Нельзя обезличивать воспитание

Высокая самооценка ребенка еще не залог его успешной социализации. Если ребенок не научился уважать окружающих, то его самоуверенность, по сути, оказывается банальным эгоизмом и равнодушием к окружающим. И последствия этого бывают трагичны.

К сожалению, происшествий каждый год происходит немало в разных детских коллективах и компаниях, многие даже не становятся достоянием гласности, потому что все «обходится». Это даже опаснее и для жертвы, и для ее мучителей — все остается как прежде в их взаимоотношениях, и нет гарантии, что следующая шутка будет столь безопасна. Впрочем, как показывает приведенный пример, вмешательство взрослых и пугающие последствия нередко не производят на мучителей впечатления, то есть не гарантируют изменения их поведения.

Возможно, для всех подобных «шутников» характерно наличие так называемого синдрома «социальной дезориентации». О социальной дезориентации говорят, если ребенок не понимает, что проступки других детей более безобидны, чем его собственные, и ему непонятно, почему его поведение возмущает и злит взрослых, почему его наказывают, а других нет. Ребенок вообще не понимает, почему так делать нельзя, ему даже в голову не приходит задуматься о чувствах других или о последствиях своих действий. Однако «клиническим случаем», когда ребенку нужна помощь психолога, его поведение становится в очень редких случаях и не сразу.

К подобным результатам приводит обезличивание воспитания, когда ребенка ценят и поощряют только за успехи и достижения, если у родителей и детей отсутствуют искренние привязанность и интерес к жизни и переживаниям друг друга, а все отношения со сверстниками сводятся либо к соперничеству («Ну, и кто из нас лучше?!»), либо к поиску развлечений («А давайте замутим что-нибудь!»). И ни о каком чувстве собственного достоинства или самоуважении здесь речи не идет. Эти дети охотно пойдут на поводу у других, лишь бы «повеселиться», согласятся на любую глупость, лишь бы доказать, что «они круче».

Быть родителями очень непросто. Это не только бессонные ночи, постоянные переживания и страхи, частая физическая и эмоциональная усталость. Это еще и груз моральной ответственности: кого ты воспитаешь, кем вырастет твой ребенок? Как страшно и больно, когда твоего ребенка обижают, когда его преследуют неудачи, когда окружающие несправедливы и жестоки к нему! Это непреодолимое чувство вины перед ребенком за то, что не уберег, не защитил. Но как же неописуемо ужасно, если твой ребенок стал тираном, мучителем, убийцей. «Я бы хотел посмотреть в глаза родителям этого нелюдя!» — часто слышишь от родственников жертвы. Что ожидают они прочесть в глазах родителей мучителя? Все было бы намного проще, если бы там читалось равнодушие или гордость за свое чадо. Тогда можно было бы негодовать, осуждать, презирать. Но нет, в большинстве случаев родители агрессора испытывают не меньшие горе и ужас. И главное — непонимание: где они совершили ошибку, что сделали не так?! Если бы у педагогов и психологов был универсальный ответ на этот вопрос, а еще лучше инструкция, как правильно воспитывать детей, насколько бы меньше в мире было разочарованных и несчастных людей! Но надежда все-таки есть — посмотрите, сколько вокруг нас достойных и порядочных взрослых людей, выходит, их родители смогли выбрать правильную тактику при воспитании своего чада. Значит, и мы сможем, если постараемся разумно любить своих детей, быть справедливыми, честными, терпеливыми и бдительными.

0 Комментариев

Проведите границу

Рассмотрим следующую ситуацию.

Семейный праздник, большое застолье, где собрались все родственники. За одним столом сидят все гости наслаждаются угощениями. Идет бурное обсуждение новостей из жизни, воспоминаний прошлого, друзей и знакомых. Все смеются. Дети встревают в разговор, подключаются к обсуждению, всех это забавляет. Кто-то из взрослых разговаривает с чужим ребенком, тот грубо отвечает. Веселье от этого только увеличивается. Классический пример из жизни. Знакомо?

