играми для активных малышей являются игры с песком и водой. Данные занятия прекрасно повлияют на усидчивость и помогут успокоиться.
В теплое время года, если позволяют условия во дворе, можно занять ребенка переливанием воды из одной емкости в другую.
Совместные и раздельные занятия ребенка в 1,5 года необходимо чередовать. Нужно дать ребенку немного поскучать, дать самостоятельно придумать себе игру. Ни в коем случае нельзя малышу все время преподносить готовые игры, ведь это способно затормозить развитие ребенка и притупить его познавательную активность.
На улице также можно заниматься с ребенком развитием речи, учиться считать (цветы на клумбе, листики на ветке, камешки и прочее). Ну и конечно же кататься на качелях, развивая вестибулярный аппарат крохи.
Порисуем
Непростая задача родителей двухлетки – направить неуемную энергию ребенка на развитие его же способностей. Одна из любимых забав малышей в этом возрасте – рисование. Если не хотите пожертвовать красивыми обоями, запасайтесь бумагой, а еще красками и карандашами. Кстати, в процессе рисования очень удобно изучать цвета и, например, фигуры. Попросите малыша нарисовать синий круг или зеленый квадрат.
Сейчас в магазинах большой выбор самых разных красок для рисования. С некоторых пор, популярностью пользуются пальчиковые. Ими можно рисовать без кисточек – прямо руками. Поверьте, этот процесс приведет малыша в восторг. А если вы и сами присоединитесь, то тоже получите массу удовольствия. Это настоящий полет фантазии и взрыв творчества!
Изучаем качества предметов
Человек постоянно окружен какими-то вещами. Зная особенности и свойства, он может применять их по назначению. Процесс изучения качеств предметов нужно начинать с 1 года. Не просто давайте годовалому или 2-летнему чаду какой-то предмет, но и проговаривайте его особенности. Например, «а сейчас мы наденем теплый шарфик, чтобы не замерзнуть», «давай найдем нашего розового зайку», «а где лежит длинная палочка?». Изучение качества предметов позволит ребенку в 2 года развивать абстрактное мышление, сопоставлять фигуры и формы, воспринимать окружающий мир на ощупь. Процесс обучения дома заключается в запоминании свойств: холодный-горячий, длинный-короткий, твердый-мягкий и так далее.
Когда мама занята
Чем занять ребенка, когда маме нужно делать обычную домашнюю работу и она не может уделить внимание игре? Если проявить немного смекалки, то можно придумать немало дел, которыми кроха сможет позаниматься сам, при этом не просто не отвлекая маму, но и чувствуя себя ее незаменимым помощником:
- приобщать его к готовке: попросить помыть овощи или фрукты, размешать салат в миске, выложить колбасу на бутерброды;
- пусть поможет сервировать стол: разложит ложки, салфетки, хлеб, поставит солонку;
- когда мама работает с тестом, небольшой его кусочек может стать прекрасным материалом для юного скульптора;
- во время уборки маленькому помощнику можно поручить, например, рассортировать белье для стирки, вытереть пыль с низких полочек, рассортировать игрушки в детской: разложить по надлежащим коробкам кубики, карандаши, детали конструктора, книжки, полить цветы на подоконниках;
- можно предложить ребенку повозиться с продуктами (горохом, фасолью, макаронами) – пусть рассортирует их или выложит картинку;
- почувствовать себя взрослым малыш может, если ему предложить «приготовить» что-то из настоящих продуктов, во «взрослой» посуде;
- можно попросить малыша сделать для мамы бусы (пусть нанизывает на веревочку бублики, большие бусины или цепляет прищепки).
Чтобы найти для своего чада интересное и полезное дело, не обязательно постоянно играть с ним вместе, усаживать за гаджеты или придумывать что-то немыслимое. Немного фантазии и терпения взрослых – и вопрос будет решен с пользой для обеих сторон.
Занятие рисованием
Большинство детей этого возраста любят рисовать. Пусть рисунки получаются смешными и нелепыми, но в них заложен смысл, а также старания маленького человечка.
Поэтому критика такого творчества неуместна. Напротив, кроху нужно заинтересовывать, мотивировать на дальнейшую работу.
Ведь заняться рисованием только на первый взгляд кажется примитивно и просто. На самом деле оно является отличной тренировкой мелкой моторики, внимания и памяти, а также способствует развитию воображения.
Заниматься рисованием кроха может как самостоятельно, так и под руководством родителей.
Несомненно, второй вариант ему понравится больше, ведь родительское внимание и поддержка является самым сильным стимулом. Да и родители смогут расслабиться в процессе игры
Ребенку можно предложить порисовать карандашами или красками. Он придет в восторг от следующих игр:
Да и родители смогут расслабиться в процессе игры. Ребенку можно предложить порисовать карандашами или красками. Он придет в восторг от следующих игр:
«Спаси меня». Ее целью является усвоение такого навыка, как штриховка рисунка. Для этого родителям необходимо изобразить на бумаге несколько любых животных, которые малыш должен спасти от их врагов (например, зайца от волка, маленькую рыбку от большой).
Для этого ему необходимо посадить слабейшего зверя в клетку, а для того чтобы ее изобразить зверька потребуется зарисовать штриховыми линиями.
- «Бушующее море». Ее целью является научить детей рисовать волнистые линии. Потренироваться можно на примере моря. Изначально оно изображается в спокойном состоянии, а потом в бушующем.
- «Дополни рисунок». Задачей родителей является нарисовать основу для рисунка. Например, любимого зверька малыша, который в руках держит корзинку.
Маленький художник должен дополнить рисунок, и заполнить корзинку тем, чем считает нужным (ягодами, овощами, фруктами, предметами).
В 3 года дети должны знать все части человеческого тела. Закрепить знания можно с помощью рисования. Родители рисуют человека, предусмотрительно не дорисовав несколько частей тела, которые кроха должен определить и изобразить самостоятельно.
Рисование и лепка
Развитие мелкой моторики рук – главная задача для детей в возрасте до трех лет. Оно формирует интеллект и речь, улучшает память, внимательность и зрение. Моторные навыки повышают общую концентрацию и скорость реакции, развивают ловкость рук и учат связно рассуждать. Распространенные методы для развития моторики – рисование и лепка.
Начинать рисовать с ребёнком можно уже до года. Для такого малыша используйте большие листы, так как на маленьком рисовать неудобно. Подойдет грифельная или меловая доска, мелки, пальчиковые краски. Детям старше 2 лет предлагайте классические краски, карандаши и фломастеры.
В год начинаем лепить из теста или мягкого пластилина. В этом возрасте малыши могут лепить простые шарики и колбаски. Можно сделать змейку, а шарики соединить в браслет, бусы или гусеницу. В три годика кроха уже сможет лепить фигуры посложнее.
Тесто для лепки более подходит для малышей до полутора-двух лет. За счет мягкости оно легко мнется и не прилипает к рукам. Материал безопасен. Если кроха случайно проглотит кусочек, ничего страшного не случится. Но так как оно соленое и невкусное, малыш не захочет пробовать тесто снова.
Из теста можно не только лепить фигурки и разные изделия, но и сделать основание для картины. Раскатайте материал в тонкий пласт, а на основу крепите спички, крупы, нитки, пуговицы и другие подручные предметы.
Для годовалого малыша предложите разминать тесто, отщипывать кусочки. Это увлекательное и легкое задание, которое развивает моторные навыки. Для малыша в полтора года и старше можно выбирать детский пластилин, глину и наборы для творчества. Разнообразить занятия по развитию моторики можно различными играми с использованием мелких, крупных и сыпучих предметов, объектов с разной текстурой и фактурой.
Определение качества предметов
Как играть с ребенком в 2 года, чтобы малыш научился определять форму предметов, умел правильно применять полученные знания на практике? Рекомендуется взять разные фигурки по форме: кубики, шарики, пирамидки, куклы. Требуется закатить их в игрушечные ворота. Родителям следует доходчиво объяснить в игре с ребенком, почему быстрее всех катится шарик, а не кубик. Малыш на примере разных игрушек сможет различать форму предметов
Игры на сравнение качества предметов развивают сообразительность и внимание: рекомендуется взять 2 игрушки, например куклы, одетые в различную одежду, с неодинаковыми прическами, разного роста. Ребенок 2 лет должен рассказать, что у них общего и в чем отличие
Играть часто с ребенком в подобные игры – хорошая тренировка для умственного развития.
Лепка из полимерной глины
Чем занять детей дома? В семь лет младшие школьники любят мастерить что-то своими руками и делать поделки. Лепка из полимерной глины и других материалов развивает мелкую моторику, фантазию и воображение. Полимерную глину можно сделать в домашних условиях. Для этого понадобятся:
- глицерин;
- вазелин;
- крахмал;
- клей ПВА;
- детское масло;
- парафин;
- лимонная кислота.
В глубокую емкость нужно положить две столовые ложки крахмала, столько же жидкого клея ПВА, одну чайную ложку глицерина, половину чайной ложки вазелина и четверть чайной ложки детского масла. Все ингредиенты хорошо перемешайте, чтобы не осталось комочков. На мелкой терке нужно натереть парафин, чтобы получилась половина чайной ложки. Добавить столько же лимонной кислоты.
Смесь поставьте в микроволновую печь на пять секунд, затем перемешайте и оставьте на полной мощности еще на шесть-семь секунд. Это действие нужно повторить еще раз. Всю массу затем выложите на пластмассовую доску и хорошо вымешайте. Сначала лучше делать это шпателем, потому что глина не сразу примет подходящую консистенцию. Хранить материал нужно в пищевой пленке или в закрытом контейнере в холодильнике.
Из полимерной глины можно сделать героев любимых мультиков или детских фильмов. После термической обработки они станут памятными сувенирами. Можно изготовить мелкие подарки друзьям и родственникам, новогодние игрушки, украшения (понадобится дополнительно купить застежки для бус, браслетов или сережек). Такие игрушки, сделанные своими руками, выглядят очень красиво и ярко.
Показатели правильного развития
Полезные и интересные занятия для карапуза при условии их регулярности принесут свои плоды. Любой малыш сможет:
- найти знакомый предмет, который попросит принести мама;
- отличить большую игрушку от маленькой и показать, где какая;
- строить башню из кубиков или стаканчиков;
- разбирать и собирать пирамидку из колец;
- прятать небольшие игрушки под перевернутыми стаканчиками;
- прятаться, закрывая глаза руками;
- ставить детали конструктора друг на друга;
- показать, как ездит машинка, как ложится спать кукла;
- держать руку у уха, подражая маме, говорящей по телефону;
- повторять простые слова и восклицания, которые слышит от взрослых;
- пытаться изображать знакомые звуки, например, работающего пылесоса или стиральной машинки.
Развитие ребенка, по словам доктора Комаровского, всегда волнует родителей. Беспокоиться совершенно не стоит тем, кто уделяет своему чаду достаточное количество времени. Рассказывать, объяснять, показывать и знакомить со всем тем, что нас окружает, – лучший способ развивать ребенка.