Научите малыша дегустировать
Обсуждайте с ребенком меню. Спрашивайте, что он хотел бы съесть на обед или ужин. Если вы будете готовить для него отдельно, он будет либо возражать против еды, либо требовать еду из вашей тарелки.
Некоторые дети протестуют против неизвестных продуктов. Предлагайте им незнакомую еду постепенно, небольшими порциями, когда он голоден. Помогите малышу понять, что это вкусно – ешьте и нахваливайте.
Готовьте еду вместе с ребенком. Так ему легче понять, как из красивого, спелого, фрукта или овоща вдруг получается пюре, откуда в салате берутся нарезанные овощи, почему еда после варки и запекания меняет цвет или вид.
Об этом часто забывают: 6 минусов школ в СССР
Как приучать ребенка к правильному режиму питания
Установите правила в отношении еды
Решите для себя, как, где и когда будет питаться ваш ребенок в течение дня. Существует две крайности: родители кормят только в определенное время, или же ребенок питается ненормированно и в любом месте (на кухне за столом, в комнате на диване, в постели).
Нужно найти “золотую середину”, которая подходит для всей семьи.
Установите правило – есть за столом на кухне
Еда в машине и за телевизором – только в крайних случаях. Совместное время за столом очень важное. Посидите с детьми или пригласите их потом за стол, когда вы начнете есть, если дети не очень маленькие
Но помните, что ребенка 2-5 лет дольше, чем 20 минут, держать за столом несправедливо. Он просто не может сидеть на одном месте дольше. Время за столом – одно из лучших, когда вы можете поделиться всей семьей своими переживаниями, обсудить прошедший день. Когда мы едим, мы чувствуем себя в безопасности, единение с остальными. В этот момент гораздо легче раскрыться и поделиться чем-то приятным. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок-подросток делился с вами в будущем, научите его разговаривать с вами в 4-6 лет. Легче всего это как раз делать за совместным приемом пищи.
Введите запрет на просмотр телевизора, игр на телефоне и планшете во время еды. Убирайте свой телефон, чтобы показать своим примером ребенку, как вести себя во время приема пищи.
Разделите понятие “десерта” и “лакомства”. Пусть десертом будут фрукты, полезное желе и другие правильные сладости. Лакомство – шоколад, газировка, пончики, чипсы. Ребенок постепенно привыкнет, что десерты вы едите каждый день, а лакомства мама готовит или покупает по выходным и праздникам. Так вы не создадите у малыша ожидание регулярного десерта в виде шоколада (или других вредных сладостей), который будет обязательно происходить за ужином.
Устраивайте “особый ужин”, когда вы будете совместно “праздновать” еду. Например, раз в неделю или в месяц вы накрываете красивый стол с праздничной скатертью и особой посудой. Вместе с детьми планируете меню, выбираете продукты и блюда, которые будете готовить. “Особый ужин” – незаменимый инструмент для единения семьи и воспитания чувства общности у детей.
С какими сложностями вы сталкиваетесь при организации полезной диеты для малыша?
Понравиласть статья? Оцените:
Голосов: 15
Правильное питание – залог успешного обучения
Для каждого человека правильное питание – это источник энергии. Также от этого зависит состояние здоровья и улучшение памяти и мышления. Для ребенка это тоже является важным фактором.
Одним из недостатков сегодняшнего дня является то, что в учебных заведениях дети не всегда любят питаться в столовках, поэтому употребляют всякие продукты, которые их толком не насытят и не принесут ничего полезного, а иногда и опасно влияют на организм.
Поэтому необходимо создать полезное меню для ребенка и обязательно следить за его приемом пищи. Обязательно должен быть завтрак, обед и ужин. Эти три приема пищи должны содержать в себе максимально полезные и сытные продукты, чтобы дети в течение дня имели, откуда черпать силы, был здоров и хорошо себя чувствовал.
Для стимулирования работоспособности мозга важными компонентами являются: цинк, магнии, витамин В, кальций, токоферол и железо.