Что же здесь не так?

При воспитании подрастающего поколения важно четко видеть и обозначать границу между детьми и взрослыми, между зоной дозволенного и нет. В нашем примере она может выглядеть в виде создания отдельной зоны, отдельного стола для детей

А, возможно, и отдельной комнаты. Таким образом, дети будут ограждены от общих разговоров и бесед. Им самим будет веселее. Они смогут быстрее наладить между собой контакт, подружиться, обсуждать свои темы, играть в интересные игры. А в отношении к старшим будут вести себя более сдержано и скромно

В нашем примере она может выглядеть в виде создания отдельной зоны, отдельного стола для детей. А, возможно, и отдельной комнаты. Таким образом, дети будут ограждены от общих разговоров и бесед. Им самим будет веселее. Они смогут быстрее наладить между собой контакт, подружиться, обсуждать свои темы, играть в интересные игры. А в отношении к старшим будут вести себя более сдержано и скромно.

Таким образом, младшее поколение научится подсознательно чувствовать дистанцию, и в дальнейшем у него не будет возникать желания перебить старшего, грубо ответить или влезть в чужой разговор.

Как воспитать полноценную личность

В ребенке заложен огромный потенциал, который позволяет ему развиваться в связи с его природными качествами и наклонностями. Дети еще не имеют жизненного опыта, но они такие же полноценные люди, как и взрослые. Нужно прислушиваться к их мнению, учитывать его желания и потребности.

Порой нужно говорить ребенку «нет», но тогда, когда это действительно необходимо, а не потому что он нам мешает. Дети много не понимают, часто не способны оценить свои поступки. Но необходимо тактично пресекать их ошибки, не задевая и не причиняя душевной боли.

Только не унижая достоинство ребенка можно воспитать полноценную личность. Когда ребенок знает, что его любят и ему доверяют, он станет высказывать свое мнение и уважать других.

К сожалению, многие родители не представляют, что можно воспитывать свое чадо без крика, угроз и оскорблений. Как часто дети слышат: «Ты, что, совсем дурак, простых ы вещей не понимаешь?», «Еще раз тебя с этим мальчиком увижу – выдеру».

Наказывать ребенка порой необходимо. Но при этом не обязательно “драть его как сидорову козу” вне себя от ярости. Взрослые в состоянии придумать наказание, которое не оскорбит ребенка, но при этом он будет его бояться. Если система наказаний продумана, то она тоже может благотворно влиять на формирование личности ребенка.

Рассмотрим такой пример.  Сын, играя во дворе, испачкал куртку. Как поведет себя мама?

Решение проблемы № 1 (наиболее распространенное)

«Ты опять весь в грязи, как свинья! Ты наказание, а не ребенок! Я сто раз тебе говорила, чтобы ты не лез в грязь, бестолочь! А ну марш домой сейчас же! Ты у меня неделю на улицу не выйдешь!»

Решение проблемы №2

«Сынок, я тебя предупредила два раза, чтобы ты не лез в грязь. Ты опять запачкал куртку, и ее нужно стирать. Завтра гулять ты не идешь, потому что куртка не успеет так быстро высохнуть, а другой у тебя нет». И мальчик действительно не выходит на следующий день во двор, так как мама держит свое слово. 

Ребенку необходимо понимать, когда родители действительно запрещают ему что-то, и за этим последует серьезное наказание. Это сложнее, чем оскорблять и бить, но такое воспитание позволит развиваться маленькому человеку как личности.

Что такое личные границы

Личные границы разделяют собственное и чужое. Личные границы – это то, что человек может назвать своим. Собственная комната, личный мобильный телефон, свое мнение, чувства и переживания – это и есть личные границы, и каждый человек имеет право их отстаивать. Родители также должны объяснять малышу, что личные границы есть не только у него, но и у всех окружающих людей. Чужое мнение, слова, эмоции, пространство также нужно уважать и ценить. 

Впервые со своими собственными границами ребенок знакомится в семье, поэтому родители с раннего возраста должны показывать крохе, что личные границы (свои и чужие) достойны уважения. Взрослым не нужно забывать, что дети учатся на их примере

Если мама рассказывает о том, как важно уважать чужие границы, но при этом без разрешения смотрит социальные сети или мобильный телефон папыстаршего ребенка, у малыша может возникнуть диссонанс. То есть, авторитетный человек учит одному, а на примере показывает, что можно делать по-другому

С возрастом детям нужно давать больше свободы, чтобы они сами учились управлять своими эмоциями. На самом деле, это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. 

Не наказывайте и не унижайте прилюдно

Прогуливаясь по торговому центру в выходной день, часто наблюдаешь картину, как сначала из-за угла доносится громкий детский рев и крик взволнованной мамы, потом появляется «счастливая семейка».

Возможно, малыш устроил истерику, и мать ничего не смогла больше придумать, как высказать все свое возмущение на глазах у случайной публики.  Может просто баловался, а родители решили немедленно его воспитать «по всей строгости закона».

В любом случае это не лучшее решение для взрослого. Крики в присутствии посторонних не возвысят вас ни в глазах окружающих, ни в глазах ребенка. Он будет чувствовать публичное унижение и обиду. Такой сценарий может повторяться дальше до бесконечности.

Лучший вариант, сказать: «Будешь баловаться, придем домой, я тебя накажу».

В ответ он может сделать вид, что не слышал, и продолжить веселиться вам наперекор. Через какое-то время он успокоится, и вы сможете спокойно продолжить прогулку. В любом случае, по приходу домой нужно выполнить свое обещание.

В следующий раз ваше дитя будет более благосклонно и исполнительно относиться к вашему замечанию о поведении.

Хотите, чтобы ребенок уважал старших, уважайте его сами.

Будьте авторитетом

Авторитет и уважение стоят на одной чаше весов в обществе. У детей точно так же. Но сам по себе авторитет не приходит, его приобретение – это кропотливый труд отца и матери.

Авторитетность родителей в глазах ребенка складывается из их отношения друг к другу, к родным, близким, окружающим, из их поведения в кругу семьи, в обществе. Он все это видит и искренне принимает.

В первую очередь, надо с уважением относиться друг к другу и окружающим, избегать всевозможных конфликтов в присутствии детей. У ребенка со временем сформируется аналогичный шаблон поведения и слово «уважение» будет для него не новым.

Родительское слово должно быть неоспоримо, как закон. Для этого необходимо исполнять свои обещания. Пообещали купить игрушку – покупайте. Сказали: «накажу», – наказывайте. Даже, если будет жалко или нет желания, или давно уже простили.

Сложно?

Да. Зато вы будете для него авторитетом, а ваше «слово» будет иметь вес.

Два главных «нельзя»

Первое — нельзя бить других (разумеется, кроме самозащиты). Малышу можно объяснить это правило просто: «Твой папа не идет драться с соседом, если тот, например, включает телевизор слишком громко. И ты не можешь колотить приятеля».

Второе — нельзя распоря­жаться тем, что принадлежит другому. Нельзя отбирать чужие игрушки, портить чужую одежду и т. д. «Ты не можешь взять эту куклу, потому что ее подарили Насте и она ей нужна. Тебе же не понравится, если кто-то заберет у тебя мячик». Начинать внушать эти правила никогда не рано, но ждать, что малыш начнет понимать, что чувствует другой человек, следует не раньше 2−3 лет, когда ребенок достигнет определенной автономии в управлении своим телом и сможет обходиться без посторонней помощи в привычных ежедневных манипуляциях: научится самостоятельно одеваться, есть, пользоваться туалетом… До этого времени ребенок еще не полностью отделяет себя от матери. Чтобы иметь возможность поставить себя на место другого, ему сначала необходимо получить представление о себе самом, существующем отдельно от других.

Десять ошибок, которые не стоит допускать

Верить, что ребенок подрастет и сам поймет и выучит все правила (например, что ему «объяснят» их в школе или во дворе). Чтобы повзрослеть, ему нужна именно ваша помощь.
Думать, что достаточно один раз объяснить правила. Необходимо многократное повторение и закрепление. Кроме того, фаза протеста и тестирования ребенком границ неизбежна.
Запрещать слишком много. Ограничения должны быть разумными и соответствовать возрастным потребностям ребенка.
Отдавать приказания без объяснения, требовать безоговорочного повиновения. Ребенок обязательно найдет возможность реализовать подавленные желания позже, и скорее всего не в самой безобидной форме. Жесткий авторитарный родительский стиль опасен тем, что ребенок, став взрослым, будет воспроизводить его в своей жизни, устанавливая отношения с людьми исключительно в диапазоне «от тирана до жертвы».
Обещать наказание за нарушение правила и «забывать» о нем

Важно показать, что неприемлемое поведение всегда влечет за собой последствия.
Не соблюдать последовательности в ограничениях, запрещать сегодня то, что вчера было разрешено. Ребенок должен чувствовать предсказуемость окружающего мира, иначе он запутается и перестанет понимать, чего от него ждут.
Испытывать чувство вины, лишая малыша чего-то, что может доставить ему удовольствие

Некоторым родителям (чаще всего тем, кто не получил достаточно любви в детстве или страдает от отсутствия поддержки сейчас) трудно привыкнуть к мысли о том, что время от времени им придется разочаровывать ребенка.
Думать, что, запрещая, вы становитесь менее любящим родителем. Напротив, вы проявляете гораздо больше любви, терпения, изобретательности, воспитывая ребенка, чем во всем потакая ему. И он начинает видеть в вас интересную, сильную, творческую личность, а не инструмент для претворения в жизнь всех его капризов.
Порицать не поступок, а самого ребенка, «приклеивать ярлыки». Если малыш взял без спроса в магазине шоколадку, ни в коем случае не унижайте его, не стыдите публично, не называйте воришкой. Нужно спокойно, используя минимум слов, выбирая понятные выражения, объяснить, что такое воровство и как к нему относится общество.
Читать длинные нотации, пускаться в пространные объяснения. Малыш вас попросту не поймет, заскучает и перестанет слушать. Вместо морализаторства попрактикуйтесь в сочинении сказок, историй, стихов.

Мама и папа в роли друга для ребенка

Много времени мы проводим с ребенком, находясь не в роли учителя или воспитателя, а в роли друга. А друг – это тот, с которым можно пошутить и посмеяться, который выслушает все ваши проблемы, просто поиграть.

Если мы хотим быть авторитетом для ребенка, своим поведением, своей реакцией мы должны дать почувствовать ему, что:

  • «Я тебя понимаю».
  • «Я тебя слышу».
  • «Я тебе сопереживаю».
  • «Я тебя поддерживаю».

Чтобы быть авторитетом для ребенка, он должен вам доверять. А это значит, что он может прийти к вам со всем, что у него на душе. Поэтому вы должны быть открыты для этого, вы можете сказать ему «Ты можешь рассказать мне все, что угодно. Я обещаю, что выслушаю тебя. Я тебя не буду ругать». Очень многие дети боятся говорить правду, они начинают обманывать, лукавить.

Когда ребенок говорит вам что-то неприличное («письки», «какашки» — любимые темы у малышей), не спешите ругать его или пристыжать за это. Скажите, что вы можете с ним обсуждать эти темы, но на улице такие слова лучше не говорить – могут подумать, что это не очень воспитанно, не очень вежливо. «Не говори эти слова в садике, но со мной ты можешь».

Если ребенок говорит вам какой-то секрет, не предавайте его, никому об этом не рассказывайте. Если того требует ситуация, расскажите близким, но чтобы ребенок об этом не узнал. Иначе в другой раз он не пойдет к вам со своим секретом. Ребенок должен знать, что он может рассказать вам все (даже если это что-то неприятное) и это останется только между вами. Это залог того, что в будущем ребенок будет приходить к вам со всем, что его беспокоит и мучает.

Читать далее: Что делать, если ребенок раздражает?

Покажите ребенку, что вы его понимаете. Если ребенок выражает какие-то чувства (злость, досаду), скажите ему «Я понимаю, ты сейчас злишься», «Я понимаю тебя». Т.е. не спешите сразу же прекращать его эмоцию («Перестать плакать», «Перестань злиться», «Не нужно раздражаться»). Проблема в том, что мы очень часто стремимся наложить запрет на выражение чувств малыша, что это неправильно или неуместно в данной ситуации.

Учите правилам поведения в социуме

Когда малыш, который пребывает в негативном состоянии, успокоится после вашего разговора, объясните ему, как люди в социуме взаимодействуют друг с другом. Ваш рассказ должен быть нескучным, увлекательным, чтобы кроха заинтересовался и чему-то научился. Можно использовать мультфильмы, книги с яркими картинками или привлечь игрушки, которые «покажут» много разных жизненных ситуаций и выходов из них. 

Малыш должен понимать, что он – хозяин своих вещей и имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению. Но отстаивать свои игрушки можно не только с помощью кулаков или слез. С любым человеком, независимо от возраста, нужно уметь договариваться. 

Какими бывают личные границы:

  1. Предметные. У детей должны быть личные вещи. Ни в коем случае не говорите, что ничего своего у ребенка нет, потому что все игрушки, одежду, книги ему покупают родители. Если вы вручаете малышке куклу, скажите: «Это – твоя игрушка. Ты – ее хозяин». Девочка отныне имеет право распоряжаться своей куклой так, как хочет. Если дочка захочет подарить подружке новую куклу, не препятствуйте ее решению. Только не покупайте сразу же нового пупса. Дочка должна научиться отвечать за свои действия. Не нужно заставлять малыша делиться своими игрушками. «Какой ты жадный, дай поиграть свою машинку мальчику» – родители не должны так говорить, ведь машинка принадлежит ребенку, и он сам решает, как с ней поступить. «Может, поменяетесь с мальчиком игрушками?» – можно предложить такой вариант, который устроит обе стороны. Чтобы ребенок научил уважать чужие границы, родители должны ценить границы своего малыша. Вы не должны брать без разрешения вещи малыша, распоряжаться ими по своему усмотрению, заходить без стука в его комнату.
  2. Телесные. Если кроха не хочет надевать свитер, потому что он колется, не заставляйте. Если ребенок не хочет, чтобы вы его обнимали, целовали, не нужно этого делать. Вам нужно научиться уважительно относиться к слову «нет», которое говорит ваш ребенок. 

Как взрослые могут нарушать физические границы малышей:

  • заставлять спать;
  • насильно кормить;
  • заставлять заниматься тем, что неинтересно ребенку;
  • применять физическое наказание.

У каждого человека существует своя зона комфорта. Взрослым нужно это учитывать и не нарушать личное пространство ребенка, если он этого не хочет.

Трехлетний малыш уже может выбирать, в какой одежде он пойдет в садик, куда хочет пойти на прогулку, какое блюдо хочет на обед. Давайте крохе возможность сделать собственный выбор. «Кого ты хочешь взять с собой в кроватку: мишку, куклу, зайчика?». Не критикуйте решение ребенка поступить так, как он хочет, иначе в будущем сын или дочь так и не научатся отстаивать свое мнение. 

Также у каждого ребенка есть право на личные переживания и чувства. Родители должны уважать и принимать чувства малышей, а также не перекладывать ответственности за свои негативные эмоции на маленькие плечики. 

Личный пример и правила

Немаловажно показывать на собственном примере проявление уважения и благодарности к окружающим людям. Научите ребенка говорить «пожалуйста» продавцу, объясните, почему необходимо говорить «спасибо» официанту, почему надо извиниться, если случайно кого-то задел или наступил на ногу

А главное, не просто объясняйте, а показывайте это на своем примере

Научите ребенка говорить «пожалуйста» продавцу, объясните, почему необходимо говорить «спасибо» официанту, почему надо извиниться, если случайно кого-то задел или наступил на ногу. А главное, не просто объясняйте, а показывайте это на своем примере.

Расскажите, что обсуждать людей – это невоспитанность. Если надо что-то сказать, то только тому, кому это предназначается услышать. А взрослые вообще должны быть «неприкасаемыми» в этом вопросе. И не забывайте сами выполнять эти правила.

Составьте список того, что делать категорически запрещается: нельзя дерзить родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям, учителям и соседям, нельзя ругаться непристойными словами и прочее. Есть вещи, которые делать категорически нельзя, и есть те, которые делать нежелательно, – это ваш ребенок должен усвоить с раннего детства.

Если вы требуете от ребенка того, чего сами не придерживаетесь, у него вскоре возникнет обоснованное чувство несправедливости и обиды.

Объясните ребенку правила этикета. Со знаниями этикета не рождаются, это приходит в процессе социализации и научить этому должны родители, а не детский сад или школа, хотя, безусловно, и школа, и сад имеют колоссальное влияние. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок способен привыкнуть к некоторым простейшим правилам, таким как слова приветствия, благодарности, обращение к чужим взрослым на «Вы», правила поведения за столом, а также в общественных местах и в транспорте. Поверьте, одного – двух разъяснений будет достаточно, остальное ребенок усвоит из собственных наблюдений.

Учите своего ребенка заботе и труду. Выделите для ребенка несколько домашних дел в соответствии с его возрастными возможностями. По мере взросления объем и сложность обязанностей слегка увеличиваются, а понимание смысла и значимости труда приходят безболезненно и сами по себе. В норме ребёнок хочет заботиться и помогать родителям, и, если родитель принимает эту заботу с благодарностью, желание ребенка усиливается. Проявите любовь и терпение к его ошибкам, и принцип взаимного уважения и благодарности не заставит себя ждать.

Виктория Вострецова

Кем вас видит ваш ребенок?

Эксперты портала «Я-родитель» разработали тест для родителей, который поможет понять, кем видит вас собственный ребенок – другом, тираном или слугой, и что следует изменить в отношениях с ним, чтобы достигнуть взаимопонимания.
Пройти тест

Какие права имеет ребенок

Любой ребенок в первую очередь имеет право на уважение. Его нужно воспитывать, а не дрессировать. Если вы дрессируете собаку и говорите «ко мне», собака должна выполнить команду. Но когда вы зовете ребенка «А ну немедленно иди сюда!», он совсем не обязан вас слушаться. Вы ведь не побежите, когда вас будут так «приглашать».

Ребенок должен знать, что для вас важно то, что он делает. Тогда он станет уважать и ваши дела и право на уединение

Ребенок может не так мало, как кажется. Он вполне способен справиться с некоторыми взрослыми делами в 6-7 лет без контроля со стороны родителей, когда видит, что с ним считаются.

Теперь дети, едва немного подрастут, ставят под сомнение принцип одностороннего уважения. Поэтому не нужно кричать на ребенка, унижать его в присутствии других людей, бить, говорить с ним свысока, совершать поступки, которые противоречат вашим словам.

Зачем нужно уважать детей

Мы не уважаем своих детей даже тогда, когда потакаем их капризам. Уважать – не значит плясать под чью-то дудку и полностью принимать чужую позицию. Но и нельзя полностью пренебрегать желаниями и чаяниями ребенка, унижать его. Рассмотрим несколько ситуаций.

Ситуация первая. Мама велит сыну – третьекласснику помыть посуду. «Мама, я сейчас, только кораблик дострою». «Немедленно помой посуду. Я не собираюсь повторять и ждать. Привыкай слушаться с первого раза»

Маме невдомек, что кораблик для сына сейчас самое важное дело, которое необходимо закончить. С посудой ничего бы не случилось, если бы она полежала 10-15 минут в раковине

Зато сын получил первый урок неуважения. 

Ситуация вторая. Мама приходит забирать дочь из детского сада, и воспитательница сообщает ей, что девочка плохо вела себя за столом: смеялась, мешала обедать другим. «Она смеялась даже после того, как вы сделали ей замечание?» — удивилась мать. «Вот еще – стала возмущаться воспитательница. И не собиралась. Всех, кто баловался, я просто выгнала из-за стола. Они уже большие, должны понимать, что к чему. А вы хорошенько накажите дочь, чтобы в следующий раз подобное не повторилось».

А дети просто хотят, чтобы с ними поступали справедливо, не наказывали их, когда они считают, что не виноваты. Иногда достаточно просто выслушать ребенка и что-то объяснить ему. 

Если на ребенка постоянно кричат, не слушают чего он хочет и о чем мечтает, он замыкается. Неуважение к ребенку приводит к его отстраненности от матери и отца, к заниженной самооценке, даже агрессии. 

Ребенка не поняли, унизили. Это случилось не раз и не два. В конце концов он вырабатывает модель поведения, которая для него удобна: врет, притворяется. Возможно он надеется «стать большим и отомстить». Или просто вырастает и начинает унижать своих и чужих детей.

Особенности общения с детьми младшего дошкольного возраста (до 3 лет)

В первые годы жизни коммуникация с ребенком происходит в одностороннем направлении. Здравомыслящие родители помногу разговаривают со своим малышом, не ожидая от него скорого ответа

Маме и папе важно вести диалог с чадом с самого рождения – рассказывать сказки, описывать окружающие предметы, свои действия и даже эмоции. Как правильно общаться с ребенком до года?

Прежде всего, правильно. Речь не должна быть «детской» – сюсюканье породит в будущем проблемы с дикцией. В педагогике есть такое понятие, как «малышовая речь». Оно подразумевает, что с детьми нужно разговаривать их языком – простым и понятным, не используя сложных словесных конструкций. Предложения нужно строить короткие и из знакомых ребенку слов.

В первую очередь общение сводится к обсуждению бытовых вопросов – не стоит рассказывать грудничку о чем-то глобальном

Для начала важно научить его примитивным вещам. Как показывает практика, дети, родители которых разговаривали с ними с самого рождения, быстрее начинают говорить сами, а в дальнейшем у них успешнее проходят и остальные процессы обучения

Теперь выясним, как общаться с ребенком после года. До двух лет у детей активно развивается речевой аппарат. Это знаковый период в их жизни, успешное окончание которого полностью зависит от родителей

Именно сейчас важно, чтобы они научились правильно общаться с детьми. Как строить диалог с малышом до трех лет? По тому же принципу «малышовой речи»: короткие предложения, четкое произношение слов, ясная формулировка мыслей

Дети в этом возрасте не понимают сарказма и болезненно реагируют на насмешки, все слова взрослых они воспринимают всерьез и верят родителям безоговорочно

Чтобы впоследствии не было проблем в общении с ребенком, нужно стараться говорить ему только правду – это поспособствует формированию доверительных взаимоотношений с ним и приучит малыша рассказывать обо всем важном родителям, не утаивая от них важной информации

В этом возрасте дети тянутся к сверстникам, но они еще мало контактируют с ними. Они играют с детьми во дворе, подражают им, однако это еще трудно назвать коммуникацией и уж тем более – дружбой. В три года малыши отличаются несколько асоциальным поведением – они дерутся, ругаются, плачут, отнимают друг у друга игрушки

Важно, чтобы родители объясняли, как ребенку вести себя в коллективе, не потворствовали всем его желаниям и прививали ему понятие о субординации с взрослыми людьми и незнакомцами