Продукты, которые содержат данные вещества:
- морковь
- капуста
- печень животных
- яйца
- растительное и оливковое масло
- кисломолочные продукты
Для физического развития детей, свою очередь, полезен белок. Больше всего белка содержится в следующих продуктах:
- мясо
- яйца
- мясо рыбы
- гречневая крупа
- орехи и семечки
Диетологи рекомендуют детям для здорового питания, сбалансировано употреблять продукты насыщенные белками, углеводами, витаминами и минеральными веществами.
Нельзя забывать и о ежедневном количестве употребляемой воды. Вода – это очищение организма от токсинов, поэтому стоит приучить ребенка пить умеренное количество воды в течение дня.
Подавайте пример
Задача родителей – организовать ребенку правильное питание. Для этого вовсе не нужно постоянно читать лекции о пользе здоровой пищи. С этой задачей прекрасно справится ваш личный пример. Малышу ни за что не понять, для чего ему есть «полезные» отварные овощи, когда мама с папой едят «вредный» картофель фри
Важно, чтобы правильное питание было основой питания всей семьи
Позаботьтесь о том, чтобы процесс приема пищи стал удовольствием для малыша, а не пыткой. Пусть он учится разбираться в еде, узнает о пользе и вреде пищи. Сформируйте у него культуру питания, и тогда проблемы со здоровьем, связанные с едой, сведутся к минимуму.
Не заставляйте доедать
Нормы количества пищи, которые ребенок должен съедать в определенном возрасте, индивидуальны. Они зависят от телосложения, веса, уровня физической и психической активности ребенка, скорости метаболизма и других моментов. Заставляя ребенка съесть лишнюю ложку, вы формируете отношение к еде. Постепенно выработается условный рефлекс, и ребенок начинает испытывать стресс, просто садясь за стол. О каком аппетите может идти речь?
Евгения Ивашова, детский психолог: «Ко мне часто приводят детей с расстройствами пищевого поведения. Причем у большинства из них никакого расстройства на самом деле нет – просто, маме кажется, что ребенок , или она не смогла правильно установить режим питания.
Но я очень хорошо помню одного мальчика лет четырех
Мама привела его по другому поводу, однако я обратила внимание, как он жевал яблоко в ожидании приема – механически, без единой эмоции на лице. Оказалось, родители вместе с бабушкой своими уговорами и пищевым насилием в духе «доешь суп до конца, иначе мишка задохнется» (на дне тарелки был нарисован мишка), что у мальчика напрочь исчезло понимание чувства голода, сытости, восприятие и оценка вкусов
Он был способен употреблять пищу в любом виде и любом количестве, когда маме или бабушке казалось, что ему пора есть. Очень скоро это привело к нервному расстройству, и они оказались на приеме у психолога».
Не обращайте внимания на гримасы
А вот на что можно не обращать особого внимания, так это на выражение лица, с которым малыш пробует новую еду. Если он морщит нос, едва взяв в рот пюре из брокколи, это не значит, что ему противен вкус или, что он никогда не полюбит эту капусту. Специалисты уверяют, что гримасничанье – абсолютно нормальное явление во время приема пищи. Часто ребенок морщится, но продолжает есть с большим аппетитом.
Порой, когда ребенок постарше говорит о еде «я это не люблю», на самом деле он имеет в виду – «это мне незнакомо». Без лишних комментариев и уговоров уберите тарелку и предложите что-то похожее через 7-10 дней.
Общение с ребенком
Общение имеет основополагающее значение для развития детей. Им необходимо понимать и быть понятыми. Коммуникация является основой отношений и влияет на обучение, игры и социальные взаимодействия.
Коммуникация с детьми способствует укреплению привязанности. Если опекун или родитель реагирует на сигналы ребенка еще с рождения и отвечает, общаясь с ними, то таким образом разрабатывает надежную привязанность к себе. А эта связь служит основой развития и обучения ребенка.
В жизни ребенка долгое время важнейшей занятостью является учебный процесс. Общение напрямую влияет на освоение и развитие этой части жизни.
Если ребенок вернулся из школы явно не в духе, родителям стоит попытаться поговорить с ним «по душам». Возможно, он поссорился с друзьями или был наказан учителем за какую-либо провинность. Подобные неприятности могут «отбить» желание посещать школу и успеваемость ребенка серьезно пошатнется. Задушевная беседа может стать лучшим способом решения подобных проблем.
Ребенок не должен бояться или стесняться говорить с родителями. Он должен четко понимать, что решить проблему можно только обсудив ее.
Известно, что слаборазвитый словарный запас у детей, прямо пропорционально влияет на навыки грамотности. Без внешней помощи от 50% до 90% дети c коммуникационными потребностями впоследствии имеют проблемы с чтением. Багаж словарного запаса до 5 лет, является важным показателем квалификации достигнутых в школе спустя годы.
Правила питания для детей
1. Научите ребенка чувствовать потребности своего тела.
Очень часто родители заставляют малыша доесть все до последней крошки, съесть ложечку за папу, за маму, хотя ребенок говорит, что уже наелся. Таким образом взрослый показывает ребенку, что он не знает сам, голоден или нет, а взрослый знает. То же самое происходит, когда родители контролируют размер порций.
Поэтому важно доверять своему малышу. Задача родителей не заставлять есть, а беседовать детьми о значении еды
Объясняйте ребенку, в чем важность различных продуктов для его организма, для чего он кушает: «Когда ты бегаешь и прыгаешь, то быстрее всего ты можешь подзарядиться куском хлеба, потому что хлеб – источник быстрой энергии. Но при этом у нашего организма есть и другие потребности. Нам нужен жир, например, сливочное масло, для того, чтобы в твоей голове рос мозг. Белок – те кирпичики, из которого строятся мышцы. Мясо, рыба, курица помогают тебе вырасти больше и быстрее.
Когда вы рассказываете о значении продуктов ребенку, ему гораздо интереснее и понятнее, зачем их есть.
2. Сделайте полезную еду доступной для ребенка.
Для этого пересмотрите, какая еда находится сейчас в доступности у малыша. В отсутствии здоровых вариантов ребенок не научится есть ту еду, которая полезна. Если малыш дотягивается до нижних ящиков шкафов, и там лежит печенье и конфеты, он и будет их просить.
Убедитесь, что еду малышу легко кушать. Например, дети любят резаную морковь, огурцы, сельдерей, болгарский перец, кусочки яблок и мандарин. Храните эти овощи и фрукты порезанными на нижней полке холодильника, на столе, где ребенок сможет к ним сам дотянуться. Если достаточно рано предлагать эти продукты, ребенок будет их есть. У него появится привычка кушать овощи и фрукты, а не сушки, печенье и конфеты. Постепенно ограничивайте сладкое, предлагая ребенку более полезные альтернативы.
3. Правильно предлагайте новый продукт.
У вас может уйти до 15 попыток прежде, чем ребенок согласится попробовать новое блюдо или продукт и привыкнет к нему. Это нормально. Ваша задача – дать малышу возможность сформировать собственное вкусовое мнение. Ребенок имеет право любить или нет какую-то определенную еду. При этом продукт, который вы хотите предложить малышу, должен быть регулярно на вашей кухне.
4. Используйте разную подачу одних и тех же блюд.
Курица может быть подана кусочками, волокнами, суфле или нафарширована. Овощи добавляйте в смузи, например, шпинат. Готовьте запеканки из творога или ленивые вареники, если малыш не ест обычный творог. Для детей важен не только вкус, но и цвет, запах и текстура пищи. Используйте эти факторы в приготовлении еды.
5. Подавайте личный пример:
- в вашей тарелке тоже должны быть полезные продукты, которые вы хотите, чтобы ел ребенок.
- следите за своей собственной реакцией на еду.
- демонстрируйте интерес к еде и радость, когда вы предлагаете новый фрукт, овощ или новое блюдо.
6. Убедитесь, что ежедневный рацион ребенка разнообразен.
В нем должно быть достаточно еды, которая вкусна и приносит удовольствие.
Если ребенок отказывается есть какой-то продукт, не стоит уговаривать, договариваться или спорить. Очень скоро малыш не будет есть не потому, что эта еда ему не нравится, а потому что он борется с вами на эту тему.
Если мы говорим ребенку: «Я лучше знаю, что ты любишь есть, бери и ешь!» – мы запрещаем ребенку слушать собственное тело и, что оно ему говорит. С другой стороны получается, что за него думает и принимает решение взрослый, и сопротивление со стороны малыша усиливается.
Учительница ругает за клеточки, а сын ее боится
Светлана, мама Данила, 7 лет:
— Данька так ждал, когда пойдет в первый класс! Обожал курсы по подготовке к школе, так старался, выписывая все эти крючки и палочки, так гордился, что быстро читает.
И с учителем, как мне сначала показалось, нам повезло. Она молодая, активная, привлекает родителей, чтобы устраивали детям развлечения, конкурсы, праздники. Но очень уж требовательная.
Сначала только взрослым доставалось. Педагог подробно писала в чате, как именно нужно делать домашнее задание, что обязательно проверить. Но со временем стала строже относиться к детям. Ругает их по малейшему поводу: не то число клеточек отступил, не поставил точку после сокращения, забыл линейку (первый раз за год!).
Забираю Данила из школы — а он говорит: «Едем быстрее домой, вдруг я не успею домашку сделать!» Успокаиваю его, говорю, что нужно погулять, отдохнуть, ведь школа — это только часть его жизни. А он переживает, что не успеет, что сделает что-то не так и его наругают. Готов даже футбольные тренировки пропускать.
Я же больше переживаю, что он совсем не получает удовольствия от учебы, хотя раньше так стремился в школу.
«Четыре клеточки вниз, две строки пропустить» — на что мы тратим детство ребенка
Мария Швецова:
— Учитель дает много отрицательной обратной связи
Важно разобраться, есть ли при этом положительное подкрепление с ее стороны? Если ребенок сделал все правильно, он услышит похвалу? Или работает только мотивация «чтобы не ругал»?. Поддерживать ребенка могут родители: смотреть, как он справляется с программой, отмечать успехи
Можно в повседневной жизни давать задания, близкие к тому, что Данил делает в школе: что-то записать, посчитать. И обязательно отметить, как красиво и понятно написано, как быстро и правильно посчитано
Поддерживать ребенка могут родители: смотреть, как он справляется с программой, отмечать успехи. Можно в повседневной жизни давать задания, близкие к тому, что Данил делает в школе: что-то записать, посчитать. И обязательно отметить, как красиво и понятно написано, как быстро и правильно посчитано.
Но вообще, то, что ребенок отказывается от прогулок и любимых занятий — очень тревожный звонок. Значит, он находится в постоянном напряжении. Человеческий мозг так устроен, что обучаться он может только в спокойной, доброжелательной атмосфере. Если вы находитесь в лесу и уверены, что за деревьями прячется медведь, вряд ли вы будете интересоваться, какие цветы и ягоды там растут. В состоянии стресса не будет ни интереса к познанию, ни удовольствия от процесса.
В моей практике был подобный случай, и вопрос решился сменой класса. Думаю, что родителям Данила можно рассмотреть такую возможность. С другой стороны, если учитель дает и положительную обратную связь, а проблема заключается в мелочах вроде отсчитывания клеточек или подобных формальностях, можно помочь локально. Например, сделать шаблон: ребенок подкладывает его в тетрадь и сразу видит, где должен начать писать. Через год-два мозг ребенка станет достаточно зрелым, чтобы на соблюдение правил не уходило слишком много ресурсов.
Приучайте к разнообразию
Предлагайте ребенку столько продуктов и столько вкусов, сколько позволяют возрастные нормы, а также – ваши фантазия и бюджет. Если готовите рис, то сегодня пусть это будет обычный круглый, завтра – «жасмин», послезавтра – коричневый или нешлифованный.
Можно удивлять ребенка необычной подачей блюд: овощи выложить на тарелку , на супе-пюре нарисовать сливками или нежирной сметаной , шашлык из куриного филе превратить а ежики с картофельным пюре – . Когда в два года у ребенка наступит так называемый «кризис аппетита» и он наотрез откажется от любимых ранее блюд, высока вероятность того, что при таком разнообразии его меню не слишком обеднеет.
«Я встречала детей, которые не едят ничего кроме какого-то определенного вида сыра и макарон, — говорит диетолог Марина Власова. — Причем сыр должен быть порезан определенным образом. Вся остальная еда вызывает отвращение вплоть до рвоты. К сожалению, это не просто каприз, как думают многие родители. Это результат того, что к двум годам ребенок не познакомился с блюдами разной консистенции, формы, вкуса и запаха. Теперь придется все начинать заново, но с большими усилиями».
Советы психолога
Советы психолога мы решили разбить на возрастные категории детей. Ведь то, что подходит первоклассникам, вряд ли даст пользу для старшеклассников и наоборот.
Для школьников начальных классов
Психологи советуют родителям для школьников начальных классов, во-первых, подготовить их морально к вступлению в учебную жизнь. Избавить их от страха перед знакомством с чем-то новым. А также интересоваться их школьными начинаниями, постоянно спрашивать про то, что те изучают или узнали новое для себя.
Узнавать, как обстоят дела с одноклассниками, помогать детям с ними подружиться, вовлекая их в какое-нибудь мероприятие, вроде экскурсии или просто пригласив в гости. Развивать у ребенка любовь к учебе и собственную волю, ответственность и самостоятельность. Напоминать о дисциплине и что следует делать, а чего не следует.
Для школьников средних классов
Для школьников средних классов, психологи рекомендуют родителям максимально облегчить процесс обучения. Создавая соответствующие условия. Эмоционально поддерживать ребенка, слушать его и помогать, стараясь не конфликтовать и не кричать. Быть строгими, но когда необходимо проявлять лояльность.
Делиться знаниями в каких-то областях, которые могли бы заинтересовать и обогатить знания ребенка. Регулярно следить за расписанием уроков и помогать в организации собственного времени ребенка.
Для школьников старших классов
Старшеклассники нуждаются в свободе, поэтому психологи рекомендую дать им больше воли, чтобы те могли двигаться в своем направлении. Помочь в учебе, если требуется отдать на подготовительные курсы и дополнительные курсы. Общаться, рассказывать о своих опытах и своей жизни в старших классах.
Давать полезные советы в плане отношений с одноклассниками, учителями и друзьями. Не осуждать и не реагировать агрессивно на какую-либо ситуацию. Родители должны всегда оставаться теми людьми, к кому можно прийти за помощью. Поддерживать интерес в дальнейшем обучении. Помочь в выборе профессии дав оценку со стороны, но, не навязывая свои взгляды. Верить в своего ребенка, во что бы ни стало.
Организация режима дня
Организованный режим дня – это залог продуктивного обучения. Поэтому если родитель желает развивать ребенка всестороннее и хорошо повлиять на его успеваемость в школе, а также привить любовь к другим полезным вещам, ему стоит задуматься над организацией режима дня ребенка.
Одним из обязательных условий правильного воспитания ребенка, является контроль за его режимом дня. Ведь правильно спланированный режим дня имеет большое влияние на здоровье, а так же и на физическое развитие.
Режим дня – это привычный порядок жизни в течение дня, предполагающий здоровое чередование сна и бодрствования и кроме того разумную организацию разных типов деятельности.
Правильный режим для детей, укрепляет их здоровье, гарантирует трудоспособность, удачное выполнение разнообразных занятий и защищает от переутомления.
От эффективности работоспособности клеток коры головного мозга, напрямую зависит физиологическая база, определяющая длительность работоспособности и характер. Вследствие этого нельзя перезагружать функционированность центральной нервной системы.
На морфофункциональный уровень зрелости организма, влияет режим дня и продолжительность ключевых его элементов, таких как:
- сон
- занятия на свежем воздухе
- учебная деятельность и воспитание
- прием пищи
- игровая деятельность и саморазвитие (творческие занятия, чтение, увлечения)
- личная гигиена
Если у ребенка остается больше времени до сна, то в таком случае следует поинтересоваться у него, что ему интересно было бы изучить. Может он хотел бы заниматься музыкой, рисованием или каким-то видом спорта. Тогда записать его на кружок. Стоит помнить, что если ежедневно проводить одни и те же действия, то они входят в привычку спустя месяц и тогда ребенку полностью привыкнет к нему.
Иногда случается, что во время летних каникул ребенок перестает уделять время учебе. Такого нельзя допустить. Поэтому необходимо ему периодически давать задания, чтобы он не забывал материал, изученный в течение учебного года и после его выполнения поощрять в виде сладостей или, разрешив сходить куда-то с друзьями